Файл: Учебнометодическое пособие г. Киров 2016 Составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Последовательность изучения площади в учебнике Моро М.И. «Математика»

(УМК «Школа России»)


Класс

Часть

Страница

Тема

3

1

56

Площадь. Единицы площади.

3

1

58

Квадратный сантиметр.

3

1

60

Площадь прямоугольника.

3

1

66

Квадратный дециметр.

3

1

70

Квадратный метр.

4

1

41

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

4

1

43

Ар. Гектар.

4

1

44

Таблица единиц площади.

4

1

45

Палетка.


Универсальные учебные действия, формируемые на данных уроках

Личностные:

  1. Формировать положительное отношение к учебному процессу.

  2. Формировать самоорганизацию.

  3. Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Предметные:

  1. Применять полученные знания для сравнения площадей фигур.

  2. Применять знания и способы действий в изменённых условиях.

  3. Познакомиться с единицей измерения площади - квадратным сантиметром.

  4. Познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.

  5. Познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром.

  6. Познакомиться с квадратным километром и квадратным миллиметром.

  7. Познакомиться с аром и гектаром.

  8. Познакомить со способом вычисления площади прямоугольника.

  9. Применять полученные знания для измерения площадей фигур.

Метапредметные.

Регулятивные:

  1. Осуществлять контроль;

  2. Принимать и ставить учебно-познавательную задачу;

  3. Строить логические рассуждения.


Познавательные:

  1. Учиться различным способам сравнения площадей фигур: «на глаз», наложением и с использованием единиц измерения (одинаковых мерок)

  2. Построение цепочки логических рассуждений.

Коммуникативные:

  1. Формировать собственное мнение и позицию.

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Уметь адекватно использовать речевые средства.


Фрагменты уроков математики
Тема урока: «Площадь. Единицы площади. Сравнение фигур по площади».

Дидактическая цель: Организовать деятельность учащихся по знакомству с новой величиной – площадью, путём выполнения практической работы и заполнения таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Класс: 3

Учебник М.И. Моро «Математика», 3 кл. 1 ч., с 56-57.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Постановка учебной задачи

-Ребята, а вы слышали слово «Площадь»? Где оно вам встречалось? Составим «Кластер» (у каждого лист бумаги, дети записывают всё, что связано со словом площадь – 3 мин.

-давайте с вами заполним таблицу:


Что я знаю о площади?

Что я хочу узнать?

Что я узнал о площади?












- Сегодня мы с вами рассмотрим слово ПЛОЩАДЬ с математической точки зрения. Это слово часто будет звучать сегодня на уроке. Запишите новое слово в тетрадь.

- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?

-Давайте заполним второй столбик нашей таблицы.

-Где мы можем посмотреть значение нового слова?
-Кто знает, как в математике принято обозначать слово «Площадь»?
Если нет верной версии – подсказывает учитель.

-В математике принято обозначать данную величину латинской буквой S. Запишите в тетрадь.

Учащиеся говорят, что встречали данное слово в словосочетаниях:

Красная площадь, площадь квартиры и.т.д.
В ходе опроса заполняется первый столбик таблицы
Учащиеся рассказывают о площадях:

Сообщение, подготовленное учеником о Красной площади
Учащиеся записывают слово в тетрадь.
Версии учащихся.


Работа со словарём.

Площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

Версии учащихся.

Записывают: Площадь – S

  1. «Открытие» детьми нового знания

Практическая работа с геометрическим материалом.

-Чтобы ответить на поставленные нами вопросы, мы выполним практическую работу. Перед вами лежат геометрические фигуры

-Возьмите синий и зелёный квадраты. Покажите квадрат, который занимает больше места на вашей парте.

Как вы определили?

-Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади зелёного квадрата.

-Кто догадался, как это можно записать математическим языком?

-Сделайте вывод, как можно определить площадь фигуры?

-Давайте запишем открытый нами способ в таблицу «ЗХУ»

- Возьмите красный и жёлтый круг. Сравните их. Можно ли определить «на глаз», площадь какого круга больше?

-Что же делать?

-Оказывается, есть ещё способ определения площади фигур.

-Как можно определять площадь фигур? Как записать математическим языком?

-Давайте запишем в нашу таблицу.

- А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски, площадь тетрадного листа или площадь учебника? Какой способ вы применили?


Проблемная ситуация.

-Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат. Определите, у какой фигуры площадь больше.

-С какой мы столкнулись трудностью?

-Какую мы цель поставим?

Версии учащихся


  1. Правильная версия есть

  2. Нет правильной версии (нужно открывать новый способ)

-Сосчитайте количество клеток в наших фигурах.

-Сколько клеток поместилось в квадрате, сколько в прямоугольнике?
-Можем ли мы теперь сделать вывод, у какой фигуры площадь больше?

-Сформулируйте третий способ определения площади фигур. Запишите в таблицу.
-Давайте проверим новый способ. Возьмите опять синий и зелёный квадрат. Синий квадрат измерьте большим квадратом, а зелёный маленьким. Что у вас получилось?

-Но мы измеряли эти фигуры раньше, и к какому выводу пришли?
-Почему получилось несоответствие?

-Какие три способа измерения площадей фигур мы с вами открыли?
Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда –

Встали мерки в три ряда.

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики!

Чтобы площадь нам узнать,

Надо их пересчитать!


-Синий квадрат занимает больше места на парте.

-Видно «на глаз»

Sс.> Sз.
-Можно определить «на глаз»


Определить трудно.

Версии учащихся

-Можно наложить или совместить эти два круга.

-Можно определить площадь фигуры наложением фигур друг на друга.

Sк.=Sж.
Площадь стены больше, чем площадь классной доски. Применили 1 способ «на глаз»

Площадь учебника больше площади тетрадного листа. Применили 2 способ наложением друг на друга.
Дети попадают в затруднение, так как на глаз и наложением не определить.

-Не подходят оба способа.

-Нам нужно открыть новый способ определения площади фигур.
Версии учащихся (если правильного ответа нет, предложить начертить эти фигуры в тетради.)

Ребята догадываются, что можно разбить фигуры на равные квадраты и сосчитать их.

В квадрате 16 клетки

В прямоугольнике 10 клеток
-Да можем.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

-У нас получилось, что площадь зелёного квадрата больше площади синего.
Раньше у нас получалось, что площадь синего квадрата больше, чем площадь зелёного

-Мы измеряли сейчас разными мерками.

-Нужно измерять фигуры одинаковыми мерками

  1. «на глаз»

  2. Наложить фигуры друг на друга

  3. Измерить одинаковыми мерками.

  1. Первичное закрепление




Выборочная проверка. Заслушать учеников, у которых возможны затруднения в работе.

-Для остальных работа в парах, нужно доказать, что площадь фигур на доске одинаковая.



















Тема урока: «Площадь. Квадратный сантиметр».

Дидактическая цель: ознакомить учащихся с квадратным сантиметром как единицей измерения площади и научить пользоваться этой единицей измерения.

Класс: 3

Учебник М.И. Моро «Математика», 3 кл. 1 ч., с 58.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Постановка учебной задачи

-Вспомните, какие способы сравнения площади фигур мы узнали?

Проблемная ситуация

-У вас на парте прямоугольник и квадрат, сравните их площади, у вас получилось?

-Почему?
-А можем ли мы попробовать сделать такие мерки?

  1. «на глаз»

  2. Наложить фигуры друг на друга

  3. Измерить одинаковыми мерками.

-Нет

-Их нельзя наложить друг на друга, и у нас нет одинаковых мерок.

-Да

  1. «Открытие» детьми нового знания

- Начертите в тетради отрезок длиной 1см – это линейная единица.

- Что мы измеряем в см?

-Итак, возьмите картон и вырежьте квадрат со стороной 1см.

- Эта фигура плоская. Такими мерками измеряют площади фигур и называют единицы площади.

- Напомните, какая длина сторон квадратов на ваших картах?

- Начертите такой квадрат в вашей тетради и раскрасьте его.

- Сегодня мы познакомимся с единицей измерения площади.

-Она называется квадратный сантиметр.

- Записывают так: см2.

- Сколько у каждого из вас квадратов?

- Цифра вначале записи говорит, что это 1см2.
Предлагаю начертить в тетради квадрат со стороной 4см. (Дети чертят).

- А сейчас посчитайте, сколько в нем см2, используя мерку.

- Как вы думаете, это удобный способ?

- Кто предложит другой способ.


















































- Сделайте это.

- Сколько насчитали квадратов?

Значит площадь данного квадрата 16см2

Записывается это так: S= 16см2 (на доске)

- Каким способом вы считали?



-Отрезки, длины сторон фигур

Вырезают


-1 см


-Один

Дети считают.
-Не очень

-Разбить большой квадрат на см2.


-16
-По вертикали, по горизонтали.



Тема урока: «Площадь прямоугольника».

Дидактическая цель: создать условия для формирования умения учащихся вычислять площадь прямоугольника.

Класс: 3

Учебник М.И. Моро «Математика», 3 кл. 1 ч., с 60-61.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Постановка учебной задачи

-Начертите прямоугольник со сторонами 4см и 3см.

-Измерьте его площадь с помощью мерки в 1см2.

-Какая площадь у этого прямоугольника?

- Чему равна длина прямоугольника?

- Что это значит?

- Сколько таких полосок можно уложить в рассматриваемом прямоугольнике? Почему? (Учитель заслушивает ответы детей. Так как ширина прямоугольника равна 3см, то всего в прямоугольнике будет 3 ряда по 4 см2.)

- Как вычислить, сколько всего квадратных сантиметров уложится в этом прямоугольнике?

- Как нашли площадь прямоугольника?

- Как ещё можно рассуждать при определении площади прямоугольника?

-12 см2

-4см

По длине прямоугольника в одном ряду укладывается 4 квадрата со стороной 1см.

-Надо 4 • 3 = 12 (см2).

Площадь прямоугольника равна 12 см2.

-Ширина прямоугольника 3 см, следовательно, по ширине в одном столбике уложится 3 квадрата со стороной 1см; так как длина прямоугольника 4см, то таких столбиков будет 4, т. е. площадь прямоугольника равна 3 • 4 = 12 (см2).

  1. «Открытие» детьми нового знания

- Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.

-Можем ли мы вывести формулу нахождения площади?

-Обозначим длину буквой а, а ширину буквой b.

-Кто догадался, как будет выглядеть формула площади прямоугольника?

-Напишите на доске.

S v =a*b




  1. Первичное закрепление.

-Даны 2 прямоугольника, стороны одного равны 5см и 6см, а стороны второго 4см и 7см. Вычислите площади данных прямоугольников и определите, какой из них больше.





Тема урока: «Площадь. Квадратный дециметр».

Дидактическая цель: ознакомить учащихся с новой единицей измерения площади - дм2.

Класс
: 3

Учебник М.И. Моро «Математика», 3 кл. 1 ч., с 66-67.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Постановка учебной задачи

Проблемная ситуация

-У вас на парте прямоугольник, найдите его площадь с помощью модели квадратного сантиметра. (200см2)

-Удобно ли вам было измерять его площадь?

-А что нужно сделать для более удобного вычисления площади?

-Что мы сегодня узнаем?

-Измерить другими, более крупными одинаковыми мерками.

-Новую единицу измерения площади

  1. «Открытие» детьми нового знания

-А сейчас я предлагаю вам начертить квадрат, сторона которого 10см.

-Какое свойство квадрата мы знаем?
-Какой другой единицей измерения длины мы можем заменить 10см?

-Подпишите длину сторон квадрата и этой величиной. У каждого из вас получился квадрат, сторона которого 1 дм. Кто догадался, как по-другому мы можем назвать эту фигуру?

-Записывается это так: 1дм2

- Чему равна площадь этого квадрата?

-А сейчас возьмите лист и сделайте модель квадратного дециметра.

Её нужно поделить на см2.

-Сосчитайте их (100)

-Какой вывод мы можем из этого сделать?

Следовательно: 1дм2 = 100см2

Работа в парах:

-А сейчас сложите фигуру из двух квадратов на парте, присоединив их рядом. Какова площадь получившейся фигуры?

-Как вы поняли, для чего нам нужна новая единица измерения площади дм2?



-У квадрата все стороны равны.
-1дм.


-Квадратный дециметр.

1дм2 = 10см*10см=100см2.

1дм2 = 100см2

-2дм2
-Чтобы измерять площадь больших фигур.

  1. Первичное закрепление.

-Давайте прочитаем определение на слайде.

-Правильно ли мы с вами дали определение дм2?

-Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2?

- Давайте измерим площадь стола с помощью модели квадратного дециметра.

- Площадь учебника, тетради, стола, доски.
измеряют

Тема урока: «Площадь. Квадратный метр».

Дидактическая цель: Организовать деятельность учащихся по знакомству с новой единицей измерения площади – квадратным метром.