ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1210
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Л
ИЧНОСТЬ
. Существует множество определений личности; однако сле- дует помнить: то, что считается нормальным в одной культуре, в другой может восприниматься совершенно иначе. Тем не менее существует ряд теорий лич- ности, которые рассматривают биологические, социальные и экологические ас- пекты существования людей. Наиболее популярным в XX столетии исследова- телем в области теории оценки личности был Генри А. Мюррей. Особое внима- ние в своих работах он уделял вопросам потребностей (или биологических сил) и их влияния на поведение (Drummond, 1992).
Личностный тест может быть определен как «любой из различных ме- тодов анализа личности, например анкеты, личностные опросники, проектив- ные методики» (Aiken, 1997). Такие тесты могут быть подразделены на две главные категории: объективные и проективные. Среди наиболее известных объективных тестов — Миннесотский многопрофильный личностный опрос- ник-2 (MMPI-2), Индикатор типов Майер-Бриггса (Myers-Bnggs Type Indicator
—
МВТГ) и опросник персональных предпочтений Эдвардса (Edwards Personal
Preference Schedule — EPPS).
В результате применения этих тестов получают показатели, которые не зависят от любого мнения или суждения эксперта, по- скольку все эти тесты являются объективными. Перечень проективных тестов включает в себя тест Рорша-ха, тест тематической апперцепции (ТАТ) и Тест
«Дом—дерево—человек». Эти типы тестов дают показатели, которые в различ- ной степени зависят от суждений и интерпретации экспертов, осуществлявших их проведение и обработку.
Прототипом личностных тестов была анкета, известная как Personal Data
Sheet,
разработанная во время Первой мировой войны Р. С. Вудвортсом (Kaplan
& Saccuzzo,
1997). Первым проективным тестом, получившим широкое призна- ние, был разработанный в 1921 году тест чернильных пятен Роршаха (Erdberg,
1985). Поскольку объективные личностные тесты шире используются в кон- сультировании, мы начнем наш обзор именно с них.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник-2 (MMPI-2) —
самый используемый психологический тест в мире (Butcher, 1994). Он пред- ставляет собой усовершенствованный вариант первоначального MMPI. Вместо установления норм для ограниченной популяции, эта версия использует гео- графически и этнически различные референтные группы, представляющие
617 население США. Рестандартизированный MMPI-2 может применяться также для тестирования слепых, неграмотных, малограмотных или инвалидов (Drum- mond,
1996). Он имеет несколько форм, включая форму для подростков (MMPI-
A).
Наиболее популярная форма состоит из 567 утверждений, на которые кли- енты дают один из трех ответов: «истинно», «ложно» или «не могу сказать».
Существует 10 клинических шкал MMPI-2 (см. табл. 20.1) и три главные шкалы валидности: шкала «лжи» (I — Lie), шкала нерегулярности (F — Infrequency) и шкала коррекции (К — Correction). Кроме того, имеется шкала «?», которая учитывает количество вопросов, оставшихся без ответа при тестировании. По- мимо этого, для выявления людей, у которых есть проблемы, требующие пси- хиатрического вмешательства, MMPI-2 позволяет отслеживать такие важные характеристики как гнев, отчужденность, психопатическая симптоматика (по- ведение типа Л), и даже дает возможность выявлять брачные расстройства. Для того чтобы использовать этот инструмент точно и адекватно, консультанты должны обладать достаточной подготовкой и опытом. В целом области приме- нения MMPI-2 продолжают расширяться (Austin, 1994).
Таблица 20.1
Клинические шкалы Миннесотского многопрофильного
Личностного опросника-2
Шкала
Количество
пунктов
Содержание пунктов
Ипохондрия (Hs)
32
Чрезмерная обеспокоенность физическим здоровьем
Депрессия (D)
57
Депрессия, отрицание счастья и ценности собственной жизни, отсутствие интереса, уход
Истерия (Ну)
60
Определенные соматические жалобы, отрицание психо- логических или эмоциональных проблем, дискомфорт в социальных ситуациях
Психопатии (Pd)
50
Антисоциальное, импульсивное нонконформистское поведение
Мужественность- женственность (Mf)
56
Идентификация с культурно приемлемыми мужскими и женскими ролями, эстетическими интересами, активно- стью-пассивностью
Паранойя (Ра)
40
Мания преследования и бредовые мысли, межличност- ная чувствительность, подозрительность,, морализиро- вание, ощущение собственной правоты
Психастения (Pt)
48
Общая неудовлетворенность жизнью, трудность концентрации, нерешительность, склонность со- мневаться в себе, навязчивые аспекты
Шизофрения (Sc)
78
Ощущение особенности, чувство изолированности, причудливых мыслей, слабой привязанности к семье, проблемы сексуальной идентификации, тенденция устраниться
Мания (Ма)
46
Повышенный энергетический уровень, полет идей, приподнятое настроение, увеличение моторной дея- тельности, экспансия, грандиозность планов
Социальная интроверсия- экстраверсия
69
Интроверсия-экстраверсия, социальная ненадежность
Источник: Appraisal procedures for counselors and other helping professionals (2
nd ed.p. 181), byR. J.
Drummond, (1992). Englewood Cliffs, NJ: Merrill/Prentice Hall, 1992.
618
Тест Майерса—Бриггса (МВТГ) представляет собой тест, основанный на теории типов личности Карла Юнга (Myers, 1962, 1980). Опросник содержит
166 пунктов, в каждом из которых предполагается две альтернативы, «касаю- щиеся предпочтении или склонностей в чувствах и поведении» (Aiken, 1997).
Он выявляет четыре индекса: экстраверсия-интроверсия (ЕГ), ощущение- интуиция (SN), мышление-чувство (TF) и суждение-восприятие (/Р). MBTI со- стоит из четырех биполярных шкал (Goodyear, 1989).
• Экстраверсия или интроверсия (ЕГ): направлено ли восприятие и суж-
дение к внешнему (Е) или внутреннему (I) миру.
• Ощущение или интуиция (SN): какой вид восприятия более предпочти-
телен.
• Мышление или чувство (TF): какому виду суждения доверяют, когда
должно быть принято решение.
•
Суждение или восприятие (/Р): какая установка преобладает — ориен-
тация на рассудок (использование мышления или чувств) или перцептивная
ориентация (использование ощущений или интуиции).
Комбинации этих четырех индексов дают 16 возможных типов личности.
Ясное понимание типа личности дает консультантам конструктивную инфор- мацию о том, как клиенты воспринимают свое окружение и взаимодействуют с ним (Lynch, 1985). Исследование показывает, что различные типы личности, выявленные с помощью MBTI, проявляют склонность к определенным заняти- ям и стилям жизни (Healy & Woodward, 1998). Например, 76% протестирован- ных студентов-консультантов демонстрируют высокие показатели по шкалам интуиции/чувств MBTI и характеризуются как проницательные, полные энтузи- азма и способные проявлять чуткость в сложных ситуациях (Myers, 1980).
Опросник персональных предпочтений Эдвардса (Edwards Personal Pref-
erence Schedule — EPPS)
основан на разработанной Генри Мюрреем теории давления потребности на личность (Murray, 1938). Он содержит 225 вопросов, предполагающих обязательный выбор, которые исследуют силу 15 индивиду- альных потребностей относительно других личностных потребностей (Anastasi,
1988). Показатели располагаются на процентильной диаграмме, основанной на групповых нормах для студентов колледжа или взрослых в целом. Другие объ- ективные личностные опросники — это Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory — СРГ), Опросник на определение темперамента Гилфорда-Циммермана (Guilford-Zimmerman Temperament
Survey),
Перечень проблем Муни (Mooney Problem Check List), Шестнадцати- факторный личностный опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire (16
PF) —
16 ФЛО) и Опросник на выявление тревожности (State-Trait Anxiety In-
ventory — STAI).
Проективные личностные тесты намного менее структурированы и зна- чительно труднее в обработке показателей, но клиентам их сложнее фальсифи- цировать. Сторонники данных методов утверждают, что эти тесты измеряют более глубокие аспекты личности клиента, чем другие методы. В последние го- ды некоторые исследователи и клиницисты, такие как Экснер (Ехпег, 1974),
619 пробовали стандартизировать процедуры проведения и обработки проективных тестов. И хотя в отдельных случаях удалось добиться некоторого успеха, поло- жительный результат попыток стандартизации многих других проективных те- стов, типа теста тематической апперцепции, сомнителен. В дополнение к те- стам, уже упомянутым в этом разделе, к проективным методам относятся Тех- ника чернильных пятен Хольцма-на (Holtzman Inkblot Technique), Гештальт
Бендера (Bender Gestalt), тест «Нарисуй человека», тест детской апперцепции и методика незаконченных предложений Роттера.
Д
ОСТИЖЕНИЯ
.
Тест достижений — это «измерение показателей выпол- нения индивидом каких-либо задач или изучения чего-либо» (Aiken, 1997). Те- сты достижений, больше чем любые другие типы тестов, могут считаться непо- средственными измерительными инструментами. Их результаты дают клиентам ясное понимание того, что они узнали в определенной области, по сравнению с тем, чего добились другие. Тесты дают клиентам необходимый тип информа- ции, чтобы они могли принять обоснованное решение по выбору характера об- разования и профессии (Bradley, 1984). Если клиент имеет способности, инте- ресы или личностную предрасположенность, подходящие для выбора какой- либо сферы деятельности, но его объем знаний или умений недостаточен, он может предпринять конструктивные шаги, чтобы восполнить этот пробел.
Тесты достижений могут либо создаваться преподавателем, либо быть стандартными. Преимущество созданных преподавателем тестов состоит в том, что они измеряют определенные единицы научения, выделяемые в ситуации обучения, легко обновляются и отражают текущие тенденции и знания. Стан- дартные тесты, с другой стороны, измеряют более общие образовательные объ- екты и, как правило, более тщательно сконструированы. Они дают тестируемо- му достоверную информацию, сравнивая его результаты по конкретному пред- мету с результатами более широкой выборки. Эти виды тестов дополняют друг друга, и оба могут с пользой применяться в процесс оказания помощи.
Разные тесты достижения используются для разных целей. В школьных условиях сочетание созданных преподавателями тестов и стандартных тестов обусловлено возрастом и классом ученика. Общие батареи тестов достижений, используемые в начальных и средних школах, измеряют основные умения. В их число входят: Калифорнийский тест достижений (California Achievement Tests),
тест основных умений штата Айова (Iowa Tests of Basic Skills), ряды достиже- ний SRA (SRA Achievement Series), тест достижений «Метрополитэн» (Metropoli-
tan Achievement Tests),
и Стэнфордский тест достижений (Stanford Achievement
Test) (Anastasi, 1988; Bradley,
1984). Хорошее знание школьными консультан- тами этих инструментов особенно необходимо для того, чтобы аргументиро- ванно и конструктивно беседовать с преподавателями, родителями, админи- страторами, учащимися и специалистами по образованию.
Существуют также инструменты, которые измеряют достижения взрос- лых. В число профессионально ориентированных тестов достижений входят:
Национальный экзамен преподавателя (National Teacher Examination), Школь- ный тест знания законов (Law School Admissions Test), и Экспертиза (экзамены)
NBCC (National Board of Certified Counselors Examination).
Они помогают за-
620 щищать население и профессии, которые они представляют, гарантируя, что специалисты, успешно прошедшие тестирование, обладают минимальным уровнем необходимых знаний.
П
РОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критика применения тестов в консультировании фокусируется в основ- ном на их проведении и интерпретации результатов. Процесс тестирования описывается в руководствах, сопровождающих каждый тест, и большинство те- стов предполагают стандартные процедуры, которые необходимо соблюдать на каждом этапе — от подготовки места проведения до выдачи инструкций. Неко- торые тесты снабжены специальными инструкциями, и для того, чтобы полу- чить валидные результаты тестирования, консультанты должны следовать этим предписаниям.
Один вопрос, обычно не упоминаемый в руководствах: должен ли тести- руемый участвовать в выборе теста, и если да, то в какой степени он должен быть вовлечен в этот процесс. В некоторых случаях, например при применении тестов достижений в начальной школе, участие тестируемых в выборе тестов неприемлемо. Однако бывают другие случаи, когда такое участие оказывается полезным. Голдман (Goldman, 1971) перечисляет некоторые преимущества уча- стия тестируемых в выборе теста. Среди них:
• готовность тестируемой популяции принять результаты тестирования;
• поддержка независимости;
• получение ценного опыта принятия решения, который мог бы быть рас- пространен на другие случаи, где возможно принятие решения;
• возможность постановки диагноза, основанного на реакциях тестируе- мого на различные тесты;
• выбор тестов, которые лучше соответствуют потребностям тестируемой популяции.
Прсле того как тесты отобраны, проведены и обработаны их результаты, консультанты должны интерпретировать полученные данные способом, понят- ным для тестируемой популяции. В зависимости от теста, для тестируемых мо- жет оказаться полезным один из четырех основных видов интерпретации
(Goldman, 1971; Hanna, 1988).
1. Дескриптивная (описательная) интерпретация, содержащая информа- цию относительно текущего состояния испытуемого.
2. Генетическая интерпретация, которая объясняет, как тестируемый стал таким, какой он есть теперь.
3. Прогнозирующая интерпретация, которая концентрируется на предска- зании будущего.
4. Оценочная интерпретация, которая включает рекомендации интерпре- татора теста.
К сожалению, многие консультанты недостаточно владеют умениями
621 проводить тестирование или интерпретировать его результаты (Tinsley & Brad- ley, 1986).
«Некорректное применение тестов встречается во всех трех основных областях, в которых применяется тестирование, — в сфере занятости, в образо- вании и в клинике» (Azar, 1994, р. 16). Неправильное применение тестов может быть связано с недостаточно квалифицированным проведением и интерпрета- цией или с неправильным подбором теста. В любом случае, когда тесты приме- няются неправильно, клиенты могут не понять значения «представленных им чисел, схем, графиков или диаграмм» (Miller, 1982, р. 87) и оставить консуль- тирование, будучи такими же неосведомленными, какими они начали его.
«Путем соблюдения стандартных условий применения тестов, зная до- стоинства и ограничения норм, надежности и валидности отдельных инстру- ментов и только переведя сырые тестовые результаты в содержательное описа- ние текущего или предсказуемого поведения, консультанты гарантируют, что используемые ими тесты способствуют благополучию их клиентов» (Harris,
1994, р. 10).
Было предложено несколько способов, позволяющих компенсировать не- достаток навыков интерпретации результатов тестирования. Например, помимо создания уверенности у тестируемого лица в том, что проводящие тестирование хорошо обучены и внимательны, Ханна (Наппа, 1988, р. 477) рекомендует ис- пользовать в качестве ясного и лаконичного способа обеспечения наглядности при интерпретации процентилъныйранг тестируемого («процент людей в вы- борке, чьи показатели ниже, чем у данного человека») (рис. 20.1).
Рис. 20.1. Процентильнный ранг 60-70% для стандартизированного теста на диапазоне от 0 до 100
Другой способ преодоления недостатка навыков интерпретации зависит от подготовки консультанта и клиента к процессу интерпретации.
Во-первых, консультанты должны изучить теоретические основы и структуру теста. Консультанты не могут объяснять результаты тестирования, если они не изучили в достаточной мере инструмент, с которым имеют дело.
Во-вторых, Тайлер (Tyler, 1984) обращает внимание на то, что тестовые показатели — это только ключи и должны рассматриваться именно как тако- вые. Показатели должны учитываться в свете того, что еще дополнительно из- вестно о клиенте. Вся совокупность информации может служить основой для более значимого и продуктивного диалога между консультантом и клиентом.
Голдман (Goldman, 1971) указывает, что при индивидуальном проведении те- стирования консультанты, благодаря непосредственному наблюдению, узнают о клиентах много интересных данных, которые в другом случае могли остаться
ИЧНОСТЬ
. Существует множество определений личности; однако сле- дует помнить: то, что считается нормальным в одной культуре, в другой может восприниматься совершенно иначе. Тем не менее существует ряд теорий лич- ности, которые рассматривают биологические, социальные и экологические ас- пекты существования людей. Наиболее популярным в XX столетии исследова- телем в области теории оценки личности был Генри А. Мюррей. Особое внима- ние в своих работах он уделял вопросам потребностей (или биологических сил) и их влияния на поведение (Drummond, 1992).
Личностный тест может быть определен как «любой из различных ме- тодов анализа личности, например анкеты, личностные опросники, проектив- ные методики» (Aiken, 1997). Такие тесты могут быть подразделены на две главные категории: объективные и проективные. Среди наиболее известных объективных тестов — Миннесотский многопрофильный личностный опрос- ник-2 (MMPI-2), Индикатор типов Майер-Бриггса (Myers-Bnggs Type Indicator
—
МВТГ) и опросник персональных предпочтений Эдвардса (Edwards Personal
Preference Schedule — EPPS).
В результате применения этих тестов получают показатели, которые не зависят от любого мнения или суждения эксперта, по- скольку все эти тесты являются объективными. Перечень проективных тестов включает в себя тест Рорша-ха, тест тематической апперцепции (ТАТ) и Тест
«Дом—дерево—человек». Эти типы тестов дают показатели, которые в различ- ной степени зависят от суждений и интерпретации экспертов, осуществлявших их проведение и обработку.
Прототипом личностных тестов была анкета, известная как Personal Data
Sheet,
разработанная во время Первой мировой войны Р. С. Вудвортсом (Kaplan
& Saccuzzo,
1997). Первым проективным тестом, получившим широкое призна- ние, был разработанный в 1921 году тест чернильных пятен Роршаха (Erdberg,
1985). Поскольку объективные личностные тесты шире используются в кон- сультировании, мы начнем наш обзор именно с них.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник-2 (MMPI-2) —
самый используемый психологический тест в мире (Butcher, 1994). Он пред- ставляет собой усовершенствованный вариант первоначального MMPI. Вместо установления норм для ограниченной популяции, эта версия использует гео- графически и этнически различные референтные группы, представляющие
617 население США. Рестандартизированный MMPI-2 может применяться также для тестирования слепых, неграмотных, малограмотных или инвалидов (Drum- mond,
1996). Он имеет несколько форм, включая форму для подростков (MMPI-
A).
Наиболее популярная форма состоит из 567 утверждений, на которые кли- енты дают один из трех ответов: «истинно», «ложно» или «не могу сказать».
Существует 10 клинических шкал MMPI-2 (см. табл. 20.1) и три главные шкалы валидности: шкала «лжи» (I — Lie), шкала нерегулярности (F — Infrequency) и шкала коррекции (К — Correction). Кроме того, имеется шкала «?», которая учитывает количество вопросов, оставшихся без ответа при тестировании. По- мимо этого, для выявления людей, у которых есть проблемы, требующие пси- хиатрического вмешательства, MMPI-2 позволяет отслеживать такие важные характеристики как гнев, отчужденность, психопатическая симптоматика (по- ведение типа Л), и даже дает возможность выявлять брачные расстройства. Для того чтобы использовать этот инструмент точно и адекватно, консультанты должны обладать достаточной подготовкой и опытом. В целом области приме- нения MMPI-2 продолжают расширяться (Austin, 1994).
Таблица 20.1
Клинические шкалы Миннесотского многопрофильного
Личностного опросника-2
Шкала
Количество
пунктов
Содержание пунктов
Ипохондрия (Hs)
32
Чрезмерная обеспокоенность физическим здоровьем
Депрессия (D)
57
Депрессия, отрицание счастья и ценности собственной жизни, отсутствие интереса, уход
Истерия (Ну)
60
Определенные соматические жалобы, отрицание психо- логических или эмоциональных проблем, дискомфорт в социальных ситуациях
Психопатии (Pd)
50
Антисоциальное, импульсивное нонконформистское поведение
Мужественность- женственность (Mf)
56
Идентификация с культурно приемлемыми мужскими и женскими ролями, эстетическими интересами, активно- стью-пассивностью
Паранойя (Ра)
40
Мания преследования и бредовые мысли, межличност- ная чувствительность, подозрительность,, морализиро- вание, ощущение собственной правоты
Психастения (Pt)
48
Общая неудовлетворенность жизнью, трудность концентрации, нерешительность, склонность со- мневаться в себе, навязчивые аспекты
Шизофрения (Sc)
78
Ощущение особенности, чувство изолированности, причудливых мыслей, слабой привязанности к семье, проблемы сексуальной идентификации, тенденция устраниться
Мания (Ма)
46
Повышенный энергетический уровень, полет идей, приподнятое настроение, увеличение моторной дея- тельности, экспансия, грандиозность планов
Социальная интроверсия- экстраверсия
69
Интроверсия-экстраверсия, социальная ненадежность
Источник: Appraisal procedures for counselors and other helping professionals (2
nd ed.p. 181), byR. J.
Drummond, (1992). Englewood Cliffs, NJ: Merrill/Prentice Hall, 1992.
618
Тест Майерса—Бриггса (МВТГ) представляет собой тест, основанный на теории типов личности Карла Юнга (Myers, 1962, 1980). Опросник содержит
166 пунктов, в каждом из которых предполагается две альтернативы, «касаю- щиеся предпочтении или склонностей в чувствах и поведении» (Aiken, 1997).
Он выявляет четыре индекса: экстраверсия-интроверсия (ЕГ), ощущение- интуиция (SN), мышление-чувство (TF) и суждение-восприятие (/Р). MBTI со- стоит из четырех биполярных шкал (Goodyear, 1989).
• Экстраверсия или интроверсия (ЕГ): направлено ли восприятие и суж-
дение к внешнему (Е) или внутреннему (I) миру.
• Ощущение или интуиция (SN): какой вид восприятия более предпочти-
телен.
• Мышление или чувство (TF): какому виду суждения доверяют, когда
должно быть принято решение.
•
Суждение или восприятие (/Р): какая установка преобладает — ориен-
тация на рассудок (использование мышления или чувств) или перцептивная
ориентация (использование ощущений или интуиции).
Комбинации этих четырех индексов дают 16 возможных типов личности.
Ясное понимание типа личности дает консультантам конструктивную инфор- мацию о том, как клиенты воспринимают свое окружение и взаимодействуют с ним (Lynch, 1985). Исследование показывает, что различные типы личности, выявленные с помощью MBTI, проявляют склонность к определенным заняти- ям и стилям жизни (Healy & Woodward, 1998). Например, 76% протестирован- ных студентов-консультантов демонстрируют высокие показатели по шкалам интуиции/чувств MBTI и характеризуются как проницательные, полные энтузи- азма и способные проявлять чуткость в сложных ситуациях (Myers, 1980).
Опросник персональных предпочтений Эдвардса (Edwards Personal Pref-
erence Schedule — EPPS)
основан на разработанной Генри Мюрреем теории давления потребности на личность (Murray, 1938). Он содержит 225 вопросов, предполагающих обязательный выбор, которые исследуют силу 15 индивиду- альных потребностей относительно других личностных потребностей (Anastasi,
1988). Показатели располагаются на процентильной диаграмме, основанной на групповых нормах для студентов колледжа или взрослых в целом. Другие объ- ективные личностные опросники — это Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory — СРГ), Опросник на определение темперамента Гилфорда-Циммермана (Guilford-Zimmerman Temperament
Survey),
Перечень проблем Муни (Mooney Problem Check List), Шестнадцати- факторный личностный опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire (16
PF) —
16 ФЛО) и Опросник на выявление тревожности (State-Trait Anxiety In-
ventory — STAI).
Проективные личностные тесты намного менее структурированы и зна- чительно труднее в обработке показателей, но клиентам их сложнее фальсифи- цировать. Сторонники данных методов утверждают, что эти тесты измеряют более глубокие аспекты личности клиента, чем другие методы. В последние го- ды некоторые исследователи и клиницисты, такие как Экснер (Ехпег, 1974),
619 пробовали стандартизировать процедуры проведения и обработки проективных тестов. И хотя в отдельных случаях удалось добиться некоторого успеха, поло- жительный результат попыток стандартизации многих других проективных те- стов, типа теста тематической апперцепции, сомнителен. В дополнение к те- стам, уже упомянутым в этом разделе, к проективным методам относятся Тех- ника чернильных пятен Хольцма-на (Holtzman Inkblot Technique), Гештальт
Бендера (Bender Gestalt), тест «Нарисуй человека», тест детской апперцепции и методика незаконченных предложений Роттера.
Д
ОСТИЖЕНИЯ
.
Тест достижений — это «измерение показателей выпол- нения индивидом каких-либо задач или изучения чего-либо» (Aiken, 1997). Те- сты достижений, больше чем любые другие типы тестов, могут считаться непо- средственными измерительными инструментами. Их результаты дают клиентам ясное понимание того, что они узнали в определенной области, по сравнению с тем, чего добились другие. Тесты дают клиентам необходимый тип информа- ции, чтобы они могли принять обоснованное решение по выбору характера об- разования и профессии (Bradley, 1984). Если клиент имеет способности, инте- ресы или личностную предрасположенность, подходящие для выбора какой- либо сферы деятельности, но его объем знаний или умений недостаточен, он может предпринять конструктивные шаги, чтобы восполнить этот пробел.
Тесты достижений могут либо создаваться преподавателем, либо быть стандартными. Преимущество созданных преподавателем тестов состоит в том, что они измеряют определенные единицы научения, выделяемые в ситуации обучения, легко обновляются и отражают текущие тенденции и знания. Стан- дартные тесты, с другой стороны, измеряют более общие образовательные объ- екты и, как правило, более тщательно сконструированы. Они дают тестируемо- му достоверную информацию, сравнивая его результаты по конкретному пред- мету с результатами более широкой выборки. Эти виды тестов дополняют друг друга, и оба могут с пользой применяться в процесс оказания помощи.
Разные тесты достижения используются для разных целей. В школьных условиях сочетание созданных преподавателями тестов и стандартных тестов обусловлено возрастом и классом ученика. Общие батареи тестов достижений, используемые в начальных и средних школах, измеряют основные умения. В их число входят: Калифорнийский тест достижений (California Achievement Tests),
тест основных умений штата Айова (Iowa Tests of Basic Skills), ряды достиже- ний SRA (SRA Achievement Series), тест достижений «Метрополитэн» (Metropoli-
tan Achievement Tests),
и Стэнфордский тест достижений (Stanford Achievement
Test) (Anastasi, 1988; Bradley,
1984). Хорошее знание школьными консультан- тами этих инструментов особенно необходимо для того, чтобы аргументиро- ванно и конструктивно беседовать с преподавателями, родителями, админи- страторами, учащимися и специалистами по образованию.
Существуют также инструменты, которые измеряют достижения взрос- лых. В число профессионально ориентированных тестов достижений входят:
Национальный экзамен преподавателя (National Teacher Examination), Школь- ный тест знания законов (Law School Admissions Test), и Экспертиза (экзамены)
NBCC (National Board of Certified Counselors Examination).
Они помогают за-
620 щищать население и профессии, которые они представляют, гарантируя, что специалисты, успешно прошедшие тестирование, обладают минимальным уровнем необходимых знаний.
П
РОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критика применения тестов в консультировании фокусируется в основ- ном на их проведении и интерпретации результатов. Процесс тестирования описывается в руководствах, сопровождающих каждый тест, и большинство те- стов предполагают стандартные процедуры, которые необходимо соблюдать на каждом этапе — от подготовки места проведения до выдачи инструкций. Неко- торые тесты снабжены специальными инструкциями, и для того, чтобы полу- чить валидные результаты тестирования, консультанты должны следовать этим предписаниям.
Один вопрос, обычно не упоминаемый в руководствах: должен ли тести- руемый участвовать в выборе теста, и если да, то в какой степени он должен быть вовлечен в этот процесс. В некоторых случаях, например при применении тестов достижений в начальной школе, участие тестируемых в выборе тестов неприемлемо. Однако бывают другие случаи, когда такое участие оказывается полезным. Голдман (Goldman, 1971) перечисляет некоторые преимущества уча- стия тестируемых в выборе теста. Среди них:
• готовность тестируемой популяции принять результаты тестирования;
• поддержка независимости;
• получение ценного опыта принятия решения, который мог бы быть рас- пространен на другие случаи, где возможно принятие решения;
• возможность постановки диагноза, основанного на реакциях тестируе- мого на различные тесты;
• выбор тестов, которые лучше соответствуют потребностям тестируемой популяции.
Прсле того как тесты отобраны, проведены и обработаны их результаты, консультанты должны интерпретировать полученные данные способом, понят- ным для тестируемой популяции. В зависимости от теста, для тестируемых мо- жет оказаться полезным один из четырех основных видов интерпретации
(Goldman, 1971; Hanna, 1988).
1. Дескриптивная (описательная) интерпретация, содержащая информа- цию относительно текущего состояния испытуемого.
2. Генетическая интерпретация, которая объясняет, как тестируемый стал таким, какой он есть теперь.
3. Прогнозирующая интерпретация, которая концентрируется на предска- зании будущего.
4. Оценочная интерпретация, которая включает рекомендации интерпре- татора теста.
К сожалению, многие консультанты недостаточно владеют умениями
621 проводить тестирование или интерпретировать его результаты (Tinsley & Brad- ley, 1986).
«Некорректное применение тестов встречается во всех трех основных областях, в которых применяется тестирование, — в сфере занятости, в образо- вании и в клинике» (Azar, 1994, р. 16). Неправильное применение тестов может быть связано с недостаточно квалифицированным проведением и интерпрета- цией или с неправильным подбором теста. В любом случае, когда тесты приме- няются неправильно, клиенты могут не понять значения «представленных им чисел, схем, графиков или диаграмм» (Miller, 1982, р. 87) и оставить консуль- тирование, будучи такими же неосведомленными, какими они начали его.
«Путем соблюдения стандартных условий применения тестов, зная до- стоинства и ограничения норм, надежности и валидности отдельных инстру- ментов и только переведя сырые тестовые результаты в содержательное описа- ние текущего или предсказуемого поведения, консультанты гарантируют, что используемые ими тесты способствуют благополучию их клиентов» (Harris,
1994, р. 10).
Было предложено несколько способов, позволяющих компенсировать не- достаток навыков интерпретации результатов тестирования. Например, помимо создания уверенности у тестируемого лица в том, что проводящие тестирование хорошо обучены и внимательны, Ханна (Наппа, 1988, р. 477) рекомендует ис- пользовать в качестве ясного и лаконичного способа обеспечения наглядности при интерпретации процентилъныйранг тестируемого («процент людей в вы- борке, чьи показатели ниже, чем у данного человека») (рис. 20.1).
Рис. 20.1. Процентильнный ранг 60-70% для стандартизированного теста на диапазоне от 0 до 100
Другой способ преодоления недостатка навыков интерпретации зависит от подготовки консультанта и клиента к процессу интерпретации.
Во-первых, консультанты должны изучить теоретические основы и структуру теста. Консультанты не могут объяснять результаты тестирования, если они не изучили в достаточной мере инструмент, с которым имеют дело.
Во-вторых, Тайлер (Tyler, 1984) обращает внимание на то, что тестовые показатели — это только ключи и должны рассматриваться именно как тако- вые. Показатели должны учитываться в свете того, что еще дополнительно из- вестно о клиенте. Вся совокупность информации может служить основой для более значимого и продуктивного диалога между консультантом и клиентом.
Голдман (Goldman, 1971) указывает, что при индивидуальном проведении те- стирования консультанты, благодаря непосредственному наблюдению, узнают о клиентах много интересных данных, которые в другом случае могли остаться