Файл: Инвентаризация и оценка имущества и обязательств организации.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
. Под учетной политикой учреждения понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к числу которых относится инвентаризация. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем учреждения. К полномочиям главного бухгалтера относится непосредственное определение порядка проведения инвентаризации. При этом определяются количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества, структура бюджета и обязательств, составляется график проведения инвентаризации. При составлении графика проведения инвентаризации учитывается структура учреждения, сегмент деятельности, состав имущества и элементов собственного и заемного капитала, наличие структурных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс), места их расположения.
С целью реализации раздела VIII «Основные требования в инвентаризации активов и обязательств» федерального стандарта для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств можно создать рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в учреждении ревизионной комиссии проведение инвентаризаций можно возложить на нее.
Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативными правовыми актами и определяется учреждением самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Состав инвентаризационной комиссии учреждений государственного сектора утверждается нормативным документом учреждения, который состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники учреждения. Членами комиссии, как правило, являются:
- представители учреждения государственного сектора;
- работники бухгалтерии;
- специалисты других структурных подразделений учреждения.
Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники отдела, в чьи полномочия входит осуществление внутреннего финансового аудита в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов.
Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными. С целью исключения данного факта в состав инвентаризационной комиссии входит основной и замещающий состав.
Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.
К процессу инвентаризации предъявляются ряд требований. Основные требования к проведению инвентаризации представлены на рисунке 1.2.
Основные требования к проведению инвентаризации
Внезапность
Комиссионность
Действенность
Непрерывность
Участие материально-ответственного лица
Рисунок 1.2 – Основные требования к проведению инвентаризации
Рассмотрим более подробно каждое из представленных требований:
Исходя из требований, которые предъявляются к проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, можно определить основную цель инвентаризации. Таким образом, основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление его с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация проводится путём пересчёта, измерения, взвешивания материальных ценностей на складах, в производстве, на торговых площадках, в кассах.
В таблице 1.1 представлен перечень форм первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», составляемых при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Таблица 1.1
Перечень форм первичных учетных документов, составляемых при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации – акт о результатах инвентаризации.
Инвентаризуемые ценности и объекты учета записываются в регистры инвентаризации в натуральных и денежных измерителях, в которых ведется их учет на дату инвентаризации.
В период проведения инвентаризации материально-ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения устранить выявленные ошибки. Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета – неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются.
Данные о фактическом наличии имущества сличают с данными аналитического учета; выявленные при этом результаты инвентаризации (расхождения между ними) оформляются в специальных документах – инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) утвержденной формы. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются в двух экземплярах, и должны содержать подписи председателя, заместителя председателя, членов комиссии, бухгалтера, материально-ответственного лица.
На ценности, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
Для оформления результатов инвентаризации применяются регистры бухгалтерского учета, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (сличительных ведомостей).
Рассмотрим для примера порядок заполнения акта о результатах инвентаризации
по форме 0504835. Основанием для заполнения акта о результатах инвентаризации по форме 0504835 являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту по форме 0504835 прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации по форме 0504092.
В соответствии с пунктом 82 федерального стандарта результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если акт о результатах инвентаризации составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены такими образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой странице акта следует прописью указать:
- число порядковых номеров материальных ценностей;
- общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах) эти ценности показаны.
Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления инвентаризационной описи (сличительной ведомости), второй – остается у материально-ответственного лица. До начала инвентаризации от каждого материально-ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.
При выявлении материальных ценностей, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.
Таким образом, инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, является федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Вопросы, не урегулированные указанным документом, могут раскрываться в учетной политике учреждения.
Таким образом, к процессу инвентаризации предъявляются ряд требований: внезапность, комиссионность, действенность, непрерывность, участие материально-ответственных лиц.
С целью реализации раздела VIII «Основные требования в инвентаризации активов и обязательств» федерального стандарта для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств можно создать рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в учреждении ревизионной комиссии проведение инвентаризаций можно возложить на нее.
Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативными правовыми актами и определяется учреждением самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Состав инвентаризационной комиссии учреждений государственного сектора утверждается нормативным документом учреждения, который состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники учреждения. Членами комиссии, как правило, являются:
- представители учреждения государственного сектора;
- работники бухгалтерии;
- специалисты других структурных подразделений учреждения.
Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники отдела, в чьи полномочия входит осуществление внутреннего финансового аудита в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов.
Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными. С целью исключения данного факта в состав инвентаризационной комиссии входит основной и замещающий состав.
Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.
К процессу инвентаризации предъявляются ряд требований. Основные требования к проведению инвентаризации представлены на рисунке 1.2.
Основные требования к проведению инвентаризации
Внезапность
Комиссионность
Действенность
Непрерывность
Участие материально-ответственного лица
Рисунок 1.2 – Основные требования к проведению инвентаризации
Рассмотрим более подробно каждое из представленных требований:
-
внезапность – основное условие, обеспечивающее успех инвентаризации. При несоблюдении его материально-ответственное лицо может: восполнить недостачу, избавится от излишков или составить подложные документы на имеющиеся излишки и недостачу. -
Комиссионность: инвентаризация всегда проводится комиссионно и назначается приказом (распоряжением) руководителя. Состав комиссии определяется в зависимости от вида инвентаризации. -
Действенность: при проведении инвентаризации члены комиссии должны непосредственно проверять фактическое наличие материальных ценностей. Не допускается заполнение инвентаризационной описи на основе книжных остатков, со слов материально-ответственного лица, без фактической проверки содержания коробок, упаковок. -
Непрерывность: инвентаризация проводится непрерывно. В случаях невозможности ее проведения в течение дня применяется правило «ключа и пломбира». Помещение опечатывается комиссионной печатью председателя комиссии, ключ остается у материально-ответственного лица. -
Участие материально-ответственного лица: материально-ответственное лицо обязательно присутствует при инвентаризации, так как инвентаризация имущества производится по его местонахождению в разрезе материально-ответственных лиц. Если материальную ответственность несут несколько лиц, достаточно, чтобы по поручению остальных присутствовало одно из них.
Исходя из требований, которые предъявляются к проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, можно определить основную цель инвентаризации. Таким образом, основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление его с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация проводится путём пересчёта, измерения, взвешивания материальных ценностей на складах, в производстве, на торговых площадках, в кассах.
В таблице 1.1 представлен перечень форм первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», составляемых при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Таблица 1.1
Перечень форм первичных учетных документов, составляемых при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Наименование документа | Номер формы |
Акт о результатах инвентаризации | 0504835 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств | 0504082 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов | 0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов | 0504087 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств | 0504088 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | 0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям | 0504091 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | 0504092 |
Основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации – акт о результатах инвентаризации.
Инвентаризуемые ценности и объекты учета записываются в регистры инвентаризации в натуральных и денежных измерителях, в которых ведется их учет на дату инвентаризации.
В период проведения инвентаризации материально-ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения устранить выявленные ошибки. Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета – неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются.
Данные о фактическом наличии имущества сличают с данными аналитического учета; выявленные при этом результаты инвентаризации (расхождения между ними) оформляются в специальных документах – инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) утвержденной формы. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются в двух экземплярах, и должны содержать подписи председателя, заместителя председателя, членов комиссии, бухгалтера, материально-ответственного лица.
На ценности, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
Для оформления результатов инвентаризации применяются регистры бухгалтерского учета, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (сличительных ведомостей).
Рассмотрим для примера порядок заполнения акта о результатах инвентаризации
по форме 0504835. Основанием для заполнения акта о результатах инвентаризации по форме 0504835 являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту по форме 0504835 прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации по форме 0504092.
В соответствии с пунктом 82 федерального стандарта результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если акт о результатах инвентаризации составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены такими образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой странице акта следует прописью указать:
- число порядковых номеров материальных ценностей;
- общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах) эти ценности показаны.
Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления инвентаризационной описи (сличительной ведомости), второй – остается у материально-ответственного лица. До начала инвентаризации от каждого материально-ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.
При выявлении материальных ценностей, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.
Таким образом, инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, является федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Вопросы, не урегулированные указанным документом, могут раскрываться в учетной политике учреждения.
Таким образом, к процессу инвентаризации предъявляются ряд требований: внезапность, комиссионность, действенность, непрерывность, участие материально-ответственных лиц.