ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
115
Е
ВРОАМЕРИКАНЦЫ
В целом американцы европейского происхождения являются очень неод- нородной совокупностью. Несмотря на то что Европа является их общей пра- родиной, существуют большие различия между культурным наследием выход- цев из Швеции, Италии, Франции, Англии, Польши, Германии, России, Вен- грии и Австрии. (Кроме того, многие выходцы и потомки переселенцев из Ис- пании считают свое культурное наследие отличным от европейского.) Евро- пейцы, недавно прибывшие в США, по многим показателям отличаются от тех, чьи семьи обосновались в Северной Америке поколения назад. Следовательно, не существует никаких типичных евроамериканцев.
Тем не менее в США евроамериканцы имеют долгую и богатую событи- ями историю, в которой можно проследить несколько основных линий (Baruth
& Manning,
1999). В целом евроамериканцы намного больше перемешались между собой, чем большинство других культурных групп. Причинами этого явились традиции межгрупповых браков и связей, которые одновременно влия- ли на популяцию в целом и делали ее более гомогенной. Американцы европей- ского происхождения в большей степени склонны придерживаться мировоззре- ния, которое «ценит линейность, аналитичность, эмпиричность и активность в решении проблем» и подчеркивает, что «крайний индивидуализм должен це- ниться превыше всего и что автономия частей и независимость действий важ- нее, чем однородность группы» (Sue, 1992, р. 8).
В силу общедоступности образования евроамериканцы обычно быстро принимали теории консультирования, которые подкрепляли их общие ценно- сти. Многие евроамериканцы тяготеют к рациональным или логическим мето- дам понимания себя и других. Следовательно, когнитивные и когнитивно- бихевиоральные подходы могут оказаться эффективными в работе с этой груп- пой. Тогда как экзистенциальная, психоаналитическая, адлерианская и аффек- тивная теории консультирования могут оказаться подходящими для отдельных индивидов. Точно так же, как не существует типичных евроамериканцев, так не существует единственной теории консультирования или подхода, который бу- дет применим в работе со всеми представителями этой группы.
А
ФРОАМЕРИКАНЦЫ
При консультировании афроамериканцев консультанты должны пони- мать историю чернокожего населения Америки, их культурные ценности и сущность конфликтов, а также знать свои собственные установки и предубеж- дения в отношении этой группы (Garretson, 1993; Vontress & Epp, 1997). Кон- сультанты из других культурных групп могут эффективно работать с клиента- ми-афроамериканцами, если они понимают природу расизма и соответствую- щих стереотипов мышления и успешно преодолевают эти проблемы. Такой процесс подразумевает восприятие афроамериканцев как отдельной группы, которая демонстрирует широкий диапазон поведения (Harper, 1994; Smith,
116 1977).
«Консультирование часто воспринимается афроамериканцами как про- цесс который требует, чтобы клиент отказался от своей независимости, сначала по необходимости "сообщив о своих делах постороннему" и затем по необхо- димости, приняв непрошеный совет этого постороннего"» (Priest, 1991, р. 215).
Как следствие, многие афроамериканцы не желают добровольно устанавливать отношение консультирования. Другой фактор, который влияет на участие аф- роамериканцев в консультировании, — это предубеждение, что отношения между консультантами и клиентами не являются равноправными. Учитывая ис- торию рабства в Америке и нередкие ошибочные диагнозы афроамериканских пациентов в психиатрических учреждениях, представители этой этнической группы, вступающие в неравноправные отношения, делают это с большим не- желанием (Garretson, 1993). Третий фактор, который удерживает афроамери- канцев от участия в консультировании, — это установка на коллективизм в большинстве традиций их сообществ. «В исторические времена коллективом был клан или племя» (Priest, 1991, р. 213). Сегодня — это семья и сообщество.
Эта ориентация на коллективизм является антитезой индивидуальной ответ- ственности за преодоление трудностей. Религиозность и роль священника в аф- роамериканской культуре также оказывают существенное влияние на предста- вителей этой группы. К священнику, а не к консультанту, как правило, обра- щаются как к «источнику интеллектуальной иэмоциональной поддержки»
(Priest,
1991, р. 214).
И
СПАНОАМЕРИКАНЦЫ
Термин испаноамериканец (или латиноамериканец. — Примеч. переев)
относится к людям испанского происхождения, проживающим в Северной и
Южной Америке. Общим признаком испаноамериканцев является испанский язык, однако это очень неоднородная группа. Большинство испаноамериканцев придерживаются бикультурной ориентации, но они сильно различаются по культурному уровнк (Baruth & Manning, 1999). Их этническая история и куль- тура являются решающими факторами, обусловливающими их мировоззрение и поведение, а также многие различия, существующие внутри данной группы
(Romero et al, 1989).
В целом испаноамериканцы обычно отказываются пользоваться услугами консультирования. Частично этот отказ объясняется культурной традицией
(например, самолюбием) и частично — культурным наследием (таким, как рас- чет на расширенные семейные связи). Есть и более прозаические причины: большие расстояния до сервисного агентства (как на юго-западе), неудобное сообщение иотсутствие специалистов по консультированию, свободно владе- ющих испанским языком и знакомых с испанолатинской культурой (Ruiz,
1981).
Кроме того, многие испаноамериканцы, в отличие от представителей другю культур, воспринимают психологические проблемы по аналогии с сома- тическими заболеваниями (Ruiz & Padilia, 1977). Следовательно, они ожидают,
117 чтобы действия консультанта были активными, конкретными и целенаправлен- ными. Эта закономерность особенно справедлива для клиентов, которые явля- ются «наиболее испанскими» испаноамериканцами (Ruiz, 1981).
Вообще консультанты, работающие с испаноамериканцами, должны за- ниматься самыми разными вопросами и разбираться в представлениях и веро- ваниях данной культуры. Часто бывает полезным, если консультант говорит на двух языках, поскольку многие испаноамериканцы предпочитают общаться на испанском языке. Более низкий социально-экономический статус, расизм и дискриминация — вот ряд глобальных трудностей, оказывающих влияние на представителей данной популяции и могущих в конце концов привести этих людей к тому, чтобы обратиться за консультацией к специалисту (Baruth &
Manning, 1999).
А
МЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И
ВЫХОДЦЫ С ОСТРОВОВ
Т
ИХОГО ОКЕАНА
К выходцам из Азии и с тихоокеанских островов (рассматриваемым как единая группа) относятся китайцы, японцы, филиппинцы, индокитайцы, корей- цы и ряд других народов. Они сильно различаются по своему культурному уровню (Axelson, 1993; Morrissey, 1999), а «демографический профиль выход- цев из Азии и с тихоокеанских островов включает в себя более 40 отдельных культурных групп» (Sandhu, 1997, р. 7). Исторически они столкнулись с силь- ной дискриминацией в США и были объектом многих мифов (Sue & Sue,
1972,1990). Наложение нескольких факторов способствовало формированию стереотипных представлений об американцах азиатского происхождения.
Из-за предрассудков и непонимания эти американцы «были лишены прав гражданства, им запрещалось обладать землей, они были изолированы в кон- центрационных лагерях, о них распространялась клевета, с ними дурно обра- щались, их уничтожали» (Sue & Sue, 1973, p. 387). По иронии судьбы, целый ряд факторов также способствовал созданию их положительного образа. В це- лом они характеризуются как трудолюбивые, успешные и не склонные к ум- ственным или эмоциональным расстройствам. Иногда их называют даже «об- разцовым меньшинством» (Bell, 1985). Как и в любых стереотипах, в данной характеристике присутствует рациональное зерно, но она все же не является полностью правдивой или точной. Пока консультанты не будут рассматривать американцев азиатского происхождения в контексте их культурного наследия, они не смогут предложить им психологическую помощь (Henkin, 1985).
В культурах американцев азиатского происхождения, так же как и во всех культурах, существует много тонкостей. Например, религиозные традиции (ис- ламские, индуистские и буддийские) играют важную роль в воззрениях на пси- хическое здоровье и психическую болезнь. Часть американцев азиатского про- исхождения объясняет «психологическую напряженность и психические рас- стройства в соответствии с религиозной схемой в терминах влияния духов или нарушением некоторого религиозного или морального принципа. Лечение мо-
118 жет трактоваться как обращение за помощью к некой сверхъестественной силе или возвращение пострадавшего к нормальному состоянию путем предписан- ного правильного поведения и убеждений» (Das, 1987, р. 25). Другой важный момент, который может оказывать существенное влияние на работу консуль- танта, — это то, что члены этих этнических сообществ обычно сторонятся заня- тий, которые требуют сильного самовыражения (Watanabe, 1973). Изящные способы общения восходят к истокам их культурных традиций, поэтому, чтобы установить крепкие взаимоотношения консультирования, нужно воспринимать их положительно.
Очень важно, чтобы консультанты оценили историю и уникальные осо- бенности отдельных азиатско-американских групп в США, таких как китайская, японская и вьетнамская (Axelson, 1993; Sandhu, 1997). Знание таких тонкостей часто дает возможность консультанту облегчить процесс консультирования, что недостижимо иными способами. Например, в процессе образовательного или карьерного консультирования консультант может успешнее содействовать самораскрытию американца китайского происхождения, чем он смог бы этого достичь при прямом, конфронтационном психотерапевтическом подходе.
К
ОРЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ
К коренным американцам, по ошибке названным первыми европейскими поселенцами в Америке индейцами, принадлежат «478 племен, признанных
Бюро по делам индейцев США, и дополнительно еще 52 племени без офици- ального статуса» (Heinrich, Corbin & Thomas, 1990, p. 128). Несмотря на суще- ственные различия среди коренных американских индейцев (например, они разговаривают на 149 разных языках), они имеют общую идентичность, выра- жающуюся в таких ценностях, как гармония с природой, установка на сотруд- ничество, холизм (целостное восприятие мира), направленность на настоящее и опора на широкие семейные связи (Heinrich et al., 1990). Вообще коренные аме- риканские индейцы характеризуются сильными переживаниями потери наслед- ственных земель, желанием самоопределения, конфликтами с ценностями гос- подствующей американской культуры и неоднозначным имиджем, сложив- шимся на основе стереотипов прошлого (Axelson, 1993). Гнев по поводу при- теснений представителями других культур представляет собой проблему, кото- рой необходимо уделить особое внимание (Hamraerschlag, 1988). В среде ко- ренных жителей Америки высок уровень самоубийств, безработицы и хрониче- ского алкоголизма; в то же время этой группе присущи скромные жизненные притязания. «Американские индейцы по-прежнему имеют самые высокие пока- затели по отчислению на уровне средней школы по сравнению с любой другой этнической группой, независимо от региона или племенной принадлежности»
(Sanders,
1987, р. 81). Коротко говоря, как группа «коренные жители Америки стоят перед огромными проблемами» (Heinrich et al., 1990, p. 128).
При работе с коренными американскими индейцами был опробован ряд подходов консультирования, от экзистенциального до директивного. Оказалось, что эффективность консультирования в значительной мере зависит от того, жи-
119 вут ли индейцы в резервациях, способствуют ли другие коренные американцы процессу консультирования, и какой образ жизни им свойствен: традиционный, бикультурный или ассимилированный (Avasthi, 1990; Valle, 1986). В любом случае необходимо, чтобы консультант разбирался в культуре коренных амери- канских индейцев и избегал применять в работе с ними культурно несоответ- ствующие теории (Herring, 1996, 1997; Ivey, 1990).
Согласно Ричардсону (Richardson, 1981), существует четыре ценности, которых следует придерживаться при консультировании коренных американ- цев: молчание, внимательное слушание, повторение и общая инициатива. В ка- честве модели, в которой реализуются эти ценности, Ричардсон использовал метод скетчей — коротких рассказов, изображающих определенную сценку или событие (vignettes). В некоторых случаях для взрослых людей рекомендуется использование обряда посвящения и религиозного обновления «vision quest»
1
(Heinrich et al.,
1990). Применение арт-терапии — это еще один подход, имею- щий несомненные достоинства, поскольку эмоциональное, религиозное и арти- стическое самовыражение является «неотъемлемым аспектом жизни коренной культуры Америки» (Herring, 1997, р. 105). Арт-терапия истребует вербального самораскрытия. Кроме того, она может быть сосредоточена на ритуалах и цен- ностях коренной американской культуры. Рекомендуется также синергичное применение разных подходов в консультировании, таких как сетевая терапия, терапия на дому и традиционные обряды, такие как «говорящий круг», «гово- рящая палка» и рассказывание историй (Herring, 1996).
Еще более важным фактором, чем применение специфических приемов, является решающий характер чувства «реальности» в консультационных отно- шениях с коренными американцами. Выражение готовности быть учителем и признание права совершать ошибки может помочь работе консультанта с пред- ставителем коренных американцев.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 83