Файл: Николаевой Ирины Викторовны Новосибирск, 2019 Содержание I. Целевой раздел пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.
Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).
Совершенствовать глазомер.
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх соревнованиях.
Приобщение к социокультурным ценностям
Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).
Расширять представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи. Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет
Формировать у детей представления о числах до 10-ти на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки. Учить считать в пределах 10-ти, опираясь на счет реальных предметов и объектов, сравниватьпоследовательные числа в пределах 10-ти. Обучать способом уравнивания множеств (5 больше 4-х, если к 4-м добавить 1, то будет 5, поровну, столько же, одинаково; 3 меньше 4-х, если от 4-х отнять 1, то в обеих группах будет по 3, т.е. поровну).
Упражнять в сравнении результатов количественного и порядкового счета. Учить понимать соответственно вопросы сколько? который?
Учить различать и называть цифры от 0 до 9-ти. Формировать представление о независимости результата счета от величины пересчитываемых предметов, их пространственного расположения, направления счета (слева направо или справа налево и т.п.).
Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда в пределах 10- ти путем присчитывания по единице. Подводить детей к пониманию состава числа из единиц и из групп. Например, чтобы получить число 5, можно отсчитать 5 палочек по одной или объединить две группы палочек, одна из которых состоит из двух палочек, а другая — из трех.
Познакомить со знаками «+», «-», «=». Учить фиксировать процесс счета с помощью разрезных цифр и знаков: 1+1=2, 2+1=3 и т.п.
Использовать при счете реальных предметов окружающей обстановки различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-двигательный. Например, считать звуки (хлопки, удары бубна), зрительные сигналы (цветовые, световые, двигательные), вести счет предметов на ощупь.
Величина
Учить детей с помощью условных мерок сравнивать протяженность предметов (длину, ширину, высоту), объемы, занимаемые жидкостями и сыпучими веществами.
Учить выделять часть предмета, равную условной мерке; определять, сколько раз условная мерка уложилась в измеряемом объекте, соотносить количество мерок с числом. Формировать представления о том, что мерка является единицей измерения.
Учить сравнивать две протяженности (длины) наложением, приложением и способом сравнения результатов измерения с помощью условных мерок (красная лента длиннее, потому что в ней палочка уложилась четыре раза, а зеленая короче, потому что в ней уложилось только три палочки).
Форма
Упражнять видению формы геометрических фигур в окружающих предметах (например, мяч, арбуз — шар; тарелка, блюдце — круг; крышка стола, стена, пол, потолок — прямоугольник; платочек — квадрат; косынка — треугольник; стакан — цилиндр; колокольчик— конус).
Игры: «Найди предметы, похожие на круг (овал)», «Назови три круглых (овальных) предмета» и т.п.
Дать детям представления о четырехугольнике и его элементах: четыре угла, четыре стороны (на примере четырехугольников разных видов).
Учить строить из палочек четырехугольник (квадрат, прямоугольник), рисовать его, вырезать по контуру, обводить по шаблону, трафарету.
Учить детей классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур.
Ориентировка в пространстве и времени
Учить детей определять свое местоположение в пространстве с использованием игр: «Что слева?», «Что справа?», «Что впереди?», «Что сзади?» и т.п.
Учить характеризовать, словом, положение того или иного предмета по отношению к другому (например, справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка и т.п.) и выполнять практические действия в соответствии со словесной инструкцией (например, «Встань так, чтобы слева была кукла, а впереди машина», «Принеси, пожалуйста, краски. Они лежат в шкафу на нижней полке слева»). Проводить с детьми игры, в ходе которых им приходилось бы изменять направление своего движения во время ходьбы (бега) по словесному и зрительному сигналам.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол.
Дать первичные представления о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по-разному (в детский сад дети приходят в понедельник, а домой уходят в пятницу; вторник — второй день недели и т.п.).
Учить определять, какой день недели был вчера, какой наступил сегодня, какой будет завтра.
Формировать у детей первоначальные представления о возрасте: познакомить со смысловым содержанием вопроса «Сколько тебе лет?».
Ознакомление с миром природы
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями.
Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.). Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.