ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1220
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
612 фикации имеют свои достоинства и ограничения. Консультанты обычно при- меняют четыре различных, но иногда пересекающихся категории тестов: тесты на оценку интеллекта/способностей, тесты на выявление интересов/карьерных установок, личностные тесты и тесты достижений.
Интеллект/способности. К наиболее противоречивым и в то же время распространенным типам тестов относятся те, которые пытаются измерить об- щий интеллект и специальные способности. Интеллект может определяться многими различными способами, и не существует никакого абсолютного зна- чения, связанного с этим словом (Gardner, 1993). Действительно, Анастази (An- astasi,
1982) сообщает, что большинство интеллектуальных тестов «обычно пе- регружены какой-то одной функцией, такой как речевая способность, и полно- стью упускают другие» (р. 228). Она считает, что многие тесты на интеллект
«прошли проверку на валидность относительно показателей школьной успева- емости» и «часто задумывались как тесты школьных способностей» (Anastasi,
1982, р. 228). С ее замечанием согласуется данная Айкеном (Aiken, 1997) дефи- ниция теста для определения уровня интеллекта как инструмента, разрабо- танного для измерения способности индивида к школьной работе или к другим видам занятий, требующим рассуждения и вербальных способностей. Многие тесты интеллекта используются в консультировании прежде всего как средство сортировки и сопровождаются более специализированными тестами способно- стей, которые оценивают способности в конкретных областях, например в му- зыке или механике.
Большинство современных тестов на интеллект — преемники первона- чальных шкал, разработанных во Франции Альфредом Бине в начале 1900-х го- дов. Шкала интеллекта Стэнфорда—Бине, представляющая собой усовершен- ствованную шкалу Бине—Симона, была подготовлена Л. М. Терменом и издана в 1916 году; это старейший из американских интеллектуальных тестов. Тест проводится индивидуально и по традиции чаще используется с детьми, чем со взрослыми. В 1986 году он в четвертый раз подвергся пересмотру, для того чтобы можно было включить больше материала, соответствующего уровню развития взрослого.
Другая популярная серия индивидуально применяемых тестов интеллекта разработана Дэвидом Векслером. Это пересмотренная шкала интеллекта Векс- лера для дошкольников и младших школьников (WPPSI-R), разработанная для возраста от 4 до 6,5 лет-iшкала интеллекта для детей от 6 до 16 лет 11 месяцев
(WISC-
ПГ) и пересмотренная шкала интеллекта для взрослых (WAIS-R), разра- ботанная для возраста от 16 лет и старше. Тесты интеллекта Векслера обеспе- чивают оценку вербального, невербального и общего IQ. По каждой из шкал
Векслера проводились многочисленные исследования, они часто применяются в качестве инструмента оценки уровня интеллекта (Piotrowski & Keller, 1989;
Thorndike, 1997).
Существует целый ряд широко известных индивидуальных тестов интел- лекта. Среди них — шкалы развития ребенка Бейли (Bayley Scales of Infant De-
velopment),
шкала социальной зрелости Вайнланда (Vineland Social Maturity
Scale),
батарея Кауфмана для оценки развития детей (Kaufman Assessment Bat-
613
tery for Children — K-ABC),
шкалы детских способностей Маккарти (McCarthy
Scales of Children's Abilities),
словарь картинок Пибоди (Peabody Picture Vocabu-
lary Test)
(пересмотренный) и интеллектуальный тест Кауфмана для подростков и взрослых (Kaufman Adolescent and Adult Intelligence Test — KAIT).
Кроме того, существуют многочисленные шкалы интеллекта, предназна- ченные для группового применения. Эти инструменты были впервые разрабо- таны во время Первой мировой войны. Тесты Альфа и Бета — наиболее из- вестные предшественники современных инструментов для определения интел- лекта в группе. Они первоначально использовались для набора призывников в армию и их распределения для обучения в соответствии с уровнем способно- стей. Среди наиболее широко применяемых и солидных групповых интеллек- туальных тестов — тест школьных способностей Отиса-Леннона (Otis-Lennon
School Ability Test),
тест школьных способностей Правления Колледжей (Col-
lege Board Scholastic Aptitude Test — SAT),
оценка-тестирование для американ- ских колледжей (American College Testing (A CT) Assessment) и тест аналогий
Миллера (Miller Analogies Test — MAT).
Тесты способностей во многом подобны тестам на интеллект, но они раз- работаны для оценки более узкого диапазона способностей. Айкен (Aiken,
1997) определяет способность как «потенциальную возможность для выполне- ния задачи или достижения определенной квалификации» и тест способно-
стей как тест, который измеряет «способность индивида добиться успеха в определенной деятельности или в освоении навыка при условии дальнейшего обучения или практики». Тесты способностей обычно разделяются на две кате- гории: 1) батареи мультиспособнос-тей, которые исследуют ряд качеств с по- мощью нескольких тестов; 2) тесты, оценивающие отдельные способности или качества, например способность к музыке или технические способности (Brad- ley,
1984). Некоторые из наиболее известных батарей мультиспособностей —
Тестовая батарея общих способностей (General Aptitude Test Battery — GATB),
Дифференциальный тест способностей (Differential Aptitude Test — DAT) и
Профессиональная армейская батарея тестов способностей (Armed Services Vo-
cational Aptitude Batten/ —ASVAB) (Anastasi, 1988; Bradley, 1984; Rogers, 1996).
И
НТЕРЕС
/
КАРЬЕРА
.
Интересы лучше всего измеряют те тесты, которые специально разрабатывались для этой цели, хотя существует закономерная связь между способностью и интересом в реализации этой способности. Айкен
(Aiken,
1997) определяет опросник на выявление интересов как «тест или анке- ту... которые оценивают личностные предпочтения в отношении тех или иных видов деятельности и профессий» (р. 307). Ответы, полученные с помощью та- ких тестов, сравниваются с показателями других людей, находящихся на анало- гичном уровне развития (например, имеющих одинаковое образование), или с людьми, уже работающими в конкретной области (например, в профессиональ- ных условиях). Анастази (Anastasi, 1982) отмечает, что «наиболее мощный им- пульс изучение интересов, возможно, получило от образовательного и профес- сионального консультирования», потому что достижения человека в ситуации обучения или в профессиональной деятельности в значительной степени зави- сят от его интересов.
614
Методики, которые измеряют профессиональные интересы, начали си- стематически и стандартизированно применяться с 1927 года после опублико- вания бланка профессиональных интересов Стронга (Strong Vocational Interest
Blank — SVIB).
С момента публикации тест шесть раз пересматривался и до- полнялся, а последнее издание опросника профессиональных интересов Строн- га (Strong Interest Inventory — SII), вышедшее в 1994 году, охватывает 207 про- фессий. Создатель теста, Е. К. Стронг-младший, разработал только 10 профес- сиональных шкал для теста (Donnay, 1997). Результаты теста 5/7объясняются по трем формам: общие профессиональные области, основные шкалы интереса и профессиональные шкалы. Таким образом, тест помогает клиентам исследо- вать круг своих интересов в целом и выявить свое отношение к определенным профессиям. Другая привлекательная особенность опросника заключается в его связи с теорией развития карьеры Джона Голланда, который предлагает клас- сифицировать людей и окружение на шесть главных типов: реалистичный (R —
realistic),
исследовательский (/ — investigative), художественный (А — artistic),
социальный (5 — social), предпринимательский (Е — enterprising) и конвенци- ональный, или обычный (С — conventional) (Holland, 1997). Чем теснее корре- ляция между типом человека и типом окружающей среды, тем эффективнее бу- дут эти отношения. В целом SII предлагает широкое и глубокое измерение профессиональных интересов, которые не учитываются никаким другим от- дельным инструментом. Сопровождающая инструкция предлагает использовать тест «со взрослыми, кросс-культуральными группами, с особыми категориями населения» (Drummond, 1996). Кроме того, мощное теоретическое обоснование, эмпирическая конструкция и длительная история — главные преимущества этого теста.
Другим популярным карьерным опросником, также основанным на шести типах личности/окружения, является самонаправленное изучение (Self-Directed
Search — SDS),
методика, которая также пересматривалась в 1994 году (Holland,
1994). Эта методика применяется, обрабатывается, а иногда и интерпретируется самостоятельно. Она включает 228 вопросов, разделенных на три группы: дей- ствия, компетентность и род занятий (Krieshok, 1987). После обработки клиен- ты получают трехбуквенный код профессии и сравнивают его с кодами профес- сий в «Словаре названий профессий» (Dictionary of Occupational Titles — DOT).
Опросник включает в себя форму Е, которая разработана для малограмотных.
Все возрастные категории пользователей теста (от 15 до 70 лет) отмечают, что работать с SDS приятно и полезно.
Третий популярный тест на выявления профессиональных интересов — опросник профессиональных интересов Кудера (Kuder Occupational Interest
Survey — KOIS),
который впервые был издан в 1939 году и продолжает совер- шенствоваться (Kuder, 1939,1977). Последняя ревизия KOIS проводилась в 1991 году (Betsworth & Fouad, 1997). Существует шесть форм этого теста професси- ональных предпочтений, но каждая форма предполагает выбор одного из трех пунктов, отражающих различные виды деятельности (Zytowski, 1992). Некото- рые тестовые формы обрабатываются компьютером, другие — вручную. При ответе клиенты выбирают из предлагаемых триад наиболее и наименее предпо-
615 чтительные пункты. Показатели теста Кудера хорошо коррелируют с выражае- мыми обычным образом интересами отобранных по профессиональному при- знаку групп и учащихся профилированных колледжей (Zytowski & Hoimberg,
1988). Тест включает следующие 10 обобщенных профессиональных областей
(Zytowski,
1992, р. 245-246), которым человек отдает предпочтение.
•
Социальные службы: «предпочитаю оказывать помощь людям».
•
Работа, связанная с умением убеждать: «предпочитаю работать с людьми и заниматься продвижением проектов или продажей товаров и идей».
•
Канцелярская работа: «предпочитаю задачи, которые требуют точности и аккуратности».
•
Работа, связанная с вычислениями: «предпочитаю работать с числами».
•
Работа, связанная с музыкой: «предпочитаю ходить на концерты, иг- рать на музыкальных инструментах, петь, читать о музыке и музыкантах».
•
Художественная работа: «предпочитаю заниматься творческой рабо- той, связанной с привлекательным дизайном, цветом, формой и материалами».
•
Литературная деятельность: «предпочитаю читать и писать».
•
Техника: «предпочитаю работать с машинами и механизмами».
•
Работа на открытом воздухе: «предпочитаю виды деятельности, кото- рые связаны с длительным пребыванием на улице, больше всего — с уходом за животными и растениями».
•
Научная работа: «предпочитаю открывать новые факты и решать про- блемы».
Четвертым инструментом, изначально предназначенным для профессио- нальной ориентации, является опросник представлений о профессии (Career
Belief Inventory —
СВГ) (Krumboltz, 1991). «CBI — инструмент, тонко используя который высокий профессионал может помочь человеку идентифицировать свои представления, возможно, заблокированные им» (Krumboltz, 1992, р. 1).
Этот опросник полезно использовать в начале сессии профессионального кон- сультирования. Это делает возможным исследование укоренившихся установок и предположений.
Перечень других известных тестов на выявление интересов/карьерных установок включает Калифорнийскую систему выявления профессиональных предпочтений (California Occupational Preference System), опросник профессио- нальных предпочтений Джексона (Jackson Vocational Interest Survey), опросник профессиональных интересов штата Огайо (Ohio Vocational Interest Survey) и некоторые другие.
Брэдли (Bradley, 1984) сообщает о трех опросниках интересов, разрабо- танных для «выявления склонностей к профессиям, не требующим обучения в колледже» (р. 7). В их число входит Миннесотский опросник профессиональ- ных интересов (Minnesota Vocational Interest Inventory), опросник оценки карье- ры (Career Assessment Inventory) и профессионально-ориентационный опросник для торговли, сферы услуг и производства (Career Guidance Inventory in Trades,
Services and Technologies).
Тесты интересов, разработанные для более узкого применения, — это полоролевой опросник Берна (Bern Sex-Role Inventory), об- зор видов деятельности Дженкинса (Jenkins Activity Survey), личностный ориен-
616 тационный опросник (Personal Orientation Inventory), обзор ценностей (Survey
of Values)
и обзор установок школьников (Survey of School Attitudes).
При выборе подходящих инструментов выявления интересов к опреде- ленному виду деятельности «вы должны представлять, что вы ищете и... что вы получите» (Westbrook, 1988, р. 186). Имеются две превосходные книги, в кото- рых описываются принятие решений о выборе профессии и методы оценки:
Handbook of Vocational Psychology
(«Руководство по психологии профессий»)
(Walsh & Osipow,
1996) и A Counselor's Guide о Career Assessment Instruments
(«Руководство для консультантов по инструментам оценки карьеры») (Kapes,
Mastie & Whitfield,
1995). В этой последней книге рассматриваются 52 основ- ные методики оценки карьеры и аннотировано еще 250, а также описаны кате- гории населения, для которых они предназначены.
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 ... 83