ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
538
О
БРАЗОВАНИЕ
,
СЕРТИФИКАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ
Подобно другим специальностям консультирования, реабилитационная работа требует специального образования и профессиональной сертификации консультантов. Совет по реабилитационному образованию (Council of Rehabili-
tation Education — CORE)
проводит аккредитацию учреждений, которые зани- маются реабилитационным консультированием. В США действует более 100 аккредитованных CORE программ. Комиссия по сертификации реабилитацион- ных консультантов (Commission of Rehabilitation Counselor Certification —
CRCC)
выдает сертификаты консультантам, проходящим подготовку по про- граммам, аккредитованным CORE. Это требует от претендентов определенных теоретических знаний и опыта. В настоящее время в США насчитывается свы- ше 13 000 сертифицированных реабилитационных консультантов.
Реабилитационные консультанты также входят в профессиональные ор- ганизации. Одной из таких организаций является Американская ассоциация ре- абилитационных консультантов (American Rehabilitation Counselor Association
— ARCA), ARCA
была сформирована и развивалась благодаря одновременному действию трех обстоятельств. Во-первых, до основания ARCA не существовало ни одной профессиональной организации специалистов в области реабилитаци- онного консультирования, и появление такой ассоциации было необходимо.
ARCA
была организована вскоре после Второй мировой войны как целевая группа в Национальной ассоциации профессиональной ориентации (NVGA). В
1958 ARCA
стала частью АСА (тогда APGA) как Отделение реабилитационного консультирования (Division of Rehabilitation Counseling — DRC) (как ARCA — в
1961- м).
Вторым обстоятельством, которое вело к основанию ARCA, было феде- ральное законодательство. История сложных отношений профессии реабилита- ционного консультирования с федеральным правительством начинается в 1920 году, когда Конгресс США принял Закон о профессиональном реабилитацион- ном консультировании. Первоначально реабилитационная деятельность была ориентирована на людей с физическими недостатками. Однако с годами круг услуг расширился.
Последним обстоятельством, повлиявшим на развитие реабилитационно- го консультирования, стало появление возможности для расширения подобной деятельности. Традиционно большинство реабилитационных консультантов нанималось федеральными, работающими на уровне штата или местными агентствами. Однако с конца 1960-х годов многие консультанты перешли на работу в коммерческие агентства либо занялись частной практикой (Lewin,
Ramseur & Sink, 1979)
. Этот переход из общественной сферы в частную явился следствием различных обстоятельств, таких как изменения в экономике, новые принципы работы деловых и страховых компаний, требования профессиональ-
539 ной сертификации на государственном уровне и государственные законы ли- цензирования.
Т
ЕОРИИ И МЕТОДЫ
Клиенты реабилитационных консультантов — это люди с физическими, эмоциональными, умственными и поведенческими нарушениями, в числе кото- рых — алкоголизм, артрит, слепота, заболевания сердечно-сосудистой системы, глухота, задержки развития, церебральный паралич, эпилепсия, олигофрения, наркотическая зависимость, неврологические расстройства, ортопедические дефекты, психические расстройства, почечная недостаточность, нарушения ре- чи и повреждения спинного мозга. «Изучение литературы показывает, что ин- валиды могут столкнуться с большим количеством трудностей и барьеров в развитии карьеры», включая низкую самооценку, ограниченный жизненный опыт в ранние годы, недостаток уверенности в принятом решении, социальные ярлыки, ограничения сферы доступных занятий и недостаток успешных роле- вых моделей (Enright, 1997, р. 285).
Занимаясь с клиентом развитием или восстановлением рабочих навыков, реабилитационный консультант должен оценить как текущий уровень приспо- собленности клиента к условиям работы, так и состояние окружения и подгото- вить систему услуг восстановления, направленную на: а) реинтеграцию личности; б) восстановление или замену способностей, которые были потеряны или не развиты; в) переформулирование целей работы; г) перестройку рабочего окружения, чтобы максимизировать поддержку и минимизировать препятствия (Hershenson, 1996, р. 7).
Чтобы выполнить все эти задачи, реабилитационные консультанты ис- пользуют широкий круг теорий и методов консультирования. Фактически при- меняются все аффективные, бихевиоральные, когнитивные и системные теории консультирования. В последние годы в практике реабилитации стали особенно популярными системные теории (Cottone, Grelle & Wilson, 1988; Hershenson,
1996).
Применение на практике тех или иных теорий и методов в реабилитаци- онном консультировании диктуется образованием консультантов, а также по- требностями клиентов (Bitter, 1979). Например, клиенту-инвалиду с сексуаль- ными переживаниями может потребоваться психолого-образовательный подход консультирования по поводу управления своими эмоциями, в то время как для другого клиента, находящегося в состоянии депрессии, более эффективным окажется вмешательство, организованное по принципам когнитивного или би- хевиорального подхода (Boyle, 1994). В идеальном случае теории и методы ра- боты должны выбираться с учетом конкретной ситуации и быть нацелены на улучшение общего состояния клиентов.
Ливнех и Эванс (Livneh & Evans, 1984) отмечают, что реабилитируемые клиенты с физическими недостатками (например, слепые или имеющие повре- ждения спинного мозга) проходят 12 специфических стадий процесса адапта-
540 ции: шок, тревогу, неопределенность, отказ от борьбы, упадок, депрессию, уход в себя, внутреннюю злость, внешнюю агрессию, признание, принятие и при- способление/адаптацию. Существуют поведенческие корреляты, которые со- провождают каждую из стадий, а также адекватные каждой стадии методы вмешательства. Например, клиент, находящийся в состоянии (стадии) шока, может потерять способность двигаться и когнитивную ориентировку. В данном случае наибольшую пользу могут принести такие методы, как успокаивающее воздействие на клиента (и физическое, и вербальное), внимательность и вы- слушивание, предложение поддержки и подбадривание, предоставление чело- веку возможности высказать свои чувства и оказание необходимой медицин- ской помощи.
Ливнех и Эванс полагают, что на ранних стадиях адаптации в основном наиболее уместны стратегии, направленные на аффект и инсайт, в то время как на более поздних стадиях нужны активные действия и рациональные подходы.
Они также утверждают, что при работе с клиентами-инвалидами с низким уровнем интеллекта, а также с пассивными клиентами наиболее подходящими являются директивные и активные теории и методы консультирования, такие как предложенный Бандурой метод моделирования, теория оперантного науче- ния Скиннера, бихевиоральное консультирование по Крумбольтцу и терапия реальностью Глассера. С другой стороны, для клиентов с относительно высо- ким уровнем энергичности и интеллекта могут лучше подойти недирективные методы консультирования, такие как личностно-ориентированный подход Род- жерса, экзистенциальная терапия Мэя или Франкла, индивидуальное консуль- тирование по Адлеру и гештальт-терапия Перлза.
Ковен (Coven, 1977) обращает внимание на то, что в литературе мало го- ворится о косвенных методах реабилитационного консультирования. Поэтому он предлагает реабилитационным консультантам использовать больше мето- дов, ориентированных на активные действия, например методы, основанные на бихевиоральной и гештальт-теории. Ковен полагает, что гештальтистский ме- тод психодрамы может помочь клиентам погрузиться в процесс консультиро- вания и принять на себя ответственность за свою жизнь. Такие методы, как ро- левая игра, разыгрывание фантастических сцен и психодрама, могут осваивать- ся и использоваться клиентами для повышения эффективности процесса адап- тации.
Далее приводится несколько примеров работы реабилитационных кон- сультантов с клиентами, страдающими различными нарушениями и заболева- ниями. Физические травмы, такие как повреждения спинного мозга, оказывают значительное физическое и эмоциональное воздействие на человека, так как влекут за собой существенные ограничения возможностей (Krause & Anson,
1997). В таких случаях процесс реабилитации должен концентрироваться на адаптации как самого клиента, так и его семьи к данной ситуации, так как все они оказываются вовлеченными в эту ситуацию и нуждаются в помощи. И при вынесении детальной медицинской, социальной и психологической оценки должны быть учтены потребности всех членов семьи. Консультант принимает на себя долгосрочные обязательства, которые включают в себя тщательно
541 спланированное поддерживающее консультирование, кризисное вмешатель- ство, конфронтацию, планирование жизни, консультирование по сексуальным вопросам и групповое консультирование. Коротко говоря, реабилитационный консультант должен помочь человеку со спинномозговой травмой развить внутренний локус контроля для принятия на себя ответственности за свою жизнь (Povolny, Kaplan, Marme & Roldan, 1993). Кроме выполнения своих непо- средственных обязанностей, консультант, работающий с инвалидами, должен быть еще и «адвокатом», и консультантом-экспертом, и педагогом. Стоящая перед консультантом многоплановая задача охватывает всю сложную взаимо- связь функций этой профессии.
Умственно ограниченные клиенты — это люди с разной степенью (от умеренной до сильной) ограниченности познавательных и физических способ- ностей. Одним из таких примеров могут быть дети. В некоторых случаях дет- ская инвалидность сопровождается отставанием в умственном развитии. В та- ких случаях консультанты могут решать такие же задачи и использовать такие же методы, как и при работе со взрослыми или с подростками с физическими недостатками (поддерживающее консультирование и планирование жизни).
Консультанты должны также помочь родителям справиться со своими пережи- ваниями по поводу детей-инвалидов и выработать способы формирования по- ложительных взаимодействий, которые способствуют максимальному разви- тию (Huber, 1979). При работе с подростками, чья умственная отсталость явля- ется следствием черепно-мозговой травмы, консультант, помимо терапевтиче- ских воздействий, должен заниматься решением социальных проблем (Bergland
& Thomas,
1991). Как правило, при работе с людьми, имеющими психические нарушения, независимо от возраста клиента и причины заболевания, нужно уделять больше внимания психосоциальным факторам (Kaplan, 1993).
Реабилитационным консультантам (так же как и консультантам других специальностей) приходится предоставлять услуги ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом (All & Fried, 1994). ВИЧ теперь считается хроническим за- болеванием, а люди, больные СПИДом, по законодательству США считаются инвалидами. Многие люди, относящиеся к этим двум группам, испытывают негативное отношение со стороны общества, поэтому прежде, чем приступать к работе с этим особым слоем населения, реабилитационные консультанты должны понять свое собственное отношение к ним. После этого их задача будет состоять в том, чтобы помочь клиентам в решении их психосоциальных про- блем, например в поддержании полноценной жизни, в преодолении трудностей, связанных с утратой функций, в противостоянии экзистенциальному или ду- ховному кризису. Обычные эмоции этих клиентов — шок, гнев, тревога, страх, чувство обиды и депрессия. Поэтому консультанты должны также помочь кли- ентам совладать с этими эмоциями. Кроме того, некоторые аспекты практиче- ской работы, такие как приготовление к лечению или смерти, должны прово- диться с особой тщательностью и осторожностью (Dworkin & Pincu, 1993).
Для работы с меньшинствами, в частности с работающими женщинами- инвалидами, консультанты должны быть знакомы с особенностями процессов, типичных для данной категории людей, и быть готовы применить соответству-
542 ющие методики консультирования, специфические для каждой такой группы.
Например, консультирование женщин-инвалидов включает четыре взаимосвя- занных элемента: «а) профессиональное обучение; б) меры, направленные на поддержку семьи; в) подбор соответствующей работы; г) оказание моральной поддержки» (Hollings-worth & Mastroberti, 1983, p. 590).
Очевидно, что реабилитационные консультанты должны быть мастерами на все руки. Они должны не только непосредственно предоставлять услуги, но также и координировать свои действия с действиями других специалистов и контролировать продвижение клиентов на пути обретения ими независимости и самоконтроля. Таким образом, консультанту необходимо знать множество тео- рий и методов консультирования и уметь адаптироваться к меняющимся про- фессиональным ролям.
О
СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ
КОНСУЛЬТАНТОВ
Реабилитационный консультант должен иметь ясное представление о це- лях своей деятельности (Wright, 1980,1987). Существует несколько конкуриру- ющих, но не взаимоисключающих взглядов на то, какие задачи и функции должны выполнять реабилитационные консультанты. В конце 1960-х годов
Мутард (Muthard) и Саломон (Salomone) провели первое систематическое ис- следование деятельности реабилитационных консультантов (Bolton & Jaques,
1978). Они выявили восемь главных видов деятельности, характеризующих роль консультанта, и отметили, что большое значение придается консультиро- ванию по эмоциональным проблемам, профессионально-ориентационному кон- сультированию и подбору подходящей работы (Muthard & Salomone, 1978). По их данным, реабилитационные консультанты тратят приблизительно 33% свое- го времени непосредственно на консультирование, 25% на канцелярскую дея- тельность и 7% на трудоустройство клиентов.
В 1970 году Министерство труда США составило список основных функций реабилитационных консультантов; эти задачи остаются актуальными и в настоящее время (Schumacher, 1983).
1.
Индивидуальное консультирование. Выполнение этой функции подра- зумевает индивидуальную работу с клиентами на базе определенной теоретиче- ской модели (моделей). Данная функция составляет важную часть оказываемой клиентам помощи в полной социальной и эмоциональной адаптации к обстоя- тельствам.
2.
Поиск клиентов. Реабилитационные консультанты стараются донести информацию о предоставляемых ими услугах различным агентствам и потен- циальным клиентам через рекламные и просветительские материалы.
3.
Оценка пригодности клиента. С помощью стандартного перечня тре- бований реабилитационные консультанты определяют, способен ли потенци- альный клиент оплатить его обслуживание.
4.
Обучение. К числу основных аспектов этой задачи относится определе-