Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Позиции коммуникатора: 1)открытая (объявляет себя сторонником сообщаемой точки зрения.); 2)отстраненная (сопоставляет противоречивые точки зрения, держится нейтрально); 3) закрытая (сознательно умалчивает о своей позиции).

Информация – то, что передается: 1) констатирующая (в форме сообщения), не предполагает изменений в поведении собеседника; 2) побудительная (приказ, совет, просьба) – стимулирует действие. Виды стимуляции: активизация (побуждение); интердикция (побуждение, не допускающее определенных действий); дестабилизация (нарушение определенных форм поведения или деятельности).

Характеристики информации: содержание, объем, сложность, композиция, близость опыту партнера (интересам, уровню образования и т.д.).

Канал – способ передачи информации.По типу организации канал бывает: 1) аксиальный (axis – ось) – адресная передача; 2) ретиальный (rete – сеть) – ориентация на множество вероятных адресатов.

Распространение информации в обществе происходит через фильтры «доверия – недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться не принятой и наоборот. Совокупность средств, обеспечивающих более полное принятие информации – фасцинация. Примером фасцинации может выступать музыкальное сопровождение речи.

Реципиент (аудитория): тот, кто воспринимает информацию. Эффективность воздействия на аудиторию зависит от следующих ее характеристик:

а) отношение к коммуникатору предполагаемой информации. Если аудитория доверяет коммуникатору, настроена по отношению к нему доброжелательно, она не склонна подыскивать контраргументы. Если аудитория не доверяет источнику информации, не хочет подвергнуться его влиянию, она склонна защищаться, подготавливать контраргументы, отрицать «неудобное» для нее сообщение;

б) уровень подготовленности к восприятию сообщения;

в) возраст. Например, установки молодой части аудитории менее стабильны, на них легче влиять.

Эффективность передачи выступает в форме принятия – отвержения. Принятие: внешнее – внутреннее; полное – частичное; осознанное – неосознанное; устойчивое – неустойчивое; непосредственное – отсроченное.

Обратим внимание на то, что, в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений. Декларация успешной, просвещающей коммуникации
, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.

Желание воздействовать на аудиторию в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, нередко вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Препятствием зачастую становится и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, – неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию. Исследователи социальных процессов стали ощущать односторонность и ограниченность принятых ранее моделей коммуникации. Появились дополнения и уточнения существующих моделей. Так, например, Р. Бреддок вводит в структуру новые компоненты - цель, с которой говорит коммуникатор и условия, в которых протекает коммуникативный акт.

Модель ск г. Гербнера

В 1956 году американский исследователь массовой коммуникации Г.Гербнер представляет расширенный вариант модели СК.

Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла:

Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями.

Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид: 



Эта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации выступает как открытая система. Г. Гербнер.

В 1978 г. отечественный ученый П. С. Гуревич предложил продолжить формулу Г. Д. Лассуэлла следующим образом: «Кто получил сообщение – как изменилось его представление – какое отношение сложилось к инициатору коммуникации – как обеспечивалась обратная связь – какой эффект воздействия на самого пропагандиста



Модель Шеннона-Уивера

В конце 40-х годов математик Шеннон совместно с У. Уивером по заказу лаборатории "Белл Телефон" разрабатывает свою коммуникационной моделью, в которой коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся:

источник информации, продуцирующий сообщение;

отправитель, кодирующий сообщение в сигналы;

канал, проводящий это сообщение;

получатель;

цель, или место назначения.



Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение.

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера, привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюера, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:



Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение". Отправитель переводит "сообщение" в "информацию" (кодирует), которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.

В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.


.

Выделяют четыре основных вида слушания:

  1. Критическое (направленное). Ситуация, при которой слушающий оценивает слова собеседника, без влияния эмоций, анализирует их и потом делает свои выводы. Такой тип слушания рекомендован при обсуждении проектов, идей – для отбора полезной информации и принятия правильных управленческих, стратегических и тактических решений. В то же время критическое слушание может не подходить при получении новых знаний или информации, которую сложно понять без подготовки.

  2. Эмпатическое. Слушание, основанное на «считывании» эмоций и настроения собеседника. При полном погружении в эмоции говорящего, слушающий показывает полное доверие к получаемой информации. При таком общении собеседники могут высказать свою точку зрения, без критики и предвзятости. Эмпатическое слушание подходит при необходимости установить контакт с новым человеком, а также при решении различных конфликтных ситуаций. 

  3. Нерефлексивное (пассивное). Минимальное вмешательство слушателя, который, в тоже время, внимательно сосредоточен на предмете разговора. Пассивное слушание может включать кивки, поддакивание. Подходит для ситуации, когда нужно выслушать говорящего, который волнуется, застенчив или неуверен в себе.

  4. Активное. Рефлексивный вид слушания, при котором слушатель устанавливает связь с говорящим посредством принятия активного участия в беседе. Этого можно достичь путем расспрашивания с помощью наводящих вопросов, перефразирования мыслей говорящего, резюмирование сказанного в конце разговора и пр. Когда собеседник показывает свои положительные или отрицательные эмоции, нужно понять и прочувствовать его настроение, искренне стараться помочь. Такой тип слушания лучше всего подходит для разных форматов продаж и работы с людьми.

3.Компетентность и причины плохой коммуникации. Вербальная коммуникация и невербальная коммуникация.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.


Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

  2. предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;

  3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

  4. отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

  5. пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;

  6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

  7. неверный выбор стратегии и тактики общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

  • речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);

  • неречевому (невербальному).

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека проявляется в ясности его речи», — отмечали еще древние ораторы.) Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы

  2. и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

  3. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

  4. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%