ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1232
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
556
(«помочь людям стать более квалифицированными, успешными, независимыми и находчивыми при решении проблем, которые перед ними возникают»), дей- ствие эксперт-консультирования является скорее косвенным, чем непосред- ственным (Nelson & Shifron, 1985, p. 298). Часто консультант-эксперт обучает консультируемого навыку, который может быть применен по отношению к тре- тьему лицу, тогда как в традиционном консультировании действия обычно со- средоточиваются и непосредственно применяются к определенному человеку, группе или системе, с которой работает консультант.
Ч
ЕТЫРЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Существует целый ряд различных моделей экспертного консультирова- ния, но только некоторые из них являются достаточно полными и полезными. В работах ряда авторов выделены четыре всесторонние модели экспертного кон- сультирования (Keys, Bemak, Carpenter & King-Sears, 1998; Kurpius, 1978; Kur- pius & Brubaker, 1976; Schein, 1978).
1.
Модель «эксперта», или модель обеспечения. Консультант-эксперт обеспечивает прямое обслуживание консультируемых, которые не имеют вре- мени, желания или навыков, чтобы заниматься определенной проблемной обла- стью. Эта модель консультации была разработана раньше других (Kurpius &
Robinson,
1978). Она широко использовалось в 1940-х — начале 1950-х годов.
Преимущество модели состоит в том, что эксперты могут разрешить трудные проблемы-за консультируемого, предоставив последним возможность без по- мех заниматься другими обязанностями. Главный недостаток модели состоит в том, что если по определенной проблеме не удается добиться улучшения, то вина может быть возложена на консультанта-эксперта.
2.
Модель «доктор—пациент», или модель «выдачи рецепта». Консуль- тант-эксперт объясняет консультируему, что неправильно в его (консультируе- мого) отношениях с третьим лицом и что в связи с этим необходимо предпри- нять. Чтобы лучше понять суть данного метода, можно сравнить его с традици- онной моделью медицинского обслуживания, согласно которой сначала диа- гностируется проблема пациента, а затем предлагается рецепт для исправления ситуации. Эта модель обычно применяется в случаях, когда консультируемым недостает уверенности в правильности своих собственных интервенционных стратегий. Она не требует, чтобы консультант-эксперт сам вызывал терапевти- ческие изменения или проводил лечение, как это предполагается в модели об- служивания.
3.
Модель посредничества. Консультанты-эксперты действуют как коор- динаторы. Их главная функция состоит в объединении услуг разных людей, ко- торые пытаются разрешить проблему. Они достигают этой цели: 1) путем коор- динирования услуг, которые уже предоставлены; 2) созданием альтернативного плана услуг, который представляет собой синтез нескольких решений. Таким способом консультант-эксперт мог бы действовать в школьной системе, в ситу- ации, когда ребенок-инвалид получает различные виды услуг, которые в силу
557 разрозненности не приносят пользы ни ребенку, ни школе. Благодаря посред- ничеству услуги предоставляются систематически, и их несогласованность уменьшается.
4.
Развивающая консультация, или модель сотрудничества. Консультан- ты помогают в процессе выработки решения. Их главная задача состоит в том, чтобы вовлечь консультируемых в активный поиск решений проблем, возник- ших в их работе с клиентами. Таким образом, консультируемые (например, в школе — родители, учителя, дети, консультанты или работники общественных агентств) должны представить ясное изложение своих проблем, провести их тщательный анализ, разработать возможные решения, а затем осуществлять их и оценивать свои собственные планы действия. Этот подход не предполагает, что кто-либо один обладает достаточными знаниями для выработки и внедре- ния решений. Вся группа должна работать как единый, слаженный ансамбль.
Создание атмосферы, в которой может осуществляться этот процесс, — главная задача коллаборативных консультантов-экспертов (придерживающихся модели сотрудничества). Это требует применения значительного числа меж- личностных навыков консультирования, таких как эмпатия, активное слушание и структурирование информации. Кроме того, консультанты-эксперты должны обладать эрудицией и аналитическим мышлением, уметь вызывать у других людей энтузиазм, оптимизм и уверенность в себе. Они должны обладать спо- собностью интегрировать и использовать эмоциональные, бихевиоральные и когнитивные способы решения проблем.
У
РОВНИ ЭКСПЕРТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Услуги эксперт-консультирования могут предоставляться на разных уровнях. Три из наиболее распространенных способов осуществления процесса
— это работа на индивидуальном, на групповом уровне или на уровне органи- заций и сообществ (Kurpius, 1985).
1 ... 57 58 59 60 61 62 63 64 ... 83
И
НДИВИДУАЛЬНОЕ
ЭКСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Киш (Kish, 1977) проанализировал различные аспекты индивидуального эксперт-консультирования. Он использовал процесс перемены ролей, при кото- ром клиент исполнял роль активного или пассивного консультанта-эксперта, в то время как консультант действовал в роли клиента. Клиент при переходе к новой роли пересаживался в другое кресло. Исполняя роль пассивного консуль- танта-эксперта, клиент предлагал только привычный, осторожный, не содер- жащий риска совет в ответ на представленную проблему; при этом никакой конфронтации не возникало. При переходе клиента к активной роли его «мыс- ли, чувства и стратегии становятся чрезмерно настойчивыми, конфронтацион- ными, могут быть новаторскими и рискованнымми» (р. 494). Консультанты всегда спрашивают клиентов о цене, какой может быть воплощена идея клиен-
558 та-консультанта, и с каким риском это может быть связано.
Другая форма индивидуальной эксперт-консультации заключается в обу- чении навыкам саморегуляции. Кан (Kahn, 1976) указывает, что проводимые извне методы лечения не очень эффективны. Вместо них он предлагает четы- рехкомпонент-ную модель, состоящую из взаимозависимых частей.
•
Самонаблюдение. Наблюдение своего собственного поведения. <
•
Самоизмерение. Оценивается серьезность проблемы.
•
Самоисцеление. Разрабатываются и выполняются стратегии изменения.
•
Самообслуживание. Непрерывно контролируются и измеряются резуль- таты процесса саморегуляции.
Кан приводит примеры эксцессивных или дефйцитарных форм поведе- ния, которые могут быть устранены с помощью этой модели, в том числе таба- кокурение, ожирение, неуверенность и депрессия. Он указывает, что, косда че- ловек усвоит стадии процесса саморегуляции, он сможет предпринимать про- филактические и корректирующие действия.
Курпиус (Kurpius, 1986) подчеркивает, что при проведении консультаций на индивидуальном уровне необходимы «взаимное доверие и уважение» (р. 61).
Например, Фогль (Fogle, 1979) полагает, что обучение людей процессу кон- структивного негативного мышления может в ряде случаев снимать беспокой- ство, восстанавливать мотивацию, способствовать стабилизации деятельности в условиях риска и переносить внимание на настоящее. При использовании этого метода клиентам дается инструкция предположить самое плохое из того, что может произойти, и составить план на случай этого наихудшего варианта раз- вития событий. Им предлагается следовать инструкциям консультанта-эксперта лишь в том случае, если они считают, что все предполагаемые ими события обязательно произойдут.
В целом консультанту-эксперту, оказывающему консультационные услу- ги на индивидуальном уровне, часто приходится заниматься формированием навыков или предлагать решение. Работа на индивидуальном уровне подходит для случаев, когда проблема консультируемого имеет явно индивидуальный характер, когда системное вмешательство является неадекватным или невоз- можным, а также в случаях, когда индивидуальное изменение представляется наиболее выгодным и эффективным (Fuqua & Newman, 1985).
Г
РУППОВОЕ
ЭКСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультация на уровне группы применяется в случаях, когда несколько человек сталкиваются со сходными проблемами (например, на работе).
Курпиус (Kurpius, 1986) утверждает, что в производственной ситуации, где применяется групповая форма консультации, группа может направлять уси- лия как на решение проблемы, так и на личностные аспекты. В группах, зани- мающихся разрешением проблем, консультант-эксперт выступает в роли ката- лизатора и помощника. В личностно-ориентированных группах консультант-
559 эксперт может помогать участникам группы сплотиться в команду для понима- ния и разрешения личностных проблем.
Одной из первых эффективных коллаборативных моделей консультации была так называемая С-группа (Dinkmeyer, 1971, 1973; Dinkmeyer & Carlson,
1973). Все аспекты этого подхода начинаются с буквы «С»: сотрудничество
(collaboration),
консультация (consultation), разъяснение (clarification), кон- фронтация (confrontation), заинтересованность (concern), конфиденциальность
(confidentiality)
и обязательство (commitment). Его главная цель состоит в том, чтобы предложить участникам группы новую информацию о человеческом по- ведении. Подход стимулирует участников группы:
• совместно работать на принципах равенства (сотрудничество);
• обмениваться информацией (консультация);
• осознавать связь между убеждениями, чувствами и действиями (разъяс- нение);
• открыто делиться мнениями друг с другом (конфронтация);
• сопереживать друг другу (проявлять заинтересованность);
• не допускать утечки информации за пределы группы (конфиденциаль- ность);
• принимать программы действий для определенных изменений (обяза- тельство).
Хотя модель «С-группы» имеет достаточный потенциал для того, чтобы существенным образом повлиять на взаимоотношения родителей и детей, груп- па всегда составляется из взрослых, поскольку, в соответствии со своей ориен- тацией на теорию Адлера, сторонники подхода считают, что взаимоотношения родителей и детей в любом случае контролируются взрослыми. Кроме того, этот подход никогда не применяется как теоретический базис консультирова- ния, а используется только для обмена информацией и взаимной поддержки.
Войт, Доулер и Фулкерсон (Voight, Lawler & Fulkerson, 1980) разработали программу, которая помогает женщинам принимать решения в ситуациях, свя- занных с кризисом среднего возраста. Эта программа имеет некоторые парал- лели с моделью «С-группы», благодаря своей направленности на активизацию у клиентов навыков самопомощи и на распространение информации в условиях группы. Программа использует уже существующие женские социальные объ- единения, чтобы помочь женщинам стать более устойчивыми психологически и более информированными относительно ресурсов и возможностей своего со- общества. Долгосрочная польза этой программы заключается в том, что участ- ники не только становятся лучше осведомленными и самостоятельными, но и получают возможность жить в дальнейшем в таком окружении, в котором они могут получать поддержку и информацию от других людей, переживших по- добный опыт. Подобным же образом был создан центр самопомощи для под- ростков, предназначенный для групповой консультационной работы (O'Brien &
Lewis,
1975). В этом центре, который был первоначально создан для работы с наркоманами, клиентам предоставляют информацию и методики помощи друг другу.
560
Э
КСПЕРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЙ
/
СООБЩЕСТВ
Поскольку экспертное консультирование организаций и сообществ зна- чительно разнообразнее, чем индивидуальное или групповое консультирование, для продуктивной работы на этом уровне консультанты-эксперты должны об- ладать разносторонними системными знаниями. В отличие от индивидуального или группового уровня работы, консультанты-эксперты, работающие с органи- зациями, являются внешними по отношению к проекту, хотя подобная ситуация может иметь место и на индивидуальном или групповом уровне. Например, консультанты могут давать политические консультации, потому что они нахо- дятся «в позиции посредников, которые могут эффективно доводить до сведе- ния политиков и администрации всех уровней проблемы тех людей, которым они служат» (Solomon, 1982, р. 580). Такие действия предполагают отстаивание интересов отдельных представителей, а также прогнозирование и предоставле- ние рекомендаций специальным комитетам.
Конайн (Сопупе, 1975) упоминает другие примеры консультационной ра- боты на уровне сообществ или организаций. С помощью составления экологи-
ческих карт он обращает внимание на положение индивида в окружающей сре- де. Другими словами, он полагает, что, когда консультанты находят людей, жи- вущих или работающих в условиях, далеких от оптимальных с точки зрения психического здоровья, консультанты могут выступить инициаторами измене- ний, направленных на улучшение условий для данной популяции.
Бэрроу и Прозен (Barrow & Prosen, 1981) также указывают на важность работы консультанта-эксперта по экологическим факторам, но они считают не- обходимым добиваться глобального изменения. Помимо оказания помощи кли- ентам в выборе способов преодоления стресса, консультанты должны помочь клиентам изменить факторы, вызывающие стресс. Этот процесс осуществляет- ся лучше, если действия направлены на структурные изменения системы, а не человека в ней. Эплин (Aplin, 1985) предложил модель, описывающую содер- жательную и процессуальную стороны процесса, в которых консультант- эксперт должен разбираться при работе на уровне организаций или сообществ
(рис. 18.2).
С
ТАДИИ ЭКСПЕРТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И УСТАНОВКИ
Понятие стадий развития консультационных отношений является важной частью теоретической базы многих видов консультационной деятельности
(Wallace & Hall,
1996). Две известные теории предлагают разные описания ста- дий консультационного процесса. Первая из них представлена в работе Сплита
(Splete,
1982) и описывает экспертное консультирование как состоящий из де- вяти стадий процесс; в основе теории лежит предпосылка, что клиенты сотруд-