Файл: Лекциии по педагогике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Воспитание и школа в античном мире.

Зарубежная педагогика.

Развитие школы и педагогики в России.

Образование в России после Второй мировой войны.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.):

Классификация методов обучения. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.

Методы устного изложения. Основные методы устного изложения:

Наглядные и практические методы обучения. Наглядные методы условно делятся на две группы:

Тема1. Управление образовательными системами. Сущность и основные принципы управления образовательными системами.

Тема 2. Общие принципы управления образовательными системами

Тема3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Тема 4. Основные функции внутришкольного управления

Тема 5. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Тема 7. Коррекционная (специальная) педагогика.

Тема 8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

Тема 4. Основные функции внутришкольного управления


Управленческая культура руководителя школы. Основные компоненты управленческой культуры. Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педаго-гических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. 

Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой.

Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений. Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями.

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.


Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

• несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

• представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

• создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

• проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

• принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

• организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

• создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

• несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др

Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора: заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителей директора школы по научно-исследовательской работе, заместителя по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместителя или помощника директора школы по хозяйственной части.



В последние годы в новых типах школ - гимназиях, лицеях и др. по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школах, 

Тема 5. Классный руководитель в воспитательной системе школы.


Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу данном классе. Сейчас имеется несколько типов классного руководителя:

- учитель предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

- классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции

- в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а так же классного куратора.

Функции классного руководителя. К первому уровню функций относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых. Второй уровень его функций – социально- психологических, к которым относится, прежде всего, организаторская. Третий уровень функции классного рук. выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это – управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Эти все функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя.

  1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

  2. Контролировать успеваемость каждого ученика;

  3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

  4. Приглашать родителей в школу;

  5. Выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

  6. Получать помощь от педагогического коллектива школы;

  7. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

Классный руководитель имеет право вести опытно – экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предметы, если он является еще и учителем - предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.


Обязанности классного руководителя заключается в следующем:

  1. организации в классе учебно–воспитательного процесса, оптимально для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  2. оказании помощи ученику в решении острых проблем

  3. установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности.

Формы работы классного руководителя с учащимися.

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися.Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

- по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные;

- по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

- по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их

- по субъекту организации – организатором детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

- по числу участников – индивидуальные , групповое, массовое.

Тема 6. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

Школа как важнейший социальный институт. Школа как образовательное учреждение