ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
622 незамеченными. Эта дополнительная информация в комбинации с тестовыми показателями часто дает возможность полнее оценить клиента (Loesch, 1977;
Pate, 1983).
В-третьих, Тинсли и Брэдли (Tinsley & Bradley, 1986), Миллер (Miller,
1982), Стрэхан и Келли (Strahan & Kelly, 1994) рассматривают конкретные спо- собы использования результатов тестирования. Тинсли и Брэдли считают, что перед встречей с клиентом консультант должен подготовиться к ясной и по- дробной интерпретации результатов тестирования. Они советуют избегать де- лать это поверхностно и рекомендуют начинать интерпретацию с конкретной информации, например с показателей интересов или достижений, и затем пере- ходить к абстрактной информации, например, к результатам тестирования свойств личности или способностей. Чтобы интерпретация информации оказа- лась значимой, консультант должен учитывать эмоциональные потребности клиента и пользоваться только свежей информацией. Один из способов дости- жения этих целей состоит в том, чтобы интерпретировать результаты тестиро- вания по мере необходимости — то есть интерпретировать только те показате- ли, которые клиент должен знать в данное время (Goldman, 1971). При таком подходе приходится обрабатывать меньшее количество информации, а кон- сультанту и клиенту будет легче удерживать результаты в памяти. Главный не- достаток такого подхода в том, что он может оказаться фрагментарным.
Тинсли и Брэдли (Tinsley and Bradley, 1986) предлагают готовить клиента к ознакомлению с интерпретацией результатов путем установления раппорта между консультантом и клиентом. После этого информация по тесту может быть представлена так, чтобы подчеркнуть те аспекты, которые особо интере- суют клиента. Для этого устанавливается обратная связь от клиента и активи- зируется диалог.
К подобному мнению приходит и Миллер (Miller, 1982). Предлагаемый им план интерпретации результатов тестирования для клиентов включает пять пунктов. Сначала он просит клиента вспомнить свои чувства в день тестирова- ния и передать впечатления от тестирования. Затем обсуждает с клиентом цель тестирования и способ представления тестовых показателей (например, в про- центильной форме). Затем консультант вместе с клиентом непосредственно анализирует тестовые результаты и обсуждает смысл каждого показателя. Что- бы уточнить смысл, консультант задает клиенту наводящие вопросы. После этого клиент может сопоставить информацию, полученную из тестовых показа- телей, с другими аспектами самопознания. Заключительная стадия заключается в объединении всей информации; это делается в соответствии с предлагаемым клиентом планом для продолжения самопознания. Консультанты могут помочь клиентам сформулировать план, но в основном он должен исходить от клиента.
Заключительный этап оформления результатов тестирования состоит в наглядном представлении их в графическом виде (Strahan & Kelly, 1994). Гра- фическое представление данных помогает клиентам увидеть результаты тести- рования в простом, понятном и содержательном виде. Например, если интер- претированные по Голланду данные Опросника профессиональных интересов
Стронга (SVII) разместить в порядке убывания уровня предпочтения, результа-
623 ты отдельного профиля могли бы оказаться похожими на следующий рисунок.
Рис. 20.2.Пример графического представления.
Типы Голланда: социальный (S), предпринимательский
(Е), реалистичный (Я), художественный (А),
исследовательский (I) и конвенциональный (С)
Источник: «Showing Clients What Their Profiles Mean» by R. F. Strahan and A. E. Kelly 1994, Journal of
Counseling and Development, 72, p. 330.
В целом интерпретация теста может оказаться наиболее уязвимой частью любого процесса оценки. Если интерпретация выполнена должным образом, она может принести клиентам значительную пользу (Miller, 1977).
1 ... 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 83
О
ЦЕНКА
В качестве дополнения и обеспечения тестирования выступает оценка,
комплекс процедур и процессов сбора информации и измерений человеческого поведения вне данных тестирования. Согласно Кормьеру и Кормьеру (Cormier
& Cormier, 1998, p.
151), выделяется шесть целей оценки.
• Получение информации по представленной клиентом проблеме и по другим, смежным проблемам.
• Идентификация всех воздействующих факторов, связанных с пробле- мой.
• Определение целей/ожиданий клиента в отношении результатов кон- сультирования.
• Сбор исходных данных для сравнения с данными, которые будут полу-
624 чены впоследствии, с целью оценки и измерения прогресса, достигнутого кли- ентом, и действенности стратегий воздействия.
• Обучение и мотивирование клиента посредством знакомства его с виде- нием ситуации консультантом, увеличения восприимчивости клиента к воздей- ствию и содействия терапевтическому изменению.
• Использование информации, полученной от клиента, для планирования эффективных терапевтических вмешательств и стратегий. Информация, полу- ченная в процессе оценки, должна помочь продуманно ответить на вопрос:
«Какой вид терапии, кем применяемый является наиболее эффективным для этого человека с этой конкретной проблемой и при каких обстоятельствах?»
• (Paul,
1967, р. 111).
Оценка может быть получена «с помощью разнообразных формальных и неофициальных методов, включая стандартизированные тесты, диагностиче- ские интервью, проективные личностные методики, анкетные опросы, экспер- тизу психического статуса, контрольные списки, наблюдение за поведением, характеристики от значимых других (медицинские, образовательные, социаль- ные, юридические и т. д.)» (Hohenshil, 1996, р. 65). Обычно оценка включает в себя не один метод, а комбинацию процедур (Hood & Johnson, 1997). Слово
оценка подчеркивает гуманный характер консультирования. Гуманность под- разумевает полноту описания оцениваемого человека. Согласно Анастази (Ana- stasi,
1992), «все чаще и чаще термин оценка используется по отношению к ин- тенсивному изучению человека, ведущему к выдаче рекомендаций для прове- дения действий по решению конкретной проблемы» (р. 611).
Как утверждалось ранее, цель процесса оценки состоит в том, чтобы дать всестороннюю, как правило относящуюся к настоящему моменту, характери- стику человека. Часто она включает в себя формулировку плана работы с кли- ентом, осуществление которого завершится положительными и предсказуемы- ми результатами (Groth-Marnat, 1997; Kaplan & Saccuzzo, 1997). Чтобы помочь консультантам сформулировать такие планы, выпускаются как коммерческие, так и локальные пособия по планированию работы. Например, Йонгсма и Пе- терсон (Jongsma & Peterson, 1995) создали руководство, которое, наряду с опре- делениями проблемных форм поведения, включает долгосрочные и кратко- срочные цели консультирования. Кроме того, помимо библиотерапии предла- гаются варианты терапевтического вмешательства.
Один из способов выполнения оценки заключается в использовании био- графических и поведенческих измерений. Для сбора этого типа информации могут применяться многочисленные структурированные клинические интер-
вью. «В общем случае структурированное клиническое интервью состоит из списка адекватных действий, признаков и событий, к которым обращаются в течение интервью, из руководства по проведению интервью и из описания про- цедуры регистрации и анализа данных» (Vacc&Juhnke
1
;
1997, р. 471). Вопросы задаются в определенной последовательности. На основании результатов ин- тервью делается оценка, которая является либо диагностической (определенно связанной с диагностическим и статистическим руководством), либо описа- тельной (указывающей на степень наличествующей психопатологии либо
625 предоставляющей описание дисфункции без применения терминологии DSAf).
В целом оценка важна потому, что она позволяет консультантам не толь- ко определить, в чем заключается проблема клиента, но и изучить отношение клиента к решению проблемы (Hood & Johnson, 1997). Такая процедура помо- гает консультантам и клиентам избежать взаимных обвинений и вместе рабо- тать над поиском решений, которые приведут к положительному изменению, а не к повторению прошлых стереотипов. Поэтому оценка в консультировании имеет смысл в той степени, в которой она вносит вклад в изучение проблемы и в выбор эффективного способа терапевтического вмешательства (Egan, 1998). В клинических условиях оценка представляет собой непрерывный процесс; по мере разрешения первоначальных проблем иногда возникают или попадают в поле зрения новые трудности.
Д
ИАГНОЗ
«Диагноз... — это вывод или интерпретация, которые следуют из оценоч- ной информации и обычно представляются в форме определенной системы классификации» (Hohenshil, 1993, р. 7). Диагноз — это описание состояния че- ловека, а не суждение о его ценности (Rueth, Demmitt & Burger, 1998). Напри- мер, DSM-IV (American Psychiatric Association, 1994) рекомендует относиться к клиентам как к «людям со специфическими типами психических расстройств, например «человек с шизофренией» или «человек с задержкой умственного развития», а не использовать такие термины, как «умственно отсталый» или
«шизофреник»....Использование таких обозначений направлено на то, чтобы указать, что психическое расстройство — только лишь одна из характеристик человека, а не представление всего человека» (Hohenshil, 1996, р. 65).
Как и в случае с интерпретацией результатов тестирования, бывает уместным познакомить клиентов с некоторыми диагностическими категориями.
Однако в большинстве случаев клиентам диагноз не сообщается. Вместо этого он используется консультантом при формулировке терапевтического плана по- мощи. Обычно функции диагноза состоят в следующем:
• описание действий человека в настоящий момент;
• использование клиницистами при обсуждении клиента для обеспечива- ния взаимопонимания;
• обеспечение постоянства и непрерывности обслуживания;
• направление и фокусировка процесса планирования работы;
• удовлетворение запросов клиентов консультантами в пределах их воз- можностей (Rueth et al., 1998).
Диагнозы важны по трем причинам. Во-первых, некоторые компании страхования возмещают клиентам затраты на услуги консультантов и других работников сферы психического здоровья, только если клиентам ставится диа- гноз. Во-вторых, диагноз часто полезен, если не необходим, при разработке надлежащего плана терапии для клиента. Наконец, чтобы работать с психиат- рами, психологами и некоторыми медицинскими специалистами, консультанты
626 должны быть способны говорить на том же профессиональном языке, который часто осмысляется в форме диагноза (Hamann, 1994).
Чтобы ставить правильные диагнозы, консультанты должны получать обширное обучение и супервизирование. Им следует знать диагностические ка- тегории, особенно представленные в DSM-IV. Кроме того, они должны осозна- вать, что диагностические решения — это эволюционный процесс, а не стати- ческое событие (Hohenshil, 1996). «Диагноз и планирование терапии стали сей- час настолько стандартными компонентами практики консультирования», что ошибочный диагноз на каком-либо уровне или недостаток диагностического профессионализма могут быть истолкованы как нарушения этики (Sommers-
Flanagan & Sommers-Flanagan, 1998, p. 189).
При постановке диагноза консультант должен наблюдать клиента, чтобы заметить признаки симптомов. При этом он должен принимать во внимание культурные, связанные с развитием, социально-экономические и духовные ас- пекты жизни клиента, а также его копинг-стратегии, стрессоры и усвоенные стереотипы (Rueth et al, 1998). Иногда видимое поведение клиента является только симптомом ситуационной проблемы, возникшей в его жизни, тогда как в другое время оно может быть следствием серьезного расстройства. Важно, что- бы консультанты не переусердствовали с постановкой диагнозов, равно как и не допустили их недооценки. «Для постановки формального диагноза должны существовать определенные симптомы; они должны быть достаточно серьез- ными, чтобы стать значительной помехой в жизни клиента» (Hohenshil, 1996, р.
65).
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе рассматривались проблемы психологического тестирования, оценки и диагностики в консультировании. При этом акцент делался на рас- смотрении качеств полезных тестовых инструментов и типов тестов, применя- емых консультантами.
Применение тестов в консультировании почти так же старо, как и сама эта профессия, хотя в разные годы популярность тестов менялась. Тем не менее весьма вероятно, что тестирование останется существенной частью консульти- рования. Следовательно, консультанты должны хорошо разбираться в типах применяемых тестов и уметь правильно их использовать в консультировании. С такими знаниями консультанты могут добиться более высокой профессиональ- ной компетентности и помочь клиентам жить более здоровой, более продук- тивной жизнью. Быть хорошо информированным — значит иметь представле- ние о валидности, надежности, стандартизации и нормировании используемых методик. Тест, являющийся надежным, но не валидным, считается непригод- ным. Равным образом, методика, нормализованная только для большинства по- пуляции и вследствие этого дискриминирующая меньшинства, также не пред- ставляет ценности. В действительности она может оказаться весьма вредной.
Консультанты обычно выделяют четыре основных типа тестов: тесты на