ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
54 циации социальных работников (National Association of Social Workers —
NASW).
О
БУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОНСУЛЬТАНТОВ
Профессиональные консультанты получают степени доктора или маги- стра по консультированию или по другой родственной программе и проходят интернатуру по таким специальностям, как школьное консультирование, кон- сультирование в общественных и социальных агентствах, консультирование по вопросам психического здоровья, консультирование по вопросам карьеры, ге- ронтологическое консультирование, консультирование по вопросам зависимо- стей и консультирование по вопросам брака и семьи. Они, как правило, прохо- дят сертификацию в Национальном комитете сертифицированных консультан- тов и (или) получают лицензию штата на индивидуальную практику.
Аккредитованная программа по психологии консультирования — это про- грамма, утвержденная как на магистерском, так и на докторском уровне. Ак- кредитаци-онным органом для этих программ является Совет по аккредитации программ консультирования и родственных образовательных программ
(CACREP).
Этот независимый орган появился вследствие усилий Ассоциации образования и супер-визии консультантов (Association for Counselors Education
and Supervision — ASES)
и Американской ассоциации консультирования (АСА),
направленных на разработку стандартов и норм по консультированию, незави- симых от Национального совета по аккредитации обучения педагогов (National
Council for Accreditation of Teacher Education — NCATE).
На магистерском уровне CACREPаккредитует программы по следующим специальностям: общественное консультирование, консультирование в области психического здоровья, школьное консультирование, супружеское и семейное консультирование и терапия, а также служба по вопросам студенчества в выс- ших учебных заведениях, с упором на консультирование в колледжах и в усло- виях профессиональной практики. Выпускники аккредитованных магистерских программ обладают преимуществом по сравнению с выпускниками неаккреди- тованных программ, во-первых, при получении допуска к обучению по аккре- дитованным докторским программам, во-вторых, при рассмотрении материа- лов, представляемых для лицензирования и сертификации консультантов, и, в- третьих, при получении работы в качестве консультанта.
Аккредитованная программа подготовки консультантов на магистерскую степень должна соответствовать следующим общим стандартам (CACREP,
1994).
• Программа начального уровня для всех студентов должна быть продол- жительностью не менее двух полных академических лет с минимумом в 48 ча- сов за семестр. Программа начального уровня по консультированию в области психического здоровья должна быть продолжительностью 60 часов за семестр; программа начального уровня супружеского и семейного консультирования
55 должна также быть 60 часов за семестр.
• Требования по усвоению учебной программы и демонстрируемым зна- ниям и навыкам предъявляются ко всем студентам по каждому из восьми об- щих направлений: 1) личностный рост и развитие, 2) социальные и культурные устои, 3) отношения помощи, 4) групповая работа, 5) жизненный стиль и карь- ерный рост, 6) экспертиза, 7) исследование и оценка и 8) профессиональная ориентация.
• Клиническая практика должна проходить под руководством супервизо- ров со специальной квалификацией. Все студенты должны пройти одинаковую
100- часовую практику под наблюдением супервизоров по одному часу в неде- лю индивидуального супервизирования и 1,5 часа в неделю группового супер- визирования.
• Программа должна предусматривать, чтобы каждый студент прошел
600- часовую интернатуру под руководством супервизоров, которая должна на- чи наться только после успешного завершения студенческой практики.
• Преподаватели, работающие на постоянной основе, должны состоять в акг демической организации обучения консультантов.
CACREP
также занимается аккредитацией программ докторского уровня
(по педагогике и философии). В 1996 году существовало 52 программы подго- товки консультантов докторского уровня, 34 из которых аккредитованы
CACREP (Hollis,
1997). Стандарты этого уровня предполагают, что специалист уже имеет магистерскую степень по консультированию. Программы докторско- го уровня требуют более углубленной исследовательской работы, стажировки под руководством инструкторов, специализации. Все большее количество выс- ших учебных заведений пользуются программами, аккредитованными
CACREP,
так как это дает преимущества и признание им и их учащимся.
Холлис (Hollis, 1997) описывает ряд тенденций в практике аккредитации образовательных программ по консультированию. Две наиболее значимые из них заключаются в увеличении числа аккредитованных программ подготовки консультантов и в росте значения государственной аккредитации программ.
Обучение по аккредитованным образовательным программам гарантирует сту- дентам более легкое вхождение в профессиональную жизнь. Преподаватели и администрация учебных заведений понимают, что аккредитационные стандар- ты ассоциируются с хорошими программами, поэтому стандарты являются средством, определяющим приоритеты программы. В целом, вследствие разви- тия аккредитационных тенденций, содержание предлагаемых курсов программ обучения консультантов расширяется и углубляется.
Т
ЕОРЕТИЧЕСКАЯ И СИСТЕМНАЯ
ПОДГОТОВКА КОНСУЛЬТАНТА
Теоретическая и системная подготовка консультантов определяет содер- жание и эффективность их деятельности. Теория представляет собой модель или объяснение, которое консультанты применяют в качестве руководства для
56 построения гипотезы о характере проблемы и путях ее возможного разрешения.
Хорошие консультанты при выборе какой-либо теории или методов исходят из своей теоретической подготовки, мировоззрения и потребностей клиента. Не всякий теоретический подход приемлем для каждого консультанта или клиента, однако наличие теоретической базы, как правило, необходимо для успешной работы. Системный подход в консультировании также является необходимым.
Система — это унифицированное и упорядоченное множество идей, принци- пов и действий. Системный подход в консультировании обусловливает способ работы консультанта с клиентом и его отношение к теориям. Два системных подхода, один из которых базируется на вопросах развития, а второй — на диа- гностике расстройств, будут рассмотрены ниже, поскольку консультанты рабо- тают именно с позиций этих двух подходов (а также промежуточных, содер- жащих элементы обоих).
Т
ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Базис теории. Большинство теорий консультирования разрабатывалось исключительно практиками, на базе собственного опыта и наблюдений. До сих пор большинство теорий носят, до некоторой степени, незаконченный характер, и ни одна из теорий не является достаточной для применения ко всем ситуаци- ям. Даже одна и та же теория для одного и того же клиента в какой-то период может оказаться неадекватной. Консультанты должны тщательно выбирать свои теоретические позиции и регулярно пересматривать их.
Некоторые теоретические модели являются более полными, другие — менее, и успешно работающие консультанты знают, какие теории более совер- шенны и по каким причинам. Хансен, Стевик и Уорнер (Hansen, Stevic & Warn- er,
1986) приводят пять признаков хорошей теории.
1.
Ясность, легкость понимания и информативность. Теория является последовательной и непротиворечивой.
2. Всесторонность. Она дает объяснение для широкого ряда различных явлений.
3.
Определенность и эвристичностъ. Она, в силу своей логики, генери- рует план исследования.
4.
Конкретность в выборе средств достижения желаемого результата.
Теория содержит способ достижения желаемого результата.
5.
Полезность для своих приверженцев. Она обеспечивает ориентиры для исследований и практической работы.
В дополнение к этим пяти качествам, хорошая теория — это та, которая не противоречит личному мировоззрению консультанта. Шертцер и Стоун
(Shertzer & Stone,
1974) полагают, что теория консультирования должна подхо- дить консультанту подобно хорошему костюму. Некоторые теории, так же как и костюмы, нуждаются в подгонке. Поэтому хорошие консультанты осознают важность чередования теоретических подходов. Консультанты, которые хотят быть многосторонними и эффективными, должны изучить множество теорий консультирования и знать, как применить каждую из них без нарушения ее
57 внутренней целостности (Auvenshine & Noffsinger, 1984).
З
НАЧЕНИЕ ТЕОРИИ
.
Теория является фундаментом успешного консульти- рования. Она требует от консультанта аккуратности и творческого подхода в условиях глубоко личностных отношений, устанавливаемых с целью роста и понимания сути происходящего (Gladding, 1990). Теория оказывает влияние на то, как концептуализируется информация, полученная от клиента, как развива- ются межличностные отношения, как соблюдаются нормы профессиональной этики и как консультанты видят себя в качестве профессионалов (Carey,
Neukrug, McAuliffe, Pratt & Lowell,
1990). Без теоретического обоснования кон- сультанты действуют бессистемно, методом проб и ошибок, и рискуют сделать неверный шаг и не достичь результата. Браммер, Абрего и Шостром (Branner,
Abrego & Shostrom,
1993) подчеркивают прагматическое значение для консуль- тантов тщательно разработанной теории. Теория помогает объяснить, что про- исходит в процессе консультирования, а также позволяет консультанту пред- сказывать, оценивать и улучшать результаты собственных действий. Теория обеспечивает структуру научного наблюдения в процессе консультирования.
Теоретизирование стимулирует продуцирование новых идей и установление единства взглядов на консультирование. Следовательно, теория консультиро- вания может быть очень практичной, помогая осмысливать наблюдения кон- сультантов.
Бой и Пайн (Boy & Pine, 1983) конкретизируют практическую ценность теории, полагая, что в деятельности консультантов теория прежде всего отвеча- ет на вопрос «как?», а не «почему?», обеспечивая структуру, внутри которой могут действовать консультанты. Консультанты, опирающиеся на теорию, мо- гут лучше отвечать требованиям своей профессии, потому что у них есть осно- вания делать то, что они делают. Бой и Пайн указали на шесть функций теории, которые помогают консультантам на практике.
1. Теория помогает консультантам обнаружить внутреннее единство и взаимосвязь разнообразных явлений жизни.
2. Теория заставляет консультантов исследовать отношения, которые в противном случае оказались бы вне поля зрения.
3. Теория предоставляет консультантам ориентиры в их работе и помога- ет ш оценить себя как профессионалов.
4. Теория помогает консультантам сконцентрироваться на нужной ин- формг ции и указывает им, что они должны искать.
5. Теория помогает консультантам содействовать клиентам в эффективно изменении их поведения.
6. Теория помогает консультантам оценивать как старые, так и новые подходы к процессу консультирования. Она является исходной базой, на которс строятся новые подходы консультирования.
«Основным критерием оценки любой теории консультирования является то, насколько хорошо она обеспечивает объяснение того, что происходит в процессе консультирования» (Kelly, 1988, р. 212-213). Значение теорий в каче- стве способов организации информации «зависит от степени, в которой они со- ответствуют реальности человеческой жизни» (Young, 1988, р. 336).
58
Ч
ИСТОТА ТЕОРИИ И ЭКЛЕКТИЗМ
. В начале своей истории консультирова- ние было профессией, в которой чистота теории (приверженность к одной теории) была условием и актуальной необходимостью для консультантов, ищущих работу. Было важно, чтобы консультанты могли идентифицировать свою деятельность в русле одной из менее чем полудюжины возможных теорий
(психоанализ, бихевиоризм, клиент-центрированный подход и т. д.). Однако с потоком новых теорий — когнитивных, бихевиоральных и аффективных, сформулированных в 1960-х годах, — идея приверженности одной специфиче- ской теории начала терять популярность и значимость. Развитие обучения мик- ронавыкам (обучение навыкам работы с людьми, являющимся общими для всех теорий оказания помощи) ускорило отход от узких теоретических позиций. Их место заняло эклектическое консультирование.
Многие профессиональные консультанты (примерно 60-70%) считают се- бя эклектиками в использовании теории и методов (Lazarus & Beutler, 1993).
Это означает, что для удовлетворения потребностей своих клиентов они ис- пользуют различные теории и методы. По мере изменения потребностей кон- сультанты должны отойти от одной теории и перейти к другой (такой феномен называют консультированием со сменой стиля). Смена стиля зависит от уровня развития клиента (Ivey & Goncalves, 1988). Чтобы действовать эффективно, консультанты должны учитывать, насколько продвинулись клиенты в своем структурном развитии (согласно терминологии Жана Пиаже). Например, кли- ент, не ориентирующийся в окружающей обстановке, может нуждаться в тера- певтическом подходе, который сосредоточен на «эмоциях, телесных ощущени- ях и опыте, основанном на сиюминутных переживаниях («здесь и сейчас»)», тогда как для клиента с более высоким уровнем развития лучше подойдет
«формально-операционный» подход, где делается упор на обдумывании своих действий (Ivey & Goncalves, 1988, p. 410). Главное, чтобы и консультанты и теории соответствовали тому уровню, на котором находятся клиенты, помогая им развиваться как личности в целом.
Эклектический подход может оказаться рискованным, если консультант недостаточно знаком со всеми задействованными процессами. Иногда невразу- мительный подход слабо подготовленных консультантов саркастически назы- вают «электрическим» подходом; такие консультанты пытаются применять любой и каждый из доступных методов без разбора. Проблема «электрической» ориентации состоит в том, что консультанты часто приносят больше вреда, чем пользы, если они мало или совсем не понимают, что значит «помочь» клиенту.
Для преодоления этой проблемы Мак-Брайд и Мартин (McBride & Martin,
1990) предлагают иерархию эклектических приемов и указывают на важность прочной теоретической базы в качестве руководства. Нижний, или первый, уровень эклектизма является на самом деле синкретизмом. Он представляет собой аморфный, несистемный процесс объединения вместе несвязанных кли- нических концептов. Этот подход встречается в условиях, когда начинающие консультанты вынуждены формулировать свои собственные теории консульти- рования без предварительной проверки их эмпирических моделей на практике.
Второй уровень эклектицизма является традиционным. Он объединяет «упоря-