ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
59 доченную комбинацию сравнимых черт из различных источников в гармонич- ное целое» (English & English, 1956, p. 168). Он более продуман, чем синкре- тизм, и теоретически более проработан.
На третьем уровне эклектизм описывается как профессиональный или теоретический, или как теоретический интеграционализм (Lazaurus & Beutler,
1993; Simon,
1989). Такой тип эклектизма требует, чтобы консультанты овладе- ли по меньшей мере двумя теориями, чтобы попытаться произвести какую-либо комбинацию. Проблемы, связанные с этим подходом, заключаются в том, что он предполагает определенную степень равенства теорий (чего может и не быть) и существование критерия, «позволяющего определить, какие порции или части каждой из теорий оставить или вычеркнуть» (Lazaurus & Beutler,
1Q93, p.
382). Он отличается от традиционных моделей тем, что при традици- онно-эклектическом подходе не требуется владения какой-либо теорией.
Последний уровень эклектизма, называемый техническим эклектизмом,
представлен в работе Арнольда Лазаруса (Lazarus, 1967). Согласно данному подходу, процедуры из различных теорий отбираются и применяются на прак- тике «без обязательного приписывания их к теориям, которыми они порожде- ны» (Lazaurus & Beutler, 1993, p. 384). Идея заключается в том, что в работе с клиентами на самом деле используются методики, а не теории. Следовательно, если позволяет ситуация, после должной оценки состояния клиентов консуль- танты могут применять бихевиоральные методы (такие, как выработка уверен- ности) в сочетании с экзистенциальными методиками (такими, как конфронта- ция в споре о смысле жизни).
Этот последний подход стоит в одном ряду с подходом Каванах
(Cavanagh,
1990), предлагающим в качестве здравого эклектический подход к консультированию. Этот подход требует от консультантов наличия (1) прочных знаний и понимания применяемых теорий консультирования; (2) базисной обобщающей философии человеческого поведения, которая объединяет разроз- ненные части различных теорий в осмысленный коллаж; и (3) гибких средств приспособления, подхода к клиенту, а не наоборот. Консультанты, следующие этой модели, могут прагматично и эффективно работать в эклектической схеме.
Для настоящего здравого консультанта-эклектика критическими переменными являются владение теорией и обостренное чутье, позволяющее определить, ка- кой подход использовать, когда, где и как (Harman, 1977).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 83
С
ИСТЕМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Действующие консультанты придерживаются определенных систем и теорий консультирования. Разумеется, эффективность консультирования неиз- бежно зависит от продолжительности этого процесса. В этом разделе рассмат- риваются две системы консультирования: одна нацелена на развитие и дости- жение личностной гармонии, другая базируется на подходе, связанном с лече- нием патологий и нарушений функционирования личности.
Н
АЧАЛЬНАЯ БЕССИСТЕМНОСТЬ
.
То, что консультирование не руковод- ствуется каким-либо одним системным подходом, неудивительно для людей,
60 знакомых с историей его развития. Консультирование начиналось подобно че- ловеку, который взобрался на лошадь и не может выбрать направление; у этого всадника нет запланированной цели или направления (Ungersma, 1961).
Еще в конце 1940-х годов профессионалы отмечали недостаток систем- ности в консультировании. Роберт Мэтьюсон (Mathewson, 1949, р. 73) заметил, что консультирование находится в «поиске системы... чтобы освободиться от неадекватных структур, заимствованных из традиционной философии и педаго- гики, из психологии, из политических формул, составляющих основу демокра- тического управления, из понятий физической науки и т. д.».
До конца 1940-х годов в консультировании применялось множество си- стем. В силу того что эта профессия не обладала организационной базой, раз- личные фракции определяли круг своих занятий исходя из той системы, кото- рая лучше всего удовлетворяла их требованиям. Постоянно поддерживалась конкуренция между точками зрения, особенно в теоретической области. Неко- торые консультанты признавали необходимость унификации систематического подхода к своей дисциплине, но осуществлению этого мешало незапланиро- ванное разрастание профессии. Тем не менее к началу 1990-х годов в консуль- тировании сформировался ряд систем, две наиболее известные из которых, как уже упоминалось, это модель «развитие/личностная гармония» и «медицинская патологическая модель».
М
ОДЕЛЬ
«
РАЗВИТИЕ
/
ЛИЧНОСТНАЯ ГАРМОНИЯ
»
. Взгляд на консультиро- вание как на стимулирование развития и поддержание личностного благополу- чия клиента основан на положениях, которые выделялись различными теорети- ками личности и гласят, что люди проходят на протяжении жизни через нор- мальные стадии развития. Консультирование с этой точки зрения должно уста- новить, не обусловлена ли проблема клиента задачей данного этапа развития личности. Поведение, которое является уместным на одной стадии жизни, мо- жет не признаваться как нормальное на другой стадии.
Аллен Иви (Ivey, 1990) не был первым, кто советовал основывать систе- мы консультирования на точке зрения, связанной со стадиями развития, однако его интеграция модели развития со стратегиями консультирования выделяется как одно из наиболее уникальных выражений этого подхода. Суть этого подхо- да заключается в применении в клинической работе со взрослыми и детьми концепции когнитивных уровней Пиаже (уровни: сенсомоторный, конкретный, формальный и постформальный). Так, на начальном этапе, когда клиенты еще не разобрались в своих чувствах, консультантам следует работать с ними на сенсомоторном уровне, с тем чтобы вызвать эмоции. Подобным образом клиен- там, которые заинтересованы в планировании стратегий изменения, будет предложена помощь с применением формального мышления. Консультирова-
ние и терапия, исходящие из концепции стадий развития {Developmental con-
seling and therapy — DCT)
«специально обращаются к последовательности и динамике развития, как это имеет место в естественном языке интервью» (Ivey
& Ivey, 1990, p. 299).
В задаче поддержания личностной гармонии еще больше, чем в задаче развития, подчеркивается позитивная природа и здоровая сущность личности
61
(Myers,
1992). «Консультанты всегда решали задачу, как помочь своим клиентам идентифицировать свой потенциал и пользоваться им» (Rak & Patterson, 1996, p.
368). Приверженцы этой точки зрения считают, что люди реально обладают ресурсами быстро решить свои собственные проблемы. «За личностными про- блемами не стоит никакой базовой патологии» (Mostert Johnson & Mostert, 1997, p.
21). Действительно, как указывают Рэк и Паттерсон (Rak & Patterson, 1996), даже наиболее «трудные» дети демонстрируют устойчивость и становятся
«благополучными» взрослыми.
Примером применения в консультировании подхода, базирующегося на модели поддержания личностной гармонии, является теория поиска решений.
Другим примером модели поддержания личностной гармонии является Тренинг
инокуляции стресса («прививка от стресса») (Stress inoculation training — SIT)
(Meichenbaum,
1993), проактивная психолого-образовательная процедура, кото- рая может применяться как в школе, так и в работе со взрослыми, (Israelashvili,
1998). В соответствии с положениями этой модели, людям помогают понимать их проблемные ситуации, приобретать навыки для их разрешения и применять эти знания в отношении настоящих и будущих событий с помощью воображе- ния или мысленного моделирования ситуации.
Краеугольный камень модели «развитие/личностная гармония» — это ак- цент на профилактику и обучение (Kleist &White, 1997). Консультанты и клиен- ты действуют лучше всего, когда они разбираются в психических, физических и социальных сферах человеческой жизни. Благодаря этому они осознанно фо- кусируются на устранении или уменьшении влияния внешних и внутренних негативных факторов.
М
ЕДИЦИНСКАЯ
/
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
. Противоположностью моде- ли консультирования как развития является модель, базирующаяся на медико- патологических аспектах человеческой природы, представленная теми, кто планирует лечение в соответствии с «Диагностическим и статистическим руко- водством» (Diagnostic and Statistical Manual — DSM (далее — ДСМ. — При-
меч.ред.))(American Psychiatric Association, 1994). Систематизация психиатри- ческих болезней, предлагаемая в ДСМ, соответствует руководству по междуна- родной классификации болезней (International Classification of Diseases — ICD-
10),
изданному Всемирной организацией здравоохранения. Четвертое издание этого руководства (DSM-IV) содержит 400 различных категориальных класси- фикаций известных болезней и лучше отражает многообразие культур, чем все предыдущие издания. Например, «14 из 16 главных диагностических классов
(таких, как эмоциональные расстройства настроения, тревожность) содержит некоторое обсуждение культуральных проблем» (Smart & Smart, 1997, p. 393).
Уникальной особенностью системы DSM стало, начиная с 1980 года, ис- пользование для описания диагнозов клиентов пяти координатных осей. Ось I
включает «клинические синдромы и другие условия, которые могут быть в фо- кусе клинического внимания», и обычно интерпретируется как ось, на которой располагают ся представляемые клиентами проблемы и основной диагноз (Hin- kle,
1994, р. 38) Ось II содержит диагностическую информацию только о лич-
62 ностных расстрой ствах и умственных ограничениях. На оси III представлена информация об общем медицинском состоянии клиента, например о хрониче- ских заболеваниях. Ось IV содержит информацию по психологическим и быто- вым проблемам, которые могут оказывать влияние на диагностику, лечение и прогноз психических заболеваний, — например, недостаток друзей или небла- гоприятные жилищные условия. На оси Удается глобальная оценка функцио- нирования (global assessment of functioning — GAF) клиента по 100-балльной шкале. Эта оценка может даваться как по отношению к прошлому, так и к настоящему. Когда все эти оси комбинируются, результат может выглядеть следующим образом:
• ось I: 305.00; средняя степень злоупотребления алкоголем;
• ось II: 317.00; средняя степень задержки умственного развития;
• ось III: хроническое заболевание;
• ось IV: разведен, безработный, друзей нет;
• ось V: GAF= 30 (на данный момент).
В целом DSM является чрезвычайно интересной, но противоречивой си- стемной моделью (Denton, 1990; Hinkle, 1994). Она не является теоретической и не в состоянии помочь в некоторых конкретных трудных случаях. Поэтому ее значение не так существенно для групповых, супружеских и семейных кон- сультантов, а также для таких специалистов, которые не занимаются серьезны- ми психическими расстройствами, или таких, которые работают в русле гума- нистической ориентации. С другой стороны, DSM-IV содержит информацию, относящуюся к муль-тикультуральным, половым и возрастным проблемам в диагностике и лечении людей. Кроме того, она является логически упорядочен- ной и включает в себя неплохую структуру принятия решений.
Большинству консультантов следует овладеть терминологией DSM по следующим причинам (Geroski Rodgers & Breen, 1997; Seligman, 1997):
1. DSM-
система является универсальной, используется специалистами других профессий, связанных с оказанием помощи, формирует основу общего диалога между консультантами и другими специалистами в области психики.
2. DSM- система помогает консультантам распознавать признаки психи- ческих расстройств у клиентов, нуждающихся в направлении к другим специа- листам или назначении особого способа лечения.
3. Изучая Д5М-систему, консультанты получают универсальное средство для документирования своей работы, осознанного планирования лечения, про- ведения исследований и оценки качества работы.
У
ЧАСТИЕ КОНСУЛЬТАНТОВ В СМЕЖНЫХ
ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Становление консультанта — процесс, не прекращающийся на протяже- нии всей жизни. Он продолжается после окончания формального образования, получения степени магистра или доктора и включает в себя участие в профес- сиональных, связанных с консультированием видах деятельности. Чтобы соот-
63 ветствовать современным требованиям профессии и подтверждать свою квали- фикацию как перед своими клиентами, так и перед профессиональной обще- ственностью в целом, консультанты должны набирать баллы продолжающегося образования (CEUs) проходить обязательное супервизирование, гарантирую- щее должное качество об служивания клиентов.
П
РОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Необходимость продолжать образование существует для любого кон- сультант; даже после обучения по хорошо спланированной образовательной программе. Эт связано с постоянным возникновением новых теорий и практи- ческих способах работы с клиентами, которые нужно оценить, включить в су- ществующую теоретическую схему и, если необходимо, внедрить. Консультан- ты, прекращающие чтение публикаций на профессиональные темы или участие в семинарах и собраниях, быстро перестанут ориентироваться в новых теориях и методах практически работы с клиентами. Чтобы оставаться в курсе самых последних и лучших мете дов работы, консультанты должны ежегодно полу- чать определенное количеств баллов продолжающегося образования CEU.
Экзамены CEU предлагаются уполномоченными организациями профес- сис нального консультирования на местном, региональном и национальном уровня: Возможно получение баллов СЕU череззаочные курсы, а также через специальны семинары. Консультанты, которые прошли лицензирование или сертификации должны получить определенное количество баллов CEU, чтобы подтвердить сво полномочия (Dingman, 1990). Вся эта непрекращающаяся дея- тельность порой требует существенных затрат как времени, так и денег, но цена профессионально некомпетентности значительно выше.
С
УПЕРВИЗИРОВАНИЕ
Еще одним средством повышения профессиональной квалификации яв- ляете супервизирование. Супервизирование представляет собой интерактивный, оц< ночный процесс, в котором более профессионально компетентный специа- лис контролирует работу менее обученного и умелого, с целью повысить про- фессис нальные возможности менее опытного коллеги (Bernard & Goodyear,
1998): Проводимое должным образом супервизирование является полезной практикой, комбинирующей дидактическое и практическое обучение в контек- сте развивающих отношений. Оно дает возможность приобретения теоретиче- ского и практического опыта, который нельзя получить никакими другими спо- собами (Во ders & Leddick, 1988).
Супервизирование является необходимым элементом подготовки по всем ai кредитованным CACREP докторским образовательным программам (CACRE.
1994). Консультанты могут проходить супервизирование под наблюдением специалистов, получивших в результате должного обучения статус полномоч- ного супервизора. Были разработаны стандарты для супервизоров в консульти-