Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В наше время в России широко распространено мистическое истолкование происхождения болезней и отсутствие у многих пациентов научного подхода к анализу причин его заболевания. Следует отметить, что к особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и различные суеверия. Разнообразие этих суеверий довольно широко и включает мистическое, магическое – иррациональное – истолкование истоков их болезни и др.
Образование и культура. Уровень образования человека и уровень его культуры также оказывают влияние на оценку субъективной тяжести болезни. В особенности это относится к уровню медицинской образованности и культуры. В этом аспекте отрицательными в психологическом отношении оказываются крайности. Это и низкая медицинская культура, и высокая. Они с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые и даже неадекватные реакции. Механизмы же их будут различаться: в одном случае, это будет связано с недостатком информированности, знаний, в другом – с избытком информации о болезнях, их тяжести, течении, способах лечения и исходах болезней.
7.Структура (уровни) внутренней картины болезни.
В структуру внутренней картины болезни включаются четыре основных уровня:
1. Чувственный – комплекс болезненных ощущений.
2. Эмоциональный – переживания заболевания и его последствия.
3. Интеллектуальный – представление и знания пациента о болезни.
4. Мотивационный – выработка определенного отношения к болезни, активизация деятельности, направленной на выздоровление.
8.Психологические мотивы отказа от приёма лекарств.
Психологически большинство стационарных больных, желающих "как следует" лечиться, предпочитают не таблетированные формы, а внутримышечные или внутривенные инъекции, однако часть больных очень боится инъекций и стремится всеми путями их избежать; по возможности меньше инъекций следует назначать детям.
Около трети стационарных и две трети амбулаторных больных нерегулярно принимают или, вообще, не принимают назначенную терапию. Лекарства наиболее часто не принимаются в силу следующих причин:
-
Экономических проблем (что в настоящее время становится определяющим). -
Негативного отношения к врачу или медицинскому учреждению, в котором было назначено лечение (чаще - недоверие). -
Опасения различных осложнений, в т.ч. привыкания; причем нередко выясняется необоснованность этих опасений. -
Отрицания болезни. -
Боязни утраты тождества своего "Я", уважения к себе (прием лекарственных средств символизирует болезнь, костыль калеки). -
Позиции, что болезнь - это справедливое наказание. -
Влияния предрассудков и религии. -
Непринимание лекарств выгодно больному. -
Различных психических нарушений.
9.Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления.
Госпитализм - широкое понятие, включающее в себе неблагоприятные, в первую очередь, психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние больного. Госпитализм чаще наблюдается у детей и у них он проявляется более выражено в связи с их психической и вегетативно-соматической незрелостью.
Наиболее часто встречающиеся влияния, ведущие к госпитализму, объединяют под названием психической депривации. Психическая депривация - это состояние, развивающееся при отсутствии условий для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей в течение длительного времени.
Центр тяжести психической депривации может быть в эмоциональной (которая для развития госпитализма имеет наибольшее значение), в сенсорной и интеллектуальной областях.
У детей проявлениями психической депривации могут быть:
а) понижение фона настроения, удрученность, плач;
б) шумный, злобный протест; беготня, поиск матери;
в) аутизм, замкнутость;
г) неподходящая адаптация к среде учреждения;
д) обще-интеллектуальное снижение.
Профилактика госпитализма заключается прежде всего в том, чтобы пребывание ребенка в лечебном учреждении было как можно более коротким.
10.Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления.
Ятрогения обозначает заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие неправильных слов врача, оказавших на больного, на его психику, а через нее и на весь организм отрицательное влияние. Ятрогения может возникнуть не только на почве того, что сказал врач, но и на почве того, чего он не сказал, хотя должен был. В происхождении ятрогении надо усматривать две неразрывные стороны: неправильное поведение врача и особенности личности больного (повышенную тревожность, мнительность и т.п.).
Проявления ятрогений различны - от относительно легких, кратковременных, самостоятельно полностью проходящих невротических реакций до реактивных состояний с выраженными депрессивными проявлениями и суицидальными попытками (в т.ч. и завершенными), затяжных невротических состояний или патологических развитий личности.
Если ятрогения - это, собственно, неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибочного использования психологических форм общения, то
ятропатия - отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача, в том числе необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований и лечения в ущерб здоровью больного (чаще это - необоснованное назначение лекарств или процедур типа спинномозговой пункции).
11.Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты.
Врачебная тайна включает в себя 3 вида сведений: о болезнях, интимной и семейной жизни.
Соблюдать врачебную тайну обязаны не только врачи, фельдшера, медицинские сестры, но и другие медицинские и фармацевтические работники; при этом врачебной тайной являются только те сведения, которые стали известны в связи с выполнением профессиональных обязанностей.
Иногда врачебную тайну необходимо хранить и от самого больного.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может произойти умышленно или по неосторожности.
Медико-психологическая основа учения о врачебной тайне формулируется следующим образом: не должны разглашаться третьему лицу какие-либо сведения, касающиеся больного, без его согласия, если они почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашение их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, узнав от больного сведения, содержащие опасность для общества, необходимо выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации.
Такое определенное противоречие должно решаться законодательно и чем более совершенна правовая база общества, тем более конкретно в законе оговариваются все вопросы, связанные с врачебной тайной и, особенно, возможностью её разглашения, ведь во многих странах обязанность врача сохранять врачебную тайну выделена в особую юридическую норму и за нарушение врачебной тайны врач может нести уголовную ответственность.
В "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" говорится о врачебной тайне, но в уголовном кодексе РФ понятие врачебной тайны не фигурирует. Ответственность за её разглашение может, в первую очередь, наступить за нарушение неприкосновенности частной жизни, халатное - ненадлежащее - выполнение должностных обязанностей (по Уголовному кодексу РФ) и в качестве компенсации морального ущерба (по Гражданскому кодексу РФ).
12.Эйтаназия, этические и правовые аспекты.
Эйтаназия (эвтаназия) - прекращение жизни тяжело или смертельно больного человека с согласия его самого или родственников (если он в бессознательном состоянии) при участии врача.
Различают активную эйтаназию - намеренное, из сострадания, причинение смерти (или "метод наполненного шприца") и пассивную эйтаназию - намеренное прекращение мер по продлению жизни ("метод отложенного шприца").
Одна из основных причин возражений против эйтаназии - страх перед возможностями злоупотреблений и все более широкой трактовкой показаний к ее осуществлению, хотя правомерность пассивной эйтаназии получает всё большее поддержку.
В России статья 45-я "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" прямо запрещает эйтаназию (без разделений на активную и пассивную). Осуществление эйтаназии попадает под статью 105-ю (убийство) Уголовного кодекса РФ.
В настоящее время как альтернатива эйтаназии развиваются хосписы - медицинские учреждения, осуществляющие лечение и уход за умирающими.
Э.Кюблер-Росс считает, что процесс смерти - это характерный психический процесс, в котором можно выделить 5 этапов:
1. Вначале чаще всего отмечается реакция отрицания возможности близкой смерти.
2. По мере осознания реальности отрицание сменяется гневом, возмущением.
3. Следующий этап условно получил название "сделки с жизнью".
4. Последующие переживания могут проявиться депрессией.
5. На последнем этапе (полного смирения) происходит принятия безысходности положения и измученный больной желает отдохнуть, уснуть.
Бывает, что человек, приняв однажды факт скорой смерти, смирившись с судьбой, вновь все отрицает и строит планы как жить.
В случаях выздоровления, когда больной был "на волосок от смерти... все уже похоронили", Свенсон добавил 6-й этап - возвращение к жизни
13.Психология умирающего больного.
Танатология - отрасль медицинской науки, занимающаяся всем комплексом проблем, связанных со смертью.
В старости люди чувствуют смерть более близкой. Одиночество, постоянное ослабление привычных связей с жизнью усугубляют это чувство (поэтому 60-70-ти летние люди часто начинают говорить о своей смерти).
Центральной проблемой большинства религий является вопрос о жизни после смерти. Религия, как правило, дает верующим успокоение за счет различных представлений о том, что со смертью жизнь не прекращается, что возможно ее продолжение в иной форме и после смерти. Поэтому религиозный человек чаще (но не всегда) умирает спокойно, легко.
Человек обычно умирает так, как жил. Те чувства, образ мыслей, поведение, которые были характерны для его жизни, свойственны и его смерти; у человека обычно не происходит перед смертью выраженных изменений личности.
Ошибочно утверждение, что человек всегда хочет жить. Измученный невыносимыми болями, больной может ждать смерть как избавление, как выход.