Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При работе над проектом педагог выступает в роли консультанта, в чем ему помогают более подготовленные ученики. Лучше всего, если утончение постановки задачи учащиеся выполняют, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить учащихся с ранее выполненными проектами. Результаты работы над проектом обязательно должны быть объявлены в классе. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.
Общая оценка за длительный проект, как правило, складывается из следующих локальных оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета, оценка публичной защиты. Большинству учащихся такая форма работы нравится, повышает их учебную мотивацию, и, как следствие, качество знаний.
Метод проектов сочетается с групповыми формами обучения, этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, появлением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учеником как равноправного партнерства.
На предмете информатика проектный метод позволяет использовать все воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познания, во-вторых, как метод позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.
В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя с учеником на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Метод проектов вовлекает ученика в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом - что является сильным мотиватором.
С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению. На предмете информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной деятельности. Для школьного предмета информатика область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Целью предмета учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат – продукт коллективный, познавательной, творческой работы.
Практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия.
Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.
В то же время метод проектов на предмете информатика – это метод организации группового обучения.
В процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитать и развить важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, работать на одну цель. Совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.
Робототехника - это новая область науки и техники, посвященная созданию автоматизированных технических систем с компьютерным управлением, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики, программирования.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Участие России в научно-технических и образовательных проектах, связанных в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, будет способствовать обмену технической информацией и инженерными знаниями, реализации инновационных разработок в области робототехники и выходу России в области робототехники на мировой уровень.
Каждый год объемы мирового производства робототехнических устройств увеличиваются, охватывая все новые сферы. Согласно мировым рейтингам и оценка, робототехника входит в тройку наиболее перспективных направлений техники и технологии. Можно сделать вывод: робототехника - профессия XXI века.
Современный курс школьной информатики с включением в него робототехники – «точка роста» информатизации образования, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
LEGO Mindstorms — это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота (Приложение №1). Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году. Конструкторы LEGO Mindstorms позволяют организовать учебную деятельность по различным предметам и проводить интегрированные занятия. С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.
Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Понимание законов техники, позволит выпускнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Глава 3 Исследование эффективности использования робототехники LEGO WeDo на уроках информатики в начальных классах.
3. 1 Программа исследования
Изучив теоретическую часть и сделав определённые выводы по теме, автором было решено проверить эти выводы с помощью исследования: раскрыть потенциал робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности у младших школьников на уроках информатики.
Гипотеза исследования: если использовать робототехнику во внеурочной деятельности, то это будет способствовать повышению эффективности и качества обучения информатики.
База исследования: 2 класс Контошинской средней школы, Косихинского района, село Контошино. В исследовании приняло участие 10 человек. Учитель: Шишкова Евгения Александровна.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что если использовать робототехнику во внеурочной деятельности, то это будет способствовать повышению эффективности и качества обучения информатики, автором проделана исследовательская работа, в ходе которой, на начальном этапе, мы выявили интерес младших школьников к внеурочной деятельности по информатике. Затем проследили динамику их изменения.
Для выяснения эффективности использования робототехники Lego WeDo на уроках информатики были составлены следующие критерии. Критерии эффективности использования робототехники Lego WeDo:
- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;
- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развивать коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
На первом этапе мы провели презентацию кружка и представили рабочую программу на год по информатике и с помощью анкетирования выявили у детей уровень мотивации к занятию во внеурочной деятельности.
На втором этапе работали над повышением мотивации к изучению информатики с использованием робототехники во 2 классе.
На третьем этапе анализировали результаты исследования, то есть выявляли динамику повышения качества знаний учащихся и изменение уровня мотивации к занятиям во внеурочной деятельности.
3. 2 Исследование уровня занятости учащихся во внеурочной деятельности по информатике.
Чтобы выявить занятость учащихся во внеурочной деятельности, автор с классным руководителем 2 класса Шатовой Ириной Иосифовной собрали родительское собрание, на котором также присутствовали учащиеся данного класса.
На собрании автор продемонстрировал презентацию (Приложение А) и рабочую программу на год кружка «Легоконструирование» (Приложение Б).
После проведения теоретической части родительского собрания, автором было проведено анкетирование родителей (Приложение В) и учеников (Приложение Г) 2 класса.
Для проведения анкетирования учащихся автором был предложен следующий материал и оборудование: бланк - анкета, бланк для ответов, ручка.
Автор выяснил, что все дети, а их 10 человек 2 класса, захотели посещать кружок «Легоконструирование». Результаты анкетирования представлены в диаграмме.
Также автор проанализировал анкеты родителей. Результаты анкетирования представлены в таблице.
Вопросы для родителей | Да | Нет | Развернутый ответ |
Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия во второй половине дня? | 10 чел. | - | - |
Какая сфера наиболее привлекательна для вашего ребенка? (можно выбрать не более трех) | - | - | - познавательная деятельность; -спортивно-оздоровительная; -досугово-развлекательная |
Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок во второй половине дня находился в школе и занимался внеурочной деятельностью? | 10 чел | - | - |
Считаете ли вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками? | 10 чел | - | - |
Развитию, каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности? | - | - | -организаторские; -творческие; - коллективные |
Считаете ли Вы педагогов школы достаточно компетентными для проведения дополнительных занятий с учащимися? | 10 чел | - | - |
Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы? | - | - | Муз. школа- 6 чел. ; Спорт. школа- 4 чел. |