Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

В ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ Президент РФ неоднократно называл коррупцию одним из главных барьеров на пути развития российского государства и отмечал, что противостояние коррупции возможно только с помощью масштабной и системной борьбы с данным явлением.

В РФ с целью противодействия коррупции была создана обширная нормативная база. На современном этапе развития законодательства Российской Федерации одним из первых нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции стал Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», устанавливающий ряд запретов и ограничений для должностных лиц. Таким образом, было запрещено занятие предпринимательской деятельностью, введена обязанность предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах финансового характера, введены ограничения на иную оплачиваемую должность. На сегодняшней день, данный нормативный акт утратил свою юридическую силу.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 31 июля 1995 г N 119 «Об основах государственной службы Российской Федерации». В данном нормативно-правовом акте было введено ряд новых ограничений, непосредственно связанных с противодействием коррупции: запрет на получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей, обязанность передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций и другие. На сегодняшней день, данный нормативный акт утратил свою юридическую силу.

В 1996 г. принят Уголовный кодекс РФ, в котором предусматривается ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, в том числе за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки и т.д.

В 2002 г. Президент РФ подписал Указ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», в котором впервые в российской нормотворческой практике использовано понятие «конфликт интересов» и дано его определение.

В 2004 г. был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Данный закон имеет большое значение для формирования системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей. Отдельная статья посвящена урегулированию конфликта интересов. В соответствии с этой статьей, в органах власти предусмотрено создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Законом введен ряд принципиально новых запретов и ограничений, включая ограничения на последующее трудоустройство бывших гражданских служащих.


Современный этап реформирования сферы противодействия коррупции начался в 2008 г. Особое внимание на данном этапе было уделено:

1)      определению круга негативных явлений, на предупреждение и минимизацию которых должна быть ориентирована антикоррупционная политика;

2)      совершенствованию содержанию запретов, ограничений обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

3)      уточнению круга лиц, к которым в первую очередь должны применяться антикоррупционные ограничения;

4)      совершенствованию системы государственных органов, ответственных за противодействие коррупции.

 

В мае 2008 г. вышел Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Основной задачей Совета является подготовка предложений Президенту, касающихся выработки и реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который на сегодня является базовым документом, устанавливающим основные направления противодействия коррупции. Названный Закон устанавливает определение понятия «коррупция», приводит основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией. Следует подчеркнуть, что закон устанавливает раннее отсутствовавшие в законодательстве обязанности, например, обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Важнейшим дополнением системы антикоррупционного декларирования стал Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Данный закон установил обязанность лиц, представляющих сведения о доходах, представлять сведения о приобретении определенных видов имущества, если их стоимость превышает установленный лимит, и сообщать об источнике средств, за счет которых совершена сделка. Необходимо подчеркнуть, что закон впервые в российской практике дает возможность государству предпринимать действия против должностных лиц, живущих «не по средствам».



Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 гг.» – формирует современную стратегию противодействия коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)      признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2)      законность;

3)      публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4)      неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5)      комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6)      приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7)      сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

 

Задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции:

     совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

     обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

     совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

     совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

     совершенствование, предусмотренного Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;


     обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

     повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

     систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;

     повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

 

Таким образом, основные направления государственной политики противодействия коррупции должны быть направлены на создание:

1.  высокого уровня политической, экономической и информационной свободы и конкуренции, которые являются необходимыми условиями для сдерживания и противодействия коррупции;

2.  комплекса системных правовых и административных мер против коррупции в соответствии с международными принципами и стандартами;

3.  условий для соблюдения и защиты государством всех прав и свобод граждан.

 

Вопрос 5. История развития коррупции с древнейших времен до настоящего времени в России.

 

Анализ отечественной истории государства и права убедительно свидетельствует о том, что для руководителей государства противодействие коррупции во все времена входило в число приоритетных задач. Для решения данной задачи устанавливались правовые нормы, соответствующие уровню развития государства и общества, исходя из которых разрабатывались методы выявления и предупреждения коррупционных преступлений.

Наиболее жесткую репрессивную политику в отношении лиц, заподозренных в коррупции, проводил Иван Грозный, стремившийся, по его словам, уничтожить «несправедливых управителей и властителей» и добиться, чтобы судьи судили «по судебникам, без подношений, даров и пожертвований».[16] Он первым из российских государей установил наказание в виде смертной казни за «чрезмерность» во взятках.
[17] За почти сорок лет царствования Иван IV казнил каждого третьего из числа своих служащих. По свидетельству очевидцев подобная репрессивная политика, когда «каждый день мздоимцев прилюдно разрубают на куски прямо на городской площади»,[18] имела определенный профилактический эффект и способствовала уменьшению уровня взяточничества.

Петр I пришел к власти в условиях, когда взяточничество достигло своей вершины. Оно считалось в государственных структурах практически нормой. Царь-реформатор провел небывалую до этого борьбу с казнокрадством. При Петре I борьба с коррупцией получила новое развитие – царь собственным примером пытался показать, что жить честно на положенное ему жалованье возможно. С этой целью, реформатор получал ежемесячно определенную сумму денег согласно своему званию, на которую и жил. Чтобы научить чиновников жить по положенным доходам и искоренить принцип «кормлений», царь назначил им фиксированное жалованье. Но на местах оно не выплачивалось вовремя, и взяточничество продолжало процветать. Царь периодически издавал всевозможные указы, предусматривающие наказания для коррупционеров.

Период истории российского государства, наступивший после смерти Петра I, можно считать застойным в вопросах противодействия коррупции. Данная сторона кипучей деятельности Петра при его преемниках не получила никакого развития.

Новый оборот борьба со взяточничеством в стране принимает после восшествия на престол Екатерины II. Система мздоимства, произвола и прочих злоупотреблений со стороны чиновников глубоко укоренилась в стране, о чем она сама заявила вскоре после вступления на трон. Уже спустя несколько недель после начала царствования, Екатерины II выпустила Манифест о лихоимстве. В нем описывалось множество злоупотреблений в области государственного управления и правосудия, а также приводились способы их устранения. Царица с первых дней своего правления объявила войну тем, кто разворовывает государственную казну и желает жить за счет народа.[19]

Стоит отметить, что Екатерина II в первую очередь заботилась о своем благополучии. Ущерб от воровства, выраженный в цифрах, поверг ее буквально в шок. В связи с этим она разработала комплекс мер по борьбе с коррупцией. В первую очередь императрица вернула систему регулярных выплат, жалованья всем чиновникам. Она назначила очень высокое содержание государственным служащим, которое позволяло им достойно содержать свои семьи и жить на довольно широкую ногу. Екатерина II считала, что этого будет вполне достаточно для того, чтобы снизить процент воровства. Однако чиновники продолжали массово брать взятки и никак не могли отказаться от возможности привычного получения денег. Императрица не единожды проводила различные проверки по губерниям и каждый раз их результат не был удовлетворительным. За все время своего правления Екатерине II так и нем удалось коренным образом изменить ситуацию в стране.