ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
533
Big Book» (AA World Services,
1976)) используется наряду с групповыми дис- куссиями.
Группы АА также используют программу «12 шагов», строящуюся на ду- ховной основе. Эта программа «была приспособлена для лечения многих дру- гих видов зависимости, таких как склонность к злоупотреблению снотворным, употребление . кокаина, переедание, азартные игры, компульсивное половое поведение, созави-симость (в том числе детей алкоголиков)» (James & Hazier,
1998, p.
124). Обсуждения в группах АА направлены на то, чтобы помочь участ- никам осознать, что они нуждаются в поддержке и могут рассчитывать на та- кую поддержку со стороны других участников. Кроме того, они должны также осознать свою зависимость от высших сил. Духовная направленность движения
АА выражается в том, что участников приводят к признанию собственного бес- силия по отношению к алкоголю (или другим психоактивным веществам). Тех, кто начал воздерживаться от употребления алкоголя, нельзя считать «излечен- ными», они лишь «находятся в состоянии восстановления». В группах АА также делается акцент на ответственности, прощении, возмещении (насколько это возможно) причиненных убытков, укреплении духа, ритуалах и чувстве това- рищества.
Некоторых консультантов смущает духовная (религиозная) направлен- ность АА (Bristow-Braitman, 1995). Они предпочитают обсуждать необходимые условия восстановления в контексте когнитивно-бихевиоральной или гумани- стической теории. Первые группы восстановления, базирующиеся не на духов- ной основе, возникли в рамках рационально-эмотивной терапии поведения
(РЭТП).
Консультанту необходимо работать не только с самим зависимым, но также с его семьей и окружением. Поддержка или ненависть (поиск козла от- пущения), испытываемые алкоголиком со стороны семейной и общественной систем, обусловливают огромную разницу в их способности воздержаться от использования алкоголя. АА и другие программы восстановления имеют специ- альное группы для членов семей зависимых людей.
Л
ЕЧЕНИЕ ДРУГИХ ВИДОВ НАРКОМАНИИ
На модели групп АА основываются программы лечения других видов за- висимости от психоактивных веществ (например, от кокаина). Однако условия, в которых проводится это лечение, часто отличаются от традиционных групп
АА из-за большего общественного неодобрения и нелегального статуса этих наркотиков. Например, лечение от употребления незаконных наркотиков может происходить в тюрь- < ме. Прототипом таких программ является программа
«Stay 'n Out» в тюрьме Стейтен Айленд, в Нью-Йорке. «Ее секрет заключается в принуждении: участники не имеют никакого выбора относительно участия в терапии. Это означает — или участвовать, или быть переведенным в худшие условия» (Alter, 1995, р. 20-21). Несмотря на спорность этической стороны этой программы, она результативна — рецидивы преступности среди лиц, прошед- ших «Stay 'n Out», составляют только 25%, что намного ниже среднего уровня.
534
Кроме того, подобные программы лечения наркомании экономят деньги обще- ства для других целей, потому что поправляющиеся наркоманы требуют мень- ших затрат на здравоохранение и судебные разбирательства.
С
ЕМЬЯ И ЛЕЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Семья играет большую роль в возникновении и поддержа- нии/прекращении зависимости от психоактивных веществ, и трудно помочь за- висимому, не работая с каждым членом семьи (Doweiko, 1990). «Учащиеся из семей, в которых родители страдают химической зависимостью, употребляют алкоголь или другие психоактивные вещества, рискуют столкнуться с целым рядом проблем развития» (Buelow, 1995, р. 327). Во многих алкогольных семь- ях особенно сильна тенденция к изоляции, и, следовательно, дети в них стра- дают от недостатка положительных образцов для подражания. По мере взрос- ления дети все более подвергаются влиянию той среды, в которой они росли.
Деятельность консультанта может принимать форму предоставления ин- формации, однако часто консультант должен заниматься семьей наркозависи- мого как единым целым, фокусируя внимание на эффектах влияния наркозави- симости как на семью в целом, так и на отдельных ее членов. Такое вмешатель- ство не может быть проведено без тщательно разработанного системного под- хода, который предполагает участие многих людей и организаций, так как упо- требление психоактивных веществ часто является способом организации и ста- билизации дисфункциональных семей, уводя их внимание от разрешения ос- новных проблем на привычные проблематичные виды поведения (Kaufman &
Kaufman, 1992; Morgan,
1998). Употребление психоактивных веществ также служит способом снятия стресса, уменьшения тревоги и структурирования вре- мени (Robinson, 1995).
Консультанты, которые понимают дисфункциональное воздействие упо- требления психоактивных веществ (особенно алкоголя и наркотиков) на семью, могут пытаться помочь клиентам справиться с такими чувствами, как злость, разобраться с защитными механизмами, такими как отрицание, работая при этом в контексте семьи. Они могут также помогать семье принимать ответ- ственность за происходящее (Krestan & Bepko, 1988). В сущности, они могут помочь семье снова стать нормальной функциональной системой, «задейство- ванной в процессе лечения» и «помогающей зависимому от психоактивных ве- ществ преодолеть <...> свою зависимость, а не поддерживающей ее» (Van De- usen, Stanton, Scott, Todd & Mowatt, 1982, p.
39). Кроме того, в процессе терапии семьям и их отдельным членам оказывается помощь в разрешении проблем развития.
1 ... 55 56 57 58 59 60 61 62 ... 83
Р
АБОТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ
ЗАВИСИМОСТЯМИ
535
С эмоциональными зависимостями, так же как и с химическими, кон- сультанты могут работать различными способами. Но при этом важно помнить, что для того, чтобы лечение было результативным, зависимые должны быть
«чистыми», то есть не принимать в данное время вызывающее зависимость ве- щество. Воздержание сроком в 30 или более дней дает зависимому «чистое» те- ло и ум для выполнения позитивных, отличающихся от обычного поведения, действий. Некоторые принципы работы с зависимыми определяются конкрет- ными обстоятельствами, в то время как другие имеют более общий характер.
Робинсон (Robinson, 1995, р. 33) рекомендует следующие шаги для работы с за- висимыми клиентами, особенно эффективные в случае трудоголизма.
• «Помочь им замедлить темп». Привести примеры того, как они могут сделать сознательное усилие, чтобы произвольно замедлить темп жизни.
• «Научить их умению расслабляться». Изучение медитации или йоги, чтение книг или даже принятие теплых ванн могут оказаться полезными для достижения спокойствия.
• «Помочь им научиться ценить психологический климат в своей семье».
Взаимодействие (особенно позитивное) с членами семьи, может быть суще- ственным и расслабляющим. Поэтому тем, кто стремится избавиться от зави- симости, следует поискать способы, с помощью которых они «могут укрепить семейные связи».
• «Подчеркнуть важность семейных праздников и ритуалов». Такие дей- ствия, как торжества и ритуалы, являются средством сплочения семьи и делают жизнь насыщенной и приносящей удовлетворение.
• «Помочь им [клиентам] вернуться в социальный ритм». Эта стратегия подразумевает выработку плана включения в общественную жизнь и завязыва- ния дружеских отношений. В случае успеха эта стратегия даст возможность
«исследовать способы построения сетей социальных связей вне работы».
• «Обратить внимание на жизнь "сейчас"». Принимая настоящее, тот, кто стремится избавиться от зависимости, может получать больше удовольствия от жизни и не становиться слишком тревожным или озабоченным по отношению к будущему.
• «Поощрять клиентов за самовоспитание». Часто люди, страдающие за- висимостью, находят трудным, если вообще возможным, позволить себе что- либо. Однако практика самопоощрения может оказаться полезной.
• «Подчеркивать важность надлежащей диеты, отдыха и физиче- ских'упраж-нений». Если человек находится в состоянии физического или эмо- ционального дефицита, ему трудно нормально функционировать. Поэтому, ре- комендуя клиентам поддерживать сбалансированную диету, режим отдыха и физических упражнений, консультант может дать им долгосрочную программу самопомощи в избавлении от зависимостей.
• «Помочь клиентам пережить потери их детства» и «обратиться к само- оценке». Многие зависимые испытывают стыд, печаль, злость по отношению к событиям своего прошлого. Понимание того, что от переживаний прошлого возможно избавиться, может существенно помочь клиентам стать функцио- нальными.
536
• «Убеждать клиентов, что 12-шаговые программы могут применяться в качестве дополнения к индивидуальной работе, которую вы проводите с ними».
Почти все зависимые на стадии восстановления могут получить пользу от про- граммы «12 шагов», которая, помимо обращения к высшим силам, подчеркива- ет значение человеческих отношений.
Т
ЕНДЕРНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ
АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЗАВИСИМОСТЯМИ
В работе с зависимыми от психоактивных веществ до сих пор не решен вопрос, нужны ли разные подходы при работе с мужчинами и женщинами. Не- смотря на то что женщины-алкоголики составляют приблизительно третью часть членов организации Анонимных алкоголиков, «существует довольно ма- ло эмпирических подтверждений пользы программ АА и ЛИ для женщин- алкоголиков или женщин-наркоманок» (Manhal-Baugus, 1998, р. 82). Поэтому продолжается поиск новых теорий и альтернативных стратегий лечения, кото- рые более полно отражают особенности жизни женщин и основываются на ре- сурсах общества. Одна из таких стратегий — «Женщины за умеренность»
(Women for Sobriety) — группа взаимопомощи, основанная на когнитивном подходе к модификации поведения. Группа способствует обучению женщин навыкам изменения своего мышления, так чтобы они смогли преодолеть чув- ство беспомощности, бессилия, вины и зависимости. Процедура включает об- суждение женщинами в благожелательной обстановке 13 утверждений, кото- рые стимулируют положительный характер мышления (Manhal-Baugus, 1998).
В дополнение к тендерным различиям, определенную роль в процессе восстановления могут играть и культурные различия. У коренных американцев, например, могут обнаружиться элементы духовности, которые отличаются от традиций некоренных американцев и которые важно учитывать в процессе ра- боты с ними. Поэтому консультанты, работающие с этой популяцией, возмож- но, захотят предварительно проконсультироваться со знающим человеком
1
(Vick et al., 1998).
Тот же самый принцип поиска уместных, с точки зрения культуры, си- стем поддержки, будет верен и при работе с другими культурными группами.
Р
ЕАБИЛИТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Реабилитационное консультирование сосредоточивается на обслужива- нии людей с инвалидностью. Из-за такой специфической направленности реа- билитационная работа представляется отличной от остальных ветвей консуль- тирования (Eme-ner & Cottone, 1989). Частично такое восприятие правильно.
Реабилитация определяется как переобучение людей с приобретенными увечь- ями, которые ранее жили независимой жизнью. Смежная область, обучение
1
Возможно, со знахарем, шаманом (у американских индейцев). — Примеч. перев.
537
(абилитация) инвалидов (habilitation) сосредоточивается на обучении клиентов с врожденными нарушениями, никогда не бывших самостоятельными (Bitter,
1979).
Реабилитационные консультанты также проводят различие между инва- лидностью и неполноценностью. Человек с инвалидностью имеет какое-либо физическое или психическое нарушение, которое ограничивает его деятель- ность или выполнение трудовых обязанностей (U.S. Department of Health, Edu- cation and Welfare,
1974). В Законе об американцах-инвалидах (American with
Disabilities Act,
1990) предполагается, что в США насчитывается свыше 40 миллионов инвалидов. Эти люди «в связи со своей инвалидностью постоянно сталкиваются с неправильными представлениями, предубеждениями и притес- нениями, которые влияют на их каждодневные социальные взаимодействия»
(Leierer, Strohmer, Leclere, Corwell & Whitten, 1996, p.
89). В результате большое количество людей с инвалидностью являются безработными и неспособны до- стичь независимого статуса (Blackorby & Wagner, 1996).
Неполноценность, которая связана с инвалидностью, но отличается от нее, представляет собой «видимое или различимое ограничение, которое обу- словлено существованием различных барьеров» (Schumacher, 1983, р. 320). Она является совокупным результатом препятствий, которые инвалидность ставит между человеком и его максимальным уровнем функционирования (Olkin,
1994; Wright,
1983). Примером инвалида (при неполноценности) является пара- литик, проживающий в квартире на третьем этаже в здании без подъемника, или человек с нарушениями слуха, получающий устные инструкции. Реабили- тационные консультанты помогают клиентам в подобных ситуациях преодоле- вать препятствия и эффективно справляться со своей инвалидностью.
Другой аспект реабилитационного консультирования, который отличает его от других форм консультирования, — это его историческая связь с меди- цинской моделью предоставления услуг (Ehrle, 1979). Особое значение меди-
цинской модели легко понять, если вспомнить, насколько тесно специалистам по реабилитации приходится работать с физическими проблемами. «Практика реабилитационного консультирования требует специальных знаний в области медицинской терминологии, диагноза, прогноза, оценки связанных с недееспо- собностью ограничений профессиональных возможностей и умения подобрать работу в контексте социально-экономической системы» (Emener & Cottone,
1989, p. 577).
Хотя медицинская модель изначально доминировала в реабилитационном консультировании, постепенно стали появляться более прагматичные модели помощи (Anthony, 1980; Liyneh, 1984). Две такие модели — модель меньшин-
ства, которая предполагает, что люди-инвалиды составляют меньшую группу, чем люди с патологиями, и модель равного консультанта, которая предполага- ет, что люди, сами непосредственно получившие опыт инвалидности, лучше помогут тем, кто недавно стал инвалидом (Olkin, 1994).