Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1452

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

25

1.4. Анализ методических подходов к формированию фонематического восприятия.

По исследованиям Бельтюковой, В. И., Гвоздевой А. Н., Колесниковой Е. В., Левиной Р. Е. , Швачкина Н. Х. и др. формирование фонетической стороны речи совершается в первые четыре-пять лет жизни ребенка. В этот период артикуляторный аппарат дошкольника имеет свойство приспосабливаться к тем звуковым фонематическим связям, которые он находит в родном языке. В своих трудах известные логопеды обозначили, что сначала устанавливаются различение фонем, более легких по звучанию, постепенно переходя на акустически наиболее близкие звуки. И так поэтапно дошкольник усваивает фонемы, мало различающимися одна от другой акустическими свойствами (звонкие - глухие, шипящие, свистящие, [р] и [л] и т.д.)(41).

. Фонематическое развитие речи можно считать завершенным лишь тогда, когда все фонемы данного языка усвоены ребенком.

В работах Колесниковой Е.В отмечено, что процесс выделения фонем с постепенно формирует устную речь, но и накапливает запас звуковых фонематических образов, составляющих содержание языкового сознания. Эти слуховые образы носят обобщенный характер. Овладение звуковой речью совершается, опираясь на акустическое различение фонем и установление тех фонематических связей, имеющихся в данном языке. Восприятие таких связей становится важным для появления должного звукового фона и, соответственно, для развития активной речи, а далее для необходимого овладения грамотой(25).

Филичева Т.Б. в своих работах определяет методы устранения различных видов речевой недостаточности. Преодоление фонетико-фонематических нарушений основывается на развитии активной познавательной деятельности детей, развитии у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области


26

речевых звуков. Оно возможно при использовании разнообразных упражнений, развивающих речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Главное требование к обучению - научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова - звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно и отчетливо произносить весь звуковой состав слова, а значит и фразу в целом (50).

Эффективность методического подхода в логопедической работе изучала Иншакова О.Б. По ее мнению, для эффективности такой работы, необходимо выделять основную клиническую картину нарушения речи, за которой расположены последующие вторичные отклонения. Сопоставляя характер (тип) дефектов произношения с уровнем формирования фонематических процессов позволит уточнить особенности дефектов произношения в общей картине нарушений устной речи. Чем раньше начнется коррекция речевых нарушений, тем выше еѐ результат. Ученая отмечала, что содержание и методы логопедической работы должны значительно видоизменяться в зависимости от того, связано нарушение звукопроизношения с общим недоразвитием речи или нет(30). Как подчѐркивает Лямина Г.М, в одном случае обозначают обширную программу логопедических занятий, включающую работу над словарѐм, грамматическим строем речи, над развитием фонематического слуха и произношением. В другом случае программа включает работу над произношением, связанную лишь с формированием фонематического слуха(20).

Изучая материалы исследования известного филолога Гвоздева А. Н., стоит отметить, что ребенок к 4,5 - 5 годам должен постичь всю систему родного языка: связная речь, полное изложение своих мыслей, без затруднений строить сложные развернутые предложения; легко пересказывать рассказы и сказки; грамотно произносить все звуки, без задержек воспроизводить многосложные слова. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов(10).

27

Значит, преодоление фонематического недоразвития обеспечено единством и взаимодействием всех сторон речи.

Изучая работы Каше Г.А., можно сделать вывод, что в основном задачи и содержание логопедической работы лежат в анализе структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей. Формирование фонематического восприятия возникает на самых первых этапах логопедической работы и частично входит во многие методы коррекционного воздействия(21).



В разнообразных пособиях - Журовой Л. Е., Каше Г. А., Швачкина Н. Х., Чевелевой Н. А., Эльконина Д. Б. и др. отмечено, что начало работы по формированию фонематического восприятия важно строить на материале неречевых звуков. Позже, поэтапно охватывать звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем - те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. На первых занятиях важно проводить работу по формированию слухового внимания и слуховой памяти, что даст возможность добиться более эффективных и быстрых результатов развития фонематического восприятия.

Горчакова А.М. в своих трудах определяет, что для устранения недостатков произношения, сопровождающихся отклонениями в звуковом анализе, помимо артикуляционных упражнений особое место отводится аналитико-синтетической работе, формирующей у детей возможность свободно различать и выделять звуки в словах(13).

Бесспорна, по мнению ученой, и связь фонематических и логико-грамматических представлений. При целенаправленной работе по формированию фонематического слуха дети начинают гораздо лучше воспринимать и различать окончания, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. (47). В своих трудах Филичева Т. Б. и Чиркина Г. А. доказывают, что для результативной коррекции фонематических нарушений

28

важно так планировать работу, чтобы она содействовала и формированию правильного звукопроизношения, и звуковому анализу и синтезу состава слова. На каждом этапе работу следует проводить по трем направлениям: постановка и дифференциация звуков, звуковой анализ на материале слогов и слов и формирование предложений(51).

По мнению Голубевой Г. Г., логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей с речевыми нарушениями включает в себя следующие разделы: 1) формирование моторики артикуляционного аппарата; 2) рзвитие правильного речевого дыхания, правильной артикуляции звуков; 3) воспитание интонационной выразительности. 4) развитие звукопроизношения; 5) формивание фонематического восприятия; 6) установление простых и сложных форм фонематического анализа(12).


Люблинская А.А. и Нищева Н.В. отмечают, что несформированность психофизиологических предпосылок развития фонематической стороны речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией устанавливают следующие направления коррекционного воздействия:

I этап – подготовительный (развивается слуховое внимание и слуховая память, формируется артикуляционная моторика, развивается тонкая моторика, формируется фонематическое восприятие);

II этап - основной (формируется фонематический анализ структуры слова -выделение (узнавание) звука на фоне слова, развиваются умения вычленять первый и последний звука из слова, развиваются сложные формы фонематического анализа) (29). Осуществление данных направлений должно проходить комплексно и системно. В каждом направлении определены этапы работы, каждый из которых предусматривает решение конкретных задач. На каждом этапе работа построена, учитывая структуру речевого дефекта. Для

29

формирования фонематического анализа дошкольникам предлагают задания игрового содержания, т.к. в игровой деятельности дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игре происходит и познавательное воспитание детей, и речевая деятельность в целом, т.к. игровая деятельность расширяет и углубляет представления об окружающей действительности, совершенствует внимание, память, восприятие, воображение, наблюдательность и мышление(34).

Левина Р. Е. стоявшая у основ отечественной логопедии, писала о том, что выбирая путь и средства преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей важно ставить ориентиры на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким узловым образованием, главным моментом в системе коррекции стертой дизартрии является фонематическое восприятие и звуковой анализ. развитие узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта, то есть коррекции речевого недоразвития(38). Данное утверждение подтверждает и Ткаченко Т.А. которая считает, что воспитание фонематического восприятия положительно влияет на развитие всей фонетической стороны речи. В дальнейшем это оказывает положительное влияние и на усвоение письма(49).


В трудах Чиркиной Г. В. отмечается, что работа по формированию фонематических представлений предусматривает определенную последовательность: от четкого восприятия правильно произносимых ребенком фонем (типа (П), (Т), (К)) и различению звуков, резко различающихся артикуляционным укладом ((Т) от (С, П, Р)) и постепенно переходящих к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (П -Б, С - 3, С –Ш) (54).

Как отмечал Выготский Л.С., к ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом

30

обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка(9).

Функции дидактической игры: - развивать познавательные и умственные способности:

-развивать речь детей: пополнять и активизаровать словарь. - социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника:

Нищева Н. В и Иванова А.С проанализировав результаты игры, сделали выводы об ее эффективности, о том, будет ли она интересна детям в индивидуальной игровой деятельности. По результату игрыможно судить об индивидуальных способностях в поведении и характере детей, значит грамотнопостроить индивидуальную работу с ними. В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, логопеду следует применять дидактические игры. По каждому направлению работы подбираются игры для решения определенной коррекционной задачи. Особое внимание следует уделить разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребѐнку(34). Игровая мотивация стимулирует ребенка заинтересованность в положительном результате. Так же, игровая мотивация может являться и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлекаясь сюжетом игры, ребѐнок перестаѐт контролировать произношение и может проиграть(35). Поэтому он долженсосредоточиться сразу на двух задачах: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребѐнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания. При помощи дидактических игр можно проводить работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи(19).