ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
416
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Вспомните, о каких типах групп упоминалось в этой главе. В командах по четыре человека обсудите особенности тех групп, которые, на ваш взгляд, являются наиболее при- емлемыми в настоящее время. Попытайтесь представить, какие типы групп вы могли бы ве- сти в будущем.
2. Разделитесь на пары и обсудите проблемы и потенциальные возможности, которые вы усматриваете в ведении группы. Представьте, что вас попросили провести группу по ва- шему усмотрению. Что вы думаете по поводу предстоящего события? Что, на ваш взгляд, вы будете делать и думать в течение каждой стадии этого процесса?
3. Просмотрите подшивки профессиональных журналов по консультированию за по- следние пять лет. Сообщите аудитории о наиболее заинтересовавших вас статьях, посвящен- ных групповой работе. Сравните ваши результаты с результатами других участников.
4. Представьте, что вы — консультант без каких-либо навыков групповой работы. Как вы представляете свою работу в следующих условиях: в школе; в службе занятости; при за- нятии частной практикой? Обсудите с аудиторией ваши мысли о работе консультанта в раз- личных типах групп.
5. Выберите тему, которая является интересной для широкого круга людей (например, выбор надлежащей диеты или снятие раздражительности), и представьте урок группового руководства вашим сокурсникам, основываясь на информации, которую вы вынесли из ис- следования. По окончании работы обсудите ее с сокурсниками. Насколько трудным или лег- ким оказался эксперимент?
Л
ИТЕРАТУРА
Association for Specialists in Group Work (ASGW). (1992). Ethical guidelines for group
counselors (1989) and professional standards for training group workers (1990). Alexandria, VA:
Author.
К Avasthi S. (1990). Native American students targeted for math and sciences. Guidepost,
33(6), 1,6,8.
Blatter C. W., ScjacobsenJ. J. (1993). Older women coping with divorce: Peer support groups. Women and Therapy, 14, 141-154.
Brown N. W. (1998). Psychoeducationalgroups. Muncie, IN: Accelerated Development.
Bunch B.J., Lund N. L & Wiggins F. K. (1983). Self-disclosure and perceived closeness in the development of group process. Journal for Specialists in Group Work, 8, 59-66.
Carroll M. R. & Levo L. (1985). The association for specialists in.group work. Journal for
Counseling and Development, 63, 453-454.
ChildersJ. H., Jr. & Couch R. D. (1989). Myths about group counseling: Identifying and challenging misconceptions. Journal for Specialists in Group Work, 14, 105-111.
Conyne R. K. (1998). What to look for in groups: Helping trainees become more sensitive to multicultural issues. Journal for Specialists in Group Work, 23, 22-32.
Corey G. (1995). Theory and practice of group counseling (4th ed.). Pacific Grove, CA:
Brooks/Cole.
Corey G., Corey M. S. & Callanan R. (1998). Issues and ethics in the helping profession
(5th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Couch R. D. (1995). Four steps for conducting a pre-group screening interview. Journal for
«Specialists in Group Work, 20, 18-25.
DeLucia-Waack J. L. (1996). Multiculturalism is inherent in all group work. Journal for
Specialists in Group Work, 21, 218-223.
Dinkmeyer D. C. & Muro J. J. (1979). Group counseling: Theory and practice (2nd ed.).
417
Itasca, IL: Peacock.
Donigian J. & Malnati R. (1997). Systemic group therapy: A triadic model. Pacific Grove,
CA: Brooks/Cole.
Ford D. & Urban H. (1998). Systems of psychotherapy: A comparative study (2nd ed.). New
York: Wiley.
Frey D. H. (1972). Conceptualizing counseling theories. Counselor Education and Supervi-
sion,11, 243-250.
Gazda G. M. (1989). Group counseling. A developmental approach (4th ed.). Boston: Allyn
& Bacon.
Cladding S. T. (1999). Group work: A counseling specialty (3rd ed.). Upper Saddle River,
NJ: Merrill/Prentice Hall.
Goodnough G. E. & Ripley V. (1997). Structured groups for high school seniors making the transition to college and to military service. School Counselor, 44, 230-234.
Hansen J. C., Warner R. W. & Smith E. J. (1980). Group counseling (2nd ed.). Chicago:
Rand McNally
Hanson R. (1972). What to look for in groups: An observation guide. In J. Pfeiffer & J.Jones
(Eds.), The 1972 annual handbook, for group facilitators (pp. 21-24). San Diego: Pfeiffer.
Hutchinson N. L., Freeman J. G. & Quick V. E. (1996). Group counseling intervention for solving problems on the job. Journal of Employment Counseling, 33, 2-19.
Jacobs
Е. Е., Harvill R. L. & Masson R. L. (1998). Group counseling (3rd ed.). Pacific
Grove, CA: Brooks/Cole.
Johnson D. W. & Johnson F. P. (1997). Joining together (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Kottler J. A. (1994a). Advanced group leadership. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
KottlerJ. A. (1994b). Working with difficult group members. Journal for Specialists in
Group Work,19,3-W.
Kraus K. & Hulse-Killacky D. (1996). Balancing process and content in groups: A meta- phor. Journal/or Specialists in Group Work, 21, 90-93.
L'Abate L. & Thaxton M. L. (1981). Differentiation of resources in mental health delivery:
Implications of training. Professional Psychology, 12, 761-767.
LaFountain R. M., Garner N. E. & Eliason G. T. (1996). Solution-focused counseling groups: A key for school counselors. School Counselor, 43, 256-267.
Lieberman M. A. (1991). Group methods. In F. H. Kanfer & A. R Goldstein (Eds.), Helping
people change: A textbook of methods (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Lieberman M. A:(1994). Self-help groups. In H. I. Kaplan & B. J. Sadock (Eds.), Compre-
hensive group psychotherapy (3rd ed.). Baltimore: Williams & Wilkins.
Livneh H. & Sherwood-Hawes A. (1993). Group counseling approaches with persons who have sustained myocardial infarction. Journal of Counseling and Development, 72, 57-61.
Lynn S. J. & Frauman D. (1985). Group psychotherapy In S.J. Lynn &J. R. Garske (Eds.),
Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 419-458). Upper Saddle River, NJ: Mer- rill/Prentice Hall.
McClure B. A. (1990). The group mind: Generative and regressive scours. Journal for Spe-
cialists in Group Work, 15, 159-170.
McClure B. A. (1994). The shadow side of regressive groups. Counseling and Values, 38,
77-89.
McCoy G. A. (1994, April). A plan for the first group session. ASCA Counselor, 31, 18.
Merta R. J. (1995). Group work: Multicultural perspectives. In J. G. PontcrottoJ. M., Casas
L. A., Suzuki '&
С. М. Alexander (Eds.), Handbook of multicultural counseling (pp. 567-585).
Thousand Oaks, CA: Sage.
Morran D. K. (1982). Leader and member self-disclosing behavior in counseling
gmups.Journal for Specialists in Group Work, 7, 218-223. Nelligan A. (1994, Fall). Balancing pro- cess and content; A collaborative experience. Together, 23, 8-9.
Nims D. R. (1998). Searching for self: A theoretical model for applying family systems to
418 adolescent group work. Journal for Specialists in Group Work, 23, 133-144.
Ohlsen M. M. (1977). Group counseling (2nd ed.). New York: Holt, Rinehart &Winston.
Olsen L. D. (1971). Ethical standards for group Waders. Personnel an d Guidance Journal,
50, 288.
Osborne W. L. (1982). Group counseling: Direction and intention. Journal for Specialists in
Group Work, 7, 275-280.
Pack-Brown S. R., Whittington-Clark L. E. & Parker, W. M. (1998). Images of me: A guide
to group work with African-American women. Boston: Allyn & Bacon.
Pence E., Paymar M., Ritmeester T. & Shepard M. (1998). Education groups for men who
batter. The Duluth moufe/New York: Springer.
Pietrofesa J. J., Hoffman A. & Splete H. H. (1984). Counseling: An introduction (2nd ed.).
Boston: Houghton Mifflin.
Pistole M. C. (1997). Attachment theory: Contributions to group work. Journal for Special-
ists in Group Work, 22,7-21.
Posthuma
В. W. (1996). Small groups in counseling and therapy: Process and leadership
(2nd ed.).
Boston: Allyn & Bacon. Riordan R. J. & Beggs M. S. (1987). Counselors and self-help
groups. Journal of Counseling and Development, 65, 427-429.
Ritter K. Y. (1982). Training group counselors: A total curriculum perspective. Journal for
Specialists in Group Work, 7, 266-274.
Rogers C. R. (1970). Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper & Row.
Rybak C. J. & Brown
В. М. (1997). Group conflict: Communication patterns and group de- velopment. Journal for Specialists in Group Work, 22,31-42.
Saidla D. D. (1990). Cognitive development and group singes. Journal for Specialists in
Group Work, 15, 15-20.
Schutz W. (1971). Here comes everybody: Body-mind and encounter culture. New York:
Harper & Row.
Shapiro J. L, Peltz L S., Bernadett-Shapiro S. (1998). Brief group treatment: Practical train-
ing for therapists an d counselors. Pacific Grove,
С A; Brooks/Cole. . ,
Shertzer B. & Stone S. C. (1981). Fundamentals of guidance (4th ed.). Boston: Houghton
Mifflin.
Sklare G., Keener R. & Mas C. (1990). Preparing members for «here-and-now» group coun-
seling. Journal for Specialists in Group Work, 15, 141-148.
Sklare G., Petrosko J. & Howell S. (1993). The effect of pre-group training on members' level of anxiety.Joumal for Specialists in Group Work, 18, 109-114.
Stockton R., Barr J. E. & Klein R. (1981). Identifying the group dropout: A review of the literature. Journal for Specialists in Group Work, 6, 75-82.
Taub D.J. (1998). Promoting student development through psychoeducational groups: A perspective on the goals and process matrix. Journal for Specialists in Group Work, 23,196-201.
Terres C. K. & Larrabee M. J. (1985). Ethical issues and group work With children. Elemen-
tary School Guidance and Counseling, 19, 190-197.
Tuckman B. (1965). Developmental sequence in small groups. Psychological Bulletin, 63,
384-399.
Tuckman B. W. & Jensen M. A. (1977). Stages of small group development revisited.
Group and Organizational Studies, 2, 419-427.
Waldo M. (1985). Curative factor framework for conceptualizing group counseling. Journal
for Counseling and Development, 64, 52-58.
Waldo M. &Bauman S. (1998). Regrouping the categorization of group work: A goal and process (GAP) matrix for groups. Journal for Specialists in Group Work, 23, 164-176.
Ward D. E. (1982). A model for the more effective use of theory in group work. Journal for
Specialists in Group Work, 7, 224-230.
Yalom I. D. (1995). The theory and practice of group psychotherapy (4th ed.). New York:
419
Basic Books.
Yalom I. D. & Liebcrman M. (1971). A study of encounter group casualties. A rchives of
General Psychiatry, 25, 16-30.
Zimpfer D. G. (1990). Publications in group work, 1989.Joumal for Specialists in Group
Work, 15,179-189.
420
1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 ... 83
ГЛАВА 14
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ
КАРЬЕРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Где-то на задворках сознания он приютил мысли,
словно маленькие лодочки в тихой бухте,
готовые в нужный момент поднять паруса.
Я готов вместе с ним поднять якорь
и ринуться навстречу переменчивым волнам
реальности,
сидя по правому борту, я прислушивался
к ветру перемен.
Консультирование требует особого терпения,
хорошо знакомого капитанам и штурманам, —
ведь когда прокладывался курс,
был прилив и дул легкий устойчивый ветер.
Gladding S.
Т. (1985). Harbor thoughts. Journal of
Humanistic Education and Development, 23, p. 68, 1985 by
АСА.
История профессии консультирования началась, когда Фрэнк Парсонс
(Parsons,
1909) наметил в общих чертах процесс выбора карьеры и стал на прак- тике заниматься профессиональной ориентацией. Согласно Парсонсу, «лучше выбирать профессию, чем просто охотиться за работой». Начиная с момента, когда впервые были опубликованы идеи Парсонса, в области развития карьеры и консультирования по вопросам карьеры было проведено значительное коли- чество исследований и родилось немало теорий.
Выбор карьеры — это больше, чем просто решение о том, чем каждый собирается зарабатывать себе на жизнь. Характер занятий оказывает влияние на образ жизни человека в целом. «Профессиональные роли множеством нитей связаны с другими жизненными ролями человека» (Imbimbo, 1994, р. 50). Так, уровень доходов, стрессы, социальная идентичность, признание, образование, манера одеваться, увлечения, интересы, выбор друзей, образ жизни, постоянное место проживания и даже особенности индивидуальности связаны с професси- ональной жизнью человека (Herr & Cramer, 1996; NCDA, 1990). Кроме того, профессиональные сообщества представляют собой мини-культуры, где удо- влетворяются социальные потребности и формируются ценности (Tart, 1986).
От характера и целей работы человека зависит его ощущение благополучия
(Burlew, 1992; Campbell,
1981). Следовательно, человеку чрезвычайно важно серьезно отнестись к выбору своей карьеры.
421
Тем не менее выбор карьеры зачастую происходит без систематического изучения осознания своих возможностей. Приблизительно каждый пятый из опрошенных американских рабочих получил свою профессию случайно, и больше 60% рабочих в США по-другому бы отнеслись к этому выбору, если бы могли заново планировать свою профессиональную жизнь (Hoyt, 1989). Поэто- му важно, чтобы люди как можно раньше получали информацию, касающуюся выбора карьеры, и входили в рынок труда с тщательно продуманными планами.
Процесс выбора карьеры является уникальным для каждого человека. Он зависит от личностных особенностей, от стадии развития и от усвоенных жиз- ненных ролей (Drummond & Ryan, 1995). На выбор карьеры могут повлиять случайные события (Miller, 1983), семейная атмосфера (Bratcher, 1982; Helwig
& Myrin,
1997), пол (Hotchkiss & Borrow, 1996) и возраст (Canaff, 1997). Кроме того, общее экономическое состояние та,кже является фактором, обусловлива- ющим выбор карьеры (Borgen, 1997). В век развития промышленности, чтобы добиваться успеха, были необходимы такие качества, как пунктуальность, дис- циплинированность, умение выполнять механическую работу; в нынешней тех- носервисной экономике акцент делается на «состязательной кооперации, удо- влетворении потребителя, непрерывном образовании и новаторстве» (Staley &
Carey, 1997, p. 379).
По вопросам выбора карьеры выпущено огромное количество литерату- ры, поэтому в этой главе представлен только краткий обзор данной области.
Мы остановимся на вопросах развития карьеры и на холистическом консульти- ровании, рассматривающем развитие карьеры на протяжении всей жизни (как это впервые было предложено Гисберсом (Gysbers, 1975)), а также проанализи- руем теории и задачи работы с различными клиентами, которые решаются с помощью этих теорий. Здесь не будут рассматриваться конкретные методики оценки карьеры, но им будетуделено внимание в главе 20. ,
З
НАЧЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО
ВОПРОСАМ КАРЬЕРЫ
Несмотря на свою продолжительную историю и большое количество мо- делей, консультирование по вопросам карьеры
1
не получило такого признания, какое имели другие формы консультирования или психотерапии (Burlew, 1992).
Это печально — как для профессии консультирования в целом, так и для боль- шинства людей, которые нуждаются в этих услугах. Опросы старшеклассников средней школы и студентов последнего курса колледжа показывают, что из всех разновидностей консультирования они больше всего предпочли бы кон- сультирование по вопросам карьеры. Браун (Brown, 1985) также утверждает, что для некоторых клиентов, которые имеют эмоциональные проблемы, свя- занные с неблагоприятными, стрессогенными обстоятельствами, карьерное консультирование может оказаться жизненно важным вмешательством. Вклад
1
В дальнейшем наравне с данным названием будет употребляться термин карьерное консультирование.
422 карьерного консультирования в рост и развитие личности достаточно хорошо известен (Imbimbo, 1994; Krumboltz, 1994).
Крайтс (Crites, 1981, p. 14-15) перечисляет ряд важных особенностей ка- рьерного консультирования.
1. «Потребность в консультировании по вопросам карьеры больше, чем потребность в психотерапии». Карьерное консультирование занимается внут- ренним и внешним миром личности, в то время как другие подходы консульти- рования имеют дело только с внутренними событиями.
2. «Консультирование по вопросам карьеры может выполнять терапевти- ческие функции». Между карьерной и личностной адаптированностью суще- ствует положительная корреляция (Crites, 1969; Krumboltz, 1994; Super, 1957;
Williams, 1962; Williams & Hills,
1962). Клиенты, которые успешно справляются с решением карьерного вопроса, могут приобрести умения и уверенность в спо- собности браться за решение проблем в других областях. Они могут вкладывать больше энергии в решение проблем, не связанных с карьерой, именно потому, что прояснили цели карьеры. И если Браун (Brown, 1985) предлагает набор ме- тодов оценки, полезных для определения того, в каком консультировании в первую очередь нуждается клиент — в личностном или карьерном, то Крум- болтц (Krumboltz, 1994) утверждает, что карьерное и личностное консультиро- вание неразрывно переплетаются и часто должны проводиться совместно. Дей- ствительно, результаты исследований опровергают ту точку зрения, «что те, кто ищет помощи в выборе карьеры, отличаются от претендентов на какой-либо другой вид помощи» (Dollarhide, 1997, р. 180). Например, люди, которые поте- ряли работу и опасаются, что не найдут другой, одновременно сталкиваются и с проблемой карьеры, и с проблемой личностной тревожности. К работе с такими людьми обязательно следует подходить с холистических позиций, предлагая клиентам информационную помощь в поиске карьеры и поддерживая их реши- мость смело встретить и преодолеть эмоциональные проблемы, связанные с поиском новой работы или изменением направления в жизни. 3. «Консультиро- вание по вопросам карьеры является более трудным занятием, чем психотера- пия». Крайтс утверждает, что для того, чтобы быть эффективным консультан- том по вопросам карьеры, человек должен уметь обращаться как с личностны- ми переменными, так и с переменными работы, а также знать, как эти два вида переменных взаимодействуют. «Для того чтобы быть грамотными и опытными в консультировании по вопросам карьеры, консультанты должны пользоваться различными теориями и методами, касающимися как личности, так и развития карьеры, а также непрерывно отбирать и предлагать своим клиентам актуаль- ную информацию относительно мира работы» (Imbimbo, 1994, р. 51). Всего этого нет в полной мере в тех направлениях консультирования, которые в ос- новном сосредоточиваются на внутреннем мире клиента.