Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е
- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?
Физминутка.
VI.Первичное закрепление знаний и способов действий
- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:
Ложка-то, чем едят суп
Садовод-дядя, который водит детей в садик
Зима-время года, когда идёт снег
Перчатки-то, что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.
В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.
Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.
Работа в парах.
- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Работа с интерактивной доской. Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают любые три предложения в тетрадь.
Диск. Работа на интерактивной доске:
1. ___________- первый месяц весны.
2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением.
3. ___________ - лиственное дерево с белой корой.
4. ___________ - тот, кто учится в школе.
5. ___________ - плод с яблони.
6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле.
Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова тема сегодняшнего урока?
-какова была цель нашего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
Продолжите предложения:
Материал урока был…..
Урок помог мне….
Для меня было сложным….
Урок показался мне….
Возьмите сигналы для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
Если на уроке вам было понятно и интересно – зелёная совушка
Если что-то вызвало затруднения или вы в чём-то сомневались- жёлтая совушка
Если тема показалась для вас трудной – красная совушка
VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п
По выбору – записать лексическое значение одного слова из упражнения.
3 класс Урок №11
Русский язык 1 четверть
Тема урока: "Слово и его лексическое значение».
Цели преподавания:1. Создание условий для формирования понятия "лексическое значение слова". Ознакомление с новым разделом курса – лексикой.
2. Развитие умения наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развитие познавательной активности учащихся; развитие самооценки и коммуникативных навыков.
3. Воспитание интереса к родному языку; умения вести учебный диалог.
Цели обучения: 1. Знать, что такое «лексика», «лексическое значение слова»; уметь правильно определять значение слова и опознавать слова по лексическому значению; уметь конструировать из части целое и выделять из целого части; уметь устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.
2. Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
3. Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: Учащиеся знают, что такое «лексика», «лексическое значение слова»; умеют правильно определять значение слова и опознавать слова по лексическому значению; умеют конструировать из части целое и выделять из целого части; умеют устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.
Ресурсы: Учебник «Русский язык, 3 класс», карточки, задания и планы работы для групповой работы, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1. Организационный момент (музыкальное сопровождение).
- Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок,
Урок родного языка.
Мы рады этому.
Наша память крепка.
Внимание наше растёт.
Мы готовы работать.
2. Минутка чистописания.
3. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.
- У меня на парте письмо. Хотите прочитать это письмо?
- Кто желает его прочитать? (Дети вскрывают письмо и читают задание.)
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам!»
- Задание для вас:
1. Рассмотрите таблицу.
2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.
3. Составьте из этих букв слово.
4. Запишите получившееся слово в клетках.
5. Прочитайте это слово.
6. Что означает это слово?
ВВВЛВВВ
ХЕХХХХХ
ААКАААА
НННННСН
ДДДИДДД
ООООООК
ЛЛАЛЛЛЛ
- Какое слово у вас получилось? (Это слово "лексика").
(На доске у учителя карточка со словом "лексика").
ЛЕКСИКА
- Что означает это слово? (ответы детей).
- Какой вопрос возникает? (Что такое лексика?)
(Вопрос учащихся фиксируется на доске).
4. Работа над новым материалом.
1. Введение нового понятия.
- А где мы можем узнать , что такое "лексика"? (Мы можем узнать из нашего помощника – учебника или из словаря.)
- Прочитайте информацию в учебнике. (Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)
- Что вы узнали из прочитанного?
- В этом разделе мы будем изучать слово и его значение. Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. Мы узнаем, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы познакомимся со словами синонимами и антонимами.
2. Изучение нового материала.
- Совсем недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. - Послушайте, что получилось.
Ложка - то, чем едят суп.
Садовод - дядя, который водит детей в садик.
Зима - время года, когда идёт снег.
Перчатки - то, что делает еду острой.
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди? (Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.)
- А какое объяснение значения данных слов дали бы вы? (Садовод - специалист по садоводству, человек, который разводит сады. Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.)
- Почему ошибся Федя? (Федя не знал значение этих слов.)
А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожегова.)
(Учитель демонстрирует «Толковый словарь» детям).
- Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? (Какой он формы? Из чего он сделан? Для чего нужен этот предмет?)
- Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.
Физкультминутка. (Музыкальное сопровождение).
3. Самостоятельная работа в группах.
- Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:
- прочитает задание для группы;
- определит, кто из участников группы представит отчёт ;
- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.
- Внимание, группы! Вам нужно:
1. Взять файл с заданием на парте.
2. Прочитать задание.
3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).
4. Вывесить выполненное задание на доску.
5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Группа № 1.
- Вам дана таблица.
Задание:
1.Соедините значение и слово.
2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.
3. Возьмите клей-карандаш.
4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.
5. Прочитайте, что у вас получилось.
6. Сформулируйте вывод.
7. Вывесите результат работы на доску.
8. Устно приготовьте отчёт по плану.
Таблица:
Карточки со словами:
План отчёта группы № 1:
1. Наша группа соединила карточки со словами с их лексическим значением.
2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).
3. Мы сформулировали вывод:
По значению можно________________________________.
Группа № 2.
- Вам дан текст.
Задание:
1. Прочитайте текст.
2. Придумайте заголовок к данному тексту.
3. Замените рисунки словами (запишите их в скобках).
4. Объясните значение слов в скобках по алгоритму.
5. Вывесите результат работы на доску.
6. Устно приготовьте отчёт по плану.
Текст:
_____________________
У Юли был день рождения. К ней пришли гости Валя и Дима. Девочке подарили _____________ и _____________. Ребята стали играть в ______________ и отгадывать загадки.
План отчёта группы № 2:
1. Мы прочитали текст, заменив рисунки словами.
2. Мы придумали заголовок к этому тексту:________________________.
3. Мы объяснили значение данных слов по алгоритму (устно):
___________ - это__________________________________
_________________________________________________.
___________ - это__________________________________
_________________________________________________.
___________ - это_________________________________,
_________________________________________________.
(альбом, пирамида, мяч)
Группа № 3.
- Вам даны пазлы.
Задание:
1. Соберите картину из пазлов.
2. Возьмите клей - карандаш.
3. Приклейте на картон собранную картину.
4. Внимательно рассмотрите её.
5. Найдите ошибки художника.
6. Объясните, какие ошибки допустил художник (устно).
7. Объясните лексическое значение слов, обозначающих предметы, в изображении которых допустил ошибки художник.
План отчёта группы № 3:
1. Наша группа составила картину из пазлов.
2. Внимательно рассмотрев её, мы нашли ошибки художника (устно объяснить).
3. Мы объяснили значение слов по алгоритму:
___________ - это__________________________________
_________________________________________________.___________ - это__________________________________
_________________________________________________.
Ошибки, допущенные художником:
1. На голове у мальчика кастрюля.
- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?
Физминутка.
VI.Первичное закрепление знаний и способов действий
- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:
Ложка-то, чем едят суп
Садовод-дядя, который водит детей в садик
Зима-время года, когда идёт снег
Перчатки-то, что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.
В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.
Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.
Работа в парах.
- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… | | баловаться |
Любящий трудиться, усердный- (какой?)… | | ленивый |
Вести себя безобразно-(что делать?)… | | пожилой |
Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)… | | трудолюбивый |
Очень весёлый человек- (какой?)… | | жизнерадостный |
Работа с интерактивной доской. Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают любые три предложения в тетрадь.
Диск. Работа на интерактивной доске:
1. ___________- первый месяц весны.
2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением.
3. ___________ - лиственное дерево с белой корой.
4. ___________ - тот, кто учится в школе.
5. ___________ - плод с яблони.
6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле.
Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова тема сегодняшнего урока?
-какова была цель нашего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
Продолжите предложения:
Материал урока был…..
Урок помог мне….
Для меня было сложным….
Урок показался мне….
Возьмите сигналы для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
Если на уроке вам было понятно и интересно – зелёная совушка
Если что-то вызвало затруднения или вы в чём-то сомневались- жёлтая совушка
Если тема показалась для вас трудной – красная совушка
VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п
По выбору – записать лексическое значение одного слова из упражнения.
3 класс Урок №11
Русский язык 1 четверть
Тема урока: "Слово и его лексическое значение».
Цели преподавания:1. Создание условий для формирования понятия "лексическое значение слова". Ознакомление с новым разделом курса – лексикой.
2. Развитие умения наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развитие познавательной активности учащихся; развитие самооценки и коммуникативных навыков.
3. Воспитание интереса к родному языку; умения вести учебный диалог.
Цели обучения: 1. Знать, что такое «лексика», «лексическое значение слова»; уметь правильно определять значение слова и опознавать слова по лексическому значению; уметь конструировать из части целое и выделять из целого части; уметь устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.
2. Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
3. Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: Учащиеся знают, что такое «лексика», «лексическое значение слова»; умеют правильно определять значение слова и опознавать слова по лексическому значению; умеют конструировать из части целое и выделять из целого части; умеют устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.
Ресурсы: Учебник «Русский язык, 3 класс», карточки, задания и планы работы для групповой работы, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1. Организационный момент (музыкальное сопровождение).
- Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок,
Урок родного языка.
Мы рады этому.
Наша память крепка.
Внимание наше растёт.
Мы готовы работать.
2. Минутка чистописания.
3. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.
- У меня на парте письмо. Хотите прочитать это письмо?
- Кто желает его прочитать? (Дети вскрывают письмо и читают задание.)
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам!»
- Задание для вас:
1. Рассмотрите таблицу.
2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.
3. Составьте из этих букв слово.
4. Запишите получившееся слово в клетках.
5. Прочитайте это слово.
6. Что означает это слово?
ВВВЛВВВ
ХЕХХХХХ
ААКАААА
НННННСН
ДДДИДДД
ООООООК
ЛЛАЛЛЛЛ
- Какое слово у вас получилось? (Это слово "лексика").
(На доске у учителя карточка со словом "лексика").
ЛЕКСИКА
- Что означает это слово? (ответы детей).
- Какой вопрос возникает? (Что такое лексика?)
(Вопрос учащихся фиксируется на доске).
4. Работа над новым материалом.
1. Введение нового понятия.
- А где мы можем узнать , что такое "лексика"? (Мы можем узнать из нашего помощника – учебника или из словаря.)
- Прочитайте информацию в учебнике. (Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)
- Что вы узнали из прочитанного?
- В этом разделе мы будем изучать слово и его значение. Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. Мы узнаем, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы познакомимся со словами синонимами и антонимами.
2. Изучение нового материала.
- Совсем недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. - Послушайте, что получилось.
Ложка - то, чем едят суп.
Садовод - дядя, который водит детей в садик.
Зима - время года, когда идёт снег.
Перчатки - то, что делает еду острой.
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди? (Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.)
- А какое объяснение значения данных слов дали бы вы? (Садовод - специалист по садоводству, человек, который разводит сады. Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.)
- Почему ошибся Федя? (Федя не знал значение этих слов.)
А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожегова.)
(Учитель демонстрирует «Толковый словарь» детям).
- Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? (Какой он формы? Из чего он сделан? Для чего нужен этот предмет?)
- Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.
Физкультминутка. (Музыкальное сопровождение).
3. Самостоятельная работа в группах.
- Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:
- прочитает задание для группы;
- определит, кто из участников группы представит отчёт ;
- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.
- Внимание, группы! Вам нужно:
1. Взять файл с заданием на парте.
2. Прочитать задание.
3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).
4. Вывесить выполненное задание на доску.
5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Группа № 1.
- Вам дана таблица.
Задание:
1.Соедините значение и слово.
2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.
3. Возьмите клей-карандаш.
4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.
5. Прочитайте, что у вас получилось.
6. Сформулируйте вывод.
7. Вывесите результат работы на доску.
8. Устно приготовьте отчёт по плану.
Таблица:
Начинающий стареть, немолодой - (какой?)... | |
Любящий трудиться, усердный - (какой?)... | |
Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях - (что делать?)... | |
Перевёртываться через голову - (что делать?)... | |
Карточки со словами:
пожилой | ленивый | кувыркаться |
прыгать | баловаться | трудолюбивый |
жизнерадостный | угрюмый | гостить |
План отчёта группы № 1:
1. Наша группа соединила карточки со словами с их лексическим значением.
2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).
3. Мы сформулировали вывод:
По значению можно________________________________.
Группа № 2.
- Вам дан текст.
Задание:
1. Прочитайте текст.
2. Придумайте заголовок к данному тексту.
3. Замените рисунки словами (запишите их в скобках).
4. Объясните значение слов в скобках по алгоритму.
5. Вывесите результат работы на доску.
6. Устно приготовьте отчёт по плану.
Текст:
_____________________
У Юли был день рождения. К ней пришли гости Валя и Дима. Девочке подарили _____________ и _____________. Ребята стали играть в ______________ и отгадывать загадки.
План отчёта группы № 2:
1. Мы прочитали текст, заменив рисунки словами.
2. Мы придумали заголовок к этому тексту:________________________.
3. Мы объяснили значение данных слов по алгоритму (устно):
___________ - это__________________________________
_________________________________________________.
___________ - это__________________________________
_________________________________________________.
___________ - это_________________________________,
_________________________________________________.
(альбом, пирамида, мяч)
Группа № 3.
- Вам даны пазлы.
Задание:
1. Соберите картину из пазлов.
2. Возьмите клей - карандаш.
3. Приклейте на картон собранную картину.
4. Внимательно рассмотрите её.
5. Найдите ошибки художника.
6. Объясните, какие ошибки допустил художник (устно).
7. Объясните лексическое значение слов, обозначающих предметы, в изображении которых допустил ошибки художник.
План отчёта группы № 3:
1. Наша группа составила картину из пазлов.
2. Внимательно рассмотрев её, мы нашли ошибки художника (устно объяснить).
3. Мы объяснили значение слов по алгоритму:
___________ - это__________________________________
_________________________________________________.___________ - это__________________________________
_________________________________________________.
Ошибки, допущенные художником:
1. На голове у мальчика кастрюля.