Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е

- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?

Физминутка.

VI.Первичное закрепление знаний и способов действий

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.

В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.

 Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.

Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.

Задание.

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…




баловаться

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…




ленивый

Вести себя безобразно-(что делать?)…




пожилой

Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…




трудолюбивый

Очень весёлый человек- (какой?)…




жизнерадостный

Работа с интерактивной доской. Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают любые три предложения в тетрадь.

Диск. Работа на интерактивной доске:

1. ___________- первый месяц весны.

2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением.

3. ___________ - лиственное дерево с белой корой.

4. ___________ - тот, кто учится в школе.


5. ___________ - плод с яблони.

6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле.

Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)

VII. Рефлексия учебной деятельности.  

- Какова тема сегодняшнего урока?

-какова была цель нашего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

Продолжите предложения:

Материал урока был…..

Урок помог мне….

Для меня было сложным….

Урок показался мне….

Возьмите сигналы  для  самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.

Если на уроке вам было понятно и интересно – зелёная совушка

Если что-то вызвало затруднения или вы в чём-то сомневались- жёлтая совушка

Если тема показалась для вас трудной – красная совушка

VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п

По выбору – записать лексическое значение одного  слова из упражнения.

3 класс Урок №11

Русский язык 1 четверть

Тема урока: "Слово и его лексическое значение».

Цели преподавания:1. Создание условий для формирования понятия "лексическое значение слова". Ознакомление с новым разделом курса – лексикой.

2. Развитие умения наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развитие познавательной активности учащихся; развитие самооценки и коммуникативных навыков.

3. Воспитание интереса к родному языку; умения вести учебный диалог.

Цели обучения: 1. Знать, что такое «лексика», «лексическое значение слова»; уметь правильно определять значение слова и опознавать слова по лексическому значению; уметь конструировать из части целое и выделять из целого части; уметь устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.

2. Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

3. Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: Учащиеся знают, что такое «лексика», «лексическое значение слова»; умеют правильно определять значение слова и опознавать слова по лексическому значению; умеют конструировать из части целое и выделять из целого части; умеют устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.



Ресурсы: Учебник «Русский язык, 3 класс», карточки, задания и планы работы для групповой работы, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

1. Организационный момент (музыкальное сопровождение).

- Здравствуйте, дети!

Прозвенел звонок,

Начинается наш урок,

Урок родного языка.

Мы рады этому.

Наша память крепка.

Внимание наше растёт.

Мы готовы работать.

2. Минутка чистописания.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.

- У меня на парте письмо. Хотите прочитать это письмо?

- Кто желает его прочитать? (Дети вскрывают письмо и читают задание.)

- «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам!»

- Задание для вас:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

ВВВЛВВВ

ХЕХХХХХ

ААКАААА

НННННСН

ДДДИДДД

ООООООК

ЛЛАЛЛЛЛ

- Какое слово у вас получилось? (Это слово "лексика").

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

ЛЕКСИКА

- Что означает это слово? (ответы детей).

- Какой вопрос возникает? (Что такое лексика?)

(Вопрос учащихся фиксируется на доске).

4. Работа над новым материалом.

1. Введение нового понятия.

- А где мы можем узнать , что такое "лексика"? (Мы можем узнать из нашего помощника – учебника или из словаря.)

- Прочитайте информацию в учебнике. (Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

- Что вы узнали из прочитанного?

- В этом разделе мы будем изучать слово и его значение. Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. Мы узнаем, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы познакомимся со словами синонимами и антонимами.

2. Изучение нового материала.

- Совсем недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. - Послушайте, что получилось.

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.


Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди? (Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.)

- А какое объяснение значения данных слов дали бы вы? (Садовод - специалист по садоводству, человек, который разводит сады. Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.)

- Почему ошибся Федя? (Федя не знал значение этих слов.)

А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожегова.)

(Учитель демонстрирует «Толковый словарь» детям).

- Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? (Какой он формы? Из чего он сделан? Для чего нужен этот предмет?)

- Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

Физкультминутка. (Музыкальное сопровождение).

3. Самостоятельная работа в группах.

- Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт ;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

- Внимание, группы! Вам нужно:

1. Взять файл с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Группа № 1.

- Вам дана таблица.

Задание:

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

3. Возьмите клей-карандаш.

4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.

5. Прочитайте, что у вас получилось.

6. Сформулируйте вывод.

7. Вывесите результат работы на доску.

8. Устно приготовьте отчёт по плану.

Таблица:

Начинающий стареть,

немолодой - (какой?)...




Любящий трудиться,

усердный - (какой?)...




Жить некоторое время у

кого-нибудь в гостях - (что делать?)...




Перевёртываться через

голову - (что делать?)...





Карточки со словами:

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить

План отчёта группы № 1:

1. Наша группа соединила карточки со словами с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно________________________________.

Группа № 2.

- Вам дан текст.

Задание:

1. Прочитайте текст.

2. Придумайте заголовок к данному тексту.

3. Замените рисунки словами (запишите их в скобках).

4. Объясните значение слов в скобках по алгоритму.

5. Вывесите результат работы на доску.

6. Устно приготовьте отчёт по плану.

Текст:

_____________________

У Юли был день рождения. К ней пришли гости Валя и Дима. Девочке подарили _____________ и _____________. Ребята стали играть в ______________ и отгадывать загадки.

План отчёта группы № 2:

1. Мы прочитали текст, заменив рисунки словами.

2. Мы придумали заголовок к этому тексту:________________________.

3. Мы объяснили значение данных слов по алгоритму (устно):

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

___________ - это_________________________________,

_________________________________________________.

(альбом, пирамида, мяч)

Группа № 3.

- Вам даны пазлы.

Задание:

1. Соберите картину из пазлов.

2. Возьмите клей - карандаш.

3. Приклейте на картон собранную картину.

4. Внимательно рассмотрите её.

5. Найдите ошибки художника.

6. Объясните, какие ошибки допустил художник (устно).

7. Объясните лексическое значение слов, обозначающих предметы, в изображении которых допустил ошибки художник.

План отчёта группы № 3:

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. Внимательно рассмотрев её, мы нашли ошибки художника (устно объяснить).

3. Мы объяснили значение слов по алгоритму:

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

Ошибки, допущенные художником:

1. На голове у мальчика кастрюля.