ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
411 дующие сессии максимизируют результаты групповой работы и поощряют участников продолжить следование первоначальным целям (Jacobs, Harvill &
Masson, 1998).
Кори (Corey, 1995) предлагает проводить сессию проспективного наблю- дения для кратковременной группы приблизительно через три месяца после за- вершения. Он обращает внимание на то, что процесс взаимной обратной связи и поддержка от других членов группы в это время могут оказаться очень цен- ными. Если члены группы на стадии завершения групповой работы знают, что встретятся снова для продолжения работы, они, скорее всего, продолжат работу над достижением своих целей. Помимо групповых сессий, в рамках проспек- тивного наблюдения возможны также индивидуальные сессии, проводимые ли- дером группы с отдельными участниками, иногда — по телефону.
К
АЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ ЛИДЕРОВ
Существуют качества, по которым различаются эффективные и неэффек- тивные лидеры групп. Например, те групповые лидеры, которые проявляют ав- торитаризм, агрессию, конфронтацию или эмоционально отдаляются от груп- пы, оказываются неэффективными и провоцируют случаи групповых потерь
(выбывание участников или\худшение их состояния после опыта групповой ра- боты) (Yalom & Lieberman, 1971). С другой стороны, следующие четыре каче- ства лидерства, если они не используются чрезмерно, оказывают положитель- ное влияние на результат группового консультирования (Yalom, 1995).
•
Проявление заботы: чем больше, тем лучше.
•
Стремление к осмысленности: включает прояснение (уточнение ска- занного), объяснение и предоставление познавательной схемы для изменения.
•
Способность пробуждать эмоции: включает активизацию, вызов, при- нятие риска, самораскрытие.
•
Исполнительная функция: включает разработку норм, структурирование и предложение процедур.
Для продуктивной работы группы важно, чтобы лидер умел находить
«золотую середину» между двумя крайностями — эмоциональным стимулиро- ванием и исполнительной функцией. Лидеры не должны позволять участникам испытывать такое количество эмоций, которое сделает их неспособными обра- ботать информацию, выявленную в групповой работе, а также не должны до- пускать жесткого структурирования ситуации, полностью препятствующего проявлению эмоций.
Коттлер (Kottler, 1994a) заявляет, что эффективные лидеры понимают природу сил, действующих в группе, могут понять, являются ли эти силы тера- певтическими, и, если они не являются терапевтическими, предпринимают ша- ги, чтобы лучше управлять группой с помощью ее участников. Его оценка ка- честв лидера дополняет оценку Ялома (Yalom, 1995) и Осборна (Osborne, 1982), которые полагают, что хорошие лидеры групп действуют сознательно, потому что они способны предвидеть направление развития группового процесса и
412 осознавать потребности группы. Примером такого умения можно считать спо- собность лидеров вести терапевтический процесс в группе, опираясь на ее го- могенность в тех случаях, когда существует потребность управлять групповы- ми силами и защищать участников, и подчеркивать гетерогенные качества, ко- гда группа становится слишком «довольной» и перестает работать.
Кроме этого, Кори (Corey, 1995) поддерживает мнение, что эффективно работающие лидеры групп преданы «нескончаемой борьбе» за проявление сво- их лучших человеческих качеств. Он перечисляет ряд личных качеств, которые
«жизненно связаны с эффективностью группового лидера» (р. 54). Среди этих качеств — внешний вид, личностная энергия, мужество, готовность преодоле- вать себя, искренность, аутентичность, энтузиазм, ощущение идентичности, изобретательность и креативность.
Наконец, хорошая теоретическая и практическая подготовка, знание ме- тодов групповой работы являются критическим фактором эффективности лиде- ра. Например, в групповом консультировании и психотерапии «задача лидера группы состоит в том, чтобы перевести описание симптомов в плоскость меж- личностных проблем» (Pistole, 1997, р. 7). С помощью этого лидеры помогают участникам групп научиться устанавливать свободные от искажений, благо- творные отношения. Независимо от типа групп их лидеры применяют большое число приемов,, подобных тем, которые перечислены в табл. 13.3.
Таблица 13.3
Обзор навыков, необходимых групповому лидеру
Приемы
Описание
Цели и желаемые результаты
1
2
3
Активное слушание
Проявление внимания к вербальным и невербальным аспектам коммуникации без оценивания
Способствовать росту доверия и склонности клиента к самораскрытию и исследованию
Переформулировка
Повторение своими словами того, что сказал участник группы, чтобы уточнить значение его высказывания
Решить, правильно ли понял лидер утверждение клиента; обеспе- чить поддержку и понимание
Разъяснение
Схватывание сущности сообщения как на чувственном, так и на рациональном уровнях; упрощение утверждений' кли- ента путем сосредоточения на сути со- общения
Помочь клиентам разобраться в проти- воречивых и запутанных чувствах и мыслях; достичь значимого понима ния сказанного
Подведение итогов
Объединение вместе важных элементов взаимодействия или сессии
Избежать фрагментации и дать направ- ление сессии; обеспечивать непрерыв- ность и смысл
Расспрашивание
Задавание открытых вопросов, которые побуждают к самоисследованию: «что» и «как» происходит в поведении
Вызвать дальнейшее обсуждение; по- лучить информацию; стимулировать мышление; увеличить понимание и концентрацию; обеспечить дальнейшее самоисследование
Интерпретация
Предложение возможных объяснений некоторых действий, чувств и мыслей
Способствовать более глубокому са- моисследовапию; обеспечить новую точку зрения для рассмотрения и по- нимания поведения
413
Продолжение табл.13.3 1
2 3
Сопоставление
Побуждение участников к нахождению несоответствия между их словами и дей- ствиями или телесными и вербальными сообщениями; указание на противоречи- вую информацию или сообщения
Способствовать объективному самоис- следованию; обеспечить полное ис- пользование потенциальных возмож- ностей; вызывать понимание внутренних противоречий
Отражение чувств
Сообщать понимание содержания чувств
Дать участникам знать, что их услы- шали и поняли не только на уровне слов
Поддержка
Обеспечение поддержки и подкрепления
Создать атмосферу, которая поощряет участников удерживать желательные формы поведения; обеспечивать под- держку, если клиенты столкнутся с трудностями; упрочивать доверие
Сочувствие
Идентификация с клиентами путем при- нятия их системы координат
Способствовать доверию в терапевти- ческих отношениях; сообщать свое по- нимание; поощрять более глубокие уровни самоисследования
Содействие
Установление ясных и прямых комму- никаций в пределах группы; помощь членам группы в принятии увеличиваю- щейся ответственности за направление работы группы
Содействовать эффективному обще- нию среди членов группы; помогать им в достижении собственных целей в группе
Инициация работы
Действия, направленные на вовлечение группы в работу и введение новых направлений в группе
Предотвратить бесполезные групповые колебания; увеличить темп группового процесса
Целеполагание
Планирование определенных целей для группового процесса и помощь участни- кам в определении конкретных и значи- мых целей
Задать направление действиям группы; помочь участникам выбрать и уточнить цели
Оценивание
Оценка протекания группового процес- са, а также индивидуальной и групповой динамики
Способствовать более глубокому само- осознанию и лучшему пониманию ди- намики и направления работы группы
Предоставление об- ратной связи
Выражение конкретных и честных реак- ций, основанных па наблюдении пове- дения участников группы
Предложить внешнее видение того, как человек вступает в отношения с други- ми; увеличить самоосознаиие клиента
Советование
Предложение совета и информации, подсказок и идей для новых форм пове- дения.
Помогать членам развивать альтерна- тивные способы мышления и действия
Защита
Защита членов группы от ненужных психологических рисков в группе
Предупредить участников относитель- но возможных рисков от участия в группе; уменьшать эти риски
Раскрытие себя
Раскрытие реакций на события «здесь и теперь» в группе
Облегчить более глубокие уровни вза- имодействия в группе; создать дове- рие; моделировать способы сообщения информации о себе другим людям
414
Окончание табл. 13.3 1
2 3
Моделирование
Демонстрация желательного поведения через действия
Обеспечить примеры желательного поведения; вдохновить участников па полное развитие их потенциала
Работа в тишине
Сдерживание вербальных и невербаль- ных коммуникаций
Принять во внимание рефлексию и ас- симиляцию; обострить внимание; ин- тегрировать эмоционально окрашен- ный материал; помочь группе исполь- зовать ее собственные ресурсы
Закрепление
Вмешательство с целью прекращения непроизводительного поведения в груп- пе.
Защитить участников; увеличить про- дуктивность группового процесса.
Завершение
Подготовка группы к завершению сес- сии или завершению ее истории
Подготовить членов группы к ассими- ляции, интеграции и к применению изученного в группе в каждодневной жизни
Примечание. Формат этой таблицы заимствован из статьи Эдвина Дж. Нолана (Edwin J. No- lan) «Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery»,Journal for Specialists in Group Work,
1978, 3(3), 132-138.
Источник: Theory and Practice of Group Counseling (4th ed., pp. 72-73) by Gerald Corey. 1995
Brooks/Cole Publishing Company.
Б
УДУЩЕЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Будущее групповой работы изобилует богатыми возможностями. Разви- тие ее происходит в разных направлениях. Одно из них — это разработка но- вых, теоретически обусловленных способов работы в группе. Например, сосре- доточенное на решении консультирование и краткосрочные терапевтические группы становятся все более популярными, а их эффективность получает под- тверждение в многочисленных исследованиях (LaFountain, Garner & Eliason,
1996; Shapiro, Peltz & Bernadett-Shapiro,
1998). Эти группы отличаются от про- блемных групп своей «сфокусированностью на убеждениях относительно из- менения, убеждениях относительно расстройства и на выработке решений»
(LaFontain et al., 1996, p. 256).
Групповая работа предполагает усиление профилактической направлен- ности. Обучение жизненным навыкам, проводимое в группах, — одно из под- тверждений этого (Gazda, 1989). В данном подходе можно выделить четыре об- ласти: 1) межличностная коммуникация и отношения между людьми; 2) реше- ние проблем и принятие решений; 3) физическое самочувствие и поддержание здорового образа жизни; 4) развитие идентичности и цели жизни. Но самое зна- чительное проявление профилактической направленности в групповой работе имеет место в профилактическом здравоохранении, где за помощь людям в поддержании здоровья или за предотвращение будущих трудностей присужда- ются денежные премии.
В целом будущее групповой работы кажется прочным и обещает большее
415 разнообразие как в теории, так и на практике (DeLucia-Waack, 1996). Вопросы различия культур, особенно в части понимания других людей, своего «Я», обу- чения и исследований, привлекают все больше внимания (Merta, 1995). Напри- мер, Конин (Сопупе, 1998) разработал серию «культуральных сенсибилизато- ров», которые могут применяться наравне с принципами наблюдения за базо- выми групповыми процессами Хансона (Hanson, 1972) для того, чтобы помочь обучающимся стать более компетентными в вопросах групповой работы. По- добно этому, созданы руководства по групповой работе, которые фокусируются на особенностях работы с отдельными культурными меньшинствами. Напри- мер, разработаны и опубликованы способы работы с женщинами афроамери- канского происхождения (Pack-Brown, Whittington-Clark & Parker, 1998). В XXI столетии таких разработок станет больше.
Р
ЕЗЮМЕ
Групповая работа — это увлекательный, необходимый и эффективный способ помощи людям. Она может принимать образовательную, профилактиче- скую или коррекционную направленность. ASGWсформулировала стандарты для обучающих групп, групп консультирования, психотерапевтических групп и групп, занимающихся конкретными задачами. В групповой работе часто при- меняются те же самые теории, что и в индивидуальной работе. Однако есть и особенности в применении этих теорий для групповой работы.
Чтобы быть максимально эффективными, групповые лидеры, помимо навыков работы с группой, должны быть компетентными в решении вопросов индивидуального характера. В овладении этими навыками заключается процесс развития. Хорошие групповые лидеры понимают особенности тех видов групп, которые они могут вести, и предоставляют эту информацию потенциальным участникам. В своей работе лидеры руководствуются этическими, юридиче- скими и методическими требованиями (рекомендациями) профессиональных организаций. Они заинтересованы в благополучии руководимых ими групп в целом и отдельных людей, участвующих в них. Они предвосхищают проблемы еще до их возникновения и предпринимают для исправления действенные ша- ги. Они систематически наблюдают за участниками группы и после того, как групповая работа закончилась. Они следят за профессиональной литературой, касающейся групповой работы, и стремятся совершенствовать свой личност- ный и профессиональный уровень.
В целом групповая работа — это поэтапный, эффективный и расширяю- щий свои границы способ работы с людьми, направленный на достижение ин- дивидуальных и коллективных целей. Профессиональные консультанты долж- ны приобретать навыки групповой работы, если они хотят работать комплексно и разносторонне.