ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Преобладающий тип семьи в РФ — … семья
многодетная
нуклеарная
осколочная (неполная)
2. Реальный покупатель образовательных услуг
школьники
студенты
родители или родственники школьников и студентов
издатели школьной литературы
3. Легитимизация – это …
меры по обеспечению социальной политики со стороны населения и властей
борьба с контрабандой, преступностью и различными формами рабства
комплекс социальных льгот, выплат и других пособий нуждающимся категориям населения
4. Получатели жилищно-коммунальных услуг
домохозяйства и объекты социальной сферы
жилищно-эксплуатационные управления
предприятия разных форм собственности, занятые жизнеобеспечением локальных территорий
5. Предмет экономики социальной сферы
выявление и смягчение противоречий между властью, бизнесом и обществом
эффективное вложение средств в «человеческий капитал».
механизм распределения ограниченных ресурсов для оказания реципиентам определенного объема и качества общественных услуг
6. Социальная политика – это …
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих групп населения и общественных институтов
движение во времени и пространстве определенной совокупности социальных факторов
система мер, направленных на создание условий для удовлетворения жизненных потребностей населения
7. Легализация – это …
борьба органов власти и общественных организаций с коррупцией
разработка и применения социального законодательства
контроль за деятельностью предприятий на территории РФ с участием иностранного капитала
8. В половозрастной структуре населения РФ …
преобладают женщины
преобладают мужчины
доли мужского и женского населения одинаковы
9. Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет …
средств работодателей
добровольных взносов физических лиц
средств международных финансовых организаций
© Бенина И.И., 2015
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015
Содержание
Аннотация
Тема 1. Понятия и концепции социального развития
Вопрос 1. Понятия и концепции социальной сферы.
Вопрос 2. Современные концепции управления социальной сферой.
Вопрос 3. Качество жизни как социально-экономическая категория.
Вопрос 4. Эффективность управления в социальной сфере.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Методические рекомендации:
Практические задания:
Тесты для самопроверки:
Тема 2. Государственное регулирование доходов населения
Вопрос 1. Рыночный механизм распределения, регулирования и дифференциации доходов.
Вопрос 2. Способы изменения дифференциации доходов.
Вопрос 3. Исходные положения концепции реформы распределения.
Вопрос 4. Государственная молодежная политика.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Методические рекомендации:
Практические задания:
Тесты для самопроверки:
Тема 3. Регулирование труда и занятости. Социальная поддержка населения
Вопрос 1. Государственное регулирование рынка труда.
Вопрос 2. Формирование и реализация концепции занятости.
Вопрос 3. Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения.
Вопрос 4. Механизмы реализации политики социальной поддержки населения.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Методические рекомендации:
Практические задания:
Тесты для самопроверки:
Тема 4. Управление отраслями социальной сферы
Вопрос 1. Основные подходы и тенденции развития современного образования.
Вопрос 2. Государственная политика в области образования на современном этапе.
Вопрос 3. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации.
Вопрос 4. Культура в период общественных перемен.
Вопрос 5. Государство как субъект культурной политики.
Вопрос 6. Цели и направления культурной политики.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Методические рекомендации:
Практические задания:
Тесты для самопроверки:
Тема 5. Управление отраслями социальной сферы
Вопрос 1. Управление в сфере здравоохранения.
Вопрос 2. Проблемы реформирования ЖКХ.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Методические рекомендации:
Практические задания:
Тесты для самопроверки:
Контрольный тест
Глоссарий
Аннотация
Цель изучения курса «Управление в социальной сфере» являются знакомство студентов с основами менеджмента, формирование у студентов целостного представления о совокупности процесса управления в социальной работе, а также формирование профессиональной компетенции, которая позволит эффективно применять эти знания, умения и навыки для решения общих и частных задач в будущей профессиональной деятельности.
Задачами учебной дисциплины «Управление в социальной сфере» являются:
овладение теорией, методологией управления и механизмом социального управления, что позволит будущим специалистам по социальной работе вести организационно-управленческую и административную работу в различных организациях системы социальной защиты населения;
знание роли различных школ, теорий социального управления, организационных структур социальных служб;
понимание функции управления социальной работой на разных уровнях, методы администрирования;
формирование знания в области управления персоналом.
Место дисциплины в учебном процессе Университета.
Дисциплина «Управление в социальной работе» включена в раздел Б.3 профессионального цикла базовой части ООП «Социальная работа».
В ходе изучения курса «Управление в социальной работе» обучающиеся должны:
знать:
знать функции социального управления, принципы построения и функционирования социальной организации, мотивационные теории трудовой деятельности;
профессиональные ценности и моральные нормы социальной работы;
основополагающие этические принципы социальной работы;
уметь:
уметь применять известные стили руководства в соответствующей ситуации, методы разрешения конфликтов;
уметь организовывать и координировать социальную работу с различными категориями граждан;
уметь управлять трудовыми ресурсами;
вовлекаться в партнёрские отношения с различными службами и организациями с целью наиболее эффективного осуществления профессионального долга;
проводить индивидуальную работу со случаем, с семьей, групповую работу;
осуществлять профессиональную деятельность на основе знаний менеджмента;
владеть:
профессиональной терминологией;
овладеть системой знаний по основам менеджмента;
навыками морального регулирования взаимоотношений с индивидом и группой;
быть способным принимать ответственность за решение профессиональных задач;
быть способным к самостоятельной рефлексии и принятию ответственности за себя и других;
быть способным к анализу этнокультурных, региональных особенностей взаимодействия.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Управление в социальной работе» формируются элементы следующих общекультурных компетенций:
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умение критически оценить свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18).
Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
социально-технологическими:
быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медикосоциальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
способность к созданию социально благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);
готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);
быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
организационно-управленческими:
быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);
быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);
социально-проектными:
быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33).
Тема 1. Понятия и концепции социального развития
Цели и задачиизученияданной темы – дать общетеоретические сведения о понятии социальной сферы и социального развития общества, как ключевого элемента развития всей государственной системы, дать сравнительный анализ устоявшимся концепциям управления в социальной сфере.
В результате успешного изучения темы Вы:
узнаете:
что такое социальная сфера и социальное развитие;
какие существуют современные концепции управления социальной сферой;
какое значение оказывает качество жизни на социально-экономические показатели развития государства;
в чем заключается эффективность управления в социальной сфере, какие виды эффективности существуют;
приобретете следующие профессиональные компетенции:
навыки по работе с современными концепциями управления социальной сферой;
способность выявления показателей эффективного управления социальной сферой.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости.
Социальный капитал — концепция в социологии, экономике и политологии, обозначающая социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе. Кроме этого, существует множество сходных определений и понятий (например, культурный капитал, гражданский капитал), которые объединяет общая идея о важности социума при сравнительном анализе. Наряду с физическим (например, токарный станок) и человеческим (университетское образование) капиталом, социальный капитал увеличивает как индивидуальную, так и коллективную производительность. Термин «капитал» употребляется, поскольку социальные сети (их сила и форма) являются медленно меняющимися характеристиками общества (нации), которые могут сохраняться и накапливаться сквозь века. Таким образом, социальный капитал можно понимать как один из показателей культурности общества. Лидерами по уровню социального капитала называют Новую Зеландию, Швейцарию и Швецию.