Файл: Лекциии по педагогике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Воспитание и школа в античном мире.

Зарубежная педагогика.

Развитие школы и педагогики в России.

Образование в России после Второй мировой войны.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.):

Классификация методов обучения. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.

Методы устного изложения. Основные методы устного изложения:

Наглядные и практические методы обучения. Наглядные методы условно делятся на две группы:

Тема1. Управление образовательными системами. Сущность и основные принципы управления образовательными системами.

Тема 2. Общие принципы управления образовательными системами

Тема3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Тема 4. Основные функции внутришкольного управления

Тема 5. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Тема 7. Коррекционная (специальная) педагогика.

Тема 8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием



Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специ­фических методах образования, которые могут быть созданы в условиях, как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования.

Основные категории нарушений развития у детей (Дети с нарушениями интеллектуального развития, задержка психического развития у детей (ЗПР), нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи).

Тема 8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием


Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:

в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;

в учреждениях дополнительного образования: центры дополни­тельного образования детей, детские оздоровительные центры раз­личного профиля и др.
Комплектование (групп) компенсирующего вида и учреж­дений «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет­ся постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).
Тесты по дисциплине «Педагогика»

1.Педагогика-это наука о:

а) подготовке учителя к работе в школе;

б) способах научного познания;

в) психологических особенностях личности;

г) физиологических закономерностях развития личности;

д) воспитании человека в современном обществе.


2.В переводе с греческого термин педагогика означает:

А) повторение;

B) воспроизведение;

С) управление;

Д) детовождение;

3.Развитие педагогики как науки определяет:

а) необходимость передачи социального опыта;

б) управление работой педагогов-практиков;

в) уровень научно-технического прогресса;

г) наследие предшествующих цивилизаций.

4.Объектом педагогики является:

а) психологические особенности личности;

б) методы педагогического исследования;

в) педагогический процесс;

г) учение о принципах построения теории;

5.Воспитание – это:

а) общение людей в неформальных объединениях;

б) воздействие среды на личность;

в) передача социального опыта;

г) учебная деятельность школьников;

6.Развитие – это:

а) подготовка к выбору профессии

б) увеличение роста и массы тела ребенка

в) приспособление к условиям жизни

г) количественные и качественные изменения в организме человека

7. Согласно представленным терминам соотнесите правильное определение:

I

Обучение это -

А

- это результат обучения, означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах;

II

Образование

это -

Б

сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию.

III

Самовоспитание это -

В

специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями

8.Основой для образования педагогики как науки являлась:

а) Психология;

б) Философия;

в) Антропология.

9. Общая педагогика изучает:

а)Особенности использования на практике общих законов обучения определенной дисциплины(математики, биологии)


б)Проблемы процессов воспитания и обучения взрослых.

в)Основные законы воспитания человека; определяет сущность, цели.задачи.

10. Функции обучения и задачи обучения можно подразделить на:

а) внутренние и внешние;

б) коррекционные, организационные и общедидактические;

в) организационно-методические и гносеолого-смысловые;

г) воспитательные, образовательные и развивающие.

11. Развитие — это:

а)подготовка к выбору профессии;

б) увеличение роста и массы тела ребенка;

в) стихийный процесс, независимый от воли человека;

г) приспособление к условиям жизни;

д) количественные и качественные изменения в организме человека.
Критерии оценивания:за каждый правильный ответ 1 балл.

11 – 12баллов – 4 балла по рейтинговой системе

10 -9 баллов - 3 по рейтинговой системе

ниже 8-7 баллов – 2 балла по рейтинговой системе

6 и ниже – 0 баллов

Тема «Государственно-общественный характер управления

системой образования в Российской Федерации»

1. Согласно Закону РФ «Об образовании в РФ», основными

компонентами системы образования являются

1) преемственные государственные образовательные стандарты и

образовательные программы

2) педагоги и обучающиеся

3) здания и материально-техническое оснащение образовательных

учреждений

4) сеть образовательных учреждений

5) органы управления образованием

6) общие принципы организации образовательного процесса и

нормирования педагогического труда

2. Главными показателями развитой системы образования в стране

являются

1) многофакторность развития системы образования

2) многоступенчатость системы образования

3) многопрофильность образования

4) разветвл.нность сети образовательных учреждений

5) уч.т национально-региональных особенностей

3. К признакам государственного управления образованием

относятся

1) закон РФ «Об образовании»

2) единая государственная политика в области образования

3) создание частных и религиозных образовательные учреждения

4) устав образовательного учреждения

4. К признакам общественного управления образованием относятся

1) государственное лицензирование образовательных учреждений

2) совет школы

3) Типовое положение об общеобразовательной школе

4) государственные стандарты образования

Тема «Школа как образовательная система и объект научного управления»


1. Системообразующими факторами образовательной системы

являются

1) участники педагогического процесса

2) функции управления

3) цели деятельности

4) компоненты управленческой культуры

5) результаты

2. К тактическому уровню внутришкольного управления относятся

1) совет школы

2) заместитель директора школы

3) руководитель предметного методического объединения

4) староста класса

5) актив класса

6) педагог-организатор внеклассной работы

3. К оперативному уровню внутришкольного управления относятся

1) классный руководитель

2) директор школы

3) учитель

4) школьный психолог

5) социальный педагог

3. К основным особенностям школьного педагогического

коллектива относятся

1) малое количество конфликтов в коллективе

2) высокая социальная активность

3) высокая степень самоуправляемости

4) слабая способность к сотрудничеству

5) высокая дисциплинированность

6) особая одар.нность сотрудников

4. Совокупность управленческо-педагогических ценностей

школьного руководителя образует ___________________ компонент

управленческой культуры

5. Способы, при.мы управления школой образуют

_____________________________ компонент управленческой культуры

6. Творческое осмысление и интерпретация руководителем

ценностей и способов управления относятся к

_____________________________ компоненту управленческой культуры

7. Соответствие между функциональными обязанностями

работников школы и их должностью.

Функциональные обязанности

Должности

  1. управление учебным процессом на уроке

  1. директор школы

  1. планирование и организация целостного

педагогического процесса, контроль его хода и

результатов

  1. классный

руководитель

  1. календарно-тематическое планирование по

своему предмету

  1. учитель

  1. создание в классе условий,

благоприятствующих уч.бе и личностному

развитию учащихся в течение всего их

пребывания в школе

  1. .заполнение личных дел учащихся

  1. расстановка педагогических кадров


Педагогическое образование, профиль Технология

Предмет: Педагогика

Проверочное задание на тему:

Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Родительское собрание – это………………

  1. На какие два вида делится родительское собрание?

  2. Какие существуют формы проведения родительского собрания?

  3. Общая структура проведения родительского собрания состоит……

  4. Классный руководитель – это…..

  5. В каком году была введена должность классного руководителя?

  6. Типы классного руководства.

  7. Укажите три уровня функций классного руководителя.

  8. Перечислите обязанности классного руководителя.



Итоговое тестирование

Принципы обучения - это

А. приемы работы по организации процесса обучения.

Б. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии

процессов, явлений, событий.

В. основные положения теории обучения

Г. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

2.Педагогический процесс

A. линейчат.

Б. целостен.

B. эзотеричен.

Г. асоциален.

3.Задачи обучения:

A. воспитательные, образовательные и развивающие.

Б. коррекционные, организационные и общедидактические.

B. организационно-методические и гносеолого-смысловые.

Г. внутренние и внешние.

4.Обучение должно носить................................................................... характер.

А. творческий, личностный

Б. циклопоточный

В. индивидуальный

Г. полисубъектный

5.Образование - это

A. результат процесса воспитания.

Б. результат процессов социализации и адаптации.

B. механизм социокультурной среды по приобщению к общечеловеческим ценностям.

Г. результат получения системы знаний, умений, навыков и рациональных способов умственных действий.

6.К современным моделям организации обучения относят

A. только модели форм организации обучения.

Б. модели систем принципов, систем методов, форм, видов организации обучения.

B. модели форм и методов организации обучения.

Г. модели видов и форм организации обучения.

7. Принципы обучения впервые сформулировал

А. Песталоцци И.Г.

Б. Коменский Я.А.

В. Монтень М.

Г. Ушинский К.Д.

8. Дидактика - это

А. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Б. искусство, «детоводческое мастерство».