Файл: Инвентаризация и оценка имущества и обязательств организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

- приказ Минфина РФ от 15.11.2019 №181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы"»;

- приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н«Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы"»;

- приказ Минфина РФ от 15.11.2019 № 184н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу"»;

- приказ Минфина РФ от 16.12.2020 № 310н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Биологические активы"»;

- приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов"»;

Таблица 2.3

Отражение в бухгалтерском учете МОУ «Средняя школа № 41» излишков нефинансовых и финансовых активов за 2021 год

5. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (в ред. от 28.10.2020).

9. Губернаторова Н.Н. Вопросы бухгалтерского и налогового учета материально–производственных запасов / Н.Н. Губернаторова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 10 (123).

12. Дмитриева И. М.  Бухгалтерский учет с основами МСФО : учебник и практикум для вузов / И. М. Дмитриева. – 6–е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.

15. Кулякина Е.Л. Теоретические аспекты особенностей учета и инвентаризации ТМЦ / Е.Л. Кулякина // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 2 (44).

16. Курьянов А.В. Теоретические аспекты учета и оценки материально–производственных запасов / А.В. Курьянов // Наука и Образование. – 2020.

17. Кучерова Е.П. Развитие бухгалтерского учета и контроля товарно–материальных ценностей в организации / Е.П. Кучерова // Управленческий учет. – 2019.

18. Осипова А.И. Классификация и бухгалтерский учет товарно–материальных запасов / А.И. Осипова // Сборник статей Международной научно–практической конференции. – 2019.

19. Подскребайлина Е.А. Актуальные проблемы учета товарно–материальных ценностей / Е.А. Подскребайлина // Экономика и социум. – 2020. – № 10 (77).

20. Подскребайлина Е.А. Совершенствование учета товарно–материальных ценностей / Е.А. Подскребайлина // Экономика и социум. – 2020. – № 11 (78).

21. Романова Н.В. Новые подходы к учету материально–производственных запасов в деятельности субъектов хозяйствования / Н.В. Романова // Научный альманах. – 2020.

22. Фельдман И. А.  Бухгалтерский учет : учебник для вузов / И. А. Фельдман. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.

23. Хурухова Х.М. Критерии отнесения материальных ценностей к основным средствам и нематериальным активам / Х.М. Хурукова // Вестник научной мысли. – 2020.

24. Шангин В.А. Учет материально–производственных запасов и особенности их оценки при принятии к учету / В.А. Шангин // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 6 (33).

25. Шадрина, Г. В. Бухгалтерский учет и анализ : учебник и практикум для вузов / Г. В. Шадрина, Л. И. Егорова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.

. Под учетной политикой учреждения понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета, к числу которых относится инвентаризация. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем учреждения. К полномочиям главного бухгалтера относится непосредственное определение порядка проведения инвентаризации. При этом определяются количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества, структура бюджета и обязательств, составляется график проведения инвентаризации. При составлении графика проведения инвентаризации учитывается структура учреждения, сегмент деятельности, состав имущества и элементов собственного и заемного капитала, наличие структурных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс), места их расположения.

С целью реализации раздела VIII «Основные требования в инвентаризации активов и обязательств» федерального стандарта для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств можно создать рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в учреждении ревизионной комиссии проведение инвентаризаций можно возложить на нее.

Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативными правовыми актами и определяется учреждением самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Состав инвентаризационной комиссии учреждений государственного сектора утверждается нормативным документом учреждения, который состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники учреждения. Членами комиссии, как правило, являются:

- представители учреждения государственного сектора;

- работники бухгалтерии;

- специалисты других структурных подразделений учреждения.

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники отдела, в чьи полномочия входит осуществление внутреннего финансового аудита в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов.

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными. С целью исключения данного факта в состав инвентаризационной комиссии входит основной и замещающий состав.


Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

К процессу инвентаризации предъявляются ряд требований. Основные требования к проведению инвентаризации представлены на рисунке 1.2.


Основные требования к проведению инвентаризации





Внезапность




Комиссионность



Действенность




Непрерывность



Участие материально-ответственного лица



Рисунок 1.2 – Основные требования к проведению инвентаризации
Рассмотрим более подробно каждое из представленных требований:

  1. внезапность – основное условие, обеспечивающее успех инвентаризации. При несоблюдении его материально-ответственное лицо может: восполнить недостачу, избавится от излишков или составить подложные документы на имеющиеся излишки и недостачу.

  2. Комиссионность: инвентаризация всегда проводится комиссионно и назначается приказом (распоряжением) руководителя. Состав комиссии определяется в зависимости от вида инвентаризации.

  3. Действенность: при проведении инвентаризации члены комиссии должны непосредственно проверять фактическое наличие материальных ценностей. Не допускается заполнение инвентаризационной описи на основе книжных остатков, со слов материально-ответственного лица, без фактической проверки содержания коробок, упаковок.

  4. Непрерывность: инвентаризация проводится непрерывно. В случаях невозможности ее проведения в течение дня применяется правило «ключа и пломбира». Помещение опечатывается комиссионной печатью председателя комиссии, ключ остается у материально-ответственного лица.

  5. Участие материально-ответственного лица: материально-ответственное лицо обязательно присутствует при инвентаризации, так как инвентаризация имущества производится по его местонахождению в разрезе материально-ответственных лиц. Если материальную ответственность несут несколько лиц, достаточно, чтобы по поручению остальных присутствовало одно из них.


Исходя из требований, которые предъявляются к проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, можно определить основную цель инвентаризации. Таким образом,  основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление его с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация проводится путём пересчёта, измерения, взвешивания материальных ценностей на складах, в производстве, на торговых площадках, в кассах.
В таблице 1.1 представлен перечень форм первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», составляемых при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Таблица 1.1

Перечень форм первичных учетных документов, составляемых при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Наименование документа

Номер формы

Акт о результатах инвентаризации

0504835

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

0504082

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

0504086

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

0504087

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

0504088

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

0504089

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

0504091


Ведомость расхождений по результатам инвентаризации


0504092



Основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации – акт о результатах инвентаризации.

Инвентаризуемые ценности и объекты учета записываются в регистры инвентаризации в натуральных и денежных измерителях, в которых ведется их учет на дату инвентаризации.

В период проведения инвентаризации материально-ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения устранить выявленные ошибки. Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета – неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются.

Данные о фактическом наличии имущества сличают с данными аналитического учета; выявленные при этом результаты инвентаризации (расхождения между ними) оформляются в специальных документах – инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) утвержденной формы. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) составляются в двух экземплярах, и должны содержать подписи председателя, заместителя председателя, членов комиссии, бухгалтера, материально-ответственного лица.

На ценности, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

Для оформления результатов инвентаризации применяются регистры бухгалтерского учета, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (сличительных ведомостей).

Рассмотрим для примера порядок заполнения акта о результатах инвентаризации
по форме 0504835. Основанием для заполнения акта о результатах инвентаризации по форме 0504835 являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту по форме 0504835 прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации по форме 0504092.

В соответствии с пунктом 82 федерального стандарта результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если акт о результатах инвентаризации составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены такими образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой странице акта следует прописью указать:

- число порядковых номеров материальных ценностей;

- общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах) эти ценности показаны.

Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления инвентаризационной описи (сличительной ведомости), второй – остается у материально-ответственного лица. До начала инвентаризации от каждого материально-ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

Таким образом, инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, является федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Вопросы, не урегулированные указанным документом, могут раскрываться в учетной политике учреждения.

Таким образом, к процессу инвентаризации предъявляются ряд требований: внезапность, комиссионность, действенность, непрерывность, участие материально-ответственных лиц.