Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 4.3. Равновесие экономики в модели ISLM

 


  1. Взаимосвязь модели IS-LM с моделью AD-AS.


Модели AD-AS и IS-LM – это способы выявления факторов, влияющих на равновесие рынка.

Под равновесием понимается состояние покоя, в котором находится система при воздействии на нее внешних и внутренних факторов. Экономическое равновесие описывает состояние хозяйственных структур. При нем количество созданной продукции и услуг может быть полностью потреблено, а трудовые ресурсы и производственные мощности полностью задействованы. Состояние равновесия описывает сбалансированность системы и отсутствие внешнего воздействия.

Чаще всего термин равновесие применяется для рыночной экономики. Считается, что конкурентная борьба между субъектами способствует уравновешиванию объема выпуска и объема потребления. Установление баланса ведет к выработке справедливой цены на товар, по которой продавцу будет выгодно его продавать, а покупателю его купить. Но рынок не является идеальной системой. Он испытывает влияние диспропорций. Может формироваться нехватка или излишек продукта, которые ведут к росту или падению цен. Если цена снижается, то потребление растет, а для производителя выпуск продукции становится невыгодным. Происходит уменьшение объемов выпуска с последующим ростом цен. И наоборот, если цена растет, то будет увеличиваться предложение, так как производства блага будет выгодным для представителей реального сектора.

Считается, что рыночная система в любом случае стремится к равновесию. Однако, существуют «провалы рынка», которые требуют стороннего вмешательства в экономические процессы. В начале тридцатых годов ученые стали изучать цикличность экономики. Они поняли, что экономика регулярно проходит одни и те же фазы, каждая из которых требует дополнительных мер государственного регулирования.

Модель AD-AS

Модель AD-AS – это модель макроэкономики, которая изучает равновесие хозяйственной системы через колебание цен в долгосрочном и краткосрочном периоде.


.



Рисунок 1. Модель AD-AS.

Модель IS-LM

Модель IS-LM так же является моделью равновесия, но описывает баланс экономики с точки зрения соотношения товарного и денежного рынка.



Рисунок 2. Модель IS-LM.

Эта модель удобна для анализа макроэкономических параметров – процентная ставка, уровень цен, денежная масса, спрос на товары и деньги. Как и на графике AD-AS смещение кривых LM и IS требует поиска новых точек равновесия, а значит, параметров для процентной ставки. Для стимулирования экономики государство может использовать финансовые инструменты, например, снижать налоги и повышать расходы. В этом случае кривая сбережений и инвестиций сместится вправо и наверх. Это приведет к положительному росту внутреннего валового продукта, и процентной ставки. В случае, если государство увеличит налоги и снизит расходы, то кривая IS сдвинется вниз и влево. Экономическая политика подействует на уменьшение объема выпуска, снижение ставок процента.

Считается, что эта модель строится на слишком большом числе допущений. Например, потребление рассматривается с точки зрения рационального поведения потребителей. Эта модель предполагает, что потребители сберегают фиксированную часть своих доходов, что сильно расходится с реальным положением дел. Позднее были разработаны модели, учитывающие этот фактор. Данная модель не смогла объяснить стагфляцию, возникшую в семидесятые годы, поэтому она была позднее доработана представителями новой классической и новой кейнсианской школы.

Модели AD-AS и LM-IS являются теоретическими методами прогнозирования будущего положения экономики в зависимости от изменения значимых макроэкономических факторов. Они не отражают реального положения дел, но могут быть использованы в качестве инструмента выработки решений в рамках государственной экономической политики.




  1. Понятие, цели и инструменты и виды бюджетно-налоговой политики.


Бюджетно-налоговая политика (иначе – фискальная политика) – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Т.е. влияние оказывается не на конкретные организации или людей, но на экономику как систему.

Бюджетно-налоговая политика– это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики:

1) экономический рост;

2) полная занятость;

3) стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенныеметоды регулирования экономики. Прямые методы– это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, развитие социальной инфраструктуры, науки т.д.). Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

1. изменение ставок налогообложения;

2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

· снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);

· увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);

· увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.


Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

· увеличение налогов;

· сокращение правительственных расходов;

· сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную)и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.


Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности. Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

· изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду и т.п.;

· для фискальной политики характерно некоторое «торможение». Необходимо время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

22.Дискреционная фискальная политика.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную)и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.