ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Э
ТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
NBCC
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Все НСК соглашаются соблюдать Этический кодекс NBCC. Этот кодекс заявляет, что НСК предлагают только услуги, для которых они профессионально квалифицирова- ны, что они уважают суверенность и поддерживают благополучие клиента и что они со- глашаются с установлением соответствующих вознаграждений.
Прежде чем вы начнете работать как консультант с дипломом НСК, вы вправе за- просить у NBCC копию Этического кодекса NBCC. Кроме того, запросите у него подроб- ное разъяснение предлагаемых услуг, а также ваше финансовое и процедурное соглаше- ние. Вы должны до начала консультирования получить полную информацию и убедиться, что не будете испытывать неудобств от всех условий.
С
КОЛЬКО КОНСУЛЬТАНТОВ СЕРТИФИЦИРОВАНО
NBCC?
Более 20 000 консультантов успешно прошли процесс сертификации в NBCC, и приблизительно 3500 из этих НСК имеют сертификаты по специализациям NBCC.
92 рость в 1970-х и 1980-х годах, точно так же как это происходило с лицензиро- ванием психологов в 1960-х и 1970-х годах. В 1999 году практика консультиро- вания законодательно регулировалась в 46 штатах и в округе Колумбия (рис.
3.1).
Рис. 3.1.Штаты, в которых законодательно регулируются полномочия консультантов, по состоянию на 1999 г.
Чтобы координировать усилия по поддержанию единообразия и профес- сионального роста, была сформирована Американская ассоциация комитетов штатов по консультированию (Dingman, 1990).
П
РАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
При работе с определенными группами населения консультанты обязаны соблюдать специфические правовые требования. Например, пункты 94-142 За- кона об образовании детей-инвалидов (1975 г.) предписывают школам обеспе- чивать условия для свободного, общепринятого образования всех детей с наименьшими, насколько возможно, ограничениями. Частью этого процесса яв- ляется разработка индивидуального образовательного плана (IEP) для каждого ребенка, равно как и обеспечения необходимых для его осуществления проце- дур, а также выявление и учет всех детей-инвалидов (Hume, 1978). Школьные консультанты, работающие с детьми-инвалидами, выполняют специфические задачи в соответствии с требованиями данного закона.
93
Точно так же консультанты обязаны, согласно всем законам о защите де- тей, сообщать соответствующим властям о предполагаемых случаях непра- вильного обращения с детьми (обычно информация поступает к специальным служащим ведомства социального обеспечения) (Henderson & Fall, 1998). Такие ситуации могут быть особенно трудными, когда консультанты работают непо- средственно с семьями, в которых предполагается неправильное обращение с членами семьи (Stevens-Smith & Hughes, 1993). Кроме этого, правовые обязан- ности консультантов достаточно полно определены в Законе об образователь- ных правах семьи и праве на частную жизнь (1974 г.), известном как Поправка
Бакли. Эта поправка предоставляет учащимся доступ к определенным, имею- щим к ним отношение документам, составленным образовательными учрежде- ниями.
Консультанты сталкиваются со значительными проблемами в тех случа- ях, когда закон недостаточно ясен или когда имеется конфликт между законом и профессиональной этикой консультирования. Тем не менее важно, чтобы по- ставщики услуг в сфере психического здоровья были полностью информирова- ны о том, что они могут и чего не могут делать по закону. Такие ситуации часто предполагают обмен информацией между клиентами, консультантами и пред- ставителями судебной системы.
Обмен информацией может быть ограничен правом на конфиденциаль- ность, правом на защиту частной жизни и правом на защиту сообщения.
Конфиденциальность — это «этическая обязанность выполнять контракт или данное клиентам обещание о том, что информация, выявляемая в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа» (Arthur & Swan- son, 1993, p.
7). Конфиденциальность становится правовым понятием, а не про- сто этическим, в случае ее нарушения, независимо от того, преднамеренно оно или нет.
«Право на частную жизнь — развивающееся правовое понятие, призна- ющее право человека выбирать время, обстоятельства и степень, в которой он желает распространять или сохранять личную информацию» (Herlihy &
Sheeley, 1987, p.
479). Клиенты, которые считают, что они были принуждены раскрыть информацию, которую они обычно не разглашают, могут обращаться к законным средствам защиты своих прав от нарушения их консультантом.
Право на привилегированное сообщение (защиту сообщения) — более уз- кое понятие, регулирующее защиту секретности и конфиденциальности путем недопущения раскрытия в суде конфиденциальных сообщений клиентов без их разрешения. Оно определено как «законное право клиента, гарантирующее ему, что доверительность, возникшая в терапевтических отношениях, будет охра- няться» (Arthur & Swanson, 1993, p. 7). «Правовое определение понятия приви- легированного сообщения обычно не применяется в групповом и семейном консультировании» (Anderson, 1996, р. 35). Тем не менее консультанты должны учитывать этические вопросы при защите конфиденциальности членов групп и семей.
Применение любого закона, регулирующего отношения между клиентом и консультантом, осложняется тем, что законы различаются в отдельных шта-
94 тах. Важно, чтобы консультанты знали и сообщали своим клиентам о потенци- альных ситуациях, в которых конфиденциальность может быть нарушена
(Woody, 1988).
Примечательным судебным прецедентом, который отражает важность ограничения конфиденциальности, является процесс Тарасовых против Ре-
гентского совета Университета Калифорнии, решение по которому было при- нято в 1976 году. В этом деле студент Просенджит Поддар, который добро- вольно амбулаторно лечился в медицинском студенческом центре в универси- тетском городке Университета Беркли в Калифорнии, сообщил психологу, ко- торый консультировал его, что он намерен убить свою бывшую подругу, Тать- яну Тарасову, когда она вернется в городок. Психолог сообщил об этом в поли- цию университетского городка, которая задержала студента и допросила его относительно предполагаемых действий. Студент отрицал какое-либо намере- ние убийства Тарасовой, вел себя вполне разумно и был выпущен. Поддар от- казался от продолжения консультирования у психолога и никаких дальнейших шагов с целью удержать его от преднамеренного действия не предпринималось.
Двумя месяцами позже он убил Тарасову. Ее родители предъявляли иск членам правления Университета Калифорнии за непредупреждение предполагаемой жертвы о готовящемся покушении на нее. Верховный суд Калифорнии вынес решение в их пользу, принимая во внимание, что консультант имеет обязатель- ство защищать население, что отменяет любое обязательство сохранять конфи- денциальность клиента.
Таким образом, существует ограничение в отношении степени конфиден- циальности, которую консультант может или должен поддерживать. Когда ока- зывается, что клиент представляет угрозу для себя или для других, законы шта- тов определяют, что эта информация должна быть сообщена соответствующим властям. Кнапп и Вандекрик (Knapp & Vandecreek, 1982) отмечают, что тем не менее существуют различия в законах штатов и сообщение такой информации зачастую трудновыполнимо. Они предлагают, чтобы в случаях, когда имеется риск для клиента, консультант попытался устранить опасность, выполняя при этом все предписанные законом обязательства. Кнапп и Вандекрик рекоменду- ют консультироваться с профессиональными коллегами, которые имеют опыт работы со склонными к насилию людьми, и документировать предпринимае- мые шаги.
Г
РАЖДАНСКАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дело Тарасовой поднимает проблему ответственности и незаконных дей- ствий консультанта. В основном ответственность в консультировании вклю- чает вопросы, имеющие отношение к выяснению, нанес или нет консультант вред клиенту (Wittmer & Loesch, 1986). Понятие ответственности непосред- ственно связано с незаконным действием. Незаконное действие в консультиро- вании определяется «как вред клиенту, нанесенный в результате профессио- нальной небрежности, при этс под небрежностью понимается определенный
95 отход от установленных професси нальных стандартов» (Hummell et. al, 1985, p.
70, выделено автором). До недавне времени подавалось относительно немного исков по поводу незаконных действий консультантов. Но с увеличением числа лицензированных и сертифицировать практикующих консультантов случаи не- законных действий становятся более ра пространенными. Следовательно, про- фессиональные консультанты должны удостовериться, что они защищены от возможности совершения незаконных действи Имеется два способа подобной защиты: (1) следовать профессиональным кодексам этики, и (2) следовать стан- дартам общепринятой практики (Hopkins . Anderson, 1990). Однако независимо от того, как тщательно консультант соблюдает эти правила, иски по поводу не- законных действий могут, тем не менее, подаваться. Следовательно, необходи- мо страхование гражданской ответственност (Bullis, 1993). «Avoiding counselor
malpractice» (Crawford, 1994) — одна из лучши книг, в которой рассматривают- ся случаи противоправных действий и способы принятия разумных мер предо- сторожности, чтобы избежать вовлечения в судебное разбирательство.
Ответственность может быть подразделена на два основных класса: гражданская и уголовная. Гражданская ответственность «означает, что чело- веку может предъявлять иск за неправильное действие по отношению к друго- му человеку или за бездействие в случаях, когда существует признанная обя- занность делать что-либо» (Hopkins & Anderson, 1990, p. 21). Уголовная ответ-
ственность, с другой стороны, возникает при отношениях консультанта с кли- ентом не разрешенными законом способами (Burgum & Anderson, 1975).
Понятие гражданской ответственности опирается на понятие граждан-
ско-правового деликта (гражданского правонарушения) — «несправедливости, для исправления которой предусмотрено правовое действие» (Hopkins & Ander- son, 1990, p. 21).
Правовая несправедливость может быть допущена против че- ловека, собственности или даже чьей-то репутации и может быть непреднаме- ренной или преднамеренной. Существует пять типов ситуаций, в которых кон- сультант с наибольшей вероятностью может столкнуться с гражданским иском за незаконные действия: 1) незаконное действие в специфических ситуациях
(ограничение рождаемости, аборт, хранение и распространение наркотиков, ле- чение); 2) незаконное получение информации; 3) клевета; 4) вторжение в лич- ную жизнь; и 5) разрыв контракта (Hopkins & Anderson, 1990). Три ситуации, в которых консультант рискует понести уголовную ответственность: 1) соучастие в преступлении, 2) гражданское неповиновение и 3) растление несовершенно- летних (Burgum & Anderson, 1975; Hopkins & Anderson, 1990).
П
РАВА КЛИЕНТОВ И ИНФОРМАЦИЯ О КЛИЕНТАХ
У клиентов имеется немало прав в процессе консультирования, как юри- дических, так и этических, но они зачастую не знают об этом. Одна из первых задач консультантов заключается в информировании клиентов об их правах.
Этот процесс не так прост, как может показаться. Например, в случае работы с несовершеннолетними, когда, «в соответствии с общим правом и законами
96 штатов, согласие на консультирование или публикацию информации об услугах консультирования принадлежит опекуну или попечителю» (Kaplan, 1996, р.
167).
Существует два основных типа прав клиента: имплицитные и эксплицит- ные (Hansen et al., 1986). Оба относятся к процедурной стороне процесса. Им-
плицитные права связаны с материальной стороной процесса. Когда принято постановление, которое в судебном порядке ограничивает деятельность челове- ка (то есть лишает его конституционных прав), то это отказ по существу про- цесса. Эксплицитные права связаны с областью процедурных вопросов (шаги, необходимые для инициализации или завершения действия в случаях наруше- ния эксплицитного права). Процедурное оформление процесса нарушено, когда нарушена эксплицитная норма и субъект не информирован о том, как он может ее восстановить. Клиент имеет право знать, какими ресурсами он обладает, ко- гда то или иное из этих двух типов прав нарушается. Юридически вопрос о правах яснее при работе со взрослыми, чем с детьми. Рэмли (Remley T. P.,
Jr.
,1985) отмечает, «что несовершеннолетние дети не имеют способности или права принимать решения для себя» (р. 182). Тем не менее дети обладают пра- вами и по закону защищены от любых произвольных профессиональных дей- ствий.
Информация обо всех клиентах защищена законом, за исключением спе- циальных обстоятельств, например таких, как предусмотренные Поправкой Ба- кли, согласно которой человек по закону имеет право просматривать свое до- сье. Бывают также случаи (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985), в которых тре- тьи лица получают доступ к информации об учениках без согласия учеников или родителя. В подавляющем большинстве случаев консультанты по закону обязаны защищать клиентов всех возрастов, храня досье под замком, отдельно от любых необходимых деловых отчетов, и не раскрывая какую бы то ни было информацию без письменного разрешения клиента. Лучшим методом ответа на запрос о раскрытии информации является специальный информационный релиз
(установленная форма), который может быть подписан уполномоченным лицом
(Rosenthal,
1998). Консультанты не должны раскрывать информацию о клиенте, если они не получили ее из первых рук.
Поскольку хранение информации о клиентах — одна из пяти важнейших задач, имеющих отношение к правовой ответственности консультанта (Snider,
1987), часто возникает вопрос о том, что должно входить в досье. В основном досье должно содержать «всю информацию относительно клиента, необходи- мую для его или ее лечения» (Piazza & Baruth, 1990, p. 313). Количество и типы форм в клиентском досье варьируют в разных агентствах и у разных специали- стов, но шесть категорий документов обычно включаются всегда.
1.
Идентифицирующая, или входная, информация: имя, адрес, номер теле на, дата рождения, пол, род занятий и так далее.
2.
Оценочная информация: психологическая оценка, социальная/семей хронология, состояние здоровья и так далее.
3.
План воздействия: состояние проблемы, план действия, шаги, необ- ходш для достижения желаемого поведения, и так далее.
97 4.
Примечания: например, задокументированная информация о продвиже; к установленной цели в каждой сессии.
5.
Итоговое резюме: результат воздействия, заключительный диагноз (е есть в наличии), план дополнительных воздействий и так далее.
6.
Другие данные: подписанное клиентом согласие на процедуры, копии к респонденции, записи относительно обоснования для любых необыч! воздей- ствий на клиента, административные проблемы и так далее.
Консультантам очень важно сверяться с правовыми кодексами своего шт для точного соблюдения требований к хранению досье. Для консультантов, по чающих компенсацию от третьей стороны, важно удостовериться, что записи клиентов соответствуют по срокам плану воздействия и диагнозу (если требу- ется) (Hinkle, 1994). Ни в коем случае, однако, конфиденциальная информаци клиенте не должна передаваться по телефону. Консультанты также этическ юридически обязаны гарантировать, что права клиента защищены от публич» обсуждения случаев консультирования.
К
ОНСУЛЬТАНТ В СУДЕ
В судебной системе США существует деление на федеральные суды и суды ш тов. Обе эти части одинаково подразделяются на «местные суды, апел- ляционн суд средней инстанции и верховный суд» (Anderson, 1996, р. 7). Боль- шинство консультантов, оказывающихся в суде, попадают в суды штатов, по- скольку в фе, ральных судах рассматриваются дела, связанные главным обра- зом с нарушениями законов США, или дела, в которых в разбирательство во- влечены граждг различных штатов и сумма исков превышает $50 000.
Существуют две главные причины, по которым консультанты попадают в с; Первая — добровольная и профессиональная: когда консультант является
экстр ным свидетелем. «Экспертный свидетель является объективным и бес- пристрастным лицом, обладающим специальными знаниями, умениями или информацией, которая может помочь судье или присяжным в принятии пра- вильного решени (Remley, 1992, р. 33). Консультант, выступающий в суде в ка- честве экспертнс свидетеля, получает финансовую компенсацию за свою рабо- ту.
Вторая причина, по которой консультант может попасть в суд, — это вы- зов посредством судебного ордера (повестки явиться в суд в определенное вре- мя по поводу особого случая). Такой вызов осуществляется с намерением полу- чить консультанта свидетельские показания за или против настоящего или бывше клиента. Поскольку юридическая система является соревновательной, консультанту, перед тем как отвечать в суде, целесообразно обратиться за сове- том к адвокату (Remley, 1991). Это позволит консультантам лучше понять за- кон, судебные процедуры и права, которые они имеют при ответе на правовой запрос. Ролевое проигрывание возможных ситуаций, перед тем как предстать перед судом, также может помочь консультантам лучше действовать в подоб- ных ситуациях.
ТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
NBCC
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Все НСК соглашаются соблюдать Этический кодекс NBCC. Этот кодекс заявляет, что НСК предлагают только услуги, для которых они профессионально квалифицирова- ны, что они уважают суверенность и поддерживают благополучие клиента и что они со- глашаются с установлением соответствующих вознаграждений.
Прежде чем вы начнете работать как консультант с дипломом НСК, вы вправе за- просить у NBCC копию Этического кодекса NBCC. Кроме того, запросите у него подроб- ное разъяснение предлагаемых услуг, а также ваше финансовое и процедурное соглаше- ние. Вы должны до начала консультирования получить полную информацию и убедиться, что не будете испытывать неудобств от всех условий.
С
КОЛЬКО КОНСУЛЬТАНТОВ СЕРТИФИЦИРОВАНО
NBCC?
Более 20 000 консультантов успешно прошли процесс сертификации в NBCC, и приблизительно 3500 из этих НСК имеют сертификаты по специализациям NBCC.
92 рость в 1970-х и 1980-х годах, точно так же как это происходило с лицензиро- ванием психологов в 1960-х и 1970-х годах. В 1999 году практика консультиро- вания законодательно регулировалась в 46 штатах и в округе Колумбия (рис.
3.1).
Рис. 3.1.Штаты, в которых законодательно регулируются полномочия консультантов, по состоянию на 1999 г.
Чтобы координировать усилия по поддержанию единообразия и профес- сионального роста, была сформирована Американская ассоциация комитетов штатов по консультированию (Dingman, 1990).
П
РАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
При работе с определенными группами населения консультанты обязаны соблюдать специфические правовые требования. Например, пункты 94-142 За- кона об образовании детей-инвалидов (1975 г.) предписывают школам обеспе- чивать условия для свободного, общепринятого образования всех детей с наименьшими, насколько возможно, ограничениями. Частью этого процесса яв- ляется разработка индивидуального образовательного плана (IEP) для каждого ребенка, равно как и обеспечения необходимых для его осуществления проце- дур, а также выявление и учет всех детей-инвалидов (Hume, 1978). Школьные консультанты, работающие с детьми-инвалидами, выполняют специфические задачи в соответствии с требованиями данного закона.
93
Точно так же консультанты обязаны, согласно всем законам о защите де- тей, сообщать соответствующим властям о предполагаемых случаях непра- вильного обращения с детьми (обычно информация поступает к специальным служащим ведомства социального обеспечения) (Henderson & Fall, 1998). Такие ситуации могут быть особенно трудными, когда консультанты работают непо- средственно с семьями, в которых предполагается неправильное обращение с членами семьи (Stevens-Smith & Hughes, 1993). Кроме этого, правовые обязан- ности консультантов достаточно полно определены в Законе об образователь- ных правах семьи и праве на частную жизнь (1974 г.), известном как Поправка
Бакли. Эта поправка предоставляет учащимся доступ к определенным, имею- щим к ним отношение документам, составленным образовательными учрежде- ниями.
Консультанты сталкиваются со значительными проблемами в тех случа- ях, когда закон недостаточно ясен или когда имеется конфликт между законом и профессиональной этикой консультирования. Тем не менее важно, чтобы по- ставщики услуг в сфере психического здоровья были полностью информирова- ны о том, что они могут и чего не могут делать по закону. Такие ситуации часто предполагают обмен информацией между клиентами, консультантами и пред- ставителями судебной системы.
Обмен информацией может быть ограничен правом на конфиденциаль- ность, правом на защиту частной жизни и правом на защиту сообщения.
Конфиденциальность — это «этическая обязанность выполнять контракт или данное клиентам обещание о том, что информация, выявляемая в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа» (Arthur & Swan- son, 1993, p.
7). Конфиденциальность становится правовым понятием, а не про- сто этическим, в случае ее нарушения, независимо от того, преднамеренно оно или нет.
«Право на частную жизнь — развивающееся правовое понятие, призна- ющее право человека выбирать время, обстоятельства и степень, в которой он желает распространять или сохранять личную информацию» (Herlihy &
Sheeley, 1987, p.
479). Клиенты, которые считают, что они были принуждены раскрыть информацию, которую они обычно не разглашают, могут обращаться к законным средствам защиты своих прав от нарушения их консультантом.
Право на привилегированное сообщение (защиту сообщения) — более уз- кое понятие, регулирующее защиту секретности и конфиденциальности путем недопущения раскрытия в суде конфиденциальных сообщений клиентов без их разрешения. Оно определено как «законное право клиента, гарантирующее ему, что доверительность, возникшая в терапевтических отношениях, будет охра- няться» (Arthur & Swanson, 1993, p. 7). «Правовое определение понятия приви- легированного сообщения обычно не применяется в групповом и семейном консультировании» (Anderson, 1996, р. 35). Тем не менее консультанты должны учитывать этические вопросы при защите конфиденциальности членов групп и семей.
Применение любого закона, регулирующего отношения между клиентом и консультантом, осложняется тем, что законы различаются в отдельных шта-
94 тах. Важно, чтобы консультанты знали и сообщали своим клиентам о потенци- альных ситуациях, в которых конфиденциальность может быть нарушена
(Woody, 1988).
Примечательным судебным прецедентом, который отражает важность ограничения конфиденциальности, является процесс Тарасовых против Ре-
гентского совета Университета Калифорнии, решение по которому было при- нято в 1976 году. В этом деле студент Просенджит Поддар, который добро- вольно амбулаторно лечился в медицинском студенческом центре в универси- тетском городке Университета Беркли в Калифорнии, сообщил психологу, ко- торый консультировал его, что он намерен убить свою бывшую подругу, Тать- яну Тарасову, когда она вернется в городок. Психолог сообщил об этом в поли- цию университетского городка, которая задержала студента и допросила его относительно предполагаемых действий. Студент отрицал какое-либо намере- ние убийства Тарасовой, вел себя вполне разумно и был выпущен. Поддар от- казался от продолжения консультирования у психолога и никаких дальнейших шагов с целью удержать его от преднамеренного действия не предпринималось.
Двумя месяцами позже он убил Тарасову. Ее родители предъявляли иск членам правления Университета Калифорнии за непредупреждение предполагаемой жертвы о готовящемся покушении на нее. Верховный суд Калифорнии вынес решение в их пользу, принимая во внимание, что консультант имеет обязатель- ство защищать население, что отменяет любое обязательство сохранять конфи- денциальность клиента.
Таким образом, существует ограничение в отношении степени конфиден- циальности, которую консультант может или должен поддерживать. Когда ока- зывается, что клиент представляет угрозу для себя или для других, законы шта- тов определяют, что эта информация должна быть сообщена соответствующим властям. Кнапп и Вандекрик (Knapp & Vandecreek, 1982) отмечают, что тем не менее существуют различия в законах штатов и сообщение такой информации зачастую трудновыполнимо. Они предлагают, чтобы в случаях, когда имеется риск для клиента, консультант попытался устранить опасность, выполняя при этом все предписанные законом обязательства. Кнапп и Вандекрик рекоменду- ют консультироваться с профессиональными коллегами, которые имеют опыт работы со склонными к насилию людьми, и документировать предпринимае- мые шаги.
Г
РАЖДАНСКАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дело Тарасовой поднимает проблему ответственности и незаконных дей- ствий консультанта. В основном ответственность в консультировании вклю- чает вопросы, имеющие отношение к выяснению, нанес или нет консультант вред клиенту (Wittmer & Loesch, 1986). Понятие ответственности непосред- ственно связано с незаконным действием. Незаконное действие в консультиро- вании определяется «как вред клиенту, нанесенный в результате профессио- нальной небрежности, при этс под небрежностью понимается определенный
95 отход от установленных професси нальных стандартов» (Hummell et. al, 1985, p.
70, выделено автором). До недавне времени подавалось относительно немного исков по поводу незаконных действий консультантов. Но с увеличением числа лицензированных и сертифицировать практикующих консультантов случаи не- законных действий становятся более ра пространенными. Следовательно, про- фессиональные консультанты должны удостовериться, что они защищены от возможности совершения незаконных действи Имеется два способа подобной защиты: (1) следовать профессиональным кодексам этики, и (2) следовать стан- дартам общепринятой практики (Hopkins . Anderson, 1990). Однако независимо от того, как тщательно консультант соблюдает эти правила, иски по поводу не- законных действий могут, тем не менее, подаваться. Следовательно, необходи- мо страхование гражданской ответственност (Bullis, 1993). «Avoiding counselor
malpractice» (Crawford, 1994) — одна из лучши книг, в которой рассматривают- ся случаи противоправных действий и способы принятия разумных мер предо- сторожности, чтобы избежать вовлечения в судебное разбирательство.
Ответственность может быть подразделена на два основных класса: гражданская и уголовная. Гражданская ответственность «означает, что чело- веку может предъявлять иск за неправильное действие по отношению к друго- му человеку или за бездействие в случаях, когда существует признанная обя- занность делать что-либо» (Hopkins & Anderson, 1990, p. 21). Уголовная ответ-
ственность, с другой стороны, возникает при отношениях консультанта с кли- ентом не разрешенными законом способами (Burgum & Anderson, 1975).
Понятие гражданской ответственности опирается на понятие граждан-
ско-правового деликта (гражданского правонарушения) — «несправедливости, для исправления которой предусмотрено правовое действие» (Hopkins & Ander- son, 1990, p. 21).
Правовая несправедливость может быть допущена против че- ловека, собственности или даже чьей-то репутации и может быть непреднаме- ренной или преднамеренной. Существует пять типов ситуаций, в которых кон- сультант с наибольшей вероятностью может столкнуться с гражданским иском за незаконные действия: 1) незаконное действие в специфических ситуациях
(ограничение рождаемости, аборт, хранение и распространение наркотиков, ле- чение); 2) незаконное получение информации; 3) клевета; 4) вторжение в лич- ную жизнь; и 5) разрыв контракта (Hopkins & Anderson, 1990). Три ситуации, в которых консультант рискует понести уголовную ответственность: 1) соучастие в преступлении, 2) гражданское неповиновение и 3) растление несовершенно- летних (Burgum & Anderson, 1975; Hopkins & Anderson, 1990).
П
РАВА КЛИЕНТОВ И ИНФОРМАЦИЯ О КЛИЕНТАХ
У клиентов имеется немало прав в процессе консультирования, как юри- дических, так и этических, но они зачастую не знают об этом. Одна из первых задач консультантов заключается в информировании клиентов об их правах.
Этот процесс не так прост, как может показаться. Например, в случае работы с несовершеннолетними, когда, «в соответствии с общим правом и законами
96 штатов, согласие на консультирование или публикацию информации об услугах консультирования принадлежит опекуну или попечителю» (Kaplan, 1996, р.
167).
Существует два основных типа прав клиента: имплицитные и эксплицит- ные (Hansen et al., 1986). Оба относятся к процедурной стороне процесса. Им-
плицитные права связаны с материальной стороной процесса. Когда принято постановление, которое в судебном порядке ограничивает деятельность челове- ка (то есть лишает его конституционных прав), то это отказ по существу про- цесса. Эксплицитные права связаны с областью процедурных вопросов (шаги, необходимые для инициализации или завершения действия в случаях наруше- ния эксплицитного права). Процедурное оформление процесса нарушено, когда нарушена эксплицитная норма и субъект не информирован о том, как он может ее восстановить. Клиент имеет право знать, какими ресурсами он обладает, ко- гда то или иное из этих двух типов прав нарушается. Юридически вопрос о правах яснее при работе со взрослыми, чем с детьми. Рэмли (Remley T. P.,
Jr.
,1985) отмечает, «что несовершеннолетние дети не имеют способности или права принимать решения для себя» (р. 182). Тем не менее дети обладают пра- вами и по закону защищены от любых произвольных профессиональных дей- ствий.
Информация обо всех клиентах защищена законом, за исключением спе- циальных обстоятельств, например таких, как предусмотренные Поправкой Ба- кли, согласно которой человек по закону имеет право просматривать свое до- сье. Бывают также случаи (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985), в которых тре- тьи лица получают доступ к информации об учениках без согласия учеников или родителя. В подавляющем большинстве случаев консультанты по закону обязаны защищать клиентов всех возрастов, храня досье под замком, отдельно от любых необходимых деловых отчетов, и не раскрывая какую бы то ни было информацию без письменного разрешения клиента. Лучшим методом ответа на запрос о раскрытии информации является специальный информационный релиз
(установленная форма), который может быть подписан уполномоченным лицом
(Rosenthal,
1998). Консультанты не должны раскрывать информацию о клиенте, если они не получили ее из первых рук.
Поскольку хранение информации о клиентах — одна из пяти важнейших задач, имеющих отношение к правовой ответственности консультанта (Snider,
1987), часто возникает вопрос о том, что должно входить в досье. В основном досье должно содержать «всю информацию относительно клиента, необходи- мую для его или ее лечения» (Piazza & Baruth, 1990, p. 313). Количество и типы форм в клиентском досье варьируют в разных агентствах и у разных специали- стов, но шесть категорий документов обычно включаются всегда.
1.
Идентифицирующая, или входная, информация: имя, адрес, номер теле на, дата рождения, пол, род занятий и так далее.
2.
Оценочная информация: психологическая оценка, социальная/семей хронология, состояние здоровья и так далее.
3.
План воздействия: состояние проблемы, план действия, шаги, необ- ходш для достижения желаемого поведения, и так далее.
97 4.
Примечания: например, задокументированная информация о продвиже; к установленной цели в каждой сессии.
5.
Итоговое резюме: результат воздействия, заключительный диагноз (е есть в наличии), план дополнительных воздействий и так далее.
6.
Другие данные: подписанное клиентом согласие на процедуры, копии к респонденции, записи относительно обоснования для любых необыч! воздей- ствий на клиента, административные проблемы и так далее.
Консультантам очень важно сверяться с правовыми кодексами своего шт для точного соблюдения требований к хранению досье. Для консультантов, по чающих компенсацию от третьей стороны, важно удостовериться, что записи клиентов соответствуют по срокам плану воздействия и диагнозу (если требу- ется) (Hinkle, 1994). Ни в коем случае, однако, конфиденциальная информаци клиенте не должна передаваться по телефону. Консультанты также этическ юридически обязаны гарантировать, что права клиента защищены от публич» обсуждения случаев консультирования.
К
ОНСУЛЬТАНТ В СУДЕ
В судебной системе США существует деление на федеральные суды и суды ш тов. Обе эти части одинаково подразделяются на «местные суды, апел- ляционн суд средней инстанции и верховный суд» (Anderson, 1996, р. 7). Боль- шинство консультантов, оказывающихся в суде, попадают в суды штатов, по- скольку в фе, ральных судах рассматриваются дела, связанные главным обра- зом с нарушениями законов США, или дела, в которых в разбирательство во- влечены граждг различных штатов и сумма исков превышает $50 000.
Существуют две главные причины, по которым консультанты попадают в с; Первая — добровольная и профессиональная: когда консультант является
экстр ным свидетелем. «Экспертный свидетель является объективным и бес- пристрастным лицом, обладающим специальными знаниями, умениями или информацией, которая может помочь судье или присяжным в принятии пра- вильного решени (Remley, 1992, р. 33). Консультант, выступающий в суде в ка- честве экспертнс свидетеля, получает финансовую компенсацию за свою рабо- ту.
Вторая причина, по которой консультант может попасть в суд, — это вы- зов посредством судебного ордера (повестки явиться в суд в определенное вре- мя по поводу особого случая). Такой вызов осуществляется с намерением полу- чить консультанта свидетельские показания за или против настоящего или бывше клиента. Поскольку юридическая система является соревновательной, консультанту, перед тем как отвечать в суде, целесообразно обратиться за сове- том к адвокату (Remley, 1991). Это позволит консультантам лучше понять за- кон, судебные процедуры и права, которые они имеют при ответе на правовой запрос. Ролевое проигрывание возможных ситуаций, перед тем как предстать перед судом, также может помочь консультантам лучше действовать в подоб- ных ситуациях.