ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
423
О
РГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ПО ВОПРОСАМ КАРЬЕРЫ
Национальная ассоциация развития карьеры (NCDA) (бывшая Нацио- нальная ассоциация по профессиональной ориентации — NVGA) и Националь- ная ассоциация консультантов по вопросам занятости (NECА) — это два под- разделения Американской ассоциации консультирования, которые в первую очередь занимаются вопросами развития карьеры и консультированием в этой области. История NCDA, самого старого подразделения АСА, начинается с 1913 года (Sheeley, 1978, 1988; Stephens, 1988). Ассоциация объединяет профессио- налов, работающих в бизнесе и промышленности, центрах по реабилитации, правительственных учреждениях, в образовательных учреждениях, занимаю- щихся частной практикой, и образующих специализированные целевые группы
NCDA,
такие как Work and Mental Health («Работа и психическое здоровье»),
Substance Abuse in the Workplace
(«Наркомания на рабочем месте») и Employee
Assistance Programs
(«Программы занятости населения») (Parker, 1994; Smith,
Engels & Bonk,
1985). Хотя состав NECA тоже является разнообразным, он бо- лее однороден. До 1966 года эта ассоциация представляла собой целевую груп- пу NCDA (Meyer, Helwig, Gjernes & Chickering, 1985). Оба подразделения изда- ют ежеквартальные журналы: «Career Development Quarterly» (бывший «Voca-
tional Guidance Quarterly») (NCDA)
и «Journal of Employment Counseling» (NE-
CA).
Существует также национальный аккредитационный орган для консуль- тантов по вопросам карьеры — Национальный совет по аккредитации консуль- тантов по вопросам карьеры (NCCCC). Эта организация была образована
NCDA
в 1981 году, а в 1985 году она вошла в Национальное правление серти- фицированных консультантов (NBCC). Потенциальные кандидаты должны сна- чала получить сертификат низшего уровня (NCC). Затем они должны сдать эк- замен по специальности «Консультирование по вопросам карьеры» и пройти необходимый минимальный образовательный курс и практику, чтобы добиться уровня сертифицированного карьерного консультанта (NCCC). Минимальные требования для получения этого сертификата включают подтверждение знаний в шести областях: общее консультирование, осведомленность о состоянии рын- ка труда, индивидуальные и групповые методы оценки, консультация, менедж- мент-администрирование и организация практической работы (Smith & Karpati,
1985). Кроме того, карьерные консультанты должны владеть прикладными тех- нологиями, особенно в части применения компьютеров и электронных спра- вочно-поисковых систем (Bratina & Bratina, 1998).
Среди множества функций, которые выполняют консультанты с дипло- мами NCCC, не последнее место занимают следующие: проведение и анализ те- стирования и анкетирования; проведение сессий персонального консультирова- ния; разработка индивидуализированных планов карьеры; помощь клиентам в
424 совмещении профессиональных и личностных ролей в жизни; обучение уме- нию принимать решения и предоставление поддержки людям, испытывающим стресс, связанный с работой, ее потерей или сменой, а также с переменой про- фессии.
К
АРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И
ХАРАКТЕРИСТИКА КАРЬЕР
Карьерное консультирование — гибридная дисциплина, значение кото- рой часто неправильно понимается и не всегда оценивается по достоинству многими специалистами и общественностью (Burlew, 1992; Imbimbo, 1994).
NCDA
понимает карьерное консультирование как отношения клиента и кон- сультанта «один-на-один или в составе малой группы, имеющие целью помочь клиенту(ам) интегрировать и применить понимание своих возможностей и объ- ективных обстоятельств для принятия наиболее подходящего решения при вы- боре карьеры и при продвижении по службе» (Sears, 1982, р. 139). Браун и
Брукс (Brown & Brooks, 1991) дают более развернутое определение карьерного консультирования и связанных с ним понятий:
Карьерное консультирование — это межличностный процесс, имеющий целью помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который дина- мически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к ка- рьере проблем включает в себя (но не ограничивается только ими) снятие не- определенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности де- ятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, несоответствия человека и ра- бочей среды, а также проблему неадекватной или неудовлетворительной инте- грации профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родите- ля, друга, гражданина) (р. 5).
На протяжении всей своей истории карьерное консультирование было из- вестно под несколькими названиями, например как профессиональная ориен-
тация, консультирование в сфере занятости и профессиональное консульти-
рование. Крайтс (Crites, 1981) подчеркивает, что понятие «карьера» более со- временное и емкое, чем «профессия»; кроме того, оно шире, чем понятие «за-
нятие», которое Герр и Крамер (Herr & Cramer, 1996) определяют как группу однородных работ, выполняемых в различных отраслях промышленности или организациях. Работа — это только активность, предпринимаемая для получе- ния денежного вознаграждения (Fox, 1994). Но, вне зависимости от того, какой термин используется, при оказании помощи индивиду в принятии карьерных решений карьерные консультанты должны принимать во внимание множество факторов.
Чтобы понять природу этих факторов, сначала важно определить специ- фику понятия «карьера». Сьюпер (Super, 1976) предлагает превосходное опре- деление, которое основывается на огромном практическом опыте. Он рассмат-
425 ривает карьеру как «цепь событий, которые составляют жизнь; последователь- ность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обоб- щенной моделью саморазвития; это последовательность вознаграждаемых и невознаграждаемых позиций, занимаемых человеком начиная от подросткового периода до выхода на пенсию, среди которых профессиональная деятельность составляет только некоторую часть. Карьера включает профессиональные роли, такие как роли учащегося, работающего и пенсионера, вместе с дополнитель- ными непрофессиональными, семейными и гражданскими ролями. Карьеры существуют только потому, что люди добиваются их; они концентрируются во- круг человека» (р. 4).
В целом соглашаясь со Сьюпером, Мак-Дэниэлс (McDaniels, 1984) рас- ширяет определение, включая в него понятие досуга. Он утверждает, что в бу- дущем досуг будет занимать все более и более важную роль в жизни каждого человека. По Мак-Дэниэлсу, интеграция и взаимодействие работы и досуга «в карьерной жизни человека являются фундаментальными процессами» и выра- жаются формулой «C=W+£» (в которой С означает карьеру, W. — работу, L —
досуг) (Gale, 1998, р. 206).
В консультационной работе по выбору карьеры потенциально примени- мы и полезны все теории консультирования, однако люди приходят к понима- нию и проникновению в суть своих особенностей и своего места в мире работы посредством получения образования, а не только с помощью консультирова- ния. Широко образованный человек будет меньше нуждаться в услугах кон- сультирования и сможет более рационально использовать эту форму помощи.
И
НФОРМАЦИЯ О КАРЬЕРЕ
Понятие «информация о карьере» было определено NCDA (в то время
NVGA)
как «информация, относящаяся к миру профессий, которая может быть полезной в процессе подготовки к трудовой деятельности и включает в себя учебную, профессиональную и психосоциальную информацию, связанную с работой; например, информация о доступности обучения, характере работы и положении работающих в различных сферах деятельности» (Sears, 1982, р.
139). Как уже обсуждалось в предыдущих главах, термин «персональное руко-
водство» (guidance) обычно резервируется для обозначения деятельности, ко- торая носит в первую очередь образовательный характер. Карьерное руковод-
ство (career guidance) включает в себя все действия, направленные на распро- странение информации о существующих или будущих профессиях с целью по- вышения осведомленности людей о мире работы и о том, что они собой пред- ставляют по отношению к этому миру (NOICC, 1994). Этот вид деятельности может принимать различные формы:
• ярмарок вакансий (приглашение специалистов в ряде областей, с тем чтобы они объяснили характер своей работы);
• библиотечных заданий;
• собеседований;
426
• предоставления информации с помощью компьютера;
•
наблюдения за работой профессионала (сопровождения кого-то в тече- ние его обычного рабочего дня);
• дидактических лекций;
• практических упражнений, например ролевой игры.
Карьерное руководство и распространение информации по вопросам ка- рьеры традиционно представляется как деятельность в пределах школы. Однако этот процесс часто происходит вне школьной среды — например, в государ- ственных агентствах, на предприятиях, в библиотеках и дома; эта деятельность может осуществляться специалистами, занимающимися частной практикой
(Burlew, 1992; Harris-Bowlsbey, 19 92). Согласно Паттерсону, карьерное руко- водство предназначено «для людей, являющихся вполне нормальными и не имеющих никаких эмоциональных проблем, мешающих формированию рацио- нального подхода к выбору профессии или карьеры» (Freeman, 1990, р. 292).
Многие правительственные и образовательные агентства (такие, как Нацио- нальная система информации по вопросам карьеры (NCIS) в Юджине, штат
Орегон) создают компьютерные базы данных по профессиям и распространяют их через библиотеки. В целом способы получения информации относительно карьеры очень разнообразны.
Однако не все эти способы одинаково эффективны, и тот, кто оказывается не в состоянии должным образом адаптировать информацию о карьере к своей конкретной ситуации, часто сталкивается с трудностью при принятии решения о выборе профессии. Результатом могут быть нереалистичные стремления — цели, выходящие за пределы возможностей человека (Salomone & McKenna,
1982). Следовательно, людям, решающим вопрос выбора карьеры, необходимо предоставить полную и качественную информацию о профессиях. Обладание информацией о карьере еще не гарантирует знания собственных возможностей в развитии карьеры, но без таких данных не могут быть приняты удачные карь- ерные решения. Нехватка или несвоевременность необходимой информации является одной из причин того, что люди не в состоянии принимать правиль- ные решения или делать адекватный выбор.
Существуют издания, которые традиционно считаются источниками ба- зовой и современной информации о профессиях и тенденциях в этой области. В их число входят издаваемые правительством «Dictionary of Occupational Titles»
(«Словарь названий профессий») и «Occupational Outlook Handbook» («Спра- вочник перспективных профессий»). Некоторые книги для самопомощи, такие как книга Боллса « What Color is Your Parachute?» (Bolles, 1998) и «Harvard
Guide to Careers» (Leape & Vacca,
1991), описывают практические шаги (такие, как написание резюме), которым рекомендуют следовать для определения ин- дивидуальных ценностей и успешного решения задачи поиска карьеры. Данные книги подходят для большинства людей, начиная от позднего подросткового периода и старше. Они содержат также огромное количество информации о том, как определить сферу собственного специфического интереса.
Ряд компьютерных систем карьерного руководства предлагают информа- цию по вопросам карьеры и помогают людям разобраться в своих ценностях и
427 интересах или просто найти информацию о работе. Одно из преимуществ ком- пьютерных систем планирования карьеры — это их доступность: они оказыва- ются полезными во многих ситуациях, при работе с различными людьми, с представителями разных культур и возрастных групп (Harris-Bowlsbey, 1992).
Вот некоторые из наиболее известных в США программ: SIGI-Plus (Система интерактивного персонального руководства и информации; «Плюс» указывает на усовершенствование системы); DISCOVER и NOICC (Национальный про- фессиональный комитет координирования информации; включает филиалы в отдельных штатах).
DISCOVER
и SIGI-Plus — две программы, которые наиболее широко ис- пользуются в США при планировании карьеры, в то время как NOICC и его филиалы занимаются составлением списков определенных профессий. «DIS-
COVER
состоит из четырех компонентов: а) самооценка (информация о себе); б) определение вариантов выбора профессии (стратегии для определении сферы занятости); в) анализ информации по профессиям (информация о профессиях); г) выбор вариантов получения профессионального образования (поиск образо- вательных учреждений)» (Sampson, Shahnasarian & Reardon, 1987, p. 416). SIGI-
Plus
содержит пять компонентов, направленных на: 1) самооценку (ценности);
2) идентификацию вариантов выбора профессии (ориентация); 3) анализ ин- формации по профессиям (сравнение); 4) анализ информации о программах подготовки (планирование); 5) осуществление предварительного выбора про- фессии (стратегия). Ведется постоянный поиск способов расширения компью- терных систем профессиональной ориентации (Sampson & Reardon, 1990;
Zunker, 1998).
1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 83