ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
464
Рис. 15.1
Источник: «Charlotte's Web: Expanding a Classroom Activity for a Guidance Lesson» by S. Mag- nuson, 1996, Elementary School Guidance and Counseling, 31, p. 76.
Первоочередным приоритетом для консультантов начальной школы явля- ется широкое представление себя в качестве консультанта и налаживание от- ношений с другими участниками школьного процесса. «Школьный персонал обычно не рассматривается младшими школьниками в качестве первого источ- ника помощи» (Bachman, 1975, р. 108). Следовательно, консультантам началь- ной школы необходимо рассказать о себе, объяснить, что они делают, в каких случаях и как они могут помочь. Этот процесс обычно лучше всего осуществ- ляется через программы ориентации, визиты в классы или обоими этими спосо- бами. Важно дать детям понять, что службы консультирования и психологиче- ского сопровождения являются неотъемлемой частью общей школьной среды.
Например, в ситуациях, когда очень маленькие дети (3-5 лет) — тоже часть школьной среды, консультанты начальной школы могут заявить о себе, оказывая специальную помощь таким детям и их семьям, осуществляя монито- ринг различных аспектов развития этих детей (Hohenshil & Hohenshil, 1989).
Нередко дети этого возрастном диапазона сталкиваются со множеством вред- ных воздействий, включая бедность, насилие в семье/обществе и безнадзор- ность (Carnegie Task Force on Meetig the Needs of Young Children, 1994). Работа консультантов начальной школы с такими детьми может включать просоциаль- ные классные уроки развития, направленные на развитие социальных навыков
465
(Morganett, 1994; Paisley & Hubbard,
1994). Кроме того, консультанты началь- ной школы могут консультировать учителей и других специалистов в области психического здоровья, с тем чтобы гарантировать, что усилия в оказании по- мощи маленьким детям максимизированы.
Особенно важно работать с родителями и с общественными организаци- ями в тех случаях, когда существует опасность формирования у детей, незави- симо от возраста, низкой самооценки или антиобщественных установок. Про- ведение школьными консультантами сессий семейного консультирования все чаще происходит с применением подходов, фокусирующихся на трех главных подсистемах: семье, школе и подсистеме, формируемой взаимодействиями школы и семьи (Lewis, 1996). Консультанты начальной школы (а в подобных случаях и консультанты двух других ступеней школы) избегают приписывать большинство проблем учащихся только влиянию дисфункциональной семьи и вместо этого конструктивно рассматривают все три субсистемы. Другой способ преодоления потенциальной деструктивности известен как множественные со-
гласованные действия. При таком подходе консультанты имеют доступ одно- временно к нескольким видам услуг в общественном агентстве, например к услугам социальных служб и специалистов по обучению детей с инвалидно- стью. Такой тип координированных действий между школой и общественными агентствами представляет собой образец сотрудничества и интеграции и требу- ет со стороны консультанта усилий и ответственности (Keys, Bemak, Carpenter
& King-Sears, 1998).
Одновременно с представлением своих услуг и установлением отноше- ний с окружающими консультанты начальной школы должны активно прини- маться за самые разные виды деятельности, особенно в русле психологической работы со школьниками. Мирик (Myrick, 1993) рекомендует проактивный, раз- вивающий комплексный подход к созданию программ психологической рабо- ты: две-три встречи каждую неделю с классом и две сессии в малых группах.
Эти занятия нацелены на структурированное обучение, направленное, напри- мер, на понимание себя, принятие решений, разрешение проблем, установление здоровых отношений мальчиков и девочек, обучение ладить с преподавателями и умение дружить (Coppock, 1993; Snyder & Daly, 1993). Психологическая рабо- та в школе должна также направляться на разрешение конфликтов и обучение навыкам посредничества в конфликтах; школьники обучаются мирным и кон- структивным способам сглаживания различий и предотвращения насилия (Car- ruthers, Sweeney, Kmitta & Harris, 1996).
Среди других профилактических работ, выполняемых консультантами начальной школы, — внедрение программы работы сверстников-помощников консультанта и консультационно-образовательная деятельность. Сверстники-
помощники консультантов — это специально подобранные и обученные школьники, которые выполняют для школы и консультанта определенные по- лезные и уникальные виды работ. Они помогают ученикам лучше узнать друг друга, создать атмосферу сотрудничества и приязни или обеспечить возмож- ность другим учащимся преодолевать личностные проблемы, действуя в каче- стве ассистента консультанта (Garner, Martin & Martin, 1989). Такими способа-
466 ми помощники помогают консультантам начальной школы расширить круг де- тей, охваченных консультационными услугами. Они также укрепляют общую атмосферу сотрудничества и способствуют развитию у учащихся умений пре- одолевать трудности (Joynt, 1993).
Проводя консультационно-образовательные сессии для преподавателей, администраторов и родителей, консультант обращается к общим вопросам и обучает новым способам преодоления старых проблем, привлекая к участию в совместной работе многих заинтересованных людей (Dougherty, 1986). Напри- мер, консультанты могут предложить помощь в формировании культурно сов- местимых классов, в которых многообразие школьников признается, принима- ется и используется (Herring & White, 1995). Развитие коммуникативных навы- ков, используемых в отношениях между учителями и учениками, является дру- гим важным видом со-. вместной деятельности, который может быть введен консультантами (Hawes, 1989). Наконец, третий вид услуг школьных консуль- тантов — обучение воспитательным навыкам, которые делают упор на форми- рование эффективных процедур общения и навыков регуляции поведения
(Ritchie и Partin, 1994).
Опытные консультанты начальной школы мoryт даже использовать свою роль консультанта в превентивных целях. Одним из примеров такой работы яв- ляется проведение регулярных индивидуальных сессий с детьми «группы рис- ка» (т, е. с детьми, которые, вследствие определенных предпосылок или пове- дения, наиболее предрасположены к возникновению проблем). В ходе таких сессий консультанты могут оценить успешность развития этих детей и устано- вить, есть ли необходимость во вмешательстве и какие именно виды воздей- ствия были бы наиболее полезны для детей и для их «значимых других» (Webb,
1992). Профилактические услуги также необходимы одаренным и талантливым ученикам. Хотя эта подгруппа учащихся может выглядеть благополучной, фак- тически здесь может возникнуть множество проблем, таких как низкая (для де- тей с подобным потенциалом) успеваемость, переутомляемость, потребность в выработке устойчивости к стрессам (Kaplan & Geoffroy, 1993).
Значительная часть профилактической деятельности консультантов начальной школы отводится работе с детьми, пережившими развод родителей
(Crosbie-Burnett & Newcomer,
1989). Предварительно можно обратиться к теме разводов на психологическом занятии с классом. Такие занятия должны носить ознакомительный, гуманный характер и быть нацелены на нейтрализацию мно- гих негативных стереотипов и мифов, которые окружают развод. Консультанты начальной школы также могут использовать работу в малых группах, чтобы со- средоточиться на особых потребностях детей, переживших развод родителей, предотвращая, таким образом, возможные осложнения. Установлено, что груп- повая работа эффективна для уменьшения случаев дисфункционального пове- дения, особенно если в этой работе участвуют родители и/или опекуны (Frie- man, 1994).
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 83
К
ОРРЕКЦИЯ
.
Коррекция (remediation) представляет собой попытку испра- вить уже возникшую проблемную ситуацию. Сам термин remediation подразу- мевает наличие неблагоприятного положения, которое должно быть исправлено
467 в ходе проделанной работы. В практике консультирования в начальной школе понятием «коррекция» охватывается ряд мероприятий. Среди них — работа по коррекции детской самооценки.
Самооценка ребенка связана с «я-концепцией», с тем, как человек «вос- принимает себя в различных аспектах— учебном, физическом, социальном и т. д.» (McWhirter, McWhirter, McWhirter & McWhirter, 1994, p. 190). Самооценка
является результатом сравнения себя с другими в группе сверстников. Хотя са- мооценка может быть ситуативной или характерологической, она, как правило, отражает, насколько человеку нравится то, что он видит, как он оценивает себя
(Street & Isaacs,
1998). Повышение самооценки — это трудный процесс. Для решения этой задачи консультанты должны помогать детям, предрасположен- ным к неудачам из-за низкой самооценки, добиваться улучшения по следую- щим направлениям: успеваемость по главным школьным предметам, «я- концепция», коммуникативные навыки, устойчивость к стрессам, навыки само- контроля. Мак-Виртер с коллегами называют эти направления «пять "С" компе- тентности» (по первым буквам английских слов: critical school academic compe-
tencies — успеваемость по главным школьным предметам, self-concept — «я- концепция», communication skills — коммуникативные навыки, coping ability —
устойчивость к стрессам, control — контроль) (McWhirter & McWhirter, 1994, p.
188).
О
ПРОСНИК ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНИКОВ
Я учусь в__классе. Пожалуйста, отметьте галочкой: Мальчик____Девочка____
Пожалуйста, напротив каждого из приведенных в таблице утверждений поставьте значок в том столбце, который лучше всего соответствует вашему отношению к высказыванию.
При этом пользуйтесь следующей шкалой. v
Очень беспокоит: Означает, что вы тратите много времени на размышления или сильно беспокоитесь по этому поводу.
Немного беспокоит: Означает, что вы тратите некоторое время на размышления или немного беспокоитесь по этому поводу.
Не беспокоит: Означает, что вы редко думаете или волнуетесь относительно этого, или это может быть проблема, которую вы уже решили.
В каждой категории утверждений оставлено свободное поле с пометкой «другое». Если у вас есть проблема, не включенная в список той или иной категории, запишите ее и от- метьте свое отношение в соответствующем столбце.
Помните: Не существует правильных или неправильных ответов! Ваши ответы конфи- денциальны, поэтому подписывать опросник не нужно.
Очень беспокоит Немного беспокоит
Здоровье и рост
1. Мой вес
2. Мой размер
3. Мое физическое развитие
4. Болезнь/плохое самочувствие
5. Физический недостаток
6. Как я выгляжу
7. Другое
468
Источник: «Creating Small Groups Using School and Community Resources to Meet Student Needs» by E.
Berube and L. Berube, 1997, School Counselor, 44, p. 300-302.1997 by
АСА.
Моя личность
1. Недостаток ума
2. Мой характер
3. Мечтательность
4. Чрезмерная ранимость
5. Застенчивость или робость
6. Я в положении объекта насмешек
7. Недостаток уверенности в себе
8. Чувство вины
9. Ревность
10. Сделанные мною ошибки
11. Популярность
12. Другое
Школа и школьная работа
1. Плохие оценки/провал экзаменов
2. Замечания
3. Слишком большой объем домашних заданий
4. Неумение сконцентрироваться
5. Чрезмерная строгость (в школе)
6. Нелюбовь к школе
7. То, как называют в классе
8. Непонимание заданий
9. Другое
Дом и семья
1
. Денежные проблемы дома
2. Отношения в семье
3. Непонимание родителей
4. Указания родителей, что делать
5. Слишком большие ожидания родителей
6. Ссоры или споры с членами семейства
7. Редкие обсуждения проблем
8. Обращение как с младенцем
9. Другое
Друзья и другие люди
1. Приобретение друзей
2. Мое окружение
3. Сплетничающие люди
4. Состояние скуки
5. Непринятие в какую-либо группу
6. Друг/подруга
7. Проблемы с другими детьми
8. Другое
Мое будущее
1. Как насилие в мире может коснуться меня
2. Как зарабатывать деньги
3. Решение, что делать после средней школы
4. Кем я хочу быть
5. Смерть/умирание
6. Загрязнение окружающей среды
7. Другое
Текущие проблемы
1. Решение об употреблении алкоголя
2. Решение о курении и других наркотиках
3. Решение встречаться с кем-либо (свидания)
469
Консультанты могут повысить самооценку ребенка в этих сферах, сосре- доточиваясь на выработке навыков, например социальных навыков, навыков разрешения проблем или умения справляться с трудностями (Street & Isaacs,
1998). Проводя коррекционную работу, консультанты начальной школы долж- ны опираться на свои умения индивидуального и группового консультирова- ния, а также на свои способности к социальным действиям, направленным на изменение и преобразование окружающей среды.
Один из способов определить, что именно требует коррекции и на каком уровне, — использовать «учет потребностей» (needs assessment). « Учет по-
требностей — это структурированное освидетельствование, которое сосредо- точивается на систематической оценке типа, глубины и масштаба проблем у определенной группы людей (Cook, 1989; Rossi & Freeman, 1982). Опросник
«Учета потребностей» может быть приобретен на коммерческих условиях, за- имствован и модифицирован или разработан персоналом учреждения. В школьных условиях консультанты могут получить много полезной информа- ции, регулярно проводя обследования учащихся, преподавателей, родителей и обслуживающего персонала. Эта информация поможет им направлять усилия на конкретные проблемы (Stiltner, 1978). Обычно проблемы, выявляемые с по- мощью опросника «учета потребностей», относятся к четырем основным обла- стям: школа, семейные отношения, взаимоотношения с другими и «я сам»
(Dinkmeyer & Caldwell,
1970). Опросник проблем школьников (Berube &
Berube,
1997), приведенный на с. 480-481, является удачным примером учета потребностей.
В коррекционных сессиях младшие школьники зачастую лучше реагиру- ют на те стратегии консультирования, которые сформированы на основе мето- дик, требующих активного участия. Игровая терапия, библиотерапия и исполь- зование игр — вот три стратегически важных способа вмешательства, которые помогают консультантам установить связь с маленькими детьми и облегчить для них процесс понимания себя.
Игровая терапия — это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Наряду с арт- терапией, игровая терапия «менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий» между консультантом и клиентами, «чем любые другие формы вмешательства» (Cochran, 1996, р. 287). Поэтому эта форма консульти- рования все чаще стала включаться в программы подготовки консультантов
(Landreth,
1991). Обычно в игре дети выражают эмоции, манипулируя сред- ствами игры, например игрушками. Когда консультанты участвуют с детьми в игровом процессе, то есть взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, они устанавливают с детьми контакт (раппорт) и отношения помощи (Campbell, 1993b). Выражая естественным образом свои чувства, дети способны скорее их распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми
(volatile)
аффектами (Thompson & Rudolph, 1996). В игровой терапии может применяться несколько подходов, но наиболее популярными являются подход
Юнга (Allan & Brown, 1993) и личностно-центри-рованный подход (Landreth,
1993).
470
В идеале игровые сессии с детьми проводятся в специальных хорошо оборудованных игровых комнатах. Однако большинство школ таковых не имеют, поэтому консультанты обычно вынуждены носить игровые материалы с собой (Landreth, 1987). Материалы для игры обычно относятся к одной из трех широких категорий: игрушки из реальной жизни, игрушки для внешнего выра- жения (или агрессивные игрушки) и игрушки для творческого выражения (или разрядки) (Landreth, 1987). В число используемых предметов часто включаются куклы-марионетки, маски, материалы для рисования и глина. Песочная терапия
(sandplay)
эффективна в работе с детьми, которым свойственна низкая само- оценка, слабая успеваемость, высокая тревожность и умеренная депрессия (Al- lan & Brown, 1993; Carmichael,
1994). В некоторых ситуациях консультанты мо- гут привлечь к работе родителей, чтобы продолжить сессии игровой терапии дома (Guerney, 1983); в других случаях консультант может ограничиться сесси- ями консультирования для учащихся, которые вовлечены в игровую терапию
(Landreth, 1983).
Библиотерапия тоже может использоваться в консультировании и психо- логической работе с учениками начальных кларсов (Borders & Paisley, 1992;
Gladding & Gladding,
1991). Этот вид воздействия представляет собой «исполь- зование книг (или другой печатной продукции) как средства помощи детям в понимании собственных проблем и в поиске соответствующих решений» (Hol- lander,
1989, р. 184-185). Например, для воспитания у детей толерантности в от- ношении меньшинств могут использоваться такие книги и видеофильмы, как
«Babe»,
«Покахонтас», «Король Лев», «Русалочка» (Richardson & Norman,
1997). Эти средства консультирования могут быть особенно полезны, если кон- сультант вместе с детьми подводит итоги прочитанному, открыто обсуждает чувства героев, исследует последствия действий героев и время от времени де- лает заключения (Schrank, 1982).
Школьные консультанты, работающие с детьми, пострадавшими от не- правильного (жестокого) обращения, также могут выбрать библиотерапевтиче- ский подход, поскольку это средство способствует созданию неугрожающих отношений (в которых школьники чувствуют себя в безопасности). Существует ряд книг, которые могут использоваться для терапевтической работы с детьми, подвергшимися сексуальному насилию. Лучшие из них — «I Can't Talk About
It»,
в которой говорится о том, как маленькой девочке вести себя с отцом, кото- рый трогает интимные части ее тела, и «My Body Is Private», посвященная зна- ниям девочки о своем теле и обсуждению ею с матерью вопросов, связанных с полом.
Игры представляют собой третий способ работы со школьниками началь- ных классов в консультировании. Игры «дают возможность безопасного, отно- сительно неугрожающего обращения к детским проблемам» (Friedberg, 1996).
Они хорошо знакомы детям и ценятся ими. Игры являются развлекательным средством и, как ничто другое, способствуют улучшению отношений консуль- тирования. Например, игра с мячом Нерфа (Nerf ball) успокаивает нервы ребен- ка и приводит к выявлению детей с беспокойным поведением.
Значительное количество игр специально разработано для использования