Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При работе над проектом педагог выступает в роли консультанта, в чем ему помогают более подготовленные ученики. Лучше всего, если утончение постановки задачи учащиеся выполняют, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить учащихся с ранее выполненными проектами. Результаты работы над проектом обязательно должны быть объявлены в классе. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.

Общая оценка за длительный проект, как правило, складывается из следующих локальных оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета, оценка публичной защиты. Большинству учащихся такая форма работы нравится, повышает их учебную мотивацию, и, как следствие, качество знаний.

Метод проектов сочетается с групповыми формами обучения, этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, появлением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учеником как равноправного партнерства.

На предмете информатика проектный метод позволяет использовать все воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познания, во-вторых, как метод позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя с учеником на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Метод проектов вовлекает ученика в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом - что является сильным мотиватором.

С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению. На предмете информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной деятельности. Для школьного предмета информатика область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Целью предмета учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат – продукт коллективный, познавательной, творческой работы.


Практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия.

Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.

В то же время метод проектов на предмете информатика – это метод организации группового обучения.

В процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитать и развить важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, работать на одну цель. Совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

Робототехника - это новая область науки и техники, посвященная созданию автоматизированных технических систем с компьютерным управлением, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики, программирования.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Участие России в научно-технических и образовательных проектах, связанных в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, будет способствовать обмену технической информацией и инженерными знаниями, реализации инновационных разработок в области робототехники и выходу России в области робототехники на мировой уровень.

Каждый год объемы мирового производства робототехнических устройств увеличиваются, охватывая все новые сферы. Согласно мировым рейтингам и оценка, робототехника входит в тройку наиболее перспективных направлений техники и технологии. Можно сделать вывод: робототехника - профессия XXI века.

Современный курс школьной информатики с включением в него робототехники – «точка роста» информатизации образования, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

LEGO Mindstorms — это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота (Приложение №1). Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году. Конструкторы LEGO Mindstorms позволяют организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные занятия. С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.



Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Понимание законов техники, позволит выпускнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.


Глава 3 Исследование эффективности использования робототехники LEGO WeDo на уроках информатики в начальных классах.
3. 1 Программа исследования

Изучив теоретическую часть и сделав определённые выводы по теме, автором было решено проверить эти выводы с помощью исследования: раскрыть потенциал робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности у младших школьников на уроках информатики.

Гипотеза исследования: если использовать робототехнику во внеурочной деятельности, то это будет способствовать повышению эффективности и качества обучения информатики.

База исследования: 2 класс Контошинской средней школы, Косихинского района, село Контошино. В исследовании приняло участие 10 человек. Учитель: Шишкова Евгения Александровна.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что если использовать робототехнику во внеурочной деятельности, то это будет способствовать повышению эффективности и качества обучения информатики, автором проделана исследовательская работа, в ходе которой, на начальном этапе, мы выявили интерес младших школьников к внеурочной деятельности по информатике. Затем проследили динамику их изменения.

Для выяснения эффективности использования робототехники Lego WeDo на уроках информатики были составлены следующие критерии. Критерии эффективности использования робототехники Lego WeDo:

- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;

- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;

- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;

обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

- развивать коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

На первом этапе мы провели презентацию кружка и представили рабочую программу на год по информатике и с помощью анкетирования выявили у детей уровень мотивации к занятию во внеурочной деятельности.

На втором этапе работали над повышением мотивации к изучению информатики с использованием робототехники во 2 классе.

На третьем этапе анализировали результаты исследования, то есть выявляли динамику повышения качества знаний учащихся и изменение уровня мотивации к занятиям во внеурочной деятельности.


3. 2 Исследование уровня занятости учащихся во внеурочной деятельности по информатике.

Чтобы выявить занятость учащихся во внеурочной деятельности, автор с классным руководителем 2 класса Шатовой Ириной Иосифовной собрали родительское собрание, на котором также присутствовали учащиеся данного класса.

На собрании автор продемонстрировал презентацию (Приложение А) и рабочую программу на год кружка «Легоконструирование» (Приложение Б).

После проведения теоретической части родительского собрания, автором было проведено анкетирование родителей (Приложение В) и учеников (Приложение Г) 2 класса.

Для проведения анкетирования учащихся автором был предложен следующий материал и оборудование: бланк - анкета, бланк для ответов, ручка.

Автор выяснил, что все дети, а их 10 человек 2 класса, захотели посещать кружок «Легоконструирование». Результаты анкетирования представлены в диаграмме.



Также автор проанализировал анкеты родителей. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Вопросы для родителей

Да

Нет

Развернутый ответ

Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия во второй половине дня?

10 чел.

-

-

Какая сфера наиболее привлекательна для вашего ребенка? (можно выбрать не более трех)

-

-

- познавательная деятельность;

-спортивно-оздоровительная;

-досугово-развлекательная

Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок во второй половине дня находился в школе и занимался внеурочной деятельностью?

10 чел

-

-

Считаете ли вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?





10 чел



-



-

Развитию, каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности?

-

-

-организаторские;

-творческие;

- коллективные



Считаете ли Вы педагогов школы достаточно компетентными для проведения дополнительных занятий с учащимися?

10 чел

-

-

Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?

-

-

Муз. школа- 6 чел. ;

Спорт. школа- 4 чел.