Файл: Программа педагогапсихолога для детей с овз Развитиеространственновременных представлений у детей с овз.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Психолог предлагает ребенку рассмотреть картину, и ответить на вопросы и показать те картинки, которые будут соответствовать правильным ответам
(соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажи картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой.
(Солнце, птица, облака)
- Покажи картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке.
(Девочка, кошка)
- Покажи картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой.
(Собака)
- Покажи предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажи картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки.
(Дерево).
•
Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос» Приложение №1
•
Упражнение «Поиграем в песке»
Психолог предлагает ученику подойти к столу с песком. Рядом разложены разные фигуры животных. Психолог предлагает поиграть ребёнку поиграть в зоопарк. Но у каждого животного есть своё место в зоопарке, и ученику нужно правильно расположить животных.
- Жираф живет в верху слева.
- Медведь живет снизу справа.
- Лисица живет справа вверху.
- Зебра живет между медведем и лисицей.
- Лошадка живет в центре зоопарка.
- Заяц живет внизу слева.
-Волк живет над лисицей.
- Обезьяна живет между зайцем и жирафом.
- Слон живет под лисицей.
После того как ученик расставил правильно всех животных психолог дает возможность поиграть с этими фигурами в зоопарк.
3 этап Заключительный
Психолог спрашивает у ученика, что он нового узнал на занятии, какое упражнение
(задание) понравилось ему больше.
Спасибо большое на этом наше занятие закончилось.
6 занятие. «Учусь сверять по схеме»
Планируемые результаты: Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов. Формировать умение ориентироваться по схеме.
Задачи:
- формировать умение ориентироваться по схеме;
34
- развивать пространственные представления;
- развивать мыслительные операции;
- развивать речь детей и обогащать словарный запас.
- создание положительного эмоционального настроя.
План занятия
1 этап Организационный момент
•
Ритуал приветствия.
Психолог и ученик берут друг друга за руки и, глядя в глаза, здороваются (по имени, имени отчеству) и желают друг другу всего самого хорошего. Психолог и ребенок делают лодочку из рук (складывают ладошки лодочкой) и желают друг другу счастья, удачи, успеха, улыбок.
3
этап Основная часть занятия
•
Упражнение «Найди по адресу»
Психолог предлагает ученику найти цветы по их адресу и раскрасить их.
Внимательно посмотреть адрес цветка, посмотреть под какой буквой и под какой цифрой находится цветок. Назови цветок, как он называется.
•
Упражнение «Найди по адресу»
Психолог предлагает ученику найти цветы по их адресу и раскрасить их.
Внимательно посмотреть адрес цветка, посмотреть под какой буквой и под какой цифрой находится цветок. Назови цветок, как он называется.
35
•
Упражнение «Найди путь»
Психолог предлагает ученику найти путь ежику по схеме, и разрисовать или ягодку, или грибок, куда придет ежик.
36
•
Кинезиологическое упражнение «Замок» Приложение №4
•
Игра «Найди предмет»
Цель: Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок — части комнаты, стол, стул, шкаф — мебель).
Материалы: План кабинета с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерьера. Например: 1 — шкаф; 2 — письменный стол; 3 —стулья; 4 — компьютер.
Ход игры: в этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет.
Психолог и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план
(повернуть его так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем — определить собственное место в
37 комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.
3 этап Заключительный
Психолог спрашивает у ученика, что он нового узнал на занятии, какое упражнение
(задание) понравилось ему больше. Психолог спрашивает, понравилось ли ученику ориентироваться по схеме.
Спасибо большое на этом наше занятие закончилось.
1.Разминка (упражнения необходимо повторять 2-3 раза в течение курса).
1. Ходьба и прыжки: а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны; б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной; в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед через линию, другой — параллельно линии и т.д.).
2. Зеркало. Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с
проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия:
«над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
3. «Выше—ниже». 1. Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы);
«выше, чем...»; «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами.
2. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица
(лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
4. «Спереди — сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
5. «Дальше — ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...»,
«ближе, чем..., но дальше, чем...».
38
6. «Право—лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
7. «Путаница». Педагог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
8. «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство животных».
Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы:
«Лягушка» — прыжки на месте и в пространстве.
«Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения.
«Медведь» — медленные, тяжелые, сильные.
«Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах.
«Лев» («тигр», «пантера») — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание
(высвобождение эмоции).
«Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.
9. «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство птиц».
«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Орел» — сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук, движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).
«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.
«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.
В конце каждой волшебной игры-превращения: «Царство животных» или
«Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей).
10. Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить «Рисунок
своего животного». После этого все вместе с педагогом садятся в круг для
39 обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.
2. Игровые Определение направлений в пространстве относительно своего
тела:
1. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
2. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите:
«Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
3. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!»,
«Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
4
. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача
— обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
1 2 3 4 5 6 7
5. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
6. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».
7
. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей,стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде
40 взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева).
Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
8. «Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо».
Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю».
Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
9
. «Моя группа (комната)». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.)».
Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя
можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и
себя относительно других объектов.
11. «Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
12. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок- ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично — стоя в шеренге: «Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).
13. «Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)». Затем они меняются местами, и игра продолжается.
14. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».