Файл: Организационноправовые вопросы оказания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Заболевания (травмы, ожоги) и осложнения, возникшие в период пребывания пациента в медицинском учреждении по вине медицинских работников, потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, в том числе:

• внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильным действием медицинского персонала

• осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, инфузий и т.д., связанные с дефектом их выполнения или недоучетом противопоказаний

• преждевременное (с клинической точки зрения) прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его законных представителей).

• другие нарушения, ущемляющие права застрахованных, гарантированные ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

С целью улучшения качества медицинской помощи и реализации ст. 5 и 40 Основ законодательства об охране здоровья граждан приказами МЗ РФ утверждены стандарты оказания медицинской помощи при различных заболеваниях, которые являются обязательными для исполнения во всех государственных и муниципальных ЛПУ.
В современной России вопросы качества и безопасности медицинской помощи достаточно прочно закреплены законодательством различного уровня.

Так, статья 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ определяет понятие экспертизы качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.


4. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
1. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) государственный контроль;

2) ведомственный контроль;

3) внутренний контроль.

2. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;

2) установления показателей качества деятельности медицинских организаций;

3) соблюдения объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, а также контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

1. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

2. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

2) лицензирования медицинской деятельности;

3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;



4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, налагаемых на них при осуществлении профессиональной деятельности настоящим Федеральным законом;

7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90.

3. Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Одним из критериев качества медицинской помощи служат жалобы пациента на объем и качество предоставленной медицинской помощи.

По данным Федерального фонда медицинского страхования, структура жалоб выглядит следующим образом (анализ более 48 тысяч жалоб):

  1. Взимание денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС и государственных гарантий бесплатной медицинской помощи – 29,8%

  2. Организация работы медицинского учреждения – 14,7%

  3. Лекарственное обеспечение - 14,3%

  4. Отказ в медицинской помощи – 9,8%

  5. Качество медицинской помощи – 6,2%

  6. Другие основания – 25,2 %

С целью упорядочения государственного контроля качества и безопасности медицинской помощи Правительством РФ издано Постановление от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении положения о государственном контроля качества и безопасности медицинской помощи»

Министерством здравоохранения РФ с целью определения условий и правил проведения ведомственного контроля издан Приказ от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
Указанные документы исчерпывающе регламентируют порядки, сроки и объемы контроля и должны способствовать выявлению и анализу ошибок (в широком смысле этого понятия) для разработки мер по устранению причин, предупреждения повторения их, клонирования и тем самым повышению качества медицинской помощи населению.


РАЗДЕЛ 6.

Порядки и стандарты оказания медицинской помощи.
Вопросы стандартизации в здравоохранении начали развиваться с 2001 года, когда Министерство здравоохранения издало Приказ от 22.01.2001 № 12 Отраслевой стандарт «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении». Данный приказ определил стандарт как «нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области.». К сожалению, до настоящего времени ведутся споры о правовом статусе стандартов оказания медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Эта норма закона вступает в силу с 1 января 2013 года, при этом частью 11 статьи 100 данного Федерального закона предусмотрено, что до указанной даты медицинскими организациями могли применяться порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, в том числе в рамках реализации региональных программ модернизации системы здравоохранения субъектов Российской Федерации. Таким образом, с 01 января 2013 года стандарты оказания медицинской помощи являются обязательными к исполнению. Однако цель введения стандартов - не собственно в лечении, а в планировании и организации медицинской помощи, в том числе применительно к медицинской организации в системе ОМС, и выравнивание на основе единых для всей страны стандартов финансовых условий, в которых функционирует система здравоохранения. Вопросы как лечить (схемы, этапы и прочие) будут освещены в клинических рекомендациях по конкретным нозологиям, издаваемыми Министерством здравоохранения совместно с медицинскими сообществами, начиная с 2013 года.


По словам директора департамента анализа, прогноза, развития здравоохранения и медицинской науки Ксении Шеховцовой (25 апреля 2013 года, «Медицинская газета») «Впервые в истории отечественного здравоохранения утверждены стандарты и порядки, которые носят не рекомендательный характер, как это было раньше, а  обязательный. Можно сказать, что к началу 2013 г., утвердив порядки и стандарты, здравоохранение подошло к этапу, когда на практике можно внедрять элементы аудита качества. Другое дело, что запущенный механизм является новым для нашей страны. В течение 2013 г.  планируется проводить мониторинг внедрения порядков и стандартов медицинской помощи, одновременно начать разработку механизмов, перехода на эффективную систему управления  качеством».

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323Ф

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного, исходя из особенностей заболевания (состояния).