ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
523 навыки и знания, АМНСА организовала ряд специальных комиссий. В зоне их внимания — бизнес и промышленность, проблемы старения и развития взрос- лых, профилактическая работа. Такая специализация важна потому, что она позволяет профессиональным консультантам получить глубокие знания и навыки в специфических областях.
АМНСА также уделяет внимание проблеме общего здоровья и консульти- рованию по данной проблеме. Этот направление в консультировании приобре- тает особое значение в связи с теми изменения, которые происходят в обществе и могут вывести из равновесия или вызвать регрессивное поведение не подго- товленных к переменам людей. Предоставляя людям информацию о здоровье и необходимую поддержку, консультанты могут предотвратить появление более серьезных проблем, например алкоголизма (Sperry, Carlson & Lewis, 1993). Для профессий помощи, в основном ориентированных на лечение, подобный акцент на профилактику уникален.
Кроме того, АМНСА учредила сертификационные стандарты для получе- ния звания Сертифицированного клинического консультанта по вопросам пси- хического здоровья (ССМНС). Эта процедура первоначально включала получе- ние удостоверения Национальной академии сертифицированных клинических консультантов по вопросам психического здоровья (NACCMHC) — независи- мой сертификационной организации, учрежденной в 1978 году. Однако в 1993 году NACCMHC слилась с NBCC. Те специалисты, которые хотят получить зва- ние ССМНС, предварительно должны получить государственный сертификат
NCC.
Т
ЕОРИИ И ФУНКЦИИ
Консультанты по вопросам психического здоровья существенно разли- чаются между собой по применяемым в практике разнообразным теориям и ме- тодам. Это происходит отчасти потому, что они работают в самых разных усло- виях и выполняют многообразные функции. Утверждается, что экзистенциаль- ная теория «конгруэнтна главным принципам консультирования по вопросам психического здоровья» (Bauman & Waldo, 1998, p. 27). Тем не менее в данной области применяется большое число теорий. Выбор теорий консультантами по вопросам психического здоровья зависит от потребностей их клиентов. В целом литература по этому направлению в консультировании сосредоточивается на двух основных теоретических вопросах: а) профилактика и улучшение психи- ческого здоровья и б) лечение нарушений и дисфункций. Вероятно, эти вопро- сы будут и дальше привлекать внимание специалистов, поскольку они касаются основных ролей консультантов по вопросам психического здоровья.
П
ЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПОДДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
.
На протяжении всей истории консультирования по вопросам психического здо- ровья основной философский акцент делался на профилактике и на улучшении психического здоровья. «Многие консультанты по вопросам психического здо- ровья принимают активное участие в программах первичной профилактики в школах, колледжах, церквях, центрах душевного здоровья при общинах, в об-
524 щественных и частных агентствах», в которых они работают (Weikel и Palmo,
1989, р. 15). Первичная профилактика характеризуется свойством «предупре- ждать события»; она направленна и «ориентирована на группу или значитель- ное количество людей, а не на отдельного человека» (Baker & Shaw, 1987, p. 2).
Она может быть непосредственной или косвенной, но в любом случае она направлена на улучшение состояния и адаптации человека.
Одно из направлений работы, где особенно важна роль профилактики, — это работа по предотвращению суицидов. В США суицид находится «на девя- том месте среди причин смерти взрослого населения и на третьем — среди де- тей до 17 лет» (Carney & Hazier, 1998, p. 28). При выявлении клиентов, склон- ных к суициду, консультанты могут пользоваться шкалой SAD PERSON
1
(Pat- terson, Dohn, Bird & Patterson,
1983) для взрослых или адаптированной (A-SRS)
шкалой для детей (Juhnke, 1996). Буквы в названиях шкал означают следующее:
Sex
Пол (мужчины)
Age
Возраст (пожилые)
Depression
Наличие депрессии
Previous attempt
Предшествующие попытки суицида
Ethanol
Злоупотребление этанолом (алкоголем)
Rational thinking loss
Утрата рационального мышления
Social
Недостаток социальной поддержки
(одиночество)
Organized
Наличие продуманного плана суицида
No spouse
Нет супруга
Sickness
Заболевание
Анализируя комбинацию и взаимодействие этих факторов, консультанты по вопросам психического здоровья скорее смогут выявить необходимую ин- формацию, которую они могут использовать в профилактической работе.
Гершензон (Hershenson, 1982, 1992b) предлагает свой подход к консуль- тированию по вопросам психического здоровья, направленный на здоровое раз- витие, то есть позитивное преодоление трудностей и рост. Он указывает, что
«поскольку консультирование основывается на модели здорового развития, то вполне можно надеяться на достижение с его помощью цели поддержания здо- рового развития клиента» (1982, р. 409). Эрик Эриксон (Erikson, 1963) и Абра- хам Маслоу (Maslow, 1962) предлагают схемы работы консультантов по вопро- сам психического здоровья. Оба исследователя основывались на наблюдениях процесса человеческого развития и пропагандировали здоровый образ жизни.
Интеграция этих двух систем мышления дает шесть тенденций развития лично- сти: выживание, рост, общение, признание, овладение мастерством, понимание.
Первые две тенденции сосредоточиваются на самбй личности, следующие две
— на межличностных функциях, а последние — на исполнительских функциях.
Консультирование по вопросам психического здоровья направлено на самосо- вершенствование в области межличностных отношений и исполнительских
1
В переводе — «печальная личность». — Примеч. перев.
525 функций.
В статье о здоровом развитии личности Хит (Heath, 1980) обрисовывает всестороннюю модель здорового полного развития. Он ссылается на исследо- вание, доказывающее, что психологическая зрелость подростков является опре- деляющим фактором психического здоровья и профессиональной адаптации взрослого и что степень зрелости взрослого связана с брачной сексуальной зре- лостью и профессиональной адаптацией. Хит формулирует общие практиче- ские принципы, которых могут придерживаться консультанты, решая с клиен- тами вопросами» их развития. Ниже приведены четыре из них (Heath, 1980, р.
395). ».
1. «Поощрять предварительную репетицию предстоящих процессов адап- тации», например связанных с работой или близкими отношениями.
2. «Требовать постоянного применения приобретенных знаний и их кор- рекции на практике» В сущности, Хит полагает, что практика доводит до со- вершенства выполнение всех задач, стоящих перед человеком. Обучение про- исходит через обратную связь.
3. «Давать возможность человеку испытывать на себе последствия соб- ственных решений и действий». В этом Хит соглашается с Альфредом Адле- ром. Он отмечает, что незаслуженная или чрезмерная похвала может отрица- тельно повлиять на развитие человека.
4. «Оценивать по достоинству сильные стороны человека». Подкрепле- ние, с точки зрения бихевиоризма, является решающим фактором в обучении.
Хит, соглашаясь с этим, утверждает, что признание и заслуженная оценка до- стоинств человека могут укрепить решимость и уверенность в себе и помогут пойти на риск, необходимый в процессе обучения.
Сосредоточение на окружении человека — другой профилактический ак- цент в работе консультантов по вопросам психического здоровья. Хубер
(Huber,
1983), подводя итог исследованиям в этой области, замечает, что окру- жающая обстановка, как и человек, имеет свои особенности. В некоторых слу- чаях она жесткая и контролирующая, а иногда более гибкая и благосклонная.
Чтобы эффективно использовать социально-экологическую модель, консультан- там по вопросам психического здоровья следует придерживаться следующих рекомендаций.
• Идентифицировать проблему в ее связи с конкретной обстановкой. Не- которые виды окружения вызывают или способствуют развитию нездорового поведения.
• Добиваться от клиентов и значимых других, что окружающая среда — клиент. Большинству людей легче понять трудность как нечто, буквально свя- занное с человеком.
• Оценивать динамические переменные окружающей среды. Моос (Moos,
1973) разработал целый ряд способов оценивания окружающей среды. Кон- сультанты могут вместе с клиентами определить, как окружающая среда облег- чает или затрудняет удовлетворение потребностей последних.
• Начинать социальные изменения. Консультант помогает клиенту улуч- шить существующее окружение.
526
• Оценивать результат. Не существует определенного способа сделать это, но чем яснее клиент определяет для себя критерии «идеального окруже- ния», тем больше возможностей для оценки.
С социально-экологической моделью связано экосистемноемышление —
«мышление, признающее неделимую связь индивида, семьи и социокультурно- го контекста» (Sherrard & Amatea, 1994, p. 5). С этой точки зрения консультиро- вание по вопросам психического здоровья включает рассмотрение культурных контекстов, в которых люди общаются и вступают в отношения.
Брак — это очевидный пример, иллюстрирующий важность как личност- ных факторов, так и факторов среды. Виггинс, Муди и Ледерер (Wiggins,
Moody & Lederer,
1983) проводили исследование удовлетворенности браком и нашли, что наиболее существенным определяющим фактором была совмести- мость личностных типов супругов. Как и Голланд (Holland, 1978), эти исследо- ватели пришли к выводу, что индивиды выражают «удовлетворение и ищут взаимодействия в тех окружающих средах, которые соответствуют их психоло- гическим потребностям» (Wiggins et al, 1983, p. 177). Консультанты по вопро- сам психического здоровья могут оказывать терапевтическое воздействие на межрасовые браки, помогая парам выявить и преодолеть предсказуемые стрес- согенные факторы — такие как предрассудки, касающиеся детей от смешанных межрасовых браков, — и найти поддержку или группу по укреплению брака
(Solsberry, 1994).
Повсеместно в системе профилактики психических заболеваний стало уделяться внимание здоровому образу жизни (связанной со здоровьем деятель- ности, которая является одновременно и профилактической, и коррекционной и при систематическом выполнении имеет терапевтическое значение). Такая дея- тельность включает в себя питание натуральными продуктами, содержащими витамины, оздоровительные поездки на курорты, медитацию, регулярное вы- полнение физических упражнений и использование целого ряда гуманистиче- ских и надличностных подходов к помощи (O'Donnell, 1988). «Для того чтобы поддерживать целостность, здоровое функционирование организма, необходи- мо оценивать физические, психологические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные и экологические процессы» (Carlson & Ardell, 1988, p. 383).
Признаки холистического движения к оздоровлению и благополучию становят- ся очевидны повсюду, по мере того как американцы всех возрастов начинают больше узнавать о положительных и отрицательных привычках.
Исследования создают теоретическую базу для движения за здоровый об- раз жизни и различными способами направляют его. В обширном обзоре лите- ратуры, посвященной благотворному влиянию физического благополучия на личностные показатели, Доан и Шерман (Doan & Sherman, 1987) убедительно подтверждают, что регулярные упражнения могут оказывать положительное воздействие на физическое и психическое здоровье. Этот вывод поддерживает консультантов, предписывающих поддержание здорового образа жизни как до- полнение к регулярным консультационным сессиям. Существует целый ряд стратегий поддержания здорового образа жизни. Среди них: сосредоточение консультантов на всем положительном, облегчающем жизнь из того, что может
527 сделать человек; изменение традиционных приоритетов, чтобы большее внима- ния уделить здоровью в целом; проведение большого количества исследований; придание большего значения физическим особенностям как одному из аспектов того, что Лазарус (Lazarus, 1989) называет мулътимодалъиой терапией (BASIC
I.D. — behavior
(поведение), affect (аффект), sensation (чувствительность), im-
agery
(воображение), cognition (познание), interpersonal relationships (межлич- ностные отношения), drugs/biology (лекарства/биология)) (Carlson & Ardell,
1988).
Лечение расстройств и дисфункций. Значительное количество людей, нуждающихся в услугах служб психического здоровья, не могут получить пол- ноценного обслуживания в государственных учреждениях, даже в том случае", если обслуживание клиентов будет единственным видом этих учреждений
(Lichtenberg, 1986; Meehl,
1973). Например, около 7,5 миллиона детей, т. е. 12% жителей США «в возрасте до 18 лет имеют диагностируемые психические нарушения, и почти половина из них сильно ограничены в возможностях дея- тельности вследствие этих нарушений. Численность детей с серьезными эмоци- ональными и поведенческими проблемами резко возрастает, параллельно с ро- стом таких социальных проблем, как бедность, бездомность и наркомания»
(Collins & Collins, 1994, p. 239).
Для удовлетворения потребностей общества консультанты по вопросам психического здоровья концентрируются на вторичной профилактике (контро- лируя проблемы психического здоровья, которые уже проявились, но еще не являются очень серьезными) и на третичной профилактике (контроле над се- рьезными психическими нарушениями, в целях предотвращения перетекания их в хронические или даже угрожающие жизни заболевания). В отличие от пер- вичной профилактики, в этих случаях при рассмотрении симптомов и основных условий консультанты используют теории и методы, разработанные такими крупными теоретиками, как Роджерс, Эллис, Скиннер и Глассер (Weikel &
Palmo,
1989). Таким образом, консультирование по вопросам психического здоровья становится более похожим на другие специальности, такие как психо- логия, социальная работа и психиатрия (Hansen, 1998; Waldo, Horswill & Broth- erton,
1993). Как уже отмечалось, консультанты по вопросам психического здо- ровья также дают оценку расстройств, используя DSM-IV. (См. в приложении С перечень основных заболеваний, включенных в DSM-IV.)
Обзор статей в Journal о/'Mental Health Counseling показывает, что при обсуждении сущности своей работы консультанты по вопросам психического здоровья склонны воспринимать свою деятельность скорее как лечение, чем как профилактику (Kiselica & Look, 1993). Подобный акцент калечении связывает этот вид консультирования со смежными здравоохранительными профессиями, а не с традиционным консультированием, делающим основной акцент на раз- витии. Кроме того, этот акцент представляет проблему относительно политики и включения в системы здравоохранения. Среди тех направлений, где консуль- танты по вопросам психического здоровья сосредоточивают свое внимание на терапии, могут быть перечислены: общие и специфические нарушения, харак- терные для любого возраста, такие как умеренная депрессия (Kolenc, Hartley &