ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1155
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
450 сов культурных меньшинств (как групп) имеют тенденцию отличаться от сте- реотипов евроамериканцев (согласно схеме Голланда (Holland, 1997)), что со- здает определенную проблему для консультантов, пытающихся оказать помощь представителям этих меньшинств (Osi-pow & Fitzgerald, 1996). Если в целом приблизительно 27% взрослого населения США испытывают потребность в помощи при поиске информации о работе, то эта оценка намного выше среди отдельных меньшинств: для афроамериканцев она составляет 44%, для выход- цев из Азии и с тихоокеанских островов — 36% и для испа-ноамериканцев -
35% (NCDA, 1990).
Консультанты должны помнить, что представители культурных мень- шинств имеют специфические потребности, касающиеся самоутверждения в карьере. Консультанты должны учитывать такие проблемы и в то же время по- могать людям в преодолении искусственных и реальных барьеров, которые мешают им максимально реализовывать свой потенциал. Например, опреде- ленная часть афроаме-риканской молодежи, которая всю свою жизнь провела в бедности, ущемлена в своих профессиональных возможностях, потому что «эти люди имеют незначительный положительный профессиональный опыт, огра- ниченные образовательные возможности и часто недостаток положительных образцов профессиональных ролей» (Dunn& Veltman, 1989, p. 156-157). В структурированных программах для этих групп населения используются поло- жительные модели ролевого поведения и практическое подтверждение их куль- турного или этнического наследия и способностей; таким образом проводится работа по преодолению традиционных ограничений (Drummond & Ryan, 1995;
Locke & Faubert, 1993).
Программы распространения профессиональной информации для роди- телей среди американцев китайского и корейского происхождения также дока- зали свою целесообразность (Evanoski & Tse, 1989). В соответствии с традици- ями этих азиатских культур, родители обычно сами принимают решения отно- сительно карьеры своих детей, не учитывая интересов самих детей. Организа- ция семинаров по месту проживания такого населения с целью ознакомления родителей с возможностями карьеры в США открывает больше возможностей выбора всем заинтересованным. Успех таких семинаров обусловлен двуязыч- ными ролевыми моделями и материалами по профессиональной ориентации, написанными на языке участников. В главе 4 проблемы мультикультурального консультирования рассмотрены более подробно.
Г
ОМОСЕКСУАЛЫ
/
ЛЕСБИЯНКИ
/
БИСЕКСУАЛЫ
. Эти люди представляют со- бой специфическую группу меньшинств, которая редко принимается во внима- ние в консультировании по выбору карьеры. Эти люди, наряду со многими проблемами, общими для всех групп населения, сталкиваются с уникальными трудностями. Особой проблемой для многих гомосексуалов, лесбиянок и би- сексуалов является вопрос, раскрывать свою сексуальную ориентацию на рабо- те или держать в тайне (Chojnacki & Gelberg, 1994). Если люди, принадлежащие к сексуальным меньшинствам, открыто заявляют о своих убеждениях и ориен- тациях, они сталкиваются с проблемами личностного и профессионального раз- вития, обусловленными дискриминацией.
451
Хотя традиционные методы консультирования по вопросам карьеры обычно применимы в работе с представителями всех сексуальных ориентации, необходимо уделить особое внимание помощи гомосексуалам, лесбиянкам и бисексуалам в оценке соответствия их предпочитаемого образа жизни опреде- ленным условиям рабочей среды. Сексуальная ориентация не должна игнори- роваться, поскольку она является важной переменной, иначе процесс консуль- тирования по вопросам карьеры не будет конструктивным (Croteau & Thiel,
1993).
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе представлена информация по разным аспектам карьерного консультирования. Показано значение карьерного консультирования, приво- дится перечень профессиональных ассоциаций, таких как NCDA и NECA, кото- рые особенно заинтересованы в его развитии. Проанализированы основные теории карьерного консультирования — трейт-факторная, психодинамическая, сосредоточенная на развитии и социально-когнитивная. Наряду с ними рас- сматривались две современные попытки разработать комплексную теорию ка- рьерного консультирования. Кроме этого, было уделено внимание особенно- стям консультирования отдельных групп населения, в частности женщин, пред- ставителей разных возрастных групп и культурных меньшинств.
Многочисленные факторы, включая внутренние потребности и мотивы, внешние обстоятельства, такие как материальное положение, пол, образован- ность, этническая принадлежность и социальная обстановка, объединяясь, обу- словливают карьерные решения. Мировой прогресс, особенно в области техно- логий, также влияет на профессиональную сферу. «Информационный век про- должает влиять как на количество доступных профессий, так и на содержание деятельности в этих профессиях» (Walls & Fullmer, 1996, p. 154). По мере того, как современные технологии создают новые или видоизменяют привычные профессии, ценившиеся прежде навыки и целые виды деятельности теряют свое значение или даже исчезают. Следовательно, значение карьерного консульти- рования продолжает расти, а консультанты, которые хотят адекватно работать со своими клиентами, должны обладать теоретическими и практическими зна- ниями в этой области.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Вернитесь мысленно во времена вашего детства и вспомните, о каких видах дея- тельности вы знали в то время. Как соотносятся ваши детские мечты о карьере (в возрасте до
12 лет) с вашими профессиональными устремлениями в настоящий период? Обсудите с со- курсниками ваши воспоминания и то, как они повлияли или продолжают влиять на вас.
2. Обсудите с одним из однокурсников ваше мнение по поводу включения понятия досуга в определение карьеры. Согласны ли вы с утверждением Мак-Дэниелса или вы счита- ете, что досуг является отдельной категорией? Поделитесь вашими идеями с остальными со- курсниками.
452 3. Ознакомьтесь с любой методикой, которая могла бы использоваться в профессио- нально-ориентационном руководстве с той возрастной группой, которая вас больше всего интересует. Сделайте доклад об этой методике.
4. Оцените теорию выбора карьеры Роу на примере известного вам человека, кото- рый, по вашему мнению, добился успеха в карьере. Поговорите с этим человеком, если это окажется возможным. Обсудите с вашими сокурсниками, как теория Роу была или не была подтверждена информацией, которую вы получили.
5. Какая теория консультирования по вопросам карьеры вас привлекает больше всего?
Пусть все присутствующие разделятся на группы в соответствии с выбранными теориями. В группах обсудите, какие изменения вы внесли бы в теорию, чтобы сделать ее еще сильнее.
Представьте ваш устный отчет остальным соученикам.
Л
ИТЕРАТУРА
American School Counselor Association (ASCA). (1985). The role of the school counselor in career guidance: Expectations and responsibilities. School Counselor, 32, 164-168.
Beale A. V. (1998). Facilitating the learning of career development theories. Career Devel-
opment Quarterly, 46, 294-300.
Beale A. V. & Nugent D. G. (1996). The pizza connection: Enhancing career awareness. El-
ementary School Guidance & Counseling, 30, 294-303.
Betz N. & Fitzgerald L. (1987). The career psychology of women. New York; Academic
Press.
Bloch D. E (1988). Reducing the risk: Using career information with at-risk youth. Eugene,
OR: Career Information Systems.
Bloch D. R. (1989). Using career information with dropouts and af-risk youth. Career De-
velopment Quarterly, 38, 160-171.
Bobo M., Hildreth B. L. & Durodoye B. (1998). Changing patterns in career choices among
African-American, Hispanic and Anglo children. Professional School Counseling, 1(4), 37-42.
Bollcs R. N. (1998). What color is
у our parachute? Berkeley, С A: Ten Speed Press.
Bordin E. S. (1968). Psychological counseling (2nd ed.). New York: Appleton-Century-
Crofts.
Bordin E. S. (1991). Psychodynamic model of career choice and satisfaction. In D. Brown
L.
Brooks & Associates (Eds.), Career choice and development: Applying contemporary theo-
ries to practice (2nd ed., pp. 102-144). San Francisco: Jossey-Bass.
Borgen W.A. (1997). People caught in changing career opportunities: A counseling per-
spective. Journal of Employment Counseling, 34, 133-143.
Bowcn M. (1980). Key to the genogram. Washington, DC: Georgetown University Hospital.
Bratcher W. E. (1982). The influence of the family on career selection: A family systems perspective. Personnel and Guidance Journal, 61, 87-91.
Bratina T. G. & Bratina T. A. (1998). Electronic career search. Journal of Employment
Counseling, 35 17-25.
Brown D. (1985). Career counseling: Before, after or instead of personal counseling. Voca-
tional Guidance Quarterly, 33, 197-201.
Brown D. & Brooks L. (1991). Career counseling techniques. Boston: Allyn & Bacon.
Burlew L. (1992, Winter). My job, my mind. American Counselor, 1, 24-27.
Bynner J. M. (1997). Basic skills in adolescents' occupational preparation. Career Devel-
opment Quarterly, 45, 300-321.
Campbell A. (1981). The sense of well-being in America: Recent patterns and trends. New
York: McGraw-Hill.
Campbell C. A. & Dahir C. A. (1997). The national standards for school counseling pro-
453
grams. Alexandria, VA; American School Counseling Programs.
Campbell D. (1974). If you don't know where you're going you'll probably end up some-
where else. Niles, IL: Argus.
Canaff A. L. (1997). Later life career planning: A new challenge for career counselors.
Journal of Employment Counseling, 34, 85-93.
Chojnacki J. T. & Gelberg S. (1994). Toward a conceptualization of career counseling with gay/ lesbian/bisexual persons. Journal of Career Development, 21, 5-9.
Chusmir L. H. (1990). Men who make nontraditional career choices. Journal of Counseling
and Development, 69, 11-16.
Cole C. G. (1982). Career guidance for middle junior high school students. Vocational
Guidance Quarterly, 30, 308-314.
Cook E. E. (1993). The gender context of life: Implications for women's and men's career- life plans. Career Development Quarterly, 41, 227-237.
Corsini R. & Wedding D. (1995). Cwrentpsychotherapies (5th ed.). Itasca, IL; Peacock.
Crites J. O. (1969). Vocational psychology. New York: McGraw- Hill.
CritesJ. O. (1978). Theory and research handbook for the Career Maturity Inventory. Mon- terey, CA: CTB/McGraw-Hill.
CritesJ. O. (1981). Career counseling: Models, methods, and materials. New York:
McGraw-Hill.
Croteau J. M. & Thiel M. J. (1993). Integrating sexual orientation in career counseling: Act- ing to end a form of the personal-career dichotomy. Career Development Quarterly, 42,174-179.
Dickson G. L. & Parmerlee J. R. (1980). The occupation family tree: A career counseling technique. School Counselor, 28, 99-104.
Dollarhide
С. Т. (1997). Counseling for meaning in work and life: An integrated approach.
Journal of Humanistic Education and Development, 35, 178-187.
Drummond R. J. & Ryan C. W. (1995). Career counseling: A development approach. Up- per Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hall.
Dunn C. W. & Veltman G. C. (1989). Addressing the restrictive career maturity patterns of minority youth: A program evaluation. Journal of Multicultural Counseling and Development,
17,156-164.
Erikson E. H. (1963). Childhood and society (2nd ed.). New York; Norton.
Evanoski E. O. & 'Jse F. W. (1989). Career awareness programs for Chinese and Korean
American parents. Journal of Counseling and Development, 67, 472-474.
Fox M. (1994). The reinvention of work: A new vision of livelihood for our time. San Fran- cisco: Harper.
Freeman S. C. (1990).
С. Н. Patterson on client-centered career counseling: An interview.
Career Development Quarterly, 38, 291-301.
Gade E., Fuqua D. & Hurlburt G. (1988). The relationship of Holland's personality types to educational satisfaction with a Native-American high school population. Journal of Counseling
Psychology, 35, 183-186.
Gale A. U. (1998). Carl McDaniels: Alife of transitions. Journal of Counseling and Devel-
opment, 76,202-207.
Ginzberg E. (1972). Toward a theory of occupational choice: A restatement. Vocational
Guidance Quarterly, 20, 169-176.
Ginzberg E., Ginsburg S. W., Axelrad S. & Herma J. L. (1951). Occupational choice. New
York: Columbia University Press.
Gladstein G.
А. & Apfel F. S. (1987). A theoretically based adult career counseling center.
Career Development Quarterly, 36, 178-185.
Gysbers N. C. (1975). Beyond career development: Life career development. Personnel and
Guidance journal, 53, 647-652.
Gysbers N. C., Hep'pner J. A. & Johnson J. A. (1998). Career counseling: Process, issues &
techniques. Boston: Allyn & Bacon.
454
Harris-Bowlsbey J. (1992, December). Building blocks of computer-based career planning systems. CAPS Digest, EDO-CG-92-7. Hartung R. J., VandiverB. J., Leong F. T. L., Pope
M., Niles S. G. & Farrow B. (1998).
Appraising cultural identity in career-development assessment and counseling. Career De-
velopment Quarterly, 46, 276-293.
Helwig A. A. & Myrln M. D. (1997). Ten-year stability of Holland codes within one family.
Career Development Quarterly, 46, 62-71.
Herr E. L. (1997). Super's life-span, life-space and its outlook for refinement. Career Devel-
opment Quarterly, 45, 238-246.
Herr E. L. & Cramer S. H. (1996). Career guidance and counseling through the lifespan
(5th ed.). New York: HarperCollins.
Herr E. L. & Niles S. G. (1994). Multicultural career guidance in the schools. In E. Pedersen
& J. C. Carey (Eds.), Multicultural counseling in schools (pp. 177-194). Boston: Allyn & Bacon.
Hester S. B. & Dickerson K. G. (1982). The emerging dual-career life-style: Are your stu- dents prepared for W. Journal of College Student Personnel, 23, 514-519.
Holland J. L. (1966). The psychology of vocational choice. Waltham, MA: Blaisdell.
Holland J. L. (1997). Making vocational choices: A theory of vocational preferences and
work environments (3rd ed.). Odessa, FL: Psychological Assessment Resources.
Holland J. L. & Gottfredson G. D. (1976). Using a typology of persons and environments to explain careers: Some extensions and clarifications. Counseling Psychologist, 6, 20-29.
Hoppock R. (1976). Occupational information (4th ed.). New York: Harper & Row.
Hotchkiss L. & Borow H. (1996). Sociological perspective on work and career development.
In D.
Brown L. Brooks & Associates (Eds.), Career choice and development (3rd ed.). San Fran- cisco: Jossey-Bass.
Hoyt
К. В. (1989). Policy implications of selected data from adult employed workers in the
1987 Galiup Career Development Survey. In D. Brown & C. W. Minor (Eds.), Working in America:
A status, report on planning and problems (pp. 6-24). Alexandria, VA: National Career Develop- ment Association.
Hoyt
К. В. (1994). Youth apprenticeship «American style» and career development. Career
Development Quarterly, 42, 216-223.
Imbimbo E. V. (1994). Integrating personal and career counseling: A challenge for counse- lors. Journal of Employment Counseling, 31, 50-59.
Isaacson L E. & Brown D. (1997). Career information, career counseling, and career de-
velopment (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Jesser D. L. (1983). Career education: Challenges and issues. Journal of Career Education,
10,70-79.
Kerka S. (1991). Adults in career transition. ERIC Digest, ED338896.
Knefelkamp L. L. & Slepitza R. (1976). A cognitive developmental model of career devel- opment: An adaptation of Perry's scheme. Counseling Psychologist, 6, 53-58.
Krieshok T. S. (1998). An anti-introspectivist view of career decision making. Career De-
velopment Quarterly, 46, 210-229.
Krumboltz J. D. (1979). Social learning and career decision making. New York: Carroll.
Krumboltz J. D. (1992, December). Challenging troublesome career beliefs. CAPSDigest,
EDO-CG-92-4.
Krumboltz J. D. (1994). Integrating career and personal counseling. Career Development
Quarterly, 42, 143-148.
Leape M. P. & Vacca S. M. (1991). The Harvard guide to careers. Cambridge, MA: Har- vard University Press.
Leong F. T. L. (Ed.). (1995). Career development and vocational behavior of racial and
ethnic minorities. Hillsdale, NJ: Eribaum.
Lewis R. A. & Gilhousen M. R. (1981). Myths of career development: A cognitive approach
455 to vocational counseling. Personnel and Guidance Journal, 59, 296-299.
Locke D. C. & Faubert M. (1993). Getting on the right track: A program for African Ameri- can high school students. School Counselor, 41, 129-133.
Lowman R. L. (1993). The inter-domain model of career assessment and counseling. Jour-
nal of Counseling and Development, 71, 549-554.
Mann D. (1986). Dropout prevention: Getting serious about programs that work. NASSP
Bulletin, 70, 66-73.
Marino T. W. (1996, July). Looking for greener pastures. Counseling Today, 16.
Markowitz L. M. (1994, July/August). The cross-currents of multiculturalism. Family Ther-
apy Networker, 18,18-27,69.
McDaniels C. (1984). The work/leisure connection. Vocational Guidance Quarterly, 33, 35-
44.
McGoldrick M. & Gerson R. (1985). Genograms in family assessment. New York: Norton.
McMahon M. & Patton W. (1997). Gender differences in children and adolescents' percep- tions of influences on their career development. School Counselor, 44, 368-376.
Meir E. I. (1994). Comprehensive interests measurement in counseling for congruence. Ca-
reer Development Quarterly, 42, 314-324.
Meir E. L, Rubin A., Temple R. & Osipow S. H. (1997). Examination of interest inventories based on Roe's classification. Career Development Quarterly, 46, 48-61.
Meyer D., Helwig A., Gjernes O. & Chickering J. (1985). The National Employment Coun- selors Association. Journal of Counseling and Development, 63, 440-443.
Miller M. J. (1983); The role of happenstance in career choice. Vocational Guidance Quar-
terly, 32,16-20.
Miller M. J. (1998). Broadening the use of Holland's hexagon with specific implications for career counselors. Journal of Employment Counseling, 35, 2-6.
Morgan J. I. & Skovholt T. M. (1977). Using inner experience: Fantasy and daydreams in career counseling. Journal of Counseling Psychology, 24, 391-397.
National Career Development Association (NCDA). (1990). National survey of working
America, 1990: Selected findings. Alexandria, VA: Author.
National Occupational Information Coordinating Committee (NOICC). (1994). Program
guide: Planning to meet career development needs in school-to-work transition programs. Wash- ington, DC: U.S. Government Printing Office.
Okiishi R. W. (1987). The genogram as a tool in career counseling. Journal of Counseling
and Development, 66, 139-143.
Okun B. F. (1984). Workingwith adults: Individual, family and career development. Pacific
Grove, CA: Brooks/Cole.
Osborne W. L., Brown S., Niles S. & Miner C. U. (1997). Career development, assessment
& counseling. Alexandria, VA: American Counseling Association.
Osborne W. L. & Niles S. G. (1994, November). A tribute to Donald Super. Paper presented at the Southern Association for Counselor Education and Supervision Conference, Charlotte, NC.
Osipow S. H. & Fitzgerald L. F. (1996). Theories of career development (4th ed.). Boston:
Allyn & Bacon.
Parker M. (1994, March). SIG updates. Career Developments, 9, 14-15. Parsons F. (1909).
Choosing a vocation. Boston: Houghton Mifflin. v
Perry W. G. (1968). Forms of intellectual and ethical development in the college years: A
scheme. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Pickering J. W. & VaccN. A. (1984). Effectiveness of career development interventions for college students: A review of published research. Vocational Guidance Quarterly, 20, 149-159.
Roe A. (1956). The psychology of occupations. New York: Wiley.
Roe A. & Lunneborg R. W. (1991). Personality development and career choice. In D.
Brown L. Brooks & Associates (Eds.), Career choice and development: Applying contemporary
theories topractice (2nd ed., pp. 68-101). San Francisco: Jossey-Bass.
456
Rumberger R. W. (1987). High school dropouts. Review of Educational Research, 57, 101-
122.
Salomone P. R. & McKenna P. (1982). Difficult career counseling cases. I: Unrealistic vo- cational aspirations. Personnel and Guidance Journal, 60, 283-286. Salomone E. R. & Sheehan M.
C. (1985). Vocational stability and congruence: An examination of Holland's proposition. Voca-
tional Guidance Quarterly, 34, 91-98.
Sampson J. R, Jr. & Reardon R. C. (1990). Enhancing the design and use of computer-
assisted career guidance systems. Alexandria, VA: American Counseling Association.
Sampson J. E.,Jr., Shahnasarian M. & Reardon R. C. (1987). Computer-assisted career guid- ance: A national perspective on the use of DISCOVER and SIGI. Journal of Counseling and Devel-
opment, 65, 416-419.
Savickas M. L. (1989). Annual review: Practice and research in career counseling and de- velopment, 1988. Career Development Quarterly, 38, 100-134.
Scott J. & HatallaJ. (1990). The influence of chance and contingency factors on career pat- terns of college-educated women. Career Development Quarterly, 39, 18-30.
Sears S. (1982). A definition of career guidance terms: A National Vocational Guidance As- sociation perspective. Vocational Guidance Quarterly, 31, 137-143.
Sheeley V. L. (1978). Career guidance leadership in America: Pioneering professionals.
Falls Church, VA: National Vocational Guidance Association.
Sheeley V. L. (1988). Historical perspectives on NVGA/NCDA: What our leaders think.
Career Development Quarterly, 36, 307-320.
Smith R. L, Engels D. W. & Bonk E. C. (1985). The past and future: The National Voca- tional Guidance Association. Journal of Counseling and Development, 63, 420-423.
Smith R. L. & Karpati F. S. (1985). Credentialing career counselors. Journal of Counseling
and Development, 63, 611.
Splete H. H. (1982). Planning for a comprehensive career guidance program in the elemen- tary schools. Vocational Guidance Quarterly, 30, 300-307.
Staley W. L. & Carey A. L. (1997). The role of school counselors in facilitating a quality twenty-first century workforce. School Counselor, 44, 377-383.
Stephens W. R. (1988). Birth of the National Vocational Guidance Association. Career De-
velopment Quarterly, 36, 293-306.
Super D. E. (1954). Career patterns as a basis for vocational counseling./
омта/ of Counsel-
ing Psychology, 1,12-19.
Super D. E. (1957). The psychology of careers. New York: Harper.
Super D. E. (1976). Career education and the meaning of work [Monograph]. Washington,
DC: Office of Career Education U.S. Office of Education.
Super D. E. (1990). A life-span, life-space approach to career development. In D. Brown L.
Brooks & Associates (Eds.), Career choice and development: Applying contemporary theories to
practice (2nd ed., pp. 197-261). San Francisco: Jossey-Bass.
Super D. E., Osborne L, Walsh D., Brown S. & Miles S. (1992). Developmental career as- sessment and counseling: The C-DAC model. Journal of Counseling and Development, 71, 74-80.
Super D. E., Thompson A. S. & Lindeman R. H. (1988). Adult career concerns inventory.
Palo Alto,
С A: Consulting Psychologists Press.
SwansonJ. L. & HansenJ. C. (1988). Stability of vocational interests over 4-year, 8-year, and
12-year intervals./owma/o/ Vocational Behavior, 33, 185-202.
Tart
С. Т. (1986). Waking up: Overcoming the obstacles to human potential. Boston: New
Science library. Tiedeman D. V. (1961). Decision and vocational development: A paradigm and its implications. Personnel and Guidance Journal, 40, 15-20.
Tiedeman D. V. & O'Hara R. R. (1963). Career development: Choice and adjustment. New
York: College Entrance Examination Board.
Tomlinson S. M. & Evans-Hughes G. (1991). Gender, ethnicity, and college students' re- sponses to the Strong-Campbell Interest Inventory. Journal of Counseling and Development,