ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
528
Murdock,
1990); пристрастие к курению (Pinto & Morrell, 1988); обсессивно- компульсивное поведение (навязчивые идеи) (Dattilio, 1993); булимия (Gerstein
& Hotelling,
1987). Причина, по которой терапии уделяется и будет уделяться столько внимания в консультировании по вопросам психического здоровья, связана с тенденцией в психиатрии к сокращению продолжительности пребы- вания в стационарах клиентов с серьезными нарушениями. Это приводит к то- му, что больше больных людей оказываются в амбулаторных учреждениях, где и работают многие консультанты по вопросам психического здоровья (Hansen,
1998).
1 ... 54 55 56 57 58 59 60 61 ... 83
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Злоупотребления — это неправильное применение вещей или эксплуата- ция людей. Хотя понятие злоупотребления весьма многозначно, в нем могут быть выделены две широкие категории: злоупотребление веществами и физи- ческое насилие. Консультанты работают в обеих этих областях, хотя предметом рассмотрения в данной главе будут злоупотребления психоактивными веще- ствами (химическая зависимость). Подобная зависимость наносит человеку вред в самых разных сферах — в интеллектуальной, физической, эмоциональ- ной, социальной и духовной. Это «одна из самых главных проблем здравоохра- нения в современном обществе», которая охватывает все слои общества, неза- висимо от «пола, социально-экономического уровня, национальности, возраста, религии, профессии, географии. Она влияет на все сферы человеческого суще- ствования» (Stevens-Smith & Smith, 1998).
П
РИРОДА ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Зависимость от психоактивных веществ широко определяется как во- шедшее в привычку и имеющее характер навязчивости употребление алкоголя, наркотиков и табака. Психоактивные вещества — это вещества, не являющиеся продуктами питания, которые могут оказывать влияние на умственную и физи- ческую деятельность человека. К ним относятся стимуляторы, депрессанты
(успокоительные вещества) и галлюциногены. Эта форма зависимости — одна из наиболее часто встречающихся проблем психического здоровья в США.
Например, «1 из 10 взрослых американцев имеет серьезные проблемы, связан- ные с употреблением алкоголя» (Miller & Brown, 1997, p. 1269). Кроме того, употребление алкоголя неблагоприятно воздействует не только на тех, кто страдает зависимостью, но и на огромное количество находящихся рядом лю- дей (их, по различным оценкам, почти в четыре раза больше, чем самих зави- симых). К ним относятся члены семей, друзья или партнеры (Vick, Smith & Her- rera,
1998). «От 12 до 30% всех госпитализированных пациентов злоупотребля- ют алкоголем», а «затраты на лечение среди семей, в которых потребляют алко-
529 голь, вдвое больше, чем затраты "безалкогольных" семей» (Steenbarger, 1998, р.
81). Наконец, примерный финансовый ущерб от злоупотребления алкоголем в
США ежегодно составляет более чем 150 миллиардов долларов (Lam et al,
1996).
Помимо алкоголизма, приблизительно полмиллиона американцев явля- ются ге-роинозависимыми наркоманами, 4 миллиона — регулярно употребляют марихуану. Более чем 25% взрослых американцев (48 миллионов человек) ку- рят сигареты (Wetter et al., 1998), из них 3 миллиона — подростки. Кроме того,
«приблизительно 80% алкоголиков курит» в дополнение к выпивке, увеличивая риск заболевания или преждевременной смерти (Barker, 1997, р. 53).
Американцы вообще и подростки в частности в подавляющем большин- стве рассматривают употребление наркотиков как самую большую проблему, с которой они сталкиваются. Фактически наркотики гораздо опаснее для разви- тия и благополучия подростков, чем преступность, неблагоприятные социаль- ные факторы, школьная неуспеваемость или сексуальные проблемы (Center on
Addiction and Substance Abuse,
1995). По оценке Департамента образова- ния£ША, до 3 миллионов подростков являются алкоголиками, каждый второй употребляет марихуану, 1 из 10 пробовал кокаин (Gibson & Mitchell, 1995).
Внешне зависимость от психоактивных веществ выглядит как индивиду- альная проблема, связанная с определенным веществом. В действительности, однако, эта привычка представляет собой намного более сложное явление. Ча- сто люди, употребляющие одно вещество, также склонны к употреблению дру- гих веществ. Возрастает число случаев употребления нескольких психоактив-
ных веществ одновременно. Кроме того, употребление психоактивных веществ часто становится образом жизни, связанным с социальными условиями.
Например, многие люди начинают курить в подростковом возрасте, реагируя таким образом на не удовлетворяющую их жизнь, бедность и отсутствие пер- спектив в будущем. Давление со стороны сверстников, низкая успеваемость, курящие родители, статус этнического меньшинства и внешний локус контроля делают приобщение к курению более вероятным (Hilts, 1996).
Аналогично одним из факторов, влияющих на на употребление психоак- тивных веществ, является попытка молодых взрослых сохранить и стабилизи- ровать положение в неблагополучных семьях, путем «ухода» от реальной ди- намики и переключения на предсказуемые сомнительные действия (Stanton &
Todd,
1982). Употребление психоактивных веществ может служить суррогатом секса и способствовать псевдоиндивидуализации (созданию ложного самоощу- щения). Эти сложные и взаимосвязанные факторы затрудняют помощь вовле- ченным в это пагубное занятие людям. Изменение их поведения маловероятно без значительных общественных усилий, направленных на изменение дисфунк- циональных систем (Lee & Walz, 1998).
Часто употребление психоактивных веществ осложняется психологиче- ской зависимостью, которая определяется «как постоянное и интенсивное за- цикливание на единственном стереотипе поведения, с минимизацией или даже исключением других форм поведения, как индивидуального, так и межлич- ностного» (L'Abate, 1992, р. 2). Главная характеристика психологически зави-
530 симых людей — озабоченность одним объектом, который управляет их поведе- нием, на время ограничивая, таким образом, другие действия. Зависимые фор- мы поведения, даже социально приемлемые, такие как трудоголизм и зависи- мость от азартных игр, продолжают оставаться главными проблемами в США
(L'Abate, Farrar & Serritella, 1992).
IAAOC —
одна из ведущих мировых ассоциаций, занимающихся профи- лактикой, лечением и исследованием форм поведения, связанных с наркомани- ей и зависимостями. Члены этой организации публикуют материалы, информи- рующие профессиональных консультантов о самых последних событиях в дан- ной области (например, в Journal of Addictions & Offender Counseling). Возрас- тает количество учебных заведений, готовящих консультантов, специализиру- ющихся на консультировании по вопросам употребления психоактивных ве- ществ (Hollis, 1997), а начиная с 1994 годаКВСС проводит сертификацию кон- сультантов по этой специальности.
П
РОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Как уже говорилось, употребление психоактивных веществ выглядит как индивидуальная проблема. В некоторых случаях профилактические стратегии нацелены на индивидуальную работу, и это оправданно. Например, библиоте- рапевтический подход может помочь в работе с некоторыми людьми (Hippie,
Comer & Boren,
1997). Этот подход предполагает чтение людьми, употребляю- щими психоактивные вещества или страдающими психологической зависимо- стью, книг или просмотр/прослушивание информации в СМИ с дальнейшим обсуждением впечатлений от узнанного. Например, в работе с юными наркома- нами можно было бы предложить им прочитать документальный роман ано- нимного автора «Go Ask Alice» о подростке-наркомане или «Imitate the Tiger»
Яна Черипко (Jan Cheripko), роман о подростке-алкоголике. Затем они могли бы обсудить с консультантом свои впечатления, свое отношение к главным персо- нажам книги и свое понимание прочитанного.
Однако программы профилактики наркомании и зависимости от психоак- тивных веществ, как правило, осуществляются силами общественных органи- заций и ориентированы на проведение профилактической работы среди широ- кой общественности. Одна из таких профилактических кампаний — проводи- мая в школах и общественных центрах программа «Just Say No» («Просто ска- жи "нет"») финансово поддерживается местными органами власти. Благодаря этой программе дети научаются проявлять твердость и отказываться от пред- ложенных наркотиков. Например, они усваивают мысль, что можно просто иг- норировать или избегать ситуаций, связанных с наркотиками, либо говорить
«Нет, спасибо», или находить повод для отказа от предложения наркотиков.
Другая программа, для которой существует стандартный профилактический учебный план, — это программа обучения сопротивлению употреблению наркотиков (Drug Abuse Resistance Education — D.A.R.E.). Она часто проводится
531 в последних классах начальной школы и начальных классах средней школы и предполагает привлечение полицейских в качестве преподавателей. В ходе ра- боты пяти-шестиклассникам предлагаются для обсуждения сценарии случаев, связанных с наркотиками (Бен Гладдинг, личное сообщение, 22 мая 1998).
Для старшеклассников существуют национальные отделения ассоциаций
Учащиеся против пьянства за рулем {Students against Drunk Driving — S.A.D.D.)
и Матери против пьянства за рулем (Mothers against Drunk Driving — M.A.D.D.).
Обе эти ассоциации, а также ассоциации, работающие в университетских го- родках, помогают распространять среди молодых людей информацию о вреде употребления психоактивных веществ и об опасности зависимости от этих ве- ществ.
Другая форма эффективной просветительской деятельности направлена на курящих подростков, а также на потенциальных и реальных кокаиновых наркоманов (Mudore, 1997; Sunich & Doster, 1995). Акцент в этих программах делается как на внешних, так и на внутренних факторах, актуальных для этих лиц. К внешним факторам относится воздействие курения на дыхание, состоя- ние зубов, одежду, а также связанные с курением денежные затраты. Внутрен- ние факторы включают такие переменные, как выбор образа жизни, распреде- ление времени и питание. Для более молодых людей внешние факторы могут быть более значимыми по степени влияния на их решение бросить курить или отказаться от наркотиков, тогда как для старших подростков внутренние фак- торы являются более сильными.
Общим моментом в подходах к профилактике зависимости от психоак- тивных веществ и пагубных привычек является групповое давление и группо- вая динамика. При внедрении профилактических программ консультантам сто- ит воспользоваться своим знанием групповой работы, поскольку большинство подростков, приобщающихся к употреблению наркотиков, делают это потому, что так поступают их друзья (Center on Addiction and Substance Abuse at Colum-
bia University,
1995). Поэтому, когда группа относится к наркотикам как к опас- ным для здоровья веществам, менее вероятно, что члены такой группы будут заниматься экспериментированием с этими веществами. Групповая норма ста- новится одним из факторов, удерживающих членов группы от приема наркоти- ков (Serritella, 1992). Таким образом, образовательные группы и группы под- держки — ценный инструмент, который консультанты могут использовать в профилактике злоупотребления наркотиками и вредных привычек (Gladding,
1999).
Л
ЕЧЕНИЕ ЛИЦ
,
УПОТРЕБЛЯЮЩИХ
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Приблизительно 25% случаев консультирования прямо или косвенно имеют отношение к употреблению психоактивных веществ и проблемам, свя- занным с пагубными привычками. Как указывалось ранее, с лицами, употреб- ляющими психоактивные вещества или страдающими зависимостью любого
532 типа, трудно работать из-за дисфункциональной динамики, которая их окружа- ет. Например, нередко семьи приспосабливаются к алкоголизму одного из сво- их членов, стабилизируя ситуацию и потворствуя, таким образом, потреблению алкоголя (Bateson, 1971; Steinglass, 1979). В алкогольных семейных системах существует явление сверхответственности/безответственности, когда чрезмер- ную ответственность берет на себя один (или несколько) человек, который ста- новится так называемым «созави-симым» (Berenson, 1992). «Существенной чертой созависимых является то, что они раз за разом оценивают возможности других людей контролировать поведение и чувства, исходя из оценки своих собственных возможностей, даже когда воочию убеждаются в противополож- ном» (Springer, Britt & Schlenker, 1998, p. 141). В такой ситуации легче и про- дуктивнее работать с тем (теми), кто опекает алкоголика, одновременно воздей- ствуя на его активность, чем пробовать заставить измениться самого алкоголи- ка.
На лечение разных видов зависимости от психоактивных веществ могут повлиять многие факторы. Наиболее значимые из них — «мотивация, отрица- ние проблемы, двойной диагноз, адекватность лечения, контроль и рецидив»
(L'Abate,
1992, р. 11). Мотивация связана с желанием измениться, которого нет у большинства употребляющих психоактивные вещества из-за их эгоцентризма и ощущения комфорта. Отрицание проблемы обычно основывается на недо- оценке влияния употребления психоактивных веществ на себя или на других людей. Это отрицание наносимого вреда. Двойной диагноз встречается тогда, когда, помимо употребления психоактивных веществ, человек имеет еще какие- либо особенности, которые заслуживают внимания. Например, наркоман, по- мимо своей пагубной привычки, может быть импульсивным или депрессивным.
Адекватность лечения определяется правильным выбором средств с учетом за- болевания. Некоторые наркозависимые, например потребляющие высокие дозы кокаина, требуют специализированного лечения (Washton, 1989). Контроль —
это управление поведением наркозависимого, чего тот сам, скорее всего, осу- ществлять не может. Наконец,рецидив — это повторное возникновение дис- функциональных форм поведения сразу же после лечения. Всегда удручает тот факт, если наркоманы, прошедшие через структурированные программы, оста- ются в том же состоянии, в каком были вначале.
Л
ЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Анонимные алкоголики (Alcoholics Anonymous — АА) — самая старая в мире успешная терапевтическая программа для работы с алкоголиками. Эта программа была основана в 1930-е годы (АА World Services, 1976). Она являет- ся «и товариществом, и программой восстановления одновременно» (Warfield
& Goldstein, 1996, p.
196). Алкоголики страдают тем, что АА описывает как
«нарушения характера» (АА World Services, 1976). «К ним относятся чувства, убеждения, формы поведения, которые побуждают их искать ощущение благо- получия в употреблении алкоголя» (Warfield & Goldstein, 1996, p. 197). Встречи
АА проводятся в условиях малых групп, где чтение литературы (например, «The