Файл: Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 612
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Ценностные представления как социальная психологическая проблема
1.2. Подросток как субъект ценностных представлений
1.3. Особенности ценностных представлений в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях в группах.
2.1 База и методы исследования
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.
Данный опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:
1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?
2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?
3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?
Методика изучения ценностных ориентации направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования или, некоторых версиях, парного сравнения.
2.2 Анализ результатов исследования.
Нами была применена методика «Ценностные ориентации» М.Рокича и мы получили следующие результаты.
Таблица 1.
Результаты по методике «Ценностные ориентации» Рокича
Название шкал | Юноши | Девушки |
Активная жизненная деятельность | 13% | 40% |
Жизненная мудрость | 20% | 13,3% |
Здоровье | 40% | 6,7% |
Интересная работа | 13,3% | 6,7% |
Красота природы и искусство | 0% | 20% |
Любовь | 40% | 0% |
Материально обеспеченная жизнь | 0% | 0% |
Наличие хороших и верных друзей | 6,7% | 0% |
Общественное признание | 13,3% | 20% |
Познание | 13,3% | 20% |
Продуктивная жизнь | 6,7% | 20% |
Развитие | 33,3% | 26,7% |
Развлечения | 33,3% | 13,3% |
Свобода | 6,7% | 13,3% |
Счастливая семейная жизнь | 13,3% | 26,7% |
Счастье других | 20% | 33,3% |
Творчество | 20% | 13,7% |
Уверенность в себе | 6,7% | 13,7% |
У юношей наиболее предпочитаемыми являются такие ценности, как «здоровье» (40% испытуемых), «любовь» (40% испытуемых), «развитие» (33,3% испытуемых), «развлечения» (33,3% испытуемых). Это значит, что они ставят на первое место здоровье и физическая близость с любимым человеком, работу, работу над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, приятное, необремененное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей. У девушек наиболее часто встречались такие ценности, как «Активная деятельная жизнь» (40%испытуемых), «счастье других» (33,3%испытуемых), «развитие» (26,7% испытуемых), «счастливая семейная жизнь» (26,7% испытуемых). Это говорит о том, что для них важно вести активный образ жизни, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, благополучная семья.
Рисунок 1. Соотношение значимых ценностей у юношей и девушек по методике «Ценностные ориентации» Рокича.
Также нами была проведена методика «Ценностные ориентации» Ш.Шварца и мы получили следующие результаты.
Таблица 2.
Результаты по методике «Ценностные ориентации» Шварца.
Название шкал | Юноши | Девушки |
Комфортность | 6,7% | 53,3% |
Традиции | 13,3% | 13,3% |
Доброта | 40% | 86,7% |
Универсализм | 6,7% | 6,7% |
Самостоятельность | 53,3% | 60% |
Стимуляция | 40% | 20% |
Гедонизм | 40% | 26,7% |
Достижения | 53,3% | 40% |
Власть | 13,3% | 6,7% |
Безопасность | 20% | 13,3% |
У юношей значимыми оказались такие ценности, как «самостоятельность» (53,3% испытуемых), «достижения» (53,3% испытуемых), «доброта» (40% испытуемых), «стимуляция» (40% испытуемых) и «гедонизм» (40% испытуемых). Это означает, что для них важна самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами; благополучие в повседневном взаимодействии с близкими людьми; стремление к новизне и глубоким переживаниям; наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью). У девушек значимыми оказались такие ценности, как «доброта» (86,7% испытуемых), «самостоятельность» (60%испытуемых), «комфортность» (53,3% испытуемых), «достижения» (40% испытуемых). Это говорит о том, что для них важно сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах; самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям; личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.
Рисунок 2. Соотношение значимых ценностей по методике "Ценностные ориентации Шварца"
Нами была проведена также методика как «Опросник терминальных ценностей» Сенина и мы получили следующие результаты.
Таблица 3.
Результаты по методике «Опросник терминальных ценностей».
Название шкалы | Юноши | Девушки |
Собственный престиж | 46,7% | 53,3% |
Высокое материальное положение | 66,7% | 86,7% |
Креативность | 6,7% | 6,7% |
Активные социальные контакты | 53,3% | 40% |
Развитие себя | 33,3% | 0% |
Достижения | 40% | 60% |
Духовное удовлетворение | 40% | 46,7% |
Сохранение собственной индивидуальности. | 33,3% | 46,7% |
У юношей наиболее важными являются «креативность» (66,7%), «активные социальные контакты» (53,3%), «собственный престиж» (46,7%). Это значит, что для них важно стремление человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Также им свойственно стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Им свойственно стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. У девушек наиболее важными являются такие ценности, как «материальное положение» (86,7%), «достижения» (60%), «собственный престиж» (53,3%). Это означает, что для них важно стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния; стремление к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни; стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах.
Рисунок 3. Соотношение значимых ценностей по методике "Опросник терминальных ценностей"
Выводы по второй главе.
Проведя эмпирическое исследование гендерных различий ценностных ориентаций с помощью таких методов, как «Ценностные ориентации» Рокича, «Ценностные ориентации» Шварца, «Опросник терминальных ценностей» Сенина, мы получили следующие результаты. Ценностные ориентации у юношей и девушек имеют общие черты. По методике «Ценностные ориентации» Рокича имеются совпадения по таким ценностям, как «здоровье», «развитие»; по методике «Ценностные ориентации» Шварца имеются совпадения по таким ценностям, как «доброта», «самостоятельность», «достижения»; по методике «Опросник терминальных ценностей» имеется совпадение по ценности «собственный престиж». Девушки на первое место ставят «счастье других», «счастливую семейную жизнь», «комфортность», «материальное положение», «достижения». Тогда как юноши – «любовь», «развлечения», «стимуляцию», «гедонизм»,