ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
М
ЕЖДУНАРОДНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Картина культурного разнообразия США является лишь одной из многих подобных картин в мире. Сыопер задает вопрос (Super, 1983), приживется ли консультирование, в том виде, в котором оно существует в Северной Америке, в других странах. Его анализ культуры и консультирования привел к заключе- нию, что преуспевающие и социально стабильные, благополучные страны рас- сматривают консультирование как способ поддержки индивидуальных интере- сов и способностей. Экономически менее благополучные страны и те страны, которые находятся под угрозой иностранного влияния, видят в службе консуль- тирования способ направления индивидов на необходимые для культурного выживания нации стороны жизни (Super, 1954). Знание о таких культурных различиях должно учитываться в международном консультировании.
1
Среди части коренных американцев — период духовного поиска, часто связанный с ритуалами инициации; обычно включает изоляцию, воздержание от пищи и введение в состояние транса для получения указаний или знаний от высших сил. — Примеч. перев.
120
Такое знание является определяющим в консультировании иностранцев.
Например, в Польше консультирование по вопросам карьеры приветствуется более, чем остальные формы консультирования, поскольку страна находится в фазе развития (Ричард Лэмб (Lamb), личное сообщение, 7 июня, 1997). В дру- гих странах, таких как Китай, консультирование, в том виде, в каком оно прак- тикуется в США, для большинства населения является чуждым понятием. Сле- довательно, студенты из таких стран, поступающие в колледжи и университеты в США, могут быть нерасположенными начинать консультирование. Напротив, многие иностранные студенты, испытывающие психологические трудности в связи с материальными обстоятельствами, полагаются на семейные связи и друзей и опасаются выглядеть неблагополучными и быть отосланными домой
(Boyer & Sedlacek,
1989). Иностранные студенты, которые пользуются услуга- ми консультирования, отличаются пониманием проблем расизма и способно- стью противостоять ему тем, что предпочитают работать над достижением дол- госрочных целей, демонстрируют иные потребности и нетрадиционные спосо- бы приобретения знания.
Хенкин (Henkin, 1985) предлагает ряд практических рекомендаций кон- сультантам, работающим с выходцами из Японии. Его советы могут быть при- менены в международном консультировании:
• четко структурировать процесс консультирования;
• давать разъяснения клиенту по ходу консультирования;
• позволять клиентам задавать вопросы о себе как о консультанте и о са- мом процессе консультирования;
• воздерживаться от оценок, насколько это возможно;
• заниматься самообразованием в вопросах культурных особенностей клиентов, особенно в части значения семьи и сообщества.
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Развитие традиционно определяется как любой вид систематического изменения, которое происходит на протяжении всей жизни и носит кумулятив- ный характер (Papalia & Olds, 1998). На протяжении жизни развитие индивидов происходит на нескольких уровнях: когнитивном, эмоциональном и физиче- ском. Когда развитие происходит в пределах ожидаемых временных промежут- ков, как это происходит с физическим ростом в детские годы, индивиды, как правило, сталкиваются лишь с незначительными проблемами перехода и кор- ректировки, если они имеют какие-либо трудности вообще. Однако, если темп жизни ускоряется или замедляется или ожидаемые события не происходят во- все, это негативно влияет на благополучие людей (Schlossberg, 1984). Напри- мер, если к юношескому возрасту индивиды не выработают положительной са- мооценки, это может привести к делинквентному и неадекватному поведению.
Такие теоретики, как Жан Пиаже, Лоренс Кольберг, Эрик Эриксон, Кэрол Гил- лиган и Нэнси Шлоссберг, обращались к проблемам, связанным со стадиями развития, начиная от грудного возраста и до старости. Ассоциация по пробле-
121 мам развития взрослых и проблемам старения (AADA), представляющая собой подразделение АСА, непосредственно занимается изучением стадий развития на всем протяжении жизни после пубертатного периода.
Пожилые определяются здесь как люди старше 65 лет. Начиная с 1935 года возраст 65 лет считается началом периода старения. Закон 1935 года о со- циальной защите признал 65 лет тем возрастом, когда люди могут выходить на заслуженный отдых и получать пенсию. В первые годы существования США как отдельного государства только 2% от всего населения составляли люди в возрасте 65 лет и старше. К 2000 году эта цифра достигла 13%. А к 2030 году она составит приблизительно 21% (Cavanaugh, 1997). Среди причин столь зна- чительного увеличения данной возрастной группы — высокая рождаемость на протяжении XX столетия, иммиграционная политика США, благоприятство- вавшая въезду в страну людей, которые теперь уже достигли преклонного воз- раста, совершенствующееся здравоохранение, лучший уход за престарелыми и уменьшение случаев инфекционных заболеваний (Lefrancois, 1996). В связи с этим данная возрастная группа требует особого внимания консультантов.
Исторически консультирование пожилых людей было неправильно ис- толковываемой и пренебрегаемой профессиональной областью. Например, в целом представители этой популяции получают только 6% всех услуг служб психического здоровья (приблизительно половину от того количества, которое могло бы ожидаться, поскольку около 15% пожилого населения США жалуют- ся, по крайней мере, на умеренные эмоциональные проблемы) (Hashimi, 1991;
Turner & Helms,
1994). Частично эта ситуация обусловлена уникальными осо- бенностями данного этапа возрастного развития, особенно теми, которые свя- заны с финансовыми, социальными и материальными лишениями.
В середине 1970-х годов Блейк (Blake, 1975) обратил внимание консуль- тантов на недостаток заинтересованности в консультировании пожилых людей, отмечая также недостаток статей по консультированию этой группы и дефицит программ подготовки консультантов, предлагающих факультативный курс по этой теме. К середине 1980-х годов ситуация изменилась. Основываясь на национальном опросе, Майерс (Myers, 1983) сообщил, что 36% всех программ консультирования предложили один или больше курсов по работе с пожилыми и что это число продолжает увеличиваться, так же как и количество новых ис- следований по проблемам пожилых людей (Hollis, 1997; Myers, Poidevant &
Dean,
1991). Кроме того, в 1992 году геронтологическое консультирование ста- ло специализированной областью, регулируемой Национальным советом сер- тифицированных консультантов (NBCQ.
П
ОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ
В разное время предлагалось несколько значительных теорий старения, многие из которых носят комплексный (многомерный) характер. Биррен, Шайе и Гетц (Birren, Schaie & Gatz, 1996) рассматривают старение с биологической, психологической и социальной точек зрения, признавая, что этот многомерный процесс может происходить неравномерно. Старение является естественным
122 этапом развития (DeLaszlo, 1994; Erikson, 1963; Friedan, 1993; Havighurst, 1959).
Люди, по мере своего взросления, должны решать специфические задачи.
Например, Эриксон рассматривает среднюю и позднюю взрослость как время, когда индивид должен либо развить в себе осознание своей продуктивности и полноты самореализации, либо стать инертным и отчаявшимся. Юнг считал, что духовность является областью, которую способны постичь только люди старше 40 лет.
Нейгартен (Neugarten, 1978), анализируя развитие в пожилом возрасте, выделяет в нем два главных периода. Люди младшего пожилого возраста —
между 55 и 75 годами — еще остаются подвижными, активными физически, умственно и социально, независимо от того, выходят ли они на пенсию или нет.
Люди старшего пожилого возраста — это люди после 75 лет, чья физическая активность является в значительной степени ограниченной. Результаты воз- растного спада обычно более очевидны во втором периоде старости, хотя про- цесс старения проходит у разных людей по-разному.
Несмотря на растущее сочувствие к проблемам пожилых людей и посто- янное увеличение количества людей старшего возраста, старики сталкиваются с различного рода предрассудками и предубеждениями. Например, «пожилым часто навешивают нелестные ярлыки, такие как "дряхлый, рассеянный и бес- помощный"» (McCracken, Hayes & Dell, 1997, p. 385). Эти отрицательные уста- новки и стереотипы, известные как эйджизм, препятствуют установлению от- ношений взаимопонимания с людьми различных возрастных групп и иногда приводят к прямой дискриминации (Butler, -1988, 1998; Kimmel, 1988;
Levenson,
1981). К сожалению, люди, становясь старше, часто не признают соб- ственного старения и страшатся его. Это явление Фридан (Friedan, 1993) назы- вает «мистика возраста». Даже консультанты не имеют иммунитета к подоб- ным установкам (Blake, 1982).
П
ОТРЕБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В США при переходе от зрелого возраста к статусу пожилого гражданина люди вынуждены заниматься решением самых разных непростых проблем, включая проблемы, связанные с изменением физических возможностей, соци- альных ролей и отношений (Buckley, 1972; Сох, 1988). Многие из этих измене- ний потенциально способны спровоцировать личностный кризис. Пулвино и
Коланджело (Pulvino & Colangelo, 1980) утверждают, что потребности развития старшего пожилого возраста, возможно, уступают только запросам маленьких детей. Согласно Хэвигёр-сту (Havighurst, 1959), старшие пожилые люди долж- ны научиться успешно справляться: 1) со смертью друзей и супругов, 2) с уменьшением физической силы, 3) с выходом на пенсию и уменьшением дохо- да, 4) с большим количеством свободного времени и с необходимостью приоб- ретения новых друзей, 5) с освоением новых социальных ролей, 6) с взаимодей- ствиями с выросшими детьми и 7) с изменением окружающей обстановки или ее созданием.
Некоторые из неизбежных перемен, связанных со старением, являются
123 постепенными, например снижение физической силы. Другие являются резки- ми, например смерть. В общем, старение — это время как «позитивных, так и негативных переходов и перемен» (Myers, 1990a, р. 249). Позитивные перемены для пожилых людей бывают связаны с приобретениями, например такими, как появление внуков или получение скидок на покупки. Перемены, связанные с большими потерями, такими как смерть супруга (супруги), потеря работы, тя- желые заболевания, являются причиной возникновения сильного стресса. В этих ситуациях многие пожилые люди держатся из последних сил, поскольку испытывают огромный дефицит в поддержке группы людей, равных по соци- альному и возрастному статусу, к которой они могли бы обратиться со своими огорчениями и эмоциональными проблемами (Morgan, 1994).
К числу основных проблем старения относятся: одиночество, физическая болезнь, выход на пенсию, безделье, тяжелые утраты и плохое обращение
(Мог-rissey, 1998; Shanks, 1982). Кроме того, с возрастом люди становятся бо- лее подвержены психозам. Около 30% пациентов в психиатрических больницах
— это пожилые люди. Приблизительно 25% от всех выявленных самоубийств совершаются мужчинами старше 60 лет (при этом более склонными к суициду оказываются белые). Жестокое обращение с пожилыми в семье — «любая форма неправильного обращения с пожилыми со стороны тех, кто имеет с ними особые отношения», в том числе отсутствие заботы, — также является источ- ником проблем (Morrissey, 1998, р. 14).
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Большинство консультантов, заинтересованных в работе с пожилыми людьми, нуждаются в дополнительном профессиональном обучении по этой специальности (Myers, 1990b; Schlossberg, 1990; Sinick, 1979). Многие просто не понимают возрастной специфики пожилых и по этой причине не работают с ними. Это может быть особенно справедливо в отношении новых явлений, свя- занных с этим возрастом, например, таких как воспитание внуков (Pinson-
Milburn, Fabian, Schlossberg & Pyle,
1996). В подобных ситуациях могут потре- боваться комплексные (многоуровневые) услуги консультирования, например прямая программа помощи (прямое вмешательство), такая как программа обу- чения новым навыкам и копинг-стратегиям. Кроме того, могут потребоваться непрямые поддерживающие вмешательства, такие как группы поддержки де- душек и бабушек, группы поддержки семьи и спонсирование таких мероприя- тий, как школьный «День дедушек и бабушек».
Другая причина того, что пожилые люди не получают достаточного вни- мания от специалистов в области психического здоровья, — это «инвестицион-
ный синдром», описанный Коланджело и Пулвино (Colangelo & Pulvino, 1980).
Согласно этим авторам, некоторые консультанты считают, что свое время и энергию лучше израсходовать на работу с более молодыми людьми, «которые могут в конечном счете принести пользу обществу» (р. 69). Профессионалы, поддерживающие эту установку, рассчитывают на будущие прибыли от моло- дых людей либо просто дезинформированы относительно возможностей изме-
124 нения состояния пожилых людей.
Третья причина того, что люди старшего поколения не могут получить должного внимания от специалистов в области психического здоровья, — ир- рациональный страх старости и психологическое дистанцирование от пожилых людей, вызванное этим страхом (Neugarten, 1971).
Общий и очень важный принцип успешной работы с пожилыми людьми заключается в том, чтобы классифицировать их не как старых, но как взрослых
(Сох & Waller, 1991). Старость является уникальной стадией жизни и сопро- вождается непрерывным развитием. Если в работе с пожилыми людьми прояв- ляется уважение и эмпатия, результаты, скорее всего, будут позитивными.
Другая терапевтическая стратегия, применяемая в работе с пожилыми клиентами, заключается в том, чтобы изменить связанные с ними установки окружающих людей (Colangelo & Pulvino, 1980; Ponzo, 1978; Sinick, 1980).
Многие общественные установки отрицательно влияют на отношение пожилых людей к самим себе. Часто старики действуют как старики только потому, что окружающие поощряют и поддерживают такое поведение. Хансен и Пратер
(Hansen & Prather,
1980) подчеркивают, что американское общество «приравни- вает старение к устареванию и в соответствии с этим расставляет свои приори- теты» (р. 74). Следовательно, консультант обязан заниматься просветитель- ством, выступать в качестве адвоката, настаивать на изменениях в установках общества, чтобы преодолеть деструктивные возрастные ограничения и стерео- типы. «Мы должны создать общество, поощряющее человека к тому, чтобы пе- рестать играть стереотипную возрастную роль и начать быть просто самим со- бой» (Ponzo, 1978, р. 143-144).
В дополнение к пропаганде уважительного отношения к пожилым людям и помимо усилий, направленных на изменения в системах, консультанты могут помогать пожилым решать их специфические каждодневные проблемы. Томайн
(Tomine,
1986) утверждает, что услуги консультирования для пожилых людей принесут наибольшую пользу, если они будут необременительными и практич- ными, например будут направлены на обучение или решение какой-либо про- блемы. Например, Хичкок (Hitchcock, 1984) проанализировал успешные про- граммы оказания помощи пожилым в получении занятости. Наиболее успеш- ной программой оказался клуб для заинтересованных в получении работы по- жилых людей, на регулярных встречах которого участники обменивались ин- формацией на тему занятости. Для стариков с болезнью Альцгеймера благо- приятным на ранних стадиях заболевания оказывается применение консульти- рования, основанного на теории Роджерса и практических приложениях
Каркхуффа (Carkhuff). Групповое консультирование, основанное на экзистен- циальном подходе Ялома (Yalom), может быть продуктивным в помощи членам семьи больного в их попытках справиться с прогрессирующей болезнью (LaB- arge,
1981). Структурированный процесс обзора жизни также доказал полез- ность в работе с пожилыми (Beaver, 1991; Westcott, 1983). Эта методика помо- гает им интегрировать прошлое и готовить себя к будущему. Краткосрочные рационально-эмотивные упражнения успешно использовались при работе с от- дельными пожилыми людьми в целях развития рационального мышления и
ЕЖДУНАРОДНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Картина культурного разнообразия США является лишь одной из многих подобных картин в мире. Сыопер задает вопрос (Super, 1983), приживется ли консультирование, в том виде, в котором оно существует в Северной Америке, в других странах. Его анализ культуры и консультирования привел к заключе- нию, что преуспевающие и социально стабильные, благополучные страны рас- сматривают консультирование как способ поддержки индивидуальных интере- сов и способностей. Экономически менее благополучные страны и те страны, которые находятся под угрозой иностранного влияния, видят в службе консуль- тирования способ направления индивидов на необходимые для культурного выживания нации стороны жизни (Super, 1954). Знание о таких культурных различиях должно учитываться в международном консультировании.
1
Среди части коренных американцев — период духовного поиска, часто связанный с ритуалами инициации; обычно включает изоляцию, воздержание от пищи и введение в состояние транса для получения указаний или знаний от высших сил. — Примеч. перев.
120
Такое знание является определяющим в консультировании иностранцев.
Например, в Польше консультирование по вопросам карьеры приветствуется более, чем остальные формы консультирования, поскольку страна находится в фазе развития (Ричард Лэмб (Lamb), личное сообщение, 7 июня, 1997). В дру- гих странах, таких как Китай, консультирование, в том виде, в каком оно прак- тикуется в США, для большинства населения является чуждым понятием. Сле- довательно, студенты из таких стран, поступающие в колледжи и университеты в США, могут быть нерасположенными начинать консультирование. Напротив, многие иностранные студенты, испытывающие психологические трудности в связи с материальными обстоятельствами, полагаются на семейные связи и друзей и опасаются выглядеть неблагополучными и быть отосланными домой
(Boyer & Sedlacek,
1989). Иностранные студенты, которые пользуются услуга- ми консультирования, отличаются пониманием проблем расизма и способно- стью противостоять ему тем, что предпочитают работать над достижением дол- госрочных целей, демонстрируют иные потребности и нетрадиционные спосо- бы приобретения знания.
Хенкин (Henkin, 1985) предлагает ряд практических рекомендаций кон- сультантам, работающим с выходцами из Японии. Его советы могут быть при- менены в международном консультировании:
• четко структурировать процесс консультирования;
• давать разъяснения клиенту по ходу консультирования;
• позволять клиентам задавать вопросы о себе как о консультанте и о са- мом процессе консультирования;
• воздерживаться от оценок, насколько это возможно;
• заниматься самообразованием в вопросах культурных особенностей клиентов, особенно в части значения семьи и сообщества.
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Развитие традиционно определяется как любой вид систематического изменения, которое происходит на протяжении всей жизни и носит кумулятив- ный характер (Papalia & Olds, 1998). На протяжении жизни развитие индивидов происходит на нескольких уровнях: когнитивном, эмоциональном и физиче- ском. Когда развитие происходит в пределах ожидаемых временных промежут- ков, как это происходит с физическим ростом в детские годы, индивиды, как правило, сталкиваются лишь с незначительными проблемами перехода и кор- ректировки, если они имеют какие-либо трудности вообще. Однако, если темп жизни ускоряется или замедляется или ожидаемые события не происходят во- все, это негативно влияет на благополучие людей (Schlossberg, 1984). Напри- мер, если к юношескому возрасту индивиды не выработают положительной са- мооценки, это может привести к делинквентному и неадекватному поведению.
Такие теоретики, как Жан Пиаже, Лоренс Кольберг, Эрик Эриксон, Кэрол Гил- лиган и Нэнси Шлоссберг, обращались к проблемам, связанным со стадиями развития, начиная от грудного возраста и до старости. Ассоциация по пробле-
121 мам развития взрослых и проблемам старения (AADA), представляющая собой подразделение АСА, непосредственно занимается изучением стадий развития на всем протяжении жизни после пубертатного периода.
Пожилые определяются здесь как люди старше 65 лет. Начиная с 1935 года возраст 65 лет считается началом периода старения. Закон 1935 года о со- циальной защите признал 65 лет тем возрастом, когда люди могут выходить на заслуженный отдых и получать пенсию. В первые годы существования США как отдельного государства только 2% от всего населения составляли люди в возрасте 65 лет и старше. К 2000 году эта цифра достигла 13%. А к 2030 году она составит приблизительно 21% (Cavanaugh, 1997). Среди причин столь зна- чительного увеличения данной возрастной группы — высокая рождаемость на протяжении XX столетия, иммиграционная политика США, благоприятство- вавшая въезду в страну людей, которые теперь уже достигли преклонного воз- раста, совершенствующееся здравоохранение, лучший уход за престарелыми и уменьшение случаев инфекционных заболеваний (Lefrancois, 1996). В связи с этим данная возрастная группа требует особого внимания консультантов.
Исторически консультирование пожилых людей было неправильно ис- толковываемой и пренебрегаемой профессиональной областью. Например, в целом представители этой популяции получают только 6% всех услуг служб психического здоровья (приблизительно половину от того количества, которое могло бы ожидаться, поскольку около 15% пожилого населения США жалуют- ся, по крайней мере, на умеренные эмоциональные проблемы) (Hashimi, 1991;
Turner & Helms,
1994). Частично эта ситуация обусловлена уникальными осо- бенностями данного этапа возрастного развития, особенно теми, которые свя- заны с финансовыми, социальными и материальными лишениями.
В середине 1970-х годов Блейк (Blake, 1975) обратил внимание консуль- тантов на недостаток заинтересованности в консультировании пожилых людей, отмечая также недостаток статей по консультированию этой группы и дефицит программ подготовки консультантов, предлагающих факультативный курс по этой теме. К середине 1980-х годов ситуация изменилась. Основываясь на национальном опросе, Майерс (Myers, 1983) сообщил, что 36% всех программ консультирования предложили один или больше курсов по работе с пожилыми и что это число продолжает увеличиваться, так же как и количество новых ис- следований по проблемам пожилых людей (Hollis, 1997; Myers, Poidevant &
Dean,
1991). Кроме того, в 1992 году геронтологическое консультирование ста- ло специализированной областью, регулируемой Национальным советом сер- тифицированных консультантов (NBCQ.
П
ОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ
В разное время предлагалось несколько значительных теорий старения, многие из которых носят комплексный (многомерный) характер. Биррен, Шайе и Гетц (Birren, Schaie & Gatz, 1996) рассматривают старение с биологической, психологической и социальной точек зрения, признавая, что этот многомерный процесс может происходить неравномерно. Старение является естественным
122 этапом развития (DeLaszlo, 1994; Erikson, 1963; Friedan, 1993; Havighurst, 1959).
Люди, по мере своего взросления, должны решать специфические задачи.
Например, Эриксон рассматривает среднюю и позднюю взрослость как время, когда индивид должен либо развить в себе осознание своей продуктивности и полноты самореализации, либо стать инертным и отчаявшимся. Юнг считал, что духовность является областью, которую способны постичь только люди старше 40 лет.
Нейгартен (Neugarten, 1978), анализируя развитие в пожилом возрасте, выделяет в нем два главных периода. Люди младшего пожилого возраста —
между 55 и 75 годами — еще остаются подвижными, активными физически, умственно и социально, независимо от того, выходят ли они на пенсию или нет.
Люди старшего пожилого возраста — это люди после 75 лет, чья физическая активность является в значительной степени ограниченной. Результаты воз- растного спада обычно более очевидны во втором периоде старости, хотя про- цесс старения проходит у разных людей по-разному.
Несмотря на растущее сочувствие к проблемам пожилых людей и посто- янное увеличение количества людей старшего возраста, старики сталкиваются с различного рода предрассудками и предубеждениями. Например, «пожилым часто навешивают нелестные ярлыки, такие как "дряхлый, рассеянный и бес- помощный"» (McCracken, Hayes & Dell, 1997, p. 385). Эти отрицательные уста- новки и стереотипы, известные как эйджизм, препятствуют установлению от- ношений взаимопонимания с людьми различных возрастных групп и иногда приводят к прямой дискриминации (Butler, -1988, 1998; Kimmel, 1988;
Levenson,
1981). К сожалению, люди, становясь старше, часто не признают соб- ственного старения и страшатся его. Это явление Фридан (Friedan, 1993) назы- вает «мистика возраста». Даже консультанты не имеют иммунитета к подоб- ным установкам (Blake, 1982).
П
ОТРЕБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В США при переходе от зрелого возраста к статусу пожилого гражданина люди вынуждены заниматься решением самых разных непростых проблем, включая проблемы, связанные с изменением физических возможностей, соци- альных ролей и отношений (Buckley, 1972; Сох, 1988). Многие из этих измене- ний потенциально способны спровоцировать личностный кризис. Пулвино и
Коланджело (Pulvino & Colangelo, 1980) утверждают, что потребности развития старшего пожилого возраста, возможно, уступают только запросам маленьких детей. Согласно Хэвигёр-сту (Havighurst, 1959), старшие пожилые люди долж- ны научиться успешно справляться: 1) со смертью друзей и супругов, 2) с уменьшением физической силы, 3) с выходом на пенсию и уменьшением дохо- да, 4) с большим количеством свободного времени и с необходимостью приоб- ретения новых друзей, 5) с освоением новых социальных ролей, 6) с взаимодей- ствиями с выросшими детьми и 7) с изменением окружающей обстановки или ее созданием.
Некоторые из неизбежных перемен, связанных со старением, являются
123 постепенными, например снижение физической силы. Другие являются резки- ми, например смерть. В общем, старение — это время как «позитивных, так и негативных переходов и перемен» (Myers, 1990a, р. 249). Позитивные перемены для пожилых людей бывают связаны с приобретениями, например такими, как появление внуков или получение скидок на покупки. Перемены, связанные с большими потерями, такими как смерть супруга (супруги), потеря работы, тя- желые заболевания, являются причиной возникновения сильного стресса. В этих ситуациях многие пожилые люди держатся из последних сил, поскольку испытывают огромный дефицит в поддержке группы людей, равных по соци- альному и возрастному статусу, к которой они могли бы обратиться со своими огорчениями и эмоциональными проблемами (Morgan, 1994).
К числу основных проблем старения относятся: одиночество, физическая болезнь, выход на пенсию, безделье, тяжелые утраты и плохое обращение
(Мог-rissey, 1998; Shanks, 1982). Кроме того, с возрастом люди становятся бо- лее подвержены психозам. Около 30% пациентов в психиатрических больницах
— это пожилые люди. Приблизительно 25% от всех выявленных самоубийств совершаются мужчинами старше 60 лет (при этом более склонными к суициду оказываются белые). Жестокое обращение с пожилыми в семье — «любая форма неправильного обращения с пожилыми со стороны тех, кто имеет с ними особые отношения», в том числе отсутствие заботы, — также является источ- ником проблем (Morrissey, 1998, р. 14).
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Большинство консультантов, заинтересованных в работе с пожилыми людьми, нуждаются в дополнительном профессиональном обучении по этой специальности (Myers, 1990b; Schlossberg, 1990; Sinick, 1979). Многие просто не понимают возрастной специфики пожилых и по этой причине не работают с ними. Это может быть особенно справедливо в отношении новых явлений, свя- занных с этим возрастом, например, таких как воспитание внуков (Pinson-
Milburn, Fabian, Schlossberg & Pyle,
1996). В подобных ситуациях могут потре- боваться комплексные (многоуровневые) услуги консультирования, например прямая программа помощи (прямое вмешательство), такая как программа обу- чения новым навыкам и копинг-стратегиям. Кроме того, могут потребоваться непрямые поддерживающие вмешательства, такие как группы поддержки де- душек и бабушек, группы поддержки семьи и спонсирование таких мероприя- тий, как школьный «День дедушек и бабушек».
Другая причина того, что пожилые люди не получают достаточного вни- мания от специалистов в области психического здоровья, — это «инвестицион-
ный синдром», описанный Коланджело и Пулвино (Colangelo & Pulvino, 1980).
Согласно этим авторам, некоторые консультанты считают, что свое время и энергию лучше израсходовать на работу с более молодыми людьми, «которые могут в конечном счете принести пользу обществу» (р. 69). Профессионалы, поддерживающие эту установку, рассчитывают на будущие прибыли от моло- дых людей либо просто дезинформированы относительно возможностей изме-
124 нения состояния пожилых людей.
Третья причина того, что люди старшего поколения не могут получить должного внимания от специалистов в области психического здоровья, — ир- рациональный страх старости и психологическое дистанцирование от пожилых людей, вызванное этим страхом (Neugarten, 1971).
Общий и очень важный принцип успешной работы с пожилыми людьми заключается в том, чтобы классифицировать их не как старых, но как взрослых
(Сох & Waller, 1991). Старость является уникальной стадией жизни и сопро- вождается непрерывным развитием. Если в работе с пожилыми людьми прояв- ляется уважение и эмпатия, результаты, скорее всего, будут позитивными.
Другая терапевтическая стратегия, применяемая в работе с пожилыми клиентами, заключается в том, чтобы изменить связанные с ними установки окружающих людей (Colangelo & Pulvino, 1980; Ponzo, 1978; Sinick, 1980).
Многие общественные установки отрицательно влияют на отношение пожилых людей к самим себе. Часто старики действуют как старики только потому, что окружающие поощряют и поддерживают такое поведение. Хансен и Пратер
(Hansen & Prather,
1980) подчеркивают, что американское общество «приравни- вает старение к устареванию и в соответствии с этим расставляет свои приори- теты» (р. 74). Следовательно, консультант обязан заниматься просветитель- ством, выступать в качестве адвоката, настаивать на изменениях в установках общества, чтобы преодолеть деструктивные возрастные ограничения и стерео- типы. «Мы должны создать общество, поощряющее человека к тому, чтобы пе- рестать играть стереотипную возрастную роль и начать быть просто самим со- бой» (Ponzo, 1978, р. 143-144).
В дополнение к пропаганде уважительного отношения к пожилым людям и помимо усилий, направленных на изменения в системах, консультанты могут помогать пожилым решать их специфические каждодневные проблемы. Томайн
(Tomine,
1986) утверждает, что услуги консультирования для пожилых людей принесут наибольшую пользу, если они будут необременительными и практич- ными, например будут направлены на обучение или решение какой-либо про- блемы. Например, Хичкок (Hitchcock, 1984) проанализировал успешные про- граммы оказания помощи пожилым в получении занятости. Наиболее успеш- ной программой оказался клуб для заинтересованных в получении работы по- жилых людей, на регулярных встречах которого участники обменивались ин- формацией на тему занятости. Для стариков с болезнью Альцгеймера благо- приятным на ранних стадиях заболевания оказывается применение консульти- рования, основанного на теории Роджерса и практических приложениях
Каркхуффа (Carkhuff). Групповое консультирование, основанное на экзистен- циальном подходе Ялома (Yalom), может быть продуктивным в помощи членам семьи больного в их попытках справиться с прогрессирующей болезнью (LaB- arge,
1981). Структурированный процесс обзора жизни также доказал полез- ность в работе с пожилыми (Beaver, 1991; Westcott, 1983). Эта методика помо- гает им интегрировать прошлое и готовить себя к будущему. Краткосрочные рационально-эмотивные упражнения успешно использовались при работе с от- дельными пожилыми людьми в целях развития рационального мышления и