Файл: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;

  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.


23.Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».

Недискреционная фискальная политика - это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики служит встроенный (автоматический) стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Примерами встороенных стабилизаторов являются: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики.


Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

• побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний — к росту инфляции;

• государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения — сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

• вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов;

• проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать

• только на крупные дестабилизирующие изменения. Небольшие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

• политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, — очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.
24. Дефицит государственного бюджета. Структурный и циклический дефицит. Источники финансирования дефицита государственного бюджета.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных доходами.

причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

  • Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

  • Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

  • Неэффективность финансовой системы государства.

  • Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

  • Коррупция в государственном секторе.

  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.


Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Дефицит может отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов. Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике. В отдельных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств, когда средств и резервов у государства недостаточно.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием чрезмерных государственных расходов, ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы и циклических спадов в экономике.


Однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита вряд ли возможно. Однако можно назвать много факторов, которые в разной степени влияют на доходную и расходную части бюджета:

  • сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

  • увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

  • уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

  • сокращение доходов из-за низкой их собираемости;

  • увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

  • увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;

  • увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест.


25. Государственный долг, его виды. Воздействие государственного долга на экономику.

Государственный долг– сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долгвозникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов.

Внешний долгвозникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики:

  1. Поиски источников погашения долга приводят к необходимости повышения налогов.

  2. Отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.

  3. Возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

  4. Происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг

  5. Происходит подрыв финансово-кредитной системы.


26. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения


Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помога­ет существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюд­жетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой ре­альной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики воз­никают некоторые проблемы:

• побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расхо­дов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита го­сударственного бюджета, а последний — к росту инфляции;

• государственные инвестиции вытесняют частные инвести­ции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вы­теснения— сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

• вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвести­ционных расходов;

• проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о пра­вительственных программах расходов. Фискальная полити­ка часто запаздывает из-за административных и законода­тельных процедур, в результате она может воздействовать

• только на крупные дестабилизирующие изменения. Не­большие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

• политические проблемы. С одной стороны, сокращение на­логов, как и увеличение государственных расходов, — очень популярная мера чисто политического плана. С другой сто­роны, увеличение налогов или урезание социальных про­грамм связано с нежелательными социальными последствия­ми, и правительство часто не решается применять эти меры.
27. Денежно-кредитная (монетарная) политика, ее цели и инструменты. Прямые и косвенные инструменты.

Под денежно-кредитной политикойпонимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.