Файл: В россии в xvixvii веках появилось намного более передовое изобретение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь могут быть две группы этих показателей: а) показатели эффективности применения ЭВМ для составления краткосрочных, текущих планов. Эффект опреде­ляется тем, что разработка планов с помощью ЭВМ осуществля­ется быстрее, точнее и полнее, с учетом большего количества фак­торов; б) показатели эффективности применения ЭВМ для состав­ления долгосрочных (перспективных) планов, в этом случае эффект определяется не только тем, что разработанный с помощью ЭВМ перспективный план будет получен быстрее и окажется точ­нее и полнее, но что он вообще стал возможным благодаря ис­пользованию ЭВМ;

  • показатели, характеризующие повышение качества продукции, технология производства которой включает использование ЭВМ;

  • показатели, характеризующие экономику производства продук­ции с применением ЭВМ (например, повышение производитель­ности труда, увеличение объема выпускаемой продукции, сниже­ние себестоимости продукции и т. д.), если цель использования ЭВМ заключается именно в улучшении характеристик производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия или организа­ции. В этом случае показатели целевой эффективности одновре­менно являются и показателями экономической эффективности.

Показатели технической эффективности ЭВМ.

 С помощью этих показателей оценивается эффективность ЭВМ как технического средства при работе ее в различных режимах. При этом не при­нимается во внимание эффект, получаемый за счет реализации результатов решения задач на ЭВМ.

Примеры показателей технической эффективности ЭВМ.

1. Интегральная пропускная способность ЭВМ на отрезке вре­мени [0, t ]:



где : n0 ( 0,t ) , nП( 0,t ) — число запросов, соответственно обслуженных системой на отрезке времени [0, t]и поступивших на этом же отрезке.

Интегральная пропускная способность показывает, как в среднем ЭВМ справляется с обслужи­ванием входящего потока запросов от момента начала отсчета ра­боты до некоторого момента t(например, за смену, сутки, месяц).

1. Динамическая пропускная способность dд(Dtt), представ­ляющая собой отношение числа запросов п0 (Dt, t), обслуженных системой на интервале Dt, к моменту времени t,  к числу запросов пп (Dt, t), поступивших в систему на том же интервале Dtи к тому же моменту:


                            dд(Dtt) = п0 (Dt, t) :  пп (Dt, t)

2. Динамическая пропускная способность позволяет судить о том, как ЭВМ справляется с обслуживанием входящего потока за­просов на любом заданном (наиболее характерном) отрезке вре­мени к любому текущему моменту.

 

3. Показатели эффективности функционирования ЭВМ в режи­ме разделения времени:

Т0 — среднее время реакции на запрос абонента;

Ммакс — максимально возможное число активных абонентов, т. е. абонентов, обращающихся с запросами к ЭВМ в данный мо­мент времени;

Кз — коэффициент задержки обслуживания абонентов; это от­ношение среднего времени реакции на запрос абонента при мак­симальном количестве активных абонентов к этому же времени при минимальном их количестве.

4.    Показатель эффективности функционирования ЭВМ в режи­ме пакетной обработки — Тзнз (время на реализацию заданного на­бора задач).

5.    Показатели эффективности дисциплин обслуживания запро­сов с учетом их приоритетов:

Toi— среднее время обслуживания запросов i-го приоритета (без учета времени ожидания обслуживания);

Tпрi —  среднее время пребывания в системе запросаi-ro прио­ритета (складывается из среднего времени ожидания обслужива­ния и среднего времени собственно обслуживания);

Kзi = T0i:Ti1  —  коэффициент задержки обслуживания запроса i-го приоритета, где Ti1 —  среднее время обслуживания запроса первого (высшего) приоритета.

На выбор основных показателей технической эффективности оказывает влияние назначение ЭВМ.

Показатели экономической эффективности ЭВМ.

 В качестве основных показателей этой группы можно использовать показа­тели, рекомендуемые существующими нормативными документа­ми :

Эг — годовой экономический эффект, руб.;

Еэ — коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, 1/год;

Ток— срок окупаемости капитальных вложений, год.

Эти показатели могут быть как ожидаемыми, позволяющими судить об экономическойэффективности намеченной к использованию ЭВМ, так и фактическими, оценивающими эффективность используемой ЭВМ.



Величина  годового экономического эффекта Эг определяется как разность приведенных затрат, связанных с созданием и эксплуатацией некоторой системы для базового и рассматриваемого (исследуемого) вариантов.  Под ба­зовым вариантом системы понимается такая система, которая вы­полняет свои функции без применения ЭВМ или с применением ЭВМ устаревшего образца. Рассматриваемая система — это си­стема, выполняющая те же функции, но с использованием совре­менной (или более подходящей) ЭВМ, экономическая эффектив­ность которой подлежит оценке.

Приведенные затраты  Зп представляют собой сумму текущих затрат  С и капитальных вложений К (или единовременных затрат, имеющих характер капитальных вложений), приведенных к оди­наковой размерности с помощью нормативного коэффициента эко­номической эффективности Ен:

3П    = С + ЕН К.                    

Следовательно,

Эг = ЗП1 — ЗП2  = ( C1+ EHK1 ) —  (С2 + EHK2 ) =

= ( C1      —   C2)  —   EH ( K2 — К1),     

где Зп1 , Зп2 — годовые приведенные затраты соответственно для базового и рас­сматриваемого вариантов системы;

С1, С2   — годовые текущие затраты для этих же вариантов системы;

К1, К2   — капитальные вложения для базового и рассматриваемого вариан­тов системы.

Величины Еэ и Ток определяются по формулам:



Tок   =   1 :Eg.                   

Использование предлагаемой ЭВМ экономически целесообраз­но, если выполняются условия

ЕЭ ³ ЕН или   Т0К £ ТН,

где Тн — нормативный срок окупаемости капитальных вложений.

 

Факторы, определяющие эффективность ЭВМ  (систем, сетей телекоммуникаций)

Анализируя ал­горитмы определения показателей эффективности ЭВМ(ВС, се­тей ЭВМ), можно выделить ряд факторов (параметров, характе­ристик), обусловливающих значения этих показателей. Их можно объединить в несколько групп.

Первую группу составляют факторы и параметры, характери­зующие входящие потоки запросов на обработку информации на ЭВМ:

  • число приоритетов (классов) потоков за­просов, интенсивность потоков запросов каждого класса;

  • объем входной информации по каждому запросу;

  • характер входной ин­формации (соотношение между алфавитной и цифровой информа­цией и др.);

  • формализованные требования по   времени   удовлетворения запросов (например, допустимое время пребывания за­просов в системе, допустимое время ожидания обслуживания за­проса).


Во вторую группу включаются факторы и параметры, характе­ризующие технические и общесистемные программные средства ЭВМ:

  • производительность; емкость оперативной памяти и ВЗУ;

  • формы представления данных, системы счисления, использу­емые для ввода и обработки информации;

  • степень развитости системы команд;

  • режимы работы и дисциплины обслуживания за­просов;

  • возможность подключения дополнительных устройств вво­да-вывода; полнота и глубина автоматического контроля выпол­нения операций и др.

Третью группу составляют факторы и параметры, характери­зующие методы и алгоритмы решения задач и удовлетворения за­просов:

  • возможность деления задачи на подзадачи;

  • количество используемых стандартных подпрограмм при решении задачи;

  • воз­можность использования пакетов прикладных программ, исполь­зуемые дисциплины обслуживания запросов и их характеристики.

В четвертую группу входят факторы и параметры, характери­зующие трудовую деятельность человека, взаимодействующего с ЭВМ (множества временных, точностных и надёжностных харак­теристик, которые могут быть использованы для оценки работы и операций, выполняемых пользователями, операторами, програм­мистами при взаимодействии их с ЭВМ).

Пятую группу составляют факторы и параметры, характери­зующие условия работы и производственную среду, в которой функционирует система:

  • температура, влажность, уровень шумов, санитарно-гигиенические условия работы обслуживаемого персо­нала;

  • организация режима труда и отдыха операторов;

  • напряжен­ность труда и его эмоциональная сложность;

  • требования по опе­ративности выполнения операций и др.

В отдельную группу могут быть включены стоимостные пока­затели: затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию ЭВМ и программного обеспечения, затраты на содержание обслуживаю­щего персонала, электроэнергию, вспомогательные материалы, тех­ническое обслуживание ЭВМ и др.

Методы оценки эффективности ЭВМ.

 Эффективность ЭВМ (систем, сетей телекоммуникаций) оценивается на различных этапах жизненного цикла системы — от этапа ее проектирования
, когда выполняется априорная (доопытная) оценка с целью определения ожидаемой эффективности и решения вопроса о целесообразности реализации проекта, до этапа эксплуатации, когда проводится апостериорная (послеопытная, на основе конкретного опыта эксплуатации) оцен­ка с целью определения фактической эффективности, подтвержда­ющей пли в какой-то степени опровергающей прогнозы.

 Апостери­орная оценка эффективности обычно проводится методами прямого счета с ис­пользованием аналитических соотношений, характеризующих вли­яние различных факторов и параметров на показатели эффектив­ности.

Гораздо более сложной и трудоемкой задачей является апри­орная оценка, которая, как правило, осуществляется с помощью методов математического моделирования.

К математическим моделям ЭВМ, работающим в диалоговых режимах, когда необходимо учитывать характеристики пользова­телей (операторов), предъявляется ряд требований.

Основные из них следующие:

  • модель должна отражать роль и место человека в системе, поскольку именно она является предметом исследований при оцен­ке эффективности системы;

  • модель должна адекватно отражать деятельность операторов системы, в ней должны быть идентифицированы их различия и особенности;

  • модель должна охватывать основной и вспомогательный про­цессы функционирования системы. Под основным процессом по­нимается совокупность операций, в результате выполнения кото­рых достигается поставленная цель. Вспомогательные процессы — это процессы планирования и обеспечения (последние представля­ют собой совокупность операций, выполнение которых обеспечи­вает устойчивость основного процесса или его восстановление);

  • в модели системы должна быть предусмотрена возможность отражения параллельно протекающих процессов;

  • в модели должны сочетаться свойства описательности  и оце­ниваемости процессов функционирования;

  • язык модели должен быть доступен человеку и ЭВМ, посколь­ку экспериментальное исследование модели проводится на ЭВМ;

  • время, затрачиваемое на экспериментальные исследования ма­тематической модели системы, должно быть в пределах допусти­мого.

Существуют два класса математических моделей — аналитиче­ские и имитационные, отличающиеся принципами построения и методами исследования.