ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не только декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т. д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.
Обобщающим показателем развития социальной сферы служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.
Согласно определению Международной организации труда, социальное обеспечение включает:
стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
предотвращение социальных рисков и компенсацию доходов с помощью механизмов социального страхования;
предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимися участниками системы страхования;
обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.
Для трудоспособного населения важны экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; это эффективная занятость, баланс спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, регулирование миграционных процессов.
Поддержание занятости требует проведения эффективной кадровой политики, обеспечения гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирования организации современных производств и рабочих мест, защиты трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействия общественно полезному и эффективному
предпринимательству, стимулирования экономической активности, более адекватного отражения ее фактической результативности в доходах разных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы; выравнивания экономических возможностей.
Проведение политики повышения доходов включает установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, формирование эффективной системы налогообложения, контроль за инфляцией.
Улучшение жизнеобеспечения населения прежде всего сводится к поддержанию и развитию коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи, охране окружающей среды.
Совершенствование системы социальной защиты граждан включает разработку и реализацию государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского.
Вопрос 2. Современные концепции управления социальной сферой.
Среди концепций социального развития можно выделить следующие:
теория человеческого капитала;
концепция базовых нужд;
концепция качества жизни;
концепция развития человеческого потенциала.
Из современных концепций социального развития региона наиболее известна теория человеческого капитала, связанная с работами Т.Шульца, Г. Беккера, Х. Джонсона, Э. Денисона и др. По человеческим капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход (совокупность знаний, квалификации, здоровья работников, позволяющих повышать производительность труда). Фактор человеческого капитала стал важным источником экономического роста, он объясняет экономическую роль образования, науки, здравоохранения, которые ранее рассматривались как потребляющие и непроизводительные сферы.
Согласно теории человеческого капитала, накопление его может осуществляться в различных формах. Это развитие способностей и навыков во время обучения, а также их приобретение в ходе профессиональной деятельности. Это забота о здоровье, получение информации и другие формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека с целью повышения эффективности его труда.
Осознание ценности человеческого капитала способствовало изменению отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения. Увеличение расходов на образование воспринимается властями многих государств как фактор экономического роста, а предпринимателями - как фактор повышения производительности труда. Во многих странах образование стало рассматриваться как экономически рациональная деятельность человека на протяжении всей его жизни. Ресурсное обеспечение образования возросло не только за счет государственных средств, но и путем диверсификации источников. В США благодаря этому доля расходов на образование в ВВП за треть века почти удвоилась.
В странах с развитой рыночной экономикой развитие человеческого капитала уже давно является общей тенденцией, основывающейся на необходимости конкурировать в высокотехнологичных сферах экономики. Развитие работника стало главным источником накопления богатства. По данным Всемирного банка, в ФРГ, Японии, Швейцарии на долю человеческого капитала приходится 80% общего объема капитала. В странах с переходной экономикой уровень бюджетных расходов на эти цели явно недостаточен, для всех постсоветских стран характерно сокращение накопленного человеческого капитала в кризисный период.
Концепция человеческого капитала дополняется понятием качество населения. Сам термин заимствован из демографии, где он используется для расширительной оценки репродуктивных характеристик, включая здоровье, но все же с опорой на физическое воспроизводство. В развитие этого подхода П. Л. Капица предложил понимать под качеством населения «целый комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей - их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала и т. п.». Данное понятие применяется и в социологии, в него включается не только мера способностей к производительному труду при достигнутом уровне здоровья и образования населения, но и степень инновативности и социальной мобильности людей.
В социологических исследованиях используется также понятие социальный капитал как мера гражданской активности, социальной мотивации людей и эффективности социальных институтов.
Наряду с теорией человеческого капитала значительную роль сыграла концепция базовых нужд. Она стала базовой для Международной организации труда. В концепции предусматривается обязательное удовлетворение базовых минимальных потребностей и улучшение общественных услуг, соблюдение прав человека и «развитие через участие» людей в принятии решений и их реализации. К базовым нуждам отнесено достаточно ограниченное их число: из индивидуальных нужд - минимальные потребности в пище, одежде, жилище и его оборудовании; из общественных услуг - обеспечение питьевой водой, санитарной очистки мест проживания, услугами общественного транспорта, здравоохранения и образования. В основном это физиологические потребности беднейших групп населения. Тем не менее, увязывание этих потребностей (нужд) с правами человека и раскрепощением инициативы людей является базовым принципом в подходах международных организаций и в современных оценках развития.
Позднее в западной, а затем и в отечественной науке появилось понятие качество жизни. Принципиальное отличие концепции качества жизни - в расширении числа компонентов, обеспечивающих благосостояние не только в экономическом смысле, но и в широком социальном. Кроме того, это следующий шаг по сравнению с концепцией базовых нужд, в которой благосостояние рассматривалось в большей степени как удовлетворение первичных потребностей. В подходе с позиций качества жизни благосостояние понимается как способность индивида использовать ресурсы (денежные, здоровье, образование, семейные и социальные связи, гражданские права и др.) для управления собственной жизнью, т. е. в терминах расширения возможностей выбора и действий.
Но данное определение отражает только один из существующих подходов к оценке благосостояния, так называемую «ресурсную концепцию», она характерна для скандинавских исследований уровня жизни и основана на объективных показателях благосостояния. Англо-американская концепция определяет качество жизни исходя из субъективных оценок - степени удовлетворения потребностей, которая может быть оценена только самим индивидуумом. Для описания этих подходов часто используют термины «благополучие», «удовлетворение» и «счастье», значение которых размыто. В настоящее время среди западных исследователей более распространена точка зрения, что объективные и субъективные показатели следует рассматривать как равнозначные, а показатели качества жизни определяются как комбинация объективных условий жизни и субъективного восприятия благосостояния.
Вопрос 3. Качество жизни как социально-экономическая категория.
Качество жизни как социально-экономическая категория, имеет два аспекта функционирования: систему показателей и определяющие факторы жизнеспособности социума.
Принимая эти показатели за основу рассматриваемого определения, можно сформулировать их в виде блок-схемы, которую в определенной мере можно представить следующим образом (рис. 1):
Показатели качества условий жизни.
Рис. 1. Схема показателей, характеризующих качество жизни населения, качество условий жизни
Как видно из предлагаемой схемы, на качество жизни оказывает влияние и национальное богатство, поскольку является одним из основных условий развития социально-экономических отношений. Как определяет наука, его составляют природные ресурсы, аккумулированный капитал и накопленное имущество, трудовой потенциал, интеллектуальное могущество, искусство управления (человеческий потенциал).
Такая расширенная трактовка категории «качество жизни» отражается и в системе показателей. Специалисты предлагают объединить показатели, характеризующие и обусловливающие качество жизни населения, в 6 групп:
1. Для оценки производства - показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование.
2. Для обобщения оценки потребностей - показатели доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины».
3. Для оценки уровня потребления - показатели потребления населения материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем.
4. Для оценки культурно-бытовых условий жизни - показатели образования и культуры.
5. Для оценки социальных условий жизни - показатели занятости и бюджета времени населения.
6. Для оценки демографических последствий роста уровня жизни - показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).
В отечественной науке в последние годы стала применяться система обобщающих показателей, которые комбинируются из нескольких элементов, отражающих различные сферы жизнедеятельности населения. Использование обобщающих показателей позволяет проводить сравнительно-типологический анализ, т. е. оценивать социально-экономическое положение и уровень жизни населения в разных странах и т. д. К таким обобщающим показателям специалисты стали относить Индекс человеческого развития, индекс интеллектуального потенциала человечества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Эта формула комбинированного подхода к определению социально индивидуального человеческого и общественного потенциала их развития явилась наиболее объективной и продуманной, поэтому ООН приняла ее в качестве основного методологического инструмента. Диапазон расчета индекса человеческого развития широк и охватывает пространство от ожидаемой продолжительности жизни до уровня образования и ВВП на душу населения. С 1990 г. публикуются данные о величине ИЧР по 175 странам, входящем в ООН. Советский Союз по основным его показателям занимал первые или ведущие места в мире. Однако после разрушения СССР в корне изменился и уровень жизни населения. В соответствии с официальной информацией, в 2001 г. для России он составил 0,779, т. е. наша страна по данному показателю находится на 63 месте среди стран со средним уровнем развития человеческого потенциала.