Файл: Разработка стратегии предприятия на примере ОАО «Могилевский мясокомбинат.pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 1016
Скачиваний: 18
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
Уровень здравоохранения и образования |
Государственная политика в области обеспечения здоровья населения будет направлена на стабилизацию численности населения и увеличение продолжительности жизни путем реализации мероприятий Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ В целях повышения качества и доступности образования и культуры в соответствии с потребностями инновационной экономики, культурными и образовательными запросами граждан, создания условий для реализации духовного потенциала каждой личности и общества в целом будет обеспечена реализация мероприятий Государственной программы ”Образование и молодежная политика“ |
совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе определяющих объемы оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также порядок оказания медико-социальной и паллиативной медицинской помощи; совершенствование условий для реализации принципа ”обучение через всю жизнь“ |
Учет особенностей состояния здоровья и особенностей организма различных категорий потребителей при производстве мясных продуктов; постоянное повышение квалификации работников предприятия для внедрения опыта зарубежных стран в производственный процесс |
Половозрастная структура населения и продолжительность жизни |
По демографическим процессам Республика Беларусь в настоящий момент имеет все проблемы развитого, урбанизированного, стареющего, сокращающегося общества. В последние годы государство принимает некоторые меры по стимулированию рождаемости, растут суммы выплат по беременности и родам, с рождением каждого ребенка облегчается погашение жилищных кредитов. Возможно этим объясняется некоторое улучшение показателей рождаемости в 2014-2017 годах. По данным Белстат на 1 июля 2017 численность населения Республики Беларусь составила 9 495,5 тыс. человек. Из них мужчин – 46,5%; Женщин – 53,5%; Продолжительность жизни всего населения составляет 74,1 год, мужчин - 68,9 лет, женщин - 79 лет. |
Белорусская нация сравнительно образованная, проживающая, по преимуществу в городах, занятая в сфере материального производства менее чем наполовину |
По данным статистического комитета Республики Беларусь потребление мяса на душу населения выросло с 69,1 кг. до 75,6 кг, что способствует наращиванию производственных мощностей по производству мяса и мясных продуктов |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ |
ИЗМЕНЕНИЕ В ОТРАСЛИ |
ИЗМЕНЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ |
ДЕЙСТВИЯ |
Трансформация структуры промышленности и ее модернизация |
Основной задачей промышленного комплекса страны остается повышение удельного веса продукции с высокой добавленной стоимостью и наращивание экспортного потенциала. |
Рост добавленной стоимости будет достигнут за счет технического переоснащения организации, в том числе в результате повышения степени переработки сырья и локализации продукции |
Изыскать средства на финансирование расходов, связанных с техническим перевооружением производства и привлечением инвестиций |
Уровень инноваций и технологического развития отрасли |
Особый акцент будет сделан на рациональном импортозамещении. Для обеспечения потребностей внутреннего рынка планируется ежегодное увеличение производства импортозамещающей продукции. |
Планируется внедрение передовых технологий в традиционные отрасли и переход к концепции ”умных вещей“ в отраслях потребительского сектора производства |
Внедрение новых технологий способствует повышению качества мясной продукции и росту производительности импортозамещающей продукции |
Инновационная политика и развитие информационно-коммуникационных технологий |
Планируется обеспечить ускоренное инновационное развитие экономики путем сокращения технико-технологического отставания национальной экономики от экономически развитых стран, повышения эффективности управления научно-технической и инновационной деятельностью, формирования рынка научно-технической продукции, наращивания кадрового потенциала в инновационной сфере. |
Перспективной будет являться научная и научно-техническая деятельность, связанная с разработкой и производством биотехнологической продукции в сфере агропромышленного комплекса, имеющая значительный экспортный потенциал. |
Инновационная деятельность предприятия позволит увеличить долю инновационной продукции и повысить экспортный потенциал для освоения новых рынков сбыта |
Расходы на исследования и разработки |
Инновационное развитие отраслей традиционного сектора планируется осуществлять посредством реализации инновационных проектов, а также путем повышения эффективности хозяйствования и управления за счет использования современных интегрированных систем и технологий, реструктуризации и выделения на аутсорсинг непрофильных активов |
будут приниматься меры по доведению бюджетных расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность до 1 процента от выручки от реализации продукции |
Данные мероприятия позволят проводить исследования непосредственно силами сотрудников предприятия и производить инновационную продукцию |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
Кадровое законодательство в области технологического оснащения отрасли |
Кадровое обеспечение инновационного развития предусматривается сформировать за счет современной системы бизнес-образования, а также увеличения количества и повышения качества подготовки инженерно-технических кадров и выпускников II ступени высшего образования (магистратуры), владеющих передовыми технологиями и методиками управленческой и инновационной деятельности. |
Ключевым элементом профессионального совершенствования, освоения новых методов и технологий является непрерывное образование менеджеров, повышение их квалификации, переподготовка, стажировка за рубежом. |
Появляется возможность принимать на работу высококвалифицированный персонал с высоким уровнем образования |
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств |
Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры будет основано на внедрении передовых стандартов мобильной связи 4G и 5G, строительстве сетей связи с использованием современных технологий, таких как волоконно-оптические линии связи, облачные технологии обработки и хранения данных, космическая связь и навигация. |
Это позволит предоставить высокоскоростной доступ в сеть Интернет максимальному числу потребителей. |
Благодаря развитию интернета можно добиваться повышения объемов реализации продукции, используя информирование, продажи в онлайн-режиме и другие способы. |
2.2 Анализ мясной отрасли Республики Беларусь
В Республике Беларусь производится более 1200 видов мясной продукции, в том числе 800 видов колбасных изделий, около 250 наименований полуфабрикатов, более 150 видов консервов. Существующая на сегодняшний день сырьевая база позволяет производить более 1 000 тыс. т мяса в год.
За 2016 год производство мяса в Беларуси выросло до 1 млн 200 тысяч тонн, что превысило уровень 2010 года на 23 %. Эта цифра показывает, что мясоперерабатывающая отрасль в Республике Беларусь развивается достаточно быстрыми темпами за счет внедрения новых технологий, переоснащения мясоперерабатывающих комплексов c установкой высокопроизводительных технологических линий, благодаря реализации государственных программ.
Сегодня страна входит в ТОП-20 мировых экспортеров мяса и мясопродуктов. По говядине охлажденной и мясу птицы Республика Беларусь занимает 8 место. По говядине – 12 место, по свинине – 13 место, сообщил министр. Он отметил, что наблюдается устойчивая динамика роста производства мяса скота и птицы. В структуре экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия из Республики Беларусь на долю экспорта мясопродуктов приходится около 20%.
Мясоперерабатывающее производство Беларуси не только обеспечивает внутренний рынок мясной продукцией, но и обладает высоким экспортным потенциалом. За последние шесть лет Республика Беларусь нарастила экспорт мясной продукции в натуральном выражении до 360 000 тонн, этот показатель увеличился в сравнении с 2010 годом на 43 % (на 120 тысяч тонн).
Особого успеха на экспортном рынке достигли продукты из мяса птицы, объем которых в 2016 году составил 146 тысяч тонн. Произошел рост производства мясопродукции от 25 до 31 %. Сократилась доля экспорта готовых изделий из мяса и мясопродуктов с 16 % в 2010 году до 13 % в 2016 году.
Ежегодное удельное потребление мяса и мясной продукции в Беларуси – 76 кг. По оценкам, за 2015 год потребление мяса и мясных продуктов на душу населения составило 75,9 кг. Данный показатель не превышает запланированный в соответствии с прогнозом Института системных исследований АПК НАН Беларуси показатель потребления мяса в 2015 году в 84 кг на душу населения (такое потребление было в период 2010‐2012). Так в 2016 году, потребление мяса в Беларуси достигло 91 килограмм на человека в год. Это ниже, чем в США или Австралии (более 120 кг на душу населения), но уже на уровне стран Западной Европы и практически в 2 раза выше среднего показателя по миру. Около 80% объема потребляемого белорусами мяса приходится на свинину и птицу.
Поставки продукции на российский рынок в 2016 году оставались не только ключевым источником поступления валюты в Беларусь, но и основным драйвером развития мясной промышленности Беларуси.
Белорусские компании смогли нарастить экспорт, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Основным экспортным товаром оставалась говядина, при этом доля белорусской продукции в общем импорте говядины в Россию выросла. Видимо, именно это послужило основной причиной повышенного внимания к белорусской говядине со стороны российских контролирующих органов.
Однако главным драйвером роста белорусского экспорта мяса и мясной продукции в Россию в 2016 году стали колбасные изделия. В отличие от экспорта, внутренний рынок был по-прежнему менее восприимчив к готовым мясным изделиям и больше склонялся к сырому мясу. Среди колбасных изделий наблюдалась тенденция роста спроса на изделия нефондовой группы. Это движение в спросе уловили мясокомбинаты, которые немного скорректировали свои производственные программы. Впрочем, производство изделий нефондовой группы является менее маржинальным для белорусских компаний по сравнению с колбасами с высокой добавленной стоимостью (в первую очередь, сырокопчеными и сыровялеными).
Цены на говядину, отправляемую на экспорт, в течение всего 2016 года были относительно стабильными, что позволяло компаниям более точно прогнозировать поставки и денежные потоки. Цены на мясо птицы, напротив, были малопредсказуемыми и не славились следованием сезонным колебаниям.
Рис. 2 – Реализация некоторых видов колбасных изделий на внутреннем рынке за 2015 – 2016 год
Мировые цены на мясо в течение первой половины 2016 года росли, однако с осени началось их падение, связанное со снижением цен на основные виды мяса.
Финансовое положение мясоперерабатывающих предприятий в 2016 году было стабильным на фоне устойчивого валютного курса и отсутствия значительных проблем с поставками продукции. Наиболее прибыльными оставались птицеводческие предприятия и крупные государственные мясокомбинаты.
В целом, 2016 год был довольно успешным для мясной промышленности. Следует ожидать, что в 2017 году давление на белорусских производителей со стороны российских контрольных органов усилится, и не исключено повторение ситуации осени-зимы 2014 года, когда большинство мясоперерабатывающих предприятий Беларуси были закрыты по поставкам продукции в Россию.
Основным направлением, по которому экспортируется около 75 % белорусской мясной продукции, являются Россия и страны СНГ. За ними следуют государства ЕС (около 9 %), США, Япония, Канада и др. Тем не менее, перспективным направлением для будущего развития экспорта белорусские производители мясной продукции считают Китай (около 23 %).
При этом основными препятствиями для экспорта мясной продукции предприятия считают тарифные торговые барьеры, стоимость и доступ к финансированию и недостаток квалифицированных кадров для продвижения на зарубежных рынках, а также соответствие требованиям, ожиданиям по качеству, стоимости и т. д., общие проблемы инфраструктуры и неудовлетворенность условиями оплаты. 31 % опрошенных считают, что реализовать стратегическую экспортную цель «треть-треть-треть», то есть когда треть экспорта приходится на Россию, треть — на государства ЕС и оставшаяся треть — на страны дальней дуги, возможно в ближайшие три года.
Цены на некоторую мясную продукцию в Беларуси регулируются административно. Цены на мясо и «социальную» мясную продукцию в Республике Беларусь регулируются правительством. Устанавливаются фиксированные предельные отпускные цены на потушное мясо и крупнокусковые полуфабрикаты, а также предельные торговые надбавки на некоторые «социальные» мясные продукты: изменения вносятся обычно 2 раза в год – весной и осенью. В целях ухода от ценового регулирования мясокомбинаты ориентируются на производство мясных продуктов с более высокой добавленной стоимостью, а также на экспортные поставки. Однако власти административно доводят задания мясокомбинатам по валютной выручке.