Файл: Инвентаризация и оценка имущества и обязательств организации.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
недостачи предметов мягкого инвентаря, которые виновный сотрудник вернул, представлено в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Отражение в бухгалтерском учете МОУ «Средняя школа № 41» недостачи предметов мягкого инвентаря, которые виновный сотрудник вернул, в 2021 году
При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».
Согласно пункту 158 приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений.
При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.
Периодичность представления – годовая.
В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).
В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.
В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В МОУ «СРЕНЯЯ ШКОЛА № 41»
3.1. Рекомендации по улучшению инвентаризации имущества и обязательств
На качество, оперативность и экономичность проведения инвентаризации значительно влияет количественный и качественный состав инвентаризационных комиссий. К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, бухгалтеры и другие работники, хорошо знающие цены, учёт и отчётность, не маловажное значение имеет образование, а также стаж работы, непосредственно и стаж работы на занимаемой должности. При проведении контроля материалы инвентаризаций, необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях.
Также с целью улучшения проведения инвентаризации необходимо исключить ошибки. Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризаций, и их возможные последствия представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризаций и их возможные последствия
Определение результата инвентаризации является одним из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации. В МОУ «Средняя школа № 41» по результатам рассмотрения инвентаризационных описей главным бухгалтером составляется акт о результатах инвентаризации, который подписывается директором МОУ «Средняя школа № 41». При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить товарно-материальные ценности в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих товарно-материальных ценностей. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации.
Очевидным преимуществом улучшения проведения инвентаризации является применение автоматизированного процесса инвентаризации. К положительным сторонам автоматизации процесса инвентаризации можно отнести:
- минимизацию трудозатрат при осуществлении инвентаризации и другого учёта имущества;
- своевременное определение окончания срока эксплуатации имущества;
- повышение уровня оперативного контроля движения основных средств и товарно-материальных ценностей;
-избавление от неточностей при приёме или выбытии основных средств;
- устранение установленных прямых злоупотреблений материально ответственных лиц;
-выявление неправильного отражения документальных данных в аналитическом синтетическом учёте;
- обработка и проведение и анализа дополнительных данных об имуществе.
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий
На мой взгляд, описанная ситуация абсолютно верно отражает то, как должна проводиться инвентаризация. Во-первых, инвентаризацию проводит бухгалтер, так как он является независимым представителем, который ведет проверку материально ответственного лица.
Инвентаризация представляет собой процесс проверки состояния хозяйственных активов компании путем сопоставления фактических остатков с показателями бухучета. Инвентаризация может быть обязательной, когда определяется законодательством и добровольной, когда инициатива исходит от руководства.
Если посмотреть на процесс инвентаризации с точки зрения экономической безопасности, то с
одной стороны, инвентаризация является средством, которое должно обеспечивать экономическую безопасность организации, помогая выявить недостачи и возместить нанесенный ущерб, а с другой, инвентаризация как процесс сама испытывает различные угрозы.
Самый первый пункт, он же самый важный, все участники инвентаризационного процесса должны знать законодательную базу о данном процессе. Наиболее понятно и подробно порядок инвентаризации регламентирован приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, которым утверждены «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ред. приказа Минфина России от 08.11.2010 № 142н. (далее – «Методические указания»). Чтобы эффективно провести инвентаризацию, необходимо полностью опираться на данный документ.
Помимо установленного Методическими указаниями порядка, существуют еще некоторые соображения, на что следует обратить внимание при инвентаризации. Сам руководитель должен хорошо знать порядок проведения инвентаризации. Он должен ознакомить с ним сотрудников под роспись.
По началу проведения инвентаризации можно судить о том, каково отношение к инвентаризации и предполагать, чем оно может быть обусловлено. В случае сопротивления проведению инвентаризации, руководству следует принять надлежащие меры по обеспечению условий проведения инвентаризации.
Проведение одной только лишь инвентаризации может и не выявить существующие нарушения. Необходим ряд сопутствующих мероприятий. В частности, сверка расчетов с контрагентами и некоторые другие.
По окончании инвентаризации может проводиться контрольная проверка правильности проведения инвентаризации.
После того, как инвентаризация была проведена необходимо обобщить все полученные сведения. Инвентаризационная комиссия анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.
Как часто нужно проводить инвентаризацию необходимо отталкиваться от законодательства, где рекомендовано проводить ее 3 раза в год. Если не предусмотрены иные случаи, например: смена руководства, смена материально ответственных лиц, произошла ликвидация организации или если был выявлен факт хищения или порчи имущества, если произошло стихийное или природное бедствие. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителя организации по мере необходимости и, как правило, внезапно. Сроки и количество проводимых инвентаризаций, а также подразделения и перечень инвентаризируемого имущества и обязательств утверждаются приказом руководителя о проведении инвентаризации имущества и обязательств.
Таким образом, при проведении инвентаризации следует руководствоваться хорошо известными принципами. Необходимо следовать установленным методическим указаниям. Если имеются какие либо несоответствия – всё фиксировать и тщательно анализировать. Должны быть обеспечены все условия для проведения инвентаризации и контроля. Помимо этого нужно помнить, что инвентаризация сопровождается дополнительными проверками. В случае необходимости возмещения в судебном порядке прямого действенного ущерба работником, организация должна иметь доказательную базу, подтверждающую проведение инвентаризации в соответствии с действующими нормами . В целях предотвращения признания результатов инвентаризации недействительными, должны быть соблюдены следующие обязательные требования:
– наличие приказа о создании инвентаризационной комиссии и о проведении инвентаризации;
– наличие в инвентаризационной ведомости подписей всех членов инвентаризационной комиссии;
– не допущение включения в состав инвентаризационной комиссии МОЛ;
– отсутствие подписи МОЛ в инвентаризационной описи (в случае отказа должна быть пометка о несогласии в подписании);
– обеспечение закрытого доступа в помещения где хранятся ценности во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (обеденное и ночное время);
– обеспечение недоступности инвентаризационных описей для посторонних лиц;
– проведение расследования на предмет выявления виновных лиц в случае обнаружения недостач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвентаризация представляет собой проверку наличия имущества учреждения и его обязательств на определенную дату посредством сличения фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация является основным способом контроля за сохранностью материальных ценностей и средств хозяйствующего субъекта.
К имуществу, подлежащему инвентаризации, относятся основные средства учреждения, материалы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы. К финансовым обязательствам, подлежащим инвентаризации, относятся кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, расчеты с работниками, кредиты банков, займы и резервы.
Задачами инвентаризации являются определение фактического наличия имущества для обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов; проверка полноты и правильности отражения в учете обязательств; сопоставление фактических данных с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач).
Таблица 2.6
Отражение в бухгалтерском учете МОУ «Средняя школа № 41» недостачи предметов мягкого инвентаря, которые виновный сотрудник вернул, в 2021 году
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана стоимость испорченного мягкого инвентаря | 1 401 10 172 | 1 105 35 445 | 1 000 |
Отражен размер ущерба | 1 209 74 567 | 1 401 10 172 | 1 000 |
Принят к учету мягкий инвентарь, поступивший от виновного в недостаче лица | 1 105 35 345 | 1 209 74 667 | 1 000 |
При составлении годовой бюджетной отчетности информация о проведенной годовой инвентаризации указывается в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160), в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций».
Согласно пункту 158 приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» информация в таблице характеризует результаты проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризаций имущества и обязательств учреждением в части выявленных расхождений.
При отсутствии расхождений по результатам годовой инвентаризации таблица не заполняется.
Периодичность представления – годовая.
В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).
В графах 5, 6 приводятся выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бюджетного учета с указанием суммы расхождений и кода счета бюджетного учета с данными, по которому выявлены расхождения.
В графе 7 отражаются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В МОУ «СРЕНЯЯ ШКОЛА № 41»
3.1. Рекомендации по улучшению инвентаризации имущества и обязательств
На качество, оперативность и экономичность проведения инвентаризации значительно влияет количественный и качественный состав инвентаризационных комиссий. К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, бухгалтеры и другие работники, хорошо знающие цены, учёт и отчётность, не маловажное значение имеет образование, а также стаж работы, непосредственно и стаж работы на занимаемой должности. При проведении контроля материалы инвентаризаций, необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях.
Также с целью улучшения проведения инвентаризации необходимо исключить ошибки. Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризаций, и их возможные последствия представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризаций и их возможные последствия
№ п/п | Перечень нарушений | Возможные последствия |
1. | Состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем учреждения | Нет основания для проведения инвентаризации |
2. | Документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время проведения инвентаризации | Результаты инвентаризации недействительны |
3. | В распоряжении не указаны сроки инвентаризации | Нет основания для начала проведения инвентаризации |
4. | Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи и материальные ценности | Внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации |
5. | При невозможности остановки хозяйственной деятельности приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии | Неправомерное оформление ранее не выписанных приходно-расходных документов |
6. | У материально-ответственных лиц не взяты расписки в том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию | При выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации |
7. | Проводится сопоставление данных бухгалтерского учета и фактического наличия, а не наоборот | Искажение фактических данных, которые вносят не по факту, а по бухгалтерским данным об остатках товарно-материальных ценностей |
Определение результата инвентаризации является одним из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации. В МОУ «Средняя школа № 41» по результатам рассмотрения инвентаризационных описей главным бухгалтером составляется акт о результатах инвентаризации, который подписывается директором МОУ «Средняя школа № 41». При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить товарно-материальные ценности в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих товарно-материальных ценностей. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации.
Очевидным преимуществом улучшения проведения инвентаризации является применение автоматизированного процесса инвентаризации. К положительным сторонам автоматизации процесса инвентаризации можно отнести:
- минимизацию трудозатрат при осуществлении инвентаризации и другого учёта имущества;
- своевременное определение окончания срока эксплуатации имущества;
- повышение уровня оперативного контроля движения основных средств и товарно-материальных ценностей;
-избавление от неточностей при приёме или выбытии основных средств;
- устранение установленных прямых злоупотреблений материально ответственных лиц;
-выявление неправильного отражения документальных данных в аналитическом синтетическом учёте;
- обработка и проведение и анализа дополнительных данных об имуществе.
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий
На мой взгляд, описанная ситуация абсолютно верно отражает то, как должна проводиться инвентаризация. Во-первых, инвентаризацию проводит бухгалтер, так как он является независимым представителем, который ведет проверку материально ответственного лица.
Инвентаризация представляет собой процесс проверки состояния хозяйственных активов компании путем сопоставления фактических остатков с показателями бухучета. Инвентаризация может быть обязательной, когда определяется законодательством и добровольной, когда инициатива исходит от руководства.
Если посмотреть на процесс инвентаризации с точки зрения экономической безопасности, то с
одной стороны, инвентаризация является средством, которое должно обеспечивать экономическую безопасность организации, помогая выявить недостачи и возместить нанесенный ущерб, а с другой, инвентаризация как процесс сама испытывает различные угрозы.
Самый первый пункт, он же самый важный, все участники инвентаризационного процесса должны знать законодательную базу о данном процессе. Наиболее понятно и подробно порядок инвентаризации регламентирован приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, которым утверждены «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ред. приказа Минфина России от 08.11.2010 № 142н. (далее – «Методические указания»). Чтобы эффективно провести инвентаризацию, необходимо полностью опираться на данный документ.
Помимо установленного Методическими указаниями порядка, существуют еще некоторые соображения, на что следует обратить внимание при инвентаризации. Сам руководитель должен хорошо знать порядок проведения инвентаризации. Он должен ознакомить с ним сотрудников под роспись.
По началу проведения инвентаризации можно судить о том, каково отношение к инвентаризации и предполагать, чем оно может быть обусловлено. В случае сопротивления проведению инвентаризации, руководству следует принять надлежащие меры по обеспечению условий проведения инвентаризации.
Проведение одной только лишь инвентаризации может и не выявить существующие нарушения. Необходим ряд сопутствующих мероприятий. В частности, сверка расчетов с контрагентами и некоторые другие.
По окончании инвентаризации может проводиться контрольная проверка правильности проведения инвентаризации.
После того, как инвентаризация была проведена необходимо обобщить все полученные сведения. Инвентаризационная комиссия анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.
Как часто нужно проводить инвентаризацию необходимо отталкиваться от законодательства, где рекомендовано проводить ее 3 раза в год. Если не предусмотрены иные случаи, например: смена руководства, смена материально ответственных лиц, произошла ликвидация организации или если был выявлен факт хищения или порчи имущества, если произошло стихийное или природное бедствие. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителя организации по мере необходимости и, как правило, внезапно. Сроки и количество проводимых инвентаризаций, а также подразделения и перечень инвентаризируемого имущества и обязательств утверждаются приказом руководителя о проведении инвентаризации имущества и обязательств.
Таким образом, при проведении инвентаризации следует руководствоваться хорошо известными принципами. Необходимо следовать установленным методическим указаниям. Если имеются какие либо несоответствия – всё фиксировать и тщательно анализировать. Должны быть обеспечены все условия для проведения инвентаризации и контроля. Помимо этого нужно помнить, что инвентаризация сопровождается дополнительными проверками. В случае необходимости возмещения в судебном порядке прямого действенного ущерба работником, организация должна иметь доказательную базу, подтверждающую проведение инвентаризации в соответствии с действующими нормами . В целях предотвращения признания результатов инвентаризации недействительными, должны быть соблюдены следующие обязательные требования:
– наличие приказа о создании инвентаризационной комиссии и о проведении инвентаризации;
– наличие в инвентаризационной ведомости подписей всех членов инвентаризационной комиссии;
– не допущение включения в состав инвентаризационной комиссии МОЛ;
– отсутствие подписи МОЛ в инвентаризационной описи (в случае отказа должна быть пометка о несогласии в подписании);
– обеспечение закрытого доступа в помещения где хранятся ценности во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (обеденное и ночное время);
– обеспечение недоступности инвентаризационных описей для посторонних лиц;
– проведение расследования на предмет выявления виновных лиц в случае обнаружения недостач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвентаризация представляет собой проверку наличия имущества учреждения и его обязательств на определенную дату посредством сличения фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация является основным способом контроля за сохранностью материальных ценностей и средств хозяйствующего субъекта.
К имуществу, подлежащему инвентаризации, относятся основные средства учреждения, материалы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы. К финансовым обязательствам, подлежащим инвентаризации, относятся кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, расчеты с работниками, кредиты банков, займы и резервы.
Задачами инвентаризации являются определение фактического наличия имущества для обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов; проверка полноты и правильности отражения в учете обязательств; сопоставление фактических данных с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач).