ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
110 причастным к подобным отношениям, и является, как правило, формой прояв- ления страха и невежества. Следующая трудность в мультикультуральном кон- сультировании связана с «окультуриванием» — «процессом, в котором группа людей отказывается от старых стереотипов и принимает новые» (Romero, Silva
& Romero, 1989, p.
499). Очень важно знать, к какой области культурного кон- тинуума принадлежит клиент, чтобы обеспечить ему адекватное обслуживание
(Weinrach & Thomas, 1998).
Если консультанты стремятся успешно работать с принадлежащими к другой культуре клиентами, они должны уметь выявлять, анализировать и кор- ректно преодолевать каждую из перечисленных трудностей мультикультураль- ного консультирования.
С
ПОРНЫЕ ВОПРОСЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основной проблемой при проведении мультикультурального консульти- рования в США является доминирование теорий, основанных на культурных ценностях белого населения Европы и Северной Америки (Katz, 1985). К числу основных убеждений и традиций европейско-североамериканской культуры могут быть отнесены индивидуализм, ориентация на активно-действенный подход к решению проблем, трудовая этика, научный метод и акцент на стро- гом учете времени (Axelson, 1993). Теории консультирования, основанные на ценностях белой культуры, не всегда применимы к клиентам с другими куль- турными обычаями (Lee, 1997; Nwachuka & Ivey, 1991; Sue, 1992). Игнорирова- ние этого факта может привести к искажениям и разрушению взаимоотноше- ний консультанта и клиента (Pederson, 1987).
Вторая проблема мультикультурального консультирования — это сенси- тив-ность к культурным различиям вообще и к особенностям каждой конкрет- ной культуры в частности. Педерсен (Pedersen, 1982) считает, что для консуль- тантов весьма важно быть восприимчивым к трем аспектам культуры: позна- ния, убеждения и навыки. Подобная сенситивность происходит из понимания культуры на многих уровнях. Чтобы помочь консультантам достичь более глу- бокого понимания культур вообще, Педерсен (1977,1978) разработал триадную модель помощи (т. е. в сессии консультирования участвуют три человека). Вот четыре составляющие этой модели: «формулирование проблемы с точки зрения культурной принадлежности клиента; предвидение противодействия культурно отличающегося клиента; смягчение оборонительной установки исходя из ана- лиза собственной оборонительной реакции в процессе учебы; приобретение навыков восстановления для выхода из проблемной ситуации при работе с кон- сультантом, принадлежащим к другой культурной группе» (1978, р. 481). В этой модели антиконсультант, действующий по принципу alter ego и преднаме- ренно пытающийся выступать разрушителем, работает вместе с консультантом и клиентом в сессии, записывающейся на видео. Взаимодействие и обратная связь, образующиеся в этом процессе, содействуют преодолению барьеров и
111 способствуют развитию навыков понимания и сенситивности консультанта
(Parker, Archer & Scott, 1992).
Другую модель, помогающую понимать специфику отдельных культур, создали Нвачука и Иви (Nwachuka & Ivey, 1991). Они предлагают консультан- там, прежде чем пытаться адаптировать теорию для работы с определенным клиентом, исследовать культуру и декларируемые в ней ценности. Исходным пунктом в достижении этой цели является просмотр научно-популярных филь- мов, посвященных культурным особенностям определенных групп. Пинтеритс и Аткинсон (Pinterits & Atkinson, 1998) приводят перечень фильмов, которые могут помочь консультантам понять особенности различных культур и ощутить как бы изнутри проблемы этих культур.
Третьим вопросом в мультикультуральном консультировании является понимание закономерностей функционирования культурных систем и меха- низмов их влияния на поведение. Консультанты, получавшие знания и обучав- шиеся, находясь внутри культурной системы, по всей вероятности, смогут эф- фективнее помочь представителям данной культурной группы. Эти консультан- ты способны принять специфическую точку зрения клиентов и подобрать под- ходящие способы вмешательства, не теряя при этом ощущения личностной це- лостности. Такой вид культурной сенситивности требует «активного участия со стороны практикующего специалиста», включая самопознание (Brinson, 1996, р. 201).
Четвертая проблема мультикультурального консультирования состоит в обеспечении эффективного консультирования, независимо от культурных раз- личий. Сью (Sue, 1978) выработал пять принципов эффективного кросскуль- турного консультирования.
1. Консультанты должны признавать, что ценности и убеждения, которые разделяют представители другой культуры, относятся к допустимому и жела- тельному человеческому поведению. Более того, они должны уметь реализовы- вать это понимание в соответствующих чувствах и поведении.
2. Консультанты должны разбираться в особенностях разных теорий и традиций консультирования, имеющих отношение к культурным и родовым различиям. Не существует методов консультирования, полностью свободных от особенностей культуры.
3. Консультантам необходимо понимать социально-политическую среду, которая повлияла на жизнь представителей меньшинств. Люди являются про- дуктом той среды, в которой они живут.
4. Консультантам нужно уметь понимать точку зрения своих клиентов и не сомневаться в ее легитимности.
5. Консультанты должны оставаться настоящими эклектиками в практике консультирования. Они должны уметь использовать широкое разнообразие умений в процессе консультирования и применять особенные методы консуль- тирования для людей со специфическим образом жизни и опытом.
112
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 83
П
РИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ФИЛЬМОВ
,
ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ РАЗЛИЧНЫХ МЕНЬШИНСТВ
Афроамериканцы
Autobiography of Miss Jane Pittman
Boyz in the Hood
The Color Purple
Colors
Do the Right Thing
Driving Miss Daisy
Eye on the Prize
Guess Who's Coming to Dinner
I Know Why the Caged Bird Sings
Jungle Fever
Long Walk Home
Malcolm X
Matewan
Mississippi Masala
Mo' Better Blues
Raisin in the Sun
Roots I & II
Sounder
To Kill a Mockingbird («
Убить пересмеш- ника»)
White Man's Burden
Американцы азиатского
происхождения
Come See the Paradise
Dim Sum
Double Happiness
Farewell to Manzanar
Joy Luck Club
The Wash
Wedding Banquet
Испаноамериканцы
American Me
Ballad of Gregorio Cortez
Born in East LA.
El Norte
Like Water for Chocolate
Mi Familia
Milagro Bean Field War
Romero
Stand and Deliver
Инвалиды
Born on the Fourth of July («
Рожденный 4 июля»)
Children of a Lesser God
Coming Home
Frankie Starlight
If You Can See What I Can Hear
Miracle Worker
My Left Foot (
Моя левая нога)
One Flew over the Cuckoo's Nest («
Проле- тая над гнездом кукушки»)
The Other Side of the Mountain («
По ту сторону холма»)
A Patch of Blue Waterdance
What's Eating Gilbert Grape
Геи, лесбиянки и бисексуалы
And the Band Played On
Long Time Companion
Personal Best
Philadelphia
Priest
Strawberries and Chocolate
Torch Song Trilogy
Коренные американцы
Dances with Wolves
(«Танцы с волками»)
The Last of the Mohicans («
Последний из могикан»)
The Mission
Never Cry Wolf («He кричи: "Волки!"»)
Pow Wow Highway Thunderheart
Выходцы из Индии
Mississippi Masala
Пожилые
Cocoon
Driving Miss Daisy
Foxfire
Fried Green Tomatoes
Nobody's Fool On Golden Pond
Источник: The Diversity Video Forum: An Adjunct to Diversity Sensitive Training in the Class-
room, by E. J. Pinterits and D.R.Atkinson, 1998 Counselor Education and •Supervision, 37, p. 213-214.
Сью (Sue, 1978) далее предлагает структуру мультикультурального кон- сультирования, основанную на двумерной модели. На горизонтальной оси рас- полагаются показатели локуса контроля, на вертикальной — локуса ответ- ственности (рис. 4.1). Четыре квадранта представляют виды и степени возмож- ных взаимодействий этих переменных.
113
Рис. 4.1.Графическое представление разнообразия возможных взглядов на мир
Источник: «Counseling across cultures», by D. W. Sue, 1978.
Personnel and Guidance Journal, 56,460.
Последняя из рассматриваемых проблем мультикультурального консуль- тирования связана с разработкой и применением теорий консультирования.
Культуральные предрассудки свойственны консультантам, принадлежащим как к доминирующей культуре, так и к меньшинствам (Wendel, 1997), и до недавне- го времени проникали в теории консультирования. Для того чтобы бороться с культурно ограниченными теориями консультирования и помочь преодолеть подобные ограничения, Мак-Фадден (McFadden, 1993) и ряд ведущих теорети- ков консультирования предложили способы коррекции теорий и методов, раз- работанных раньше, чем сложились какие-либо представления о потребности в мультикультуральном консультировании. Модель, которую предлагает Мак-
Фадден, представляет собой транскультуральную точку зрения, фокусирую- щуюся на трех главных сферах, которые должны быть освоены консультанта- ми: культурно-исторической, психосоциальной и научно-идеологической. В культурно-исторической сфере консультанты должны обладать знаниями о культурных особенностях клиентов. В психосоциальной сфере консультантам для полноценного взаимодействия с клиентами необходимо понимать их этни- ческие, расовые и социально-групповые особенности деятельности, речи или поведения. Наконец, в научно-идеологической сфере консультанты должны пользоваться возможностями различных подходов в работе с проблемами, обу- словленными региональными, национальными и интернациональными факто- рами.
В последнее время все более популярным становится разъяснение осо-
114 бенностей существующих теорий и их возможностей при работе с конкретными группами населения или отдельными проблемами (например, Corsini & Wed- ding, 1989; Sue, Ivey & Pedersen, 1996; Vontress,
1996). Одним из подходов, ко- торые, подобно транскультуралыюй модели Мак-Фаддена, носят холистиче- ский характер и могут быть применимы в работе с представителями «любой культуры или социально-экономической группы», является экзистенциалист- ское консультирование (Ерр, 1998, р. 7). Как теоретический подход, оно направлено на исследование проблем смысла и межличностных отношений, а также других фундаментальных вопросов, связанных с человеческой жизнью и смертью.
Еще одним впечатляющим достижением мультикультурального консуль- тирования является появление особого внимания к теориям, специально пред- назначенным для работы с представителями разных культур (Lee, 1997). К примеру, на Западе в настоящее время все большее распространение получают традиционные восточные виды психотерапии, которые существуют уже на про- тяжении более чем 3 тысяч лет (Walsh, 1995). Многие из этих традиций подчер- кивают значение экзистенциального и трансперсонального благополучия и раз- вития в преодолении патологии, пропагандируют применение таких методов, как медитация и йога. Применяемые отдельно или в комплексе с другими мето- дами, они оказывают благотворное воздействие на благополучие и личностный рост клиентов.
О
СОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ
РАБОТЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ГРУППАМИ
Помимо общих принципов работы с клиентами различной культурной принадлежности, консультантам следует учитывать некоторые особенности ра- боты с отдельными культурными группами. Принимая во внимание эти сооб- ражения, консультант должен помнить, однако, что каждый индивид, как и
каждый сеанс консультирования, является уникальным. Существуют, по-
видимому, более значимые внутршрупповые различия, чем межгрупповые раз-
личия между представителями отдельных культурных традиций. Следова- тельно, знание культурной традиции является лишь частью знаний, необходи- мых консультанту для успешной работы. Они должны тщательно изучить кли- ентов, проблемы и самих себя. Занимаясь самоизучением, консультанты, при- надлежащие к культурному меньшинству, должны осознавать, что они могут сознательно или подсознательно испытывать «историческую враждебность» по отношению к представителям культурного большинства (Wendel, 1997). С дру- гой стороны, консультанты, принадлежащие к культурному большинству, мо- гут придерживаться убеждения в собственном превосходстве и праве на приви- легированное положение. Обе установки являются нездоровыми и непродук- тивными.