ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1231
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
561 ничают с консультантами-экспертами, работая над определенными проблема- ми.
Рис. 18.2.Модель Элпина
Источник: Aplin J. С. (1978). Business realities and organizational consultation. Counseling Psychologist,
13, 400.
1.
Предварительная стадия (до заключения договора). Консультант- эксперт сообщает о своей квалификации и области компетенции, которая может иметь отношение к предмету консультации.
2.
Обсуждение условий контракта и исследование отношений. Консуль- тант-эксперт обсуждает формальные стороны договоренности между ним и консультируемым. Должны быть определены готовность консультируемого к работе и способность консультанта-эксперта ответить на запрос.
3.
Заключение контракта. Устанавливается взаимное соглашение, кото- рое определяет, какие услуги должны быть оказаны и в какой форме.
562 4.
Идентификация проблемы. Консультант-эксперт вместе с консульти- руемым определяют и точно формулируют проблему, над которой нужно рабо- тать, и желаемый результат.
5.
Анализ проблемы. Рассматривается относящаяся к делу информация и генерируются возможные решения.
6.
Обратная связь и планирование. На этом этапе оцениваются альтерна- тивные решения, выработанные на стадии 5, и определяется вероятность успе- ха. Затем приступают к систематическому осуществлению одного или несколь- ких планов решения.
7.
Выполнение плана. Консультируемый выполняет предложенный план при поддержке консультанта-эксперта.
8.
Оценка плана. Консультант-эксперт и консультируемый определяют, насколько успешным оказался избранный план для достижения желаемого ре- зультата.
9.
Заключение и завершение отношений. Обе стороны анализируют, что произошло, и планируют какое-либо продолжение работы консультируемого, которая будет осуществляться независимо или в сотрудничестве с консультан- том-экспертом.
Хотя план Сплита является достаточно подробным и полезным, он не описывает подробно умения и навыки, которые необходимы консультанту в процессе эксперт-консультирования. Модель, в которой этот пробел восполнен, предложена Дастином и Эгли (Dustin & Ehly, 1984). В их модели экспертного консультирования описаны пять стадий, для которых предлагаются методы, применяемые консультантом, и его действия на каждой стадии. Модель разра- батывалась для работы консультанта с родителями и с преподавателями в усло- виях школы, но она может быть применена и за пределами школьной среды — например, в бизнесе, в правительственных, исправительных и реабилитацион- ных учреждениях. Вот эти стадии.
1.
Поэтапное вступление. Эта стадия в основном направлена на форми- рование отношений и может быть сопоставима с предварительной стадией по
Сплиту (Splete, 1982). Консультант-эксперт использует такие навыки, как ак- тивное слушание, самораскрытие и эмпатия, стараясь установить доверитель- ные отношения.
2.
Идентификация проблемы. Аналогично 2-й и 4-й стадиям модели
Сплита, данная стадия имеет главной целью выяснить, существует ли предпо- лагаемая проблема третьего лица в действительности. Консультанты применя- ют аналитические навыки, а также любые приемы консультирования, такие как перефразирование, подтверждение, демонстрация искренности и постановка целей.
3.
Стадия реализации. Главная задача этой стадии, подобно 5-7-й стадиям схемы Сплита, заключается в определении стратегий и задании временных ра- мок. Важной частью этого процесса является обратная связь. Консультанты
должны проявлять гибкость и терпение, чтобы преодолевать возможное сопро- тивление и негативный настрой консультируемого.
4.
Доработка и оценка. Эта стадия иногда сливается с 3-й, но по своей
563 сути они различны. Четвертая стадия концентрируется на результатах, полу- ченных в процессе экспертного консультирования, особенно если консультиру- емый удовлетворен результатом изменений. Консультант должен обладать умением принимать на себя риск, демонстрировать открытость и настойчи- вость. Эти умения особенно необходимы, если консультируемый неудовлетво- рен или расстроен.
5.
Завершение. Консультант-эксперт помогает подвести итоги предыду- щих действий. Снова приобретают значение коммуникативные навыки, такие как эмпатия и искренность. Важную роль играет обмен мнениями между кон- сультантом-экспертом и консультируемым, в ходе которого они должны оце- нить, что было наиболее полезно для каждого из них и какие аспекты процеду- ры были менее эффективны.
Кроме того, Сплит (Splete, 1982) указывает на четыре вида отношений, которые важны для консультантов-экспертов. Во-первых, они должны демон- стрировать профессиональное отношение. Они должны брать на себя ответ- ственность за помощь своим клиентам при решении их непосредственных и от- даленных проблем. Во-вторых, консультанты-эксперты должны показать свою зрелость. Они должны стремиться отстаивать свои собственные представления, рисковать и преодолевать враждебность или неприятие. В-третьих, консультан- ты-эксперты должны демонстрировать непредубежденность, не отгораживаться от идей и быть готовыми немедленно взяться за решение проблем. Наконец, они должны быть убеждены в ценности каждой личности и ставить человека превыше всего.
С
ПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Экспертное консультирование часто проводится в школах и обществен- ных агентствах, однако данный процесс может иметь место практически в лю- бых условиях. В этом разделе мы проанализируем несколько работ, выполнен- ных в школах и агентствах, в качестве примеров различных видов программ эксперт-консультационной работы.
Э
КСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Канвейлер (Kahnweiler, 1979) проследил развитие взгляда на школьных консультантов как на консультантов-экспертов, начиная с его зарождения в конце 1950-х годов. Им проанализирована литература теоретического и прак- тического содержания, выходившая за этот период. Развитие школьного экс- пертного консультирования было обобщено в работе Банди и Поппена (Bundy
& Poppen,
1986), которые сделали обзор статей, опубликованных в журналах
Elementary School Guidance and Counseling^. The School Counselor
более чем за
28 лет. Они обнаружили, что экспертное консультирование во многих случаях оказывалось эффективным средством профилактической и коррекционной ра-
564 боты в школах. Кроме того, эксперт-консультации, предоставляемые школьны- ми консультантами, поднимают общую школьную успеваемость, улучшают представление учащегося о себе, снижают стресс для некоторых групп учащих- ся, ведут к улучшению качества классного руководства и способствуют нрав- ственному росту учащихся (Cecil & Cobia, 1990; Conoley & Conoley, 1992). Как процесс, «экспертное консультирование является действенным методом воз- действия на благополучие и личностное развитие значительно большего коли- чества учащихся, чем это может показаться консультанту на первый взгляд»
(Otwell & Mullis, 1997, p. 25).
В целом положение школьных консультантов исключительно удобно именно для работы в качестве консультантов-экспертов и проводников измене- ний (Podemski& Childers, 1980). В большинстве школьных организационных документов консультант считается административным работникам. Люди, находящиеся на должности штатного администратора, как правило, должны обладать специальными знаниями, в том числе знать местные и федеральные законы, а также законодательство штата (McCarthy & Sorenson, 1993). Благода- ря этому они могут выступать советниками и осуществлять функции поддерж- ки для других людей. Занимая подобное положение, школьные консультанты помогают производить изменения в окружающей обстановке и в системе в це- лом (Schmidt, 1999). Они могут давать рекомендации руководству учреждения относительно того, какие изменения условий необходимы, и затем поддержи- вать усилия, направленные на усовершенствование.
Уманский и Холлоуэй (Umansky & Holloway, 1984) рассматривают мно- гие виды эксперт-консультационной деятельности в качестве способов обслу- живания школьников и еще более многочисленнойпопуляции — школьного со- общества — без увеличения расходов. Они останавливаются на четырех подхо- дах к экспертному консультированию в школах — адлерианском, бихевиораль- ном, на концепции психического здоровья и на концепции организационного развития.
Адлериаиский подход является психолого-образовательной моделью и ис- ходит из того, что индивиды, группы и сообщества испытывают недостаток информации. Консультант-эксперт занимается обучением в рамках организаци- онной структуры школы и предлагает способы стимулирования положительно- го поведения у детей.
Бихевиоралъный подход также склоняется к обучению, концентрируясь на освоении консультируемыми способов использования бихевиоральных прин- ципов в работе с учениками и на сборе эмпирических данных, подтверждаю- щих каждую стратегию воздействия.
Концепция психического здоровья базируется на более широкой концеп- ции психического здоровья сообщества, разработанной Капланом (Caplan,
1970). В основе экспертного консультирования данного типа лежит психодина- мическая теория. Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь преподава- телям и другому полномочному персоналу в школе по-новому взглянуть на са- мих себя и на своих учеников.
Наконец, концепция организационного развития обращает внимание на
565 контекст, в котором возникают проблемы. Следовательно, когда учащиеся и преподаватели сталкиваются с проблемами, центром внимания становится кли- мат в школе. Чтобы быть максимально полезным, консультант-эксперт должен заниматься изменением школьной атмосферы и структуры. Иногда эта задача требует поддержки администраторов, которые могут не одобрять такие цели. В других случаях она предполагает формирование школьными консультантами такого психологического климата, в котором остальной школьный персонал, главным образом преподаватели, почувствуют, «что консультироваться и рабо- тать с консультантами вполне естественно» (Edgemon, Remley & Snoddy, 1985, p. 298).
Сессии группового эксперт-консультирования с преподавателями явля- ются эффективным способом предоставления услуг для педагогов и для школ в целом. Обеспечение услуг экспертного консультирования для отдельных кате- горий детей, учащихся, родителей, разработчиков учебных программ и обще- ственных организаций требует много времени и усилий, но эти затраты обычно окупаются.
Теоретической базой процесса группового эксперт- консультирования могут служить клиент-центрированный, адлерианский и би- хевиоральный подходы.
Школьные консультанты могут также придерживаться модели «родителя- консультанта», которая направлена на разрешение проблем учеников (поведен- ческих, мотивационных, или социальных) и обучение родителей умению помо- гать своим детям в конкретных ситуациях (Campbell, 1993; Ritchie & Partin,
1994). Предлагая услуги экспертного консультирования родителям, консуль- танты могут столкнуться с сопротивлением, например с оправданиями («Я не могу прийти в течение дня»), с отрицательными установками («С моим ребен- ком все в порядке; почему меня беспокоят?») и с опровержениями («Нет ничего плохого в отношении моего ребенка к школе»). Преодолевать такое сопротив- ление можно, проявляя чуткость, создавая обстановку родительской заботы о ребенке, помогая родителям пересмотреть или переоценить ситуацию, исполь-
зуя притчи (то есть истории, содержащие подобные ситуации).
Один из видов эксперт-консультационной работы в школе (который мо- жет с успехом применяться и в агентствах) — это привлечение равных по ста- тусу. В структурированной модели консультации в группе равных для школь- ных консультантов (SPCMSC) предусмотрены еженедельные 90-минутные сес- сии, на которых консультанты, применяя свои основные навыки, помогают друг другу добиваться прогресса в своей профессии (Benshoff & Paisley, 1996, p.
314). Такая модель помогает использовать таланты участников группы, рабо- тающих в сходных условиях консультантов, и может оказаться полезной и про- дуктивной, если ее применять в качестве более формализованных сессий су- первизирования.
Э
КСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
Согласно Вернеру (Werner, 1978), консультация учреждений стала воз- можной благодаря Закону о центрах психического здоровья при общинах, при-
566 нятому в' 1963 году. Этот закон отражает философию, согласно которой психи- ческое здоровье должно рассматриваться как профилактическая задача местной общины.
Каплан (Caplan, 1964) описывает трехуровневую концепцию профилак- тичё ской работы. Первый уровень — уровень первичной профилактики,
направлен на уменьшение количества случаев психических расстройств. Эта цель достигается в процессе работы со всем населением «путем активного из- менения окружающей среды и условий, а также путем обучения жизненным навыкам» (Goodyear, 1976, р. 513). Одним из основных видов деятельности на этом уровне работы с населением является экспертное консультирование. Вто-
ричная профилактика — уменьшение продолжительности психических рас- стройств, представляет собой следующий объект внимания. Эта цель достига- ется с помощью индивидуальной работы, направляемой на предупреждение или облегчение проблемы, а также с помощью попыток ранней диагностики и снятия острых психологических кризисов. Наконец, третичная профилактика
— это уменьшение возможных негативных последствий психологических кри- зисов. Этот уровень профилактики можно рассматривать как лечение. Чем бо- лее успешными являются мероприятия первичной и вторичной профилактики, тем меньше необходимость в третичной профилактике.
Существует множество примеров первичной профилактики в условиях агентств психического здоровья. Вернер (Werner, 1978) и Каплан (Caplan, 1993) предлагают шесть уровней консультации для этих условий.
1.
Клиент-центрированное (сосредоточенное нЬ, проблемах клиента)
экспертное консультирование по конкретным случаям. Цель заключается в том, чтобы помочь консультируемому более эффективно взаимодействовать с клиентом в текущей ситуации и в подобных ситуациях в будущем.
2.
Центрированное на консультируемом эксперт-консультирование по
конкретным случаям. Цель такой консультации заключается в совместной с консультируемым идентификации затруднений в работе с некоторыми типами клиентов и в помощи консультируемому в выработке умения эффективно дей- ствовать в этой и подобных ситуациях в будущем.
3.
Программно-центрированное административное экспертное консуль-
тирование. Цель состоит в том, чтобы помочь консультируемому более эффек- тивно заниматься определенными частями программы поддержки психического здоровья и развивать его способности преодолевать подобные проблемы с про- граммой в будущем.
4.
Центрированное на консультируемом административное экспертное
консультирование. Цель такого эксперт-консультирования заключается в том, чтобы идентифицировать проблемы консультируемого, обусловленные выпол- нением программы поддержки психического здоровья, и совместно развивать навыки консультируемого, позволяющие справляться с подобными проблема- ми.
5.
Центрированное на сообществе экспертное консультирование по кон-
кретным проблемам. Цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность кон- сультируемому более эффективно заниматься решением проблем сообщества,