Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целесообразно остановиться на реакции психики ребенка и родителей на острое и хроническое заболевание. Острое заболевание нетяжелого характера, переносимое в привычных домашних условиях, редко приводит к особому беспокойству. Тяжелее психологическая реакция у хронических больных, особенно если заболевание тяжелое, длительно протекающее и (или) неизлечимое. Немаловажное значение имеет и тот факт, является ли заболевание врожденным, прогрессирующим со временем или приобретенным. Тяжелые неизлечимые заболевания детей часто вызывают бурную эмоциональную реакцию у родителей. Они могут необоснованно обвинять врачей в неправильном лечении, ходить от одного врача к другому в надежде на новые методы лечения, заниматься самолечением или даже обращаться к экстрасенсам и знахарям. У родителей может развиться чувство вины, они начинают заниматься самобичеванием или взаимными обвинениями, что оказывает негативное влияние на обстановку в семье в целом в тот момент, когда, наоборот, все члены семьи должны сплотиться в борьбе с недугом и помогать друг другу. Медицинские работники должны помочь родителям осознать факт тяжелой болезни их ребенка и их возможности в борьбе с ним.

Еще важнее помочь ребенку приспособиться к новым условиям существования в связи с наступившей болезнью. Самая сложная ситуация создается в том случае, если заболевание неизлечимо, смертельно. Врачу очень трудно сообщить сам диагноз такого заболевания родителям, это неизбежно вызовет тяжелое потрясение, поэтому врач должен делать такое заявление только после завершения всех обследований и при наличии полной своей уверенности в диагнозе. В первый момент после сообщения реакция может быть разнообразной: страх, горечь неизбежной утраты, недопонимание происходящего, могут быть агрессивность со стороны родителей и высказывания необоснованных страшных обвинений, о которых они впоследствии жалеют. Их сознание сначала отказывается воспринимать страшную весть, и они вновь и вновь обращаются к доктору с просьбой объяснить, в которой подразумевается скрытая надежда на иной диагноз и прогноз. Даже после разъяснений они многократно переспрашивают врача о реальном положении.

Следующий этап — подготовка родственников ребенка к предстоящей неизбежной трагедии, связанной с его смертью. Помимо сообщения о реальном положении больного, необходимо поддержание слабой надежды на выздоровление, даже если врач уверен в прогнозе. Он должен разъяснять, что течение заболевания может быть различным, бывают длительные периоды ремиссии, наука идет вперед и изобретает новые методы лечения тяжелых заболеваний.


Лечение такого ребенка должно носить общеукрепляющий характер, поддерживающий его физические силы. Во время пребывания такого больного в стационаре возможность посещений его родственниками должна ограничиваться минимально, это оказывает благоприятное влияние как на ребенка, так и на его семью. Если состояние позволяет, доктор должен найти возможность отпускать пациента с родственниками в краткосрочные поездки, прогулки. По мере ухудшения состояния больного, наступления рецидива заболевания после продолжительной ремиссии меняется психологическое состояние родителей. Отрицание факта тяжелой болезни сменяется пониманием неизбежности ее трагического исхода, все в их жизни отодвигается на задний план, кроме событий, связанных с состоянием ребенка.

Сам ребенок реагирует на факт своей тяжелой болезни по-разному, многое в его реакции зависит от возраста. Обычно он не может осознать, что значит быть неизлечимо больным и что он может умереть. Дети школьного, иногда и более младшего возраста могут ощущать приближение смерти. Они впадают в депрессию, испытывают полное равнодушие ко всему. Реже наблюдается реакция отрицания самого факта болезни. В момент смерти медицинский персонал должен помочь родителям пережить произошедшую трагедию, к их горю необходимо проявить чуткое внимание и понимание. Многие родители стремятся еще раз встретиться с врачом, обсудить еще раз все, что произошло, просто еще раз поговорить о пережитом, тем самым облегчить свои страдания. Задача врача — внимательно выслушать, посочувствовать, убедить, что было сделано все возможное как со стороны медицинских работников, так и родителей, и постараться направить их мысли в позитивное русло, обратить внимание на оставшихся детей, напомнить, что их жизнь продолжается, и помочь им вспомнить свои интересы в прошлом. Кроме своего горя, родители умершего ребенка должны помнить, что не только они пережили тяжелый стресс, но и другие их дети. У них могут возникнуть болезненные реакции, страхи, поэтому такие дети нуждаются в повышенном внимании родителей, которые столь же нуждаются в любви и внимании оставшихся детей.

12.Психологические аспекты общения с пожилыми пациентами (Пациенты пожилого и старческого возраста)

Дом престарелых является медико-социальным учреждением, в котором получают уход и полное содержание люди, которые сами не в состоянии содержать себя, т. е. государство берет на себя функции родственников при их отсутствии или невозможности или отказе от ухода за нетрудоспособным членом семьи.

Дома престарелых бывают разных типов или имеют несколько разных отделений, предназначенных для содержания относительно здоровых, но пожилых людей, а также для людей преклонного возраста, страдающих психическими заболеваниями. В домах престарелых стариков условно принято делятся на две группы: относительно нормальные и с признаками деградации. Помимо стариков, в домах престарелых содержатся взрослые люди и подростки, страдающие слабоумием, а также хронические больные в терминальной стадии прогрессирующего заболевания, несовместимого с жизнью.

Проблемы домов престарелых и их обитателей растут по мере роста средней продолжительности жизни, развития здравоохранения. Обычная физиологическая старость характеризуется прежде всего ослаблением деятельности всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния), уменьшением подвижности, переносимости физических и психических нагрузок. Таким образом, ослабление жизненной энергии обедняет эмоциональный фон всей жизни. Люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь в прошлом, становятся значительно спокойнее, находят все более простые радости, сужается круг чувств и интересов. Если эти процессы носят тяжелый характер, окружающий мир почти полностью перестает интересовать человека, круг его интересов сужается до физиологических потребностей, таких как еда, сон, физиологические отправления. Настроение таких людей становится все более постоянным, в большинстве случаев спокойным, в чем-то апатичным, реже наблюдается подавленность или, наоборот, возбужденность, иногда отмечается большая изменчивость настроения. Беспричинное беспокойство, страхи характерны для настроения стариков, они начинают акцентировать внимание на мелочах, незначительных происшествиях, которым раньше вообще не придавали значения. С нарастанием беспокойства и тревоги может развиться ипохондрический синдром.

В ряде случаев наблюдается преобразование личности. Оно заключается в том, что характерологические особенности личности, присутствовавшие ранее, но не имевшие существенной значимости, выступают на передний план. Например, экономный человек становится скупым и жадным
. Могут происходить и более коренные перемены в личности: экстраверт в молодости становится интровертом в старости, и наоборот.

Степень выраженности старческих нарушений во многом зависит от эмоциональной и духовной насыщенности молодости и зрелого возраста. Воспоминания стариков о пережитом помогают их старости быть более гармоничной. Следует отметить и положительные изменения в мышлении пожилых людей достаточно высокого интеллектуального уровня: они становятся рассудительнее и мудрее, нередко лучше молодых могут разобраться в жизненных хитросплетениях. В случае низкого интеллекта может наступить полный распад психической деятельности, старики вообще перестают думать и живут под влиянием физиологических потребностей. Могут наблюдаться случаи «впадания в детство», на передний план выступают инфантильные черты личности, потребность и ожидание защиты и внимания, наподобие материнской. В тяжелых случаях ослабления самокритичности можно столкнуться с моральными эксцессами: неожиданно возросшими сексуальными потребностями, насилием над детьми, гомосексуальностью. Недостаточная адекватность поведения стариков определяется их резко сниженной способностью к восприятию нового, приспособляемости к новым условиям жизни. Они могут вступать в соревнование с молодыми из чувства зависти, не принимая во внимание свой возраст, и потерпеть поражение, что дополнительно усугубляет сложности их поведения. Одиночество в старости очень тяжело. Оно становится неизбежным, когда вырастают и обретают свою жизнь дети, друзья и родственники постепенно уходят из жизни. Пожилой человек должен заново найти себя, приспособиться к жизни в новом качестве. От этого зависит, насколько будут выражены вышеописанные старческие нарушения поведения.

При патологической старости указанные явления приобретают патологический характер. Таким старикам присущи эгоцентризм, патологические изменения личности, деменция, тяжелые расстройства памяти. Любые соматические заболевания стариков ухудшают их состояние на более длительное время, могут вызвать необоснованное беспокойство. Характерны старческие ночные делирии. Они проявляются в беспокойном неадекватном поведении (двигательном и речевом) больных ночью, о котором они не помнят днем, пребывая в сонливом, апатичном состоянии. В результате эмоциональных перегрузок или как осложнение имеющихся хронических заболеваний может развиться нарушение мозгового кровообращения. У больного возникают нарушения речевых, двигательных и других функций, усугубляющие его уже нарушенную приспособляемость к окружающей действительности в результате старческих изменений личности.


Для поддержания душевного и физического здоровья люди преклонного возраста нуждаются прежде всего в спокойной, мирной семейной обстановке, сохранении привычной обстановки, борьбе с одиночеством. От окружающих родственников и медицинских работников требуются прежде всего умение понять старого человека и уважительное отношение к нему. Продолжительность и качество жизни человека преклонного возраста напрямую зависят от отношения к нему в семье. Ощущение своей необходимости, востребованности советов и мнений дает силы для продолжения жизни, поддерживают интерес к ней и способствуют сохранению светлого разума. Однако существует и другое отношение к старикам, когда семья стремится избавиться от него любыми способами, поместив в дом престарелых или закрытое психиатрическое отделение, для чего требуют признать его психически больным. Разумеется, такое отношение близких создает у престарелого человека чувство заброшенности и ненужности.

Когда вопрос о помещении в дом престарелых решен, необходимо определиться с выбором конкретного учреждения. Направлению в дом престарелых не подлежат лица, нуждающиеся в лечении в закрытых психиатрических учреждениях, в связи с особенностями течения заболеваний, проявлениями агрессивности или асоциальности.

К переезду пожилого человека следует подготовить. Большинство стариков неохотно расстаются со своим жильем, каким бы убогим оно ни было. Если процесс адаптации проходит с трудом, нередко пожилые люди пытаются вернуться домой, не оценивая реально, что больше не могут жить одни, что не могут поддерживать нормальное состояние своих жилищных условий и обихаживать себя, что в доме престарелых условия их жизни значительно лучше. От медицинских работников в таких случаях требуется понимание, что отказ от привычной обстановки, в которой человек провел многие годы своей жизни, — дело, требующее больших душевных сил, а от них требуется терпеливое разъяснение преимуществ новых условий жизни.

В большинстве случаев старики поступают в дома престарелых в состоянии стресса, подавленности, депрессии. Вновь поступающие нуждаются в дружеском приеме, им необходимо помочь найти свое место в новом коллективе. Человеку преклонного возраста сделать это труднее, чем молодому. Наиболее распространенной реакцией на переселение является чувство неуверенности, страх, беспокойство, которые больные пытаются преодолеть, иногда прибегая к высокомерным заявлениям о своем прошлом, заслугах и знакомствах, хвастовству.