Файл: Ценовая Политика Организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Алтайский филиал


Направление подготовки: Экономика

Образовательная программа: Финансы и Кредит


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Ценовая Политика Организации


Автор:

обучающийся

группы

6180

заочной

формы обучения

___________/Войтович С.В.

(подпись)

Преподаватель:

Должность, ученая степень, ученое звание: старший преподаватель кафедры экономики и финансов

___________/Сорокина А.А.

(подпись)


Оценка: _______________________

«____» _______________ 20____ г.


Барнаул 2023 г
Содержание


Введение
Актуальность темы. В качестве одного из приемлемых путей повышения конкурентоспособности организации является сложившаяся система ценообразования. При этом необходимо учитывать значимость и других элементов экономической деятельности, которые также оказывают влияние на этот процесс. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. В отношении фармацевтической продукции система ценообразования корректируется с учетом специфики фармацевтического бизнеса, а также правового статуса и правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Экономическая деятельность в России представлена множеством различных направлений, среди которых выделяется фармацевтическая промышленность, которая характеризуется возможностью организации местного производства соответствующей продукции1. Объем коммерческого рынка ЛС в январе 2022 года составил 116,4 млрд рублей в розничных ценах. В сравнении с показателями, имеющимися на декабрь 2021 года, емкость рынка увеличилась на 4,4%. По сравнению с январем 2021 года в этом году рынок показал рост продаж на 19,3%. В натуральном выражении объем реализации лекарств в январе 2022 года составил 425 млн упаковок. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о существенном повышении – за один месяц величина подъема показателей составила 3,5%, за год – 9,2%.


Известно, что 64,0% препаратов, представленных в начале 2022 года, были произведены локально в России в натуральных единицах измерения, но по причине невысокой цены, в сравнении со стоимостью товаров, привезенных из-за границы, объем итоговой реализации на рынке составил 46,4%. Коммерческий сегмент рынка по показателям, известным на январь 2022 г., включал препараты, продажа которых осуществляется исключительно по рецепту специалиста, их объем составил 38,8%. Остальные 61,2% составили препараты безрецептурного отпуска2.

Социальная политика государства в том числе направлена на оказание лекарственной помощи гражданам, чему способствует активное развитие фармацевтического рынка. Именно поэтому политика ценообразования становится актуальной для органов управления таких сфер как здравоохранение, медицина, фармация. Специалисты указанных областей заинтересованы в рационализации и гуманизации. Ценообразование в этой связи выступает важным инструментом управления фармацевтическим бизнесом рычагом влияния на планируемый и достигаемый объем прибыли. Цена, являясь маркетинговой категорией, создает условия для получения прибыли, а товар, продвижение и размещение продукции создают издержки. Поэтому цене отводится отдельная роль в системе рыночных отношений. В этой связи видится актуальным исследование вопроса ценообразования в современных условиях, а также сопутствующих категорий, как то: механизм ценообразования, методы и др.

Помимо прочего, актуальность темы связана с необходимостью исследования цены не системно, а в совокупности с остальными составляющими рыночных отношений между субъектами экономической деятельности. Это связано с тем, что компании в процессе выработки механизмов ценообразования обращается к показателям уровня спроса и издержек производства. В отдельном порядке производится стимулирование спроса для актуализации конкретного товара на рынке, что необходимо в достижении одной из целей – успешный сбыт и получение прибыли. Стоит отметить значимость цены в создании баланса в маркетинговом регулировании, в едином действии всех элементов деятельности организации. Ввиду этого актуальность темы исследования видится в степени значимости показателей цены в формировании финансовых ресурсов предприятия, а также затрат.

Актуальность темы работы обусловлена также тем фактом, что в связи с пандемией особая ситуация сложилась в фармацевтической отрасли: к середине июля 2021 года число торговых точек в РФ значительно уменьшилось в сравнении с показателями на март 2020 г. – на 62%. На отрасли торговли в целом и сегодня сказываются сокращение платежеспособного спроса и законодательные ограничения. В этих условиях рационализированная и успешно внедрённая система ценообразования позволяет значительно повысить эффективность работы предприятия и сократить временные затраты на процесс закупок путем стандартизированного подхода к управленческим и финансово-экономическим решениям. Поэтому возникает необходимость реализации новых подходов к организации процесса ценообразования. Следовательно, в нынешней экономико-политической ситуации не ставится под сомнение актуальность повышения эффективности ценообразования как области интересов продавцов и покупателей.



Значимые научные исследования в области ценообразования были предложены такими учеными, как Г.Л. Багиев, В.Е. Есипов, Ф. Котлер, В.М. Тарасевич.

Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ ценовой политики аптечной организации и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Успешному достижению цели предшествует выполнение задач исследования, среди которых:

– изучить сущность, цели и задачи ценовой политики организации;

– раскрыть этапы разработки ценовой политики фармацевтической организации;

– рассмотреть методы формирования ценовой политики организации;

– дать организационно-экономическую характеристику ООО «Центральная аптека»;

– провести анализ и оценку ценовой политики ООО «Центральная аптека»;

– предложить меры по совершенствованию ценовой политики ООО «Центральная аптека».

В качестве объекта исследования в работе выступает ценовая политика ООО «Центральная аптека».

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является ценовая политика организации.

Теоретической основой исследования является методическая, научная, учебная литература, работы отечественных экономистов и маркетологов, статьи периодической печати. Среди авторов можно выделить следующих: В. Андрианов, О.В. Борисова, Е.П. Голубков, А.А. Дерямен, С.Н. Зайкова, Н. Калита, И. Кожуховский, П. Карпюк и др. Информационной базой являются данные отчетности компании ООО «Центральная аптека».

При выполнении выпускной квалификационной работы использовались различные исследовательские методы, такие как анализ статистических данных, обобщение, сравнение, метод индукции, аналогия, коэффициентный анализ, логические выводы и другие.

Логика работы определила ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, представлена цель и задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ формирования ценовой политики организации. Вторая глава посвящена анализу ценовой политики организации ООО «Центральная аптека». В третьей главе представлены мероприятия по совершенствованию ценовой политики организации ООО «Центральная аптека». В заключении сделаны общие выводы по работе.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценовой политики организации



1.1 Сущность, цели и задачи ценовой политики организации

Для начала определимся с понятием ценовой политики. Есть множество подходов к определению данной категории. Для того чтобы лучше разобраться, в сущности, ценовой политики, необходимо рассмотреть хотя бы несколько из существующих определений. Сущности ценовой политики можно рассмотреть с трех позиций: во-первых, как совокупность принципов; во-вторых, как процесс установления цены; в- третьих, как комплексная социально-экономическая категория, основанная на взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров и услуг (таблица 1).

Таблица 1 - Научные взгляды на сущность «ценовой политики»

Автор

Определение

Ценовая политика как совокупность принципов

Л. А. Черная

Ценовая политика - совокупность принципов, реализуемых в долгосрочном периоде времени, на основе которых формируется миссия и общая философия конкретного предприятия, что должно быть положено в основу разработки стратегических и тактических ценовых решений

М.С. Абрютина


Ценовая политика - общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на товары и услуги

Ценовая политика - как процесс установления цены

И. А. Бланк

Обоснование дифференцированных уровней надбавок на товары и разработка мер по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования

Л. С. Лигоненко


Обоснование дифференцированных уровней надбавок на реализуемые товары, определение условий и размера их оперативной корректировки в зависимости от изменений ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования предприятия

Ценовая политика комплексная категория

Я.В. Литвиненко

Разработка и выбор общего направления в ценообразовании и установление такого размера надбавки, который бы обеспечил предприятию возмещение его расходов и получение прибыли



Однако, наиболее полным, точным и понятным определением, отражающим главную суть ценовой политики любой организации, считаю следующее определение:

Ценовая политика – часть общей политики предприятия, процесс управления ценами и ценообразованием, в ходе которого определяются и корректируются цены на товары и услуги в зависимости от положения предприятия и товара на рынке, для достижения поставленных тактических и стратегических целей3. Предприятие не может устанавливать цены лишь по своему желанию, не учитывая множество экономических факторов, влияющих на ценообразования. Недальновидная политика может привести к отрицательным финансовым результатам, разорению фирмы и выходу с рынка. Наряду с этим успешно сформированная ценовая политика может гарантировать увеличение доходности предприятия, при относительно небольших производственных издержках.

Ценовая политика предприятия включена в систему общей и рыночной стратегии фирмы, содержащей элементы тактического и стратегического характера. В широком смысле ценовая политика организации определяется как работа ее экономических служб по контролю цены выпускаемого товара или предлагаемой услуги, действия, совершающиеся в соответствии с выбранной стратегией для достижения поставленных задач и целей4. Разработка ценовой политики важный и сложный процесс, имеющий свою последовательность:

  1. Определение главных целей ценообразования.

  2. Анализ факторов, влияющих на формирование цен, – спроса и предложения, цен конкурентов.

  3. Выбор метода ценообразования.

  4. Установление уровня цен, разработка системы скидок и надбавок

  5. Корректирование ценовой политики предприятия в зависимости от складывающейся на рынке ситуации.

От самостоятельного выбора фирмы зависит характер механизма разработки ценовой политики. Такой выбор осуществляется в соответствии с целями и задачами развития. Ведущий фактор формирования цен определяется с учетом организационной структуры предприятия, методов управления, уровня производства, то есть факторов внутренней среды. Кроме того, существуют факторы внешней среды, воздействующие на формирование ценовой политики, как то: типы рынка, каналов сбыта, государственную политику страны и т.п.5. Кроме указанных факторов влияния на ценовую политику фирмы, сущностное значение имеет собственный потенциал фирмы, имеющийся капитал, материально-техническая база, штат компетентных высококвалифицированных сотрудников. Так, ценовая политика обусловливается не только внешними факторами рынка, но и внутрифирменными. Можно выделить несколько видов задач ценовой политики, которые для наглядности представим в виде схемы на рисунке 1: