Файл: Инвентаризация и оценка имущества и обязательств организации.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
По объему проверки
По основаниям проведения
Основных средств
Полные (сплошные)
Плановые
Внеплановые
Денежных средств
Не полные (выборочные)
Повторные
Расчетов
Контрольные
Товарно-материальных ценностей
Незавершенного производства
Рисунок 1.1 – Виды инвентаризации
Инвентаризация классифицируется по объему проверки:
- полная;
- неполная.
Полную инвентаризацию проводят перед составлением годового отчета в конце года, при ревизии или аудиторской проверке и охватывает все расчетные отношения с другими предприятиями, денежные средства и материальные ценности.
Неполная инвентаризация охватывает отдельные виды имущества, принадлежащего организации – один вид активов в определенном месте хранения, к примеру, только материалы и сырье, только денежные средства в кассе, закрепленные за одним материально-ответственным лицом материальные ценности, передаваемые к одного к другому материально-ответственному лицу материальные ценности. Неполная инвентаризация проводится несколько раз в год, в целях контроля данных первичных учетных документов, контроля работы материально-ответственных лиц, борьбы со злоупотреблениями. Целью неполной инвентаризации является оперативная проверка качества работы персонала предприятия, выявление недостачи до попытки ее скрыть. Сроки проведения неполной инвентаризации также определяются руководителем предприятия в соответствии с утвержденным графиком, при этом обосновывается проведение именно неполной инвентаризации в соответствии с нормативными правовыми документами.
Инвентаризация по основаниям делится на:
- плановую;
- внеплановую;
- повторную;
- контрольную.
Плановая инвентаризация проводится по графику в утвержденные руководителем сроки.
Внеплановая инвентаризация проводится внезапно (материально-ответственным лицам не сообщаются сроки её проведения), после хищений, стихийных бедствий, при передаче дел материально-ответственными лицами, в силу сложившихся обстоятельств.
В некоторых случаях инвентаризация проводится по требованиям следственных и финансовых органов, органов народного контроля, ревизора.
Повторную инвентаризацию проводят в случаях возникновения сомнения в объективности, достоверности, качестве предыдущей инвентаризации.
По окончании инвентаризации могут проводить контрольную проверку правильности её проведения – контрольная инвентаризация.
Контрольная инвентаризация проводится при участии материально-ответственных лиц и членов инвентаризационной комиссии, обязательно до открытия склада, в котором проводились инвентаризации. Под инвентаризацию должны попадать не менее десяти процентов проверенного имущества. Если выявляются расхождения в результатах, то руководитель организации должен требовать письменное объяснение от материально-ответственных лиц и от проводивших ранее инвентаризацию лиц.
При обнаружении приписок и иных злоупотреблений инвентаризационная комиссия распускается руководителем, и решается вопрос о привлечении к ответственности виновных. После этого назначают новую комиссию.
По объекту проверки инвентаризация делится на:
- незавершенного производства;
- товарно-материальных ценностей;
- расчетов;
- денежных средств;
- основных средств.
При этом необходимо различать инвентаризацию расчетов и денежных средств и инвентаризацию товарно-материальных ценностей.
При инвентаризации денежных средств проверяются в кассе фактическое наличие денежных средств, бланков строгой отчетности, других ценностей путем сверки сумм, числящихся на счете:
- инвентаризация находящихся на различных счетах в банке денежных средств производится путем сверки с данными по выписке банка остатков сумм, числящихся в бухгалтерии предприятия на соответствующих счетах;
- по суммам, приведенным другими предприятиями или вышестоящей организацией своей системы, с данными извещений, полученных от них;
- при сдаче выручки с записями квитанций банка, почтового отделения.
Инвентаризация расчетов с бюджетом, поставщиками, покупателями и другими кредиторами, и дебиторами с банками по ссудам заключается в выявлении остатков по соответствующим документам и тщательной проверке обоснованности числящихся на счетах сумм. Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по счетам кредиторов и дебиторов, реальность задолженности, виновных в пропуске сроков исковой давности лиц.
Инвентаризацию товарно-материальных ценностей проводят в местах их хранения при участии материально-ответственного лица путем проверки фактического наличия ценностей рабочей комиссией: их пересчет, осмотр, перемеривание или перевзвешивание.
Таким образом, инвентаризация – это процедура, необходимая предприятию для того, чтобы вовремя выявить излишки или недостачу, определить ошибки или неточности введении учета с фактическим наличием имущества у организации.
Задачи инвентаризации: обнаружить недостоверность данных в учете имущества фактически имеющемся и числящемся на балансе, определить реально существующее количество материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства, после проведения проверки отразить в балансе результат.
Инвентаризация бывает полная или частичная, плановая или внезапная. Также вид инвентаризации определяется по объекту проверки инвентаризация основных средств, инвентаризация денежных средств, инвентаризация расчетов, инвентаризация товарно-материальных ценностей.
1.2. Нормативно-правовое регулирование проведения инвентаризации
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являются:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (статья 11);
- приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;
- приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»; - приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;- приказ Минфина РФ от 15.11.2019 №181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы"»;
- приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н
«Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы"»;
- приказ Минфина РФ от 15.11.2019 № 184н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу"»;
- приказ Минфина РФ от 16.12.2020 № 310н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Биологические активы"»;
- приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов"»;
- приказ Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Пунктом 80 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» установлено, что основания, сроки и порядок проведения инвентаризации учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики.1.3. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации имущества и обязательств.
Как уже отмечалось, достоверность бухгалтерской отчетности обеспечивается проверкой соответствия учетной оценки имущества организации реальной стоимости этого имущества, то есть инвентаризацией.
Порядок проведения инвентаризации – это элемент учетной политики. В соответствии с пунктом 80 федерального стандарта инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики