ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
81 сультированию и в программах непрерывного образования. Подобные курсы могут вызывать значительные изменения в установках учащихся, в том числе повышать осведомленность в этических вопросах, в вопросах, связанных с двойственными отношениями, с нанесением ущерба, с проблемами мульти- культурализма (Coll, 1993), Поскольку изменения этических установок ведут к изменениям в деятельности, курсы по этике на любом уровне чрезвычайно цен- ны.
Ван Гус и Парадайз (Van Hoose & Paradise, 1979) предложили концепцию, описывающую пять ступеней развития внутренней аргументации консультанта при решении этически неоднозначных вопросов.
1.
Ориентация на наказание. На этой стадии консультант полагает, что внешние социальные стандарты являются базисом для оценивания поведения.
Если клиенты или консультанты нарушают социальные нормы, они должны быть наказаны.
2.
Институциональная ориентация. Консультанты, которые находятся на этой стадии, считают правильными и соблюдают правила учреждений, в инте- ресах которых они работают. Они не сомневаются в верности этих правил и ос- новывают на них свои решения.
3.
Социальная ориентация. Консультанты на этой стадии строят свои ре- шения на социальных стандартах. Если возникает вопрос относительно того, какие потребности, общественные или личные, должны удовлетворяться в первую очередь, то приоритет отдается потребностям общества.
4.
Индивидуальная ориентация. На этой стадии приоритет получают лич- ные потребности. Сознавая потребности общества и зная требования закона, консультанты придерживаются того, что выгоднее для индивида.
5.
Принципиальная ориентация (сознательная). На этой стадии для инди- вида первичны принципы. Этические решения основываются на интериоризо- ванных этических стандартах, а не на внешних соображениях.
Как подчеркивают Уэлфел и Липсиц (Welfel & Lipsitz, 1983a), работа, ко- торую провели Ван Гус и Парадайз, особенно важна потому, что она «является первой концептуальной моделью, которая призвана объяснить, как консультан- ты рассуждают при решении этических проблем» (р. 36). Она является эври- стической, то есть открытой для исследования, И может являться базисом для эмпирических исследований поведения в этически неоднозначных ситуациях.
Было предложено несколько моделей для обучения консультантов приня- тию этических решений. Гумер и Скотт (Gumaer & Scott, 1985), например, предлагают метод обучения групповых консультантов, основанный на этиче- ских правилах Ассоциации специалистов по групповой работе (Association for
Specialist in Group Work — ASGW).
В их методе используется рассмотрение случаев и предложенная
Каркхуффом трехцелевая модель поддержки (самоизучение, самопони- мание и действие). Китченер (Kitchener, 1986) предлагает интегрированную мо- дель целей и компонентов для программы этического образования, основанной на изучении психологических процессов, обусловливающих моральное поведе- ние, и на сложившихся представлениях прикладной этики. Ее программа вклю-
82 чает «повышение сенситивности... консультантов к этическим проблемам, со- вершенствование их умения давать этические оценки, поощрение ответствен- ных этических действий и повышение толерантности к неоднозначности этиче- ских решений» (Kitchener, 1986, р. 306). Модель Китченер, а также модель, предложенная Пелсма и Борджер-сом (Pelsma & Borgers, 1986), ориентированы на процесс и предполагают, что консультанты не обучаются самостоятельно принятию этических решений. Пелсма и Борджерс подчеркивают, что в этиче- ских вопросах важнее ответить на вопрос «как», а не на вопрос «что» (то есть как находить этические аргументы в постоянно меняющейся ситуации). Суще- ствуют и другие практические руководства по принятию решений, связанных с этикой. Это семишаговая модель принятия решений, базирующаяся на обобще- нии материалов специальной литературы (Forester-Miller & Davis, 1996), и де- вятишаговая модель принятия этических решений, основанная на критических и оценочных суждениях (Welfel, 1998).
Источник: Ethics in Counseling and Psychotherapy (p. 24), by E. R. Welfel.
Э
ТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ОСОБЫХ
КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ
Этичность поведения в значительной мере зависит от установок, преоб- ладающих в среде, в которой работает консультант, от влияния его коллег и от решаемых консультантом задач (например, постановка диагноза). Следователь- но, соблюдение этики в решениях и действиях в ходе консультирования порой влечет за собог «существенный личностный и профессиональный риск или дискомфорт (Faiver, Eisengart & Colonna, 1995, p. 121). Причин этому может быть много, не Лэдд (Ladd, 1971) замечает, что иногда трудность принятия эти- ческих решецщ может быть отнесена на счет обстоятельств, в которых работа- ют консультанты «Большинство организаций, в которых работают консультан- ты, организованы по по коллегиальному или профессиональному принципу, как это имеет место в ряде случаев с университетами и больницами, а иерархиче- ски. В иерархической организации администратор или руководитель решает, какие прерогативы являются административными, а какие — профессиональ- ными» (Ladd, 1971, р. 262). Консультантам всегда перед поступлением на рабо- ту следует внимательно ознакомиться с общей политикой и принципами учре-
МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ ЭТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Шаг 1: Развивать этическую сенситивность.
Шаг 2: Сформулировать дилемму и возможности ее разрешения.
Шаг 3: Обратиться к профессиональным стандартам.
Шаг 4: Найти информацию, которая может помочь в принятии решения.
Шаг 5: Применить этические принципы к ситуации.
Шаг 6: Проконсультироваться с супервизором и авторитетными коллегами.
Шаг 7: Проанализировать и принять решение.
Шаг 8: Информировать супервизора. Выполнить и задокументировать действия.
Шаг 9: Отрефлектировать опыт.
83 ждения, поскольку занятость в определенных учреждениях подразумевает, что консультант соглашается с их политикой и принципами. Когда консультанты оказываются в учреждениях, в которых их услугами пользуются неправильно, нарушая принцип действия в интересах клиентов, консультанты должны или пытаться изменить порядок с помощью средств обучения и убеждения, или ис- кать другую работу.
Э
ТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Потенциальная возможность серьезных этических противоречий между консультантом и его работодателем существует во многих школах (Davis &
Ritchie,
1993). Школьная администрация нередко пытается использовать кон- сультантов в качестве инструмента (Boy & Pine, 1968). В тех случаях, когда су- ществует вероятность конфликта между лояльностью консультанта работода- телю и интересами клиента, «консультанту всегда следует пытаться находить решение, защищающее права клиента; сначала должна соблюдаться этическая ответственность перед клиентом, и лишь после этого — перед школой (или другим учреждением)» (Huey, 1986, р. 321).
К
ОМПЬЮТЕРЫ
,
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И ВОПРОСЫ ЭТИКИ
Применение компьютеров и компьютерных технологий — это еще один потенциальный источник трудностей этического характера. Использование компьютеров для обмена информацией между профессиональными консуль- тантами чревато опасностью разглашения информации о клиенте. Другим по- водом для возникновения этических проблем может стать неправильное приме- нение консультантом или клиентом информации, полученной через компью- терные сети, или просто недостоверность такой информации (Sampson, Ko- lodinsky & Greeno,
1997). Кроме того, проблема виртуального консультирова-
ния — то есть консультирования через Интернет, когда консультант может находиться за сотни миль от клиента, — содержит сложные этические момен- ты. Поэтому Национальный Совет сертифицированных консультантов (National
Board of Certified Counselors — NBC
С) издал руководство по этике для дея- тельности подобного рода.
Э
ТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
БРАЧНОГО
/
СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Другая область консультирования, в которой этические кризисы обычны,
— это консультирование по вопросам брака и семьи (Corey et al., 1992; Huber,
1994; Margolin,
1982). Причина состоит в том, что консультанты работают с не- сколькими людьми как с системой, и маловероятно, что все элементы системы
84 преследуют одни и те же цели (Wilcoxon, 1986). Чтобы преодолевать потенци- альные проблемы, Томас (Thomas, 1994) разработал динамическую, процесс- ориентированную модель для использования ее консультантами при работе с семьями. В этой модели рассматривается шесть ценностей, которые воздей- ствуют на консультанта, клиентов и на процесс консультирования: а) ответ- ственность, б) честность, в) обязательства, г) наличие свободы выбора, д) пол- номочия и е) право огорчать.
Э
ТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ДРУГИХ СИТУАЦИЯХ
Условия или ситуации, в которых высока вероятность возникновения этических дилемм, встречаются также при консультировании пожилых людей
(Myers,
1998), мультикультуральном консультировании (Sue, Ivey & Pedersen,
1996), при работе в системе страховой медицины (Murphy, 1998), при диагно- стике (Rueth, Demmit & Burger, 1998) и при проведении консультативного ис- следования (Jencius & Rotter, 1998). В любой подобной ситуации консультанты должны проявить внимание и избежать как шаблонного обращения со своим клиентом, так и равнодушного отношения к нему. Например, «главной заботой этики проведения исследования является, естественно, защита испытуемых»
(Parker & Szymanski, 1996, p.
182). В частности, при проведении исследований встречаются четыре основные этические проблемы, которые должны быть раз- решены: «1) информированное согласие, 2) принуждение и обман, 3) конфи- денциальность и личная тайна и 4) публикация результатов» (Robinson & Gross,
1986, p. 331).
Д
ВОЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Вопрос двойственных отношений как предмет этического анализа отно- сительно нов. Он возник в результате проводившихся в 1970-х годах дебатов об этичности сексуальных взаимоотношений между консультантами и клиентами.
Когда профессиональные сообщества пришли к выводу, что сексуальные взаи- моотношения между консультантами и клиентами являются неэтичными, был поднят вопрос по поводу других типов отношений, складывающихся между консультантами и клиентами, например деловых или дружеских. Такие отно- шения не формируются на принципах взаимности ввиду явно терапевтического характера мотивов вовлеченных людей. Другими словами, одна сторона (кли- ент) более уязвима, чем другая (консультант).
В результате дискуссий профессиональные сообщества пришли к заклю- чении: что несексуальных двойственных отношений также следует избегать.
Аргументы в пользу такого вывода может считаться то, что «независимо от ка- жущейся безобидности двойственных отношений, почти всегда существует конфликт интересов. Поэтому суждение любого профессионального консуль- танта может оказаться искажено влиянием этого конфликта» (St. Germaine,
1993, p.
27). Это обычно приводит к вредным последствиям, поскольку кон-
85 сультанты теряют свою объективность, и для клиентов возникает риск оказать- ся в ситуации, когда они не смогут отстаивать свои интересы. Например, когда одновременно с консультированием между консультантом и клиентом имеют место деловые взаимоотношения, то в том случае, если результат не будет до- стигнут или будет не таким, как ожидалось пострадать могут обе области со- трудничества. Мысли и переживания, вызванш подобной неудачей, наиболее вероятно, окажут воздействие на терапевтические отношения. Следовательно, по этическим соображениям, консультанты должны избегать ведения бизнеса с настоящими или бывшими клиентами, принятия подарков от них, отношений консультирования с близкими друзьями, членами семьи, учениками, возлюб- ленными или подчиненными.
Несмотря на кажущуюся ясность принципов, лежащих в основе этическо- го запрета на двойственные отношения, их реализация временами оказывается непростым делом. Например, многие консультанты по вопросам химических зависимостей сами находятся в стадии излечения. «Для этих людей существу- ющие этические кодексы не приспособлены или неадекватны уникальным об- стоятельствам, в которых они периодически оказываются» (Doyle, 1997, р. 428).
К числу проблематичных вопросов, требующих вдумчивого решения, относят- ся вопросы конфиденциальности и анонимности, посещение групп самопомо- щи вместе с клиентами, социальные отношения среди участников групп само- помощи, занятость и спонсорская оплата программ самопомощи.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 83
Р
АБОТА С КОНСУЛЬТАНТАМИ
,
КОТОРЫЕ
ПОДОЗРЕВАЮТСЯ В НЕЭТИЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Хотя большинство консультантов не нарушают принципов профессио- нальной этики, такие случаи все же происходят. В подобных ситуациях кон- сультанты должны предпринимать определенные действия. В противном слу- чае, потворствуя нарушителям или игнорируя возникшую ситуацию, они рискуют утратить собственное нравственное чувство и в будущем могут счесть более удобным для себя мириться с возможными нарушениями этических принципов. Это явление известно как «эффект скользкой дороги» (slippery
slope).
Герлихай (Herlihy, 1996) предлагает ряд шагов для предотвращения по- тенциальных этических проблем, что особенно актуально для помощи неустой- чивым консультантам. На первом шаге следует постараться наиболее объек- тивно идентифицировать проблему и определить отношение консультанта к этой проблеме. Делать это целесообразно письменно, чтобы добиться лучшего понимания.
На втором шаге консультанту необходимо воспользоваться для разреше- ния проблемы действующим этическим кодексом АСА. Благодаря этому может быть найдено ясное представление способа действий. После этого консультант должен учесть морально-нравственные принципы профессиональной помощи, обсуждавшиеся ранее в этой главе, такие как доброжелательность, справедли- вость и автономия. Возможны также консультации с коллегами.
86
Если действиям консультанта находится оправдание, к данному случаю следует сначала подойти неформально. Этот подход включает проводимую в корректной форме конфронтацию, которая одновременно послужит способом оказания поддержки и подведет оказавшегося в этически сложной ситуации консультанта к обращению за помощью. Если этого не происходит, консуль- тант, проводящий конфронтацию, должен избрать способ дальнейших дей- ствий, внимательно рассмотрев все потенциальные последствия.
Рассматривая различные потенциальные варианты действий, консультант должен оценить, куда может привести каждый его шаг. Критерием подобной оценки является наличие таких положительных моментов, как: а) открытость
(например когда предпринимаемые действия освещаются в печати); б) чест- ность по отноше нию к коллеге; в) душевные переживания (например, затяжное чувство сомнения и г) «универсальность» (то есть рекомендовал бы я данный способ другим людяг в подобной ситуации?).
Наконец действия выбраны и осуществлены. В таком случае консультант дол жен осознавать, что не все будут согласны. Следовательно, ему нужно быть готовым воспринять критику, равно как и благодарность за то, что сделано.
З
АКОН И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Кроме этических норм профессия консультирования регламентируется такж правовыми нормами. Право имеет отношение к «закону или состоянию законопо слушности», а закон понимается как «свод правил, признаваемых гос- ударством или сообществом и служащих объединению их членов» (Shertzer &
Stone, 198( р. 386). Вопреки популярному мнению, «закон не является вырезан- ным и высушенным, определенным и неизменным, ясным и точным» (Van
Hoose & Kottlei 1985, p.
44). Более того, он всегда ищет компромисс, приемле- мый для отдельных людей или сторон. Он предлагает несколько определенных ответов, и всегда существуют известные исключения к любому правовому пре- цеденту.
Не существует «никакого общего свода законов, охватывающего профес- сии помощи» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 45). Однако имеется ряд судебных решений и постановлений, которые влияют на правовые отношения в консуль- тировании, и консультанты должны своевременно о них узнавать. Примером такс го правового решения является случай Гэри Рамоны, произошедший в
1993 год; в округе Напа, штат Калифорния. В этом широко освещавшемся в прессе дел Рамона предъявлял иск врачам его дочери, «обвиняя их во внедре- нии в ее моз ложных воспоминаний сексуального характера, чем они разруши- ли его жизнь (Butler, 1994, р. 10). Рамоне присудили $475 000 после того, как жюри присяжных убедилось, что врачи неумышленно закрепили ложные вос- поминания (Butler, 1994, р. И). Положение закона, на котором основывалось принятие решения по этому случаю, заключалось в обязанности заботиться о
пациенте - правовом обязательстве лиц, работающих в здравоохранении, не действовать небрежно.