ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
550 habilitation counselors' qualifications and client responsibilities structure their professional relation- ships. Journal of Applied Rehabilitation Counseling, 18, 18-20.
551
1 ... 56 57 58 59 60 61 62 63 ... 83
ГЛАВА 18
ЭКСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
1
Она принималась целовать лягушек,
потому что с незапамятных времен помнила,
что так нужно делать.
С каждым поцелуем она ждала,
что вот-вот это зеленое слизистое существо
превратится в прекрасного принца.
Но день за днем росло осознание,
что никакое волшебство не поможет
этим квакающим созданиям,
поедающим мух с помощью быстрого языка,
превратиться вмиг в принца —
ни в результате легкомысленных поцелуев,
ни после сладких слов.
Так, с сожалением, она возвратилась
от полного жизни водоема с кувшинками
к отрезвляющим стеллажам деревенской библиотеки,
чтобы снова пролистать страницы зачитанной сказки
и найти, где напечатано то, что она знала по опыту,
что даже любимые лягушки иногда остаются лягушками,
независимо от того, как привлекательна девушка или
как сильна надежда.
Gladding S.
Т. (1976). Of frogs, princes and lily pond changes.
In S. T. Gladding, Reality sits in a green cushioned chair (p. 17). Atlanta:
Collegiate Press. 1976 by S. 7, Gladding.
Несмотря на то что консультанты в целом ряде случаев предоставляют
«определенные экспертно-консультационные услуги в рамках своих професси- ональных обязанностей, специальной литературы по экспертной консультации как профессиональной функции консультантов не публиковалось вплоть до конца 1960-х — начала 1970-х годов» (Randolph &Graun, 1988, p. 182) Первона- чально консультант-эксперт
2
определялся как человек, обладающий специаль- ными знаниями, которыми он делится с консультируемым. Поэтому считалось, что некоторые теоретические подходы к консультированию (например, адлери-
1
Основное отличие экспертного консультирования заключается в том, что в нем устанавливаются не диадные
(клиент — консультант), а триадные (клиент — консультируемый — консультант) отношения. При экспертном типе взаимодействия консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для некоторой работы с клиентом, и за все время консультирования консультант-эксперт может ни разу не встречаться непосредственно с клиентом. — Примеч. науч. ред.
2
Чтобы различать понятия, которые представлены английскими словами consultant/consulting, consultation и
counselor/counseling,
будем первого называть консультантом-экспертом, а его деятельность — экспертным кон- сультированием, в отличие от специалиста, занимающегося непосредственным консультированием.
552 анский, когнитивный и бихевиоральный) наиболее полно соответствуют этому определению благодаря их образовательной и прагматической направленности.
Аффективные теории считались менее подходящими из-за их сосредоточенно- сти на установлении близких личностных отношений и в целом менее строгой структуры. В действительности, однако, экспертное консультирование может основываться на самых разных теоретических концепциях, в зависимости от потребности клиента или группы.
Независимо от теоретической ориентации, экспертное консультирование
— это профессиональная обязанность всех консультантов, которой уделяют все больше и больше внимания (Hollis, 1997). Иногда консультанты, занимающиеся этой деятельностью, упоминаются как «консультанты-консультант-эксперты»
(counselor-consultants) (Randolph &Graun,
1988); в других случаях используется только термин «консультант-эксперт» (consultants).«В первую очередь [кон- сультация является] процессом, протекающим в сфере человеческих отноше- ний» (Dougherty, 1995, р. V). Для того чтобы эксперт-консультация оказалась действительно полезной, установление личностного контакта необходимо в той же степени, что и профессиональный подход к работе. Консультационная рабо- та также требует высокой чувствительности к культурным нюансам и мул ьти культу рал ьным проблемам (Jackson & Hayes, 1993).
Э
КСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
МНОГОАСПЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Несмотря на то что в разные годы предпринималось множество попыток дать определение эксперт-консультирования, никакого общепринятого опреде- ления не существует и до сих пор. Уже в 1970 году Каплан (Caplan, 1970) опре- делил эксперт-консультацию как «процесс взаимодействия между двумя специ- алистами — консультантом-экспертом, являющимся специалистом в опреде- ленной области, и консультируемым, который обращается к консультанту- эксперту за справкой по поводу актуальных проблем, связанных с работой» (р.
19). В конце 1970-х годов экспертному консультированию были посвящены два специальных выпуска журнала Personnel and Guidance Journal (февраль и март
1978 г.), а еще через семь лет за ними последовал специальный июльский вы- пуск журнала The Counseling Psychologist (1985), посвященный исключительно этой же теме. Еще восемью годами позже разным аспектам экспертно- консультационной работы были посвящены два выпуска Journal for Counseling
and Development
(июль/август и ноябрь/декабрь 1993 г.). Все пять указанных публикаций и другие, аналогичные им, отводили эксперт-консультации перво- степенную роль в консультировании и помогли профессионалам определить ряд общих особенностей экспертного консультирования: его направленность на решение задач и улучшение ситуации и его трехсторонний характер (Dougherty,
1995).
Несмотря на повышенное внимание к этой работе, экспертное консульти- рование для многих консультантов так и остается недостаточно осмысленной
553 областью деятельности, точное предназначение которой неясно (Drapela, 1983).
Вследствие этого отдельные консультанты либо неверно истолковывают сущ- ность экспертного консультирования, либо не испытывают удовлетворения от занятия подобной деятельностью, либо и то и другое (Goodyear, 1976). Браун
(Brown,
1983) приводит пример характеристики консультанта-эксперта: «чело- век, который внезапно воодушевляется, растрачивает силы и выдыхается» (р.
124). Насколько неточной является эта характеристика, настолько же хорошо она может отражать неразбериху в применении данного термина.
Хотя экспертное консультирование «получило широкое распростране- ние» с начала 1970-х годов, «теоретическая и исследовательская база суще- ственно отстает» от текущей практики (Gallessich, 1985, р. 336). Можно выде- лить несколько причин такого отставания.
• Существует атеоретический взгляд на эксперт-консультирование, пре- пятствующий развитию данной деятельности. Галлессич (Gallessich, 1982) от- мечает, что консультация может проводиться в самых разных условиях, с раз- личными группами людей и принимать различные формы, что затрудняет структурирование этой работы. Кроме того, многие профессионалы консульти- рования не принимают эксперт-консультационную деятельность всерьез и не относятся к этому занятию как к специализированному профессиональному процессу.
• Не существует специалистов или профессиональных групп, для которых экспертное консультирование являлось бы основной деятельностью. Этой ра- боте не хватает «организационной поддержки, руководства и ресурсов, необхо- димых для формирования теории и проведения исследований» (Gallessich, 1985, р. 342).
• Происходит быстрое изменение методов экспертного консультирования.
В отличие от большинства других форм социальной помощи, эксперт- консультирование быстро реагирует на социальные, политические или техни- ческие изменения. Например, гуманистические консультационные методы кон- ца 1960-х годов не столь широко использовались в более консервативные 1980- е годы.
Среди других факторов, сдерживающих рост и развитие экспертного кон- сультирования, можно перечислить: 1) затруднения с определением перемен- ных и с получением разрешения на проведение специализированных исследо- ваний в стандартных условиях и 2) трудности в понимании изменяющегося ха- рактера целей в процессе консультирования. Другими словами, начальные цели могут изменяться.
До сих пор продолжаются дебаты по поводу точного определения терми- на «экспертное консультирование» (Kurpius & Fuqua, 1993). Курпиус (Kurpius,
1978) предложил одно из лучших определений, которое было включено в изда- ние этического кодекса ЛСД 1995 года. В этом кодексе экспертное консульти-
рование определяется как «добровольные отношения между профессиональным работником службы помощи и нуждающимися в помощи индивидами, группой или социальной единицей, в которых консультант-эксперт предоставляет по- мощь клиенту(ам) в определении и решении профессиональной проблемы или
554 любой другой потенциальной проблемы, с которой столкнулся клиент или группа».
В целом подходы в практике эксперт-консультационной работы имеют следующие общие характеристики (Gallessich, 1985; Kurpius & Fuqua, 1993;
Newman, 1993).
• Экспертное консультирование базируется на содержании (поддержива- ется всей признанной совокупностью знаний).
• Экспертное консультирование ориентировано на достижение цели; цель часто носит профессиональный характер.
• Взаимоотношения в экспертном консультировании регулируются раз- личными нормами и правилами.
• Экспертное консультирование — это процесс; он включает в себя сбор данных, рекомендацию решений и предложение поддержки.
• Экспертное консультирование представляет собой триадный процесс.
• Экспертное консультирование основывается на идеологии, системах ценностей и этике.
Курпиус (Kurpius, 1986,1988) также подчеркивает, что экспертное кон- сультирование является системно-ориентированным. Эта работа способствует изменению определенных аспектов системы, таких как структура или персонал, с тем чтобы изменить саму систему. В системах присутствуют силы, которые либо усиливают, либо подавляют их восприимчивость к консультационному процессу (Kurpius, Fuqua & Rozecki, 1993) (рис. 18.1).
Рис.18.1. Системная открытость и баланс сил
Источник: Kurpius D. J., Fuqua D. R., & Rozecki Т. (1993). The consulting process: A multidimensional approach. Journal of Counseling and Development, 71, 602.
Ввиду важности роли экспертного консультирования в ряду общих обя- занностей консультантов, во многие программы обучения «общий курс экс- перт-консультирования входит в качестве обязательного, а специальность кон- сультанта-эксперта была включена в стандарты для аккредитации консультан- тов Аккредитационного совета по консультированию и родственным образова-
555 тельным программам (CACREP))...» (Randolph & Graun, 1988, p. 182).
О
СОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Шмидт и Осборн (Schmidt & Osborn, 1981) обнаружили, что большинство консультантов, попавших в их поле зрения, на практике не усматривали разли- чий между традиционным и экспертным консультированием. Они пришли к за- ключению, что «конечные цели этих видов деятельности настолько совпадают, что трудно провести грань между ними, если рассматривать их с точки зрения общих процессов» (р. 170). Действительно, многие принципы и процессы рабо- ты в этих видах деятельности весьма схожим. Например, и эксперт- консультацию, и консультирование можно предоставлять на первичном (про- филактическом) уровне, и оба вида деятельности являются межличностными процессами. Однако имеются и различия.
Одно из различий между экспертным и непосредственным консультиро- ванием состоит в том, что «содержание эксперт-консультационного собеседо- вания является внешним для консультируемого» (Stum, 1982, р. 297). Большин- ство эксперт-консультаций происходит в естественных условиях (часто в рабо- чей обстановке консультируемого), тогда как личное консультирование обычно осуществляется в специально предназначенных для этого центрах, где работа- ют консультанты (Kurpius, 1986).
Другое различие между личным и экспертным консультированием состо- ит в том, что к услугам консультанта-эксперта обычно прибегают тогда, когда
«система находится в состоянии спада или кризиса» (Nelson & Shifron, 1985, p.
301). Большинство клиентов пользуются услугами традиционного консульти- рования в целях первичной профилактики или ввиду ожидаемых ситуативных или эволюционных проблем, хотя встречаются отдельные люди, которые и к такой форме консультирования не обращаются до тех пор, пока не окажутся в состоянии стресса или в беде.
Коммуникативные навыки — еще одна область, где проявляются как сходство, так и различия между этими двумя видами деятельности. Коммуни- кативные навыки, используемые в экспертном консультировании, незначитель- но отличаются от навыков, используемых в обычном консультировании (Kurpi- us, 1988, Schmidt,
1999). И консультанты и консультанты-эксперты выслуши- вают, направляют внимание, расспрашивают, разъясняют, сопоставляют и обобщают информацию. Но консультанты-эксперты в первую очередь сосредо- точиваются на содержании, а не на эмоциях, поскольку процесс концентриру- ется прежде всего на проблемах и спорных вопросах.
Еще одно различие заключается в роли специалиста. И консультанты и консультанты-эксперты пытаются добиться изменения в жизни людей, с кото- рыми они работают. Однако консультант-эксперт, скорее, выступает в роли ка- тализатора, поскольку он не оказывает «прямого воздействия на консультируе- мого или клиента консультируемого» (Kurpius, 1986, р. 58).
Наконец, даже притом что цели всех форм консультирования одинаковы