ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ
1.1 Понятие соучастия в российской уголовно-правовой теории
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Исполнитель преступления как особый вид соучастника по уголовному праву России
2.2 Понятие и особенности уголовной ответственности организатора преступления
2.3 Понятие и особенности уголовной ответственности подстрекателя
2.4 Уголовно-правовая характеристика пособника преступления
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
3.2 Особенности уголовной ответственности соучастников преступления
В соответствии и на основании ч. 1 ст. 33 УК РФ законодатель определяет исчерпывающий перечень видов соучастников - исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, организатор, подстрекатель, пособник. Представленная классификация нашла свое отражение еще в Основах уголовного законодательства СССР в 1958 г. и существует поныне.
Классификация соучастников, естественно, должна строиться применительно к признакам соучастия; она должна быть построена на учете конкретных функций соучастника. А.Н. Трайнин писал о том, что в общем виде всех соучастников можно разделить на следующие три группы: соучастники, организующие преступление и склоняющие к его совершению; соучастники, содействующие совершению преступления; соучастники непосредственно совершающие преступления [13, с. 40]. Приведенная классификация соучастников позволяет выделить степень участия в достижении конечного преступного результата каждого из них. Каждая группа соучастников обладает свойственными только для ее отличительными признаками, которые плавно перетекают в выполняемые преступниками функции и цели их объединения для совместного совершения преступления. Такое разграничение соучастников по признакам, целям и функция имеет важное значение для правоприменителя в части определения пределов ответственности соучастников.
Действующий уголовный закон среди всех соучастников преступления выделяет, прежде всего, исполнителя (ч. 1 ст. 33 УК РФ), который является ключевой фигурой в том смысле, что в его деянии воплощаются результаты усилий других соучастников. Законодатель отмечает, что исполнитель преступления - это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК РФ (ч. 2 ст. 33). Таким образом, действующий уголовный закон предусматривает три вида исполнителей преступления, а именно: собственно исполнителя преступления, соисполнителя преступления, посредственного причинителя преступного вреда. Доктринальное толкование этих видов исполнителей преступления конкретизирует содержание их законодательного определения.
Следующей фигурой выступает организатор. Его роль, по мнению ряда авторов представляет большую степень общественной опасности, нежели деятельность других соучастников преступления, поскольку посредством деятельность организатора происходит реализация признака совместности как на стадии приготовления, так и на стадии совершения преступления.
УК РФ предусматривает три вида общественно опасного поведения организатора:
- организация конкретного преступления;
- руководство его совершением;
- создание организованной группы или преступного сообщества, а также руководство ими [45, c. 148].
Л.Д. Гаухман выделяет шесть разновидностей организатора, учитывая, с одной стороны, выполняемые им функции, а с другой, квалификацию его действий. К данным разновидностям, по его мнению, относятся: организатор преступления; руководитель совершением преступления; организатор организованной группы; руководитель организованной группы; организатор преступного сообщества (преступной организации); руководитель преступным сообществом (преступной организацией) [5, с. 110]. Такая классификация позволяет рассматривать этот вид соучастника в зависимости от формы соучастия в преступлении, которые закреплены законодателем в УК РФ.
Следующей фигурой соучастия является подстрекатель. Действия подстрекателя от организатора отличает различная целенаправленность: у организатора - организовать преступление, а у подстрекателя - склонить к совершению преступления, т.е. вызвать у другого лица намерение совершить преступление. Классифицировать подстрекателей в российской уголовно-правовой школе принято в зависимости от способа подстрекательской деятельности на следующие группы: 1) подстрекатели, внушающие необходимость совершения преступления, вплоть до угрозы наступления каких-либо неблагоприятных для исполнителя преступления последствий; 2) внушающие целесообразность совершения преступления; 3) внушающие выгодность совершения преступления.
В научной литературе понятие пособника подвергается критике со стороны ряда авторов. Проблема заключается в определении в ч. 5 ст. 33 УК РФ пособника как лица, содействовавшего чем-то или заранее обещавшего что-то. Отсутствие конкретики действий, которые готов совершить пособник на практике могут не всегда соответствовать действительным намерениям пособника. Таким образом, исходя из содержания ч. 5 ст. 33, уголовное законодательство РФ выделяет две разновидности пособника. Для одной из них характерно содействие, а для другой - данное заранее обещание
[18, c. 138].
Таким образом, несмотря на то, что в ст. 32 УК РФ законодательное определение соучастия является универсальным, есть необходимость за руководящее определение соучастия взять совершение двумя и более лицами, являющихся субъектами преступления, одного и того же умышленного преступления. Значение института соучастия, исходя из целесообразности выделения самостоятельных видов соучастников преступления, заключается, во-первых, в том, что он определяет круг лиц, несущих уголовную ответственность за совместно совершенное преступление исходя из классифицирующих признаков их участия, оставляя за пределами этого круга многих фактических участников совместной преступной деятельности. Во-вторых, позволяет определить правила квалификации действий соучастников. И наконец выработанные институтом соучастия критерии позволяют индивидуализировать ответственность и наказание в отношении лиц, принимавших то или иное участие в совершении преступления, в соответствии с принципами законности, виновности и справедливости уголовного преследования.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Исполнитель преступления как особый вид соучастника по уголовному праву России
Собственно исполнителем преступления является лицо, непосредственно совершившее преступление, т.е. лицо, самостоятельно выполнившее конкретный состав преступления, предусмотренный статьей Особенной части УК РФ, прежде всего, деяние, входящее в объективную сторону этого состава преступления. В отдельных случаях организаторские, подстрекательские и пособнические по своей сути действия образуют самостоятельный состав преступления. Такие действия квалифицируются, за некоторым исключением, только по соответствующей статье УК РФ как действия исполнителя преступления без ссылки на соответствующую часть ст. 33 УК РФ. Например, создание и руководство преступным сообществом квалифицируются по ст. 210 УК РФ, склонение к совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360, квалифицируется по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, пособничество к совершению преступления, предусмотренного ст. 205, квалифицируется по ч. 3 ст. 205.1 УК РФ, пособничество в виде посредничества во взяточничестве - по соответствующей части ст. 291.1 УК РФ и т.д.
Вторая разновидность исполнителя преступления - это соисполнитель преступления, то есть лицо, которое наряду с другими исполнителями полностью или частично выполнило объективную сторону конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. При этом следует помнить о том, что выполнение объективной стороны состава конкретного преступления состоит, прежде всего, в исполнении основного признака этого состава - деяния.
В этой связи необходимо заметить, что «совместное участие в совершении» нельзя отождествлять с «совместным совершением», поскольку первое понятие значительно шире и характеризует совершение преступления как в форме соучастия с распределением ролей, так и в организованной форме соучастия. Совместное же совершение преступления, точнее, выполнение его
объективной стороны характерно лишь для соисполнительства. Смешение названных понятий может вызвать проблемы при разграничении форм соучастия, определение которых, наряду с видами соучастия, крайне важно для квалификации.
В действующем законодательстве и судебной практике сложилось понятие соисполнительства как совершения преступлений группой лиц [50, c. 74].
Третья разновидность исполнителя преступления - это посредственный причинитель преступного вреда. Такой исполнитель характеризуется тем, что выполняет объективную сторону конкретного состава преступления посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу того, что они не являются субъектами преступления (не достигли возраста уголовной ответственности, невменяемы) или в силу других обстоятельств (например, обстоятельств, исключающих преступность деяния). Таким образом, в соответствии с нормами УК РФ посредственное причинение имеет место исключительно в случае прямого указания об этом в уголовном законе.
Впрочем, далеко не все виды обстоятельств, при которых уголовная ответственность исключается, составляют содержание оценочного признака в ч. 2 ст. 33 УК РФ. На протяжении долгого времени и по сегодняшний день в уголовно-правовой доктрине консенсуса по данному вопросу между учеными не достигнуто.
Так, Н.В. Баранков полагает, что посредственный причинитель может использовать при совершении преступления малолетнего, невменяемого, лицо, причиняющее вред в результате физического или психического принуждения, лицо, исполняющее приказ или распоряжение, а также лицо, причиняющее вред невиновно в силу ошибки относительно фактических обстоятельств содеянного [8, c. 15]. Д.А. Луньков определяет следующие виды посредственного причинения: использование в качестве орудия преступления лица, неспособного осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в силу возраста или невменяемости; вменяемого лица, действовавшего под влиянием обмана (заблуждения); лица, действовавшего под влиянием физического или психического принуждения; лица, действовавшего во исполнение приказа или распоряжения