Файл: Организационноправовые вопросы оказания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан;

4) права и обязанности медицинских организаций, и иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Статья 2 Закона раскрывает основные понятия, используемые при планировании и организации медицинской помощи

Наиболее важная в организационном плане является статья 4, которая определяет девять основных принципов охраны здоровья граждан, к которым относятся:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Как видно из диспозиций данной статьи, в отечественном здравоохранении имеются 3 приоритета – интересы пациента, охрана здоровья детей и профилактика в сфере охраны здоровья граждан.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (ст.6) реализуется не только путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации при оказании медицинской помощи пациенту и оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента, но также путем обеспечения ухода, организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени и других мероприятий

Дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат в особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (ст.7).


Одно из важнейших положений Закона – недопустимость отказа от медицинской помощи – закреплено в ст. 11:

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками этой медицинской организации не допускается.

2. Медицинская помощь медицинской организацией и медицинским работником в экстренной форме оказывается гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Впервые в отечественном законодательстве определено понятие врачебная тайна - сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные полученные при его обследовании и лечении сведения, а также сведения о причине смерти

Законом определено, что не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В части 3 и 4 дается исчерпывающий перечень ситуаций, когда сведения, составляющие врачебную тайну могут быть переданы третьим лицам, в частности:

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, осуществления публикаций в научных изданиях, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения обследования и лечения гражданина, который не способен в результате своего состояния выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;



4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией в медицинских информационных системах и в медицинских организациях в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава 3 Закона разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

Глава 4 Закона определяет права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья, основанные на прямом действии ст.41 Конституции РФ – права на охрану здоровья и на медицинскую помощь

Статья 19 часть 5 определяет исчерпывающий перечень прав пациента на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;


6) получение лечебного питания при оказании медицинской помощи в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании пациенту медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в условиях медицинской организации, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

В отдельную статью вынесены вопросы, касающиеся процедуры дачи пациентом информированного добровольного согласия и отказа от медицинского вмешательства. Важнейший постулат данной статьи, что информированное добровольное согласие – это необходимое предварительное условие на медицинское вмешательство ( а не право пациента). Определен круг лиц, которые могут давать такое согласие: сами пациенты, один из родителей ребенка, не достигшего 15 летнего возраста, а также законные представители, назначенные определением суда. В законе указано, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Законом определен перечень ситуаций, когда медицинское вмешательство без согласия гражданина либо одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если:

а) его состояние не позволяет выразить свою волю;

б) отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.


10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина либо одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации) медицинской организации, гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отдельными статьями раскрываются вопросы связанные с правом выбора пациента лечащего врача и медицинской организации, а также вопросы права пациента на информирование о предоставлении информации о своем состоянии.

Впервые в отечественном медицинском законодательстве указано, что пациенты обязаны заботиться о своем здоровье, в частности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

В Законе определено понятие «Первая медицинская помощь» и круг лиц, обязанных ее оказывать. Первая помощь оказывается до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с федеральным законом или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Статья 32 определяет видам, условиям и форме оказания медицинской помощи.