ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Воспитание и школа в античном мире.
Развитие школы и педагогики в России.
Образование в России после Второй мировой войны.
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Классификация педагогических технологий (по Селевко Г.):
Методы устного изложения. Основные методы устного изложения:
Наглядные и практические методы обучения. Наглядные методы условно делятся на две группы:
Тема 2. Общие принципы управления образовательными системами
Тема3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
Тема 4. Основные функции внутришкольного управления
Тема 5. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Тема 7. Коррекционная (специальная) педагогика.
Тема 8. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя структура: - цель деятельности; - средство деятельности; - объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты; - субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся); - учебные действия и операции; - результат педагогической деятельности.
Внутренняя структура: - мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность); - содержательный (это те знания, которые необходимы для достижения цели); - гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.
Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики уровней:
1. Репродуктивный – копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя.
– копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя.
2. Адаптивный - приспособление к новым меняющимся условием, здесь у учителя складывается индивидуальный стиль деятельности.
3. Творческий – проявление нового оригинального по сравнению с чужой и даже своей предыдущей деятельностью.
Направления педагогической деятельности. Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность. Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:
- психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;
- научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;
- практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;
- психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;
- физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.
Деятельность учителя имеет направления:
-
Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия: а) формулировка педагогической цели; б) диагностика уровня образованности учеников; в) выбор содержания учебного материала; г) выбор методов обучения; д) проектирование своих действий и действий учеников. -
Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические умения: а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке; б) стимулирование деятельности учеников; в) организация своей деятельности по изложению учеником материала; г) организация своего поведения в реальных условиях; д) организация деятельности учеников; е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция. -
Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия: а) установление правильных взаимоотношений с учениками; б) осуществление учебно-воспитательной работы. -
Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия: а) анализ результатов обучения и воспитания; б) выявление отклонений результата от поставленных целей; в) анализ причин этих отклонений; г) проектирование мер по устранению этих причин; д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.
Общая и профессиональная культура педагога. Понятие о культуре. Структура педагогической культуры. Профессиональная культура учителя.
Требования к психолого-педагогической подготовке:
а) знания: - психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены; - знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах; - знания методики изучения личности учащихся.
б) умения: - дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.
III. Требования к специальной подготовке: - знание содержания предмета; - его наиболее актуальных проблем; - владение категориальным аппаратом предмета и т.п.
IV. Требования к методической подготовке по специальности:
а) знание основных компонентов процесса обучения: - целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы; б) знания о самом себе как учителе: - особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки и т.п.
Тема 5 Стили педагогического общения.
Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.
Демократический стиль общения. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. Авторитарный стиль общения. Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой.
Либеральный стиль общения.Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.
Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру.
Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Заигрывание. Этот стиль общения в основном характерен, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Стили руководства коллективом. Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
- Директивный стиль (авторитарный); Демократический стиль (коллегиальный); - Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Тема 6. Дидактика как теория обучения. Дидактические принципы обучения.
Термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий. Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая Дидактика» (1657).
Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.
Современную дидактику обогатили педагоги-практики: Ш.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, М.Шаталов, Н.Ильин, С.Потапова и др.
В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.
Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.
Дидактика отвечает на вопросы: чему учить; как учить; где учить; в каких организационных формах.
Функции дидактики: теоретическая и практическая.
Основные категории дидактики: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Рассмотрим подробно эти категории.
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у учащегося возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: цели, содержание, методы, организационные формы, результаты.
Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Согласна Закону об образование в РФ от 26 декабря 2012 г. образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.