Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1453
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37
II серия- изучение произнесения гласных и согласных звуков в слогах разной структуры. Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенокназывает их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета).
Если при первом речевом контакте логопед отмечаетпростоту общения и получает общее представление правильной в звуковом смсле речи, для прощения тестирования можно поиграть с ребенком со звуками.Мы с тобой будем играть со звуками и словами. Я произношу звуки или слова, а ты повторяй. Послушай: са-са-са, к нам летит оса; си-си-си, звери едут на такси, за-за-за, вот идет коза; зи-зи-зи, смело тормози; ша-ша-ша, шубка очень хороша; ща-ща-ща, нет щетинки у леща; жу-жу-жу, над цветочками кружу ча-ча-ча, каша слишком горяча; цо-цо-цо, снесла курица яйцо. ло-ло-ло, на солнышке тепло; ли-ли-ли, в банке мотыли; ра-ра-ра, играет детвора; ри-ри-ри, прилетели снегири; ко-ко-ко, улетайте далеко; ке-ке-ке, вся измазалась в муке; га-га-га, у лисы болит нога; ги-ги-ги, снять ботинки помоги; ху-ху-ху, мое место наверху; хе-хе-хе, зазвенело в ухе.
III серия- изучение произнесения гласных и согласных звуков в словах, где звук занимает разные позиции.
1. В самостоятельной речи детей. Детям демонстрировались предметные изображения, названия которых содержали исследуемые звуки в различных фонетических позициях, и предлагалось их назвать.
2. В отраженной речи детей. Инструкция: «Повтори за мной слова»
IV серия- изучение состояниязвукослоговой структуры слов. Серия включает задания, направленные на выявление особенностей слогового оформления слов, которые имеют разную степень сложности.
Диагностика 3. Исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка.
38
Одно из главных условий к данному исследованиюи подбору лексического материала -определение пониманиясмысла слов, которе предлагаются ребенку для повторения при исследовании звукопроизношения.
Предлагалась следующая схема исследования:
- изолированное произнесение гласных и согласных звуков;
- произнесение гласных и согласных звуков в слогах разной структуры;
- произнесение гласных и согласных звуков в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
- произнесение гласных и согласных звуков в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке);
- произнесение гласных и согласных звуков в предложении (отраженно, по картинке).
1 задание. Исследование восприятия и дифференциации отдельных звуков. Инструкция: мы с тобой будем играть в шарики, слушай меня внимательно.
Как только ты услышишь звук с (ш, з, к) подними шарик. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять шарик на определенном звуке.
Материал при исследовании- ряды произносимых логопедом отдельных звуков:
Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш
2 задание. Исследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.Ребенку логопед предлагает слушать и повторять группы из двух - трех слогов. Данное заданиеследует проводить на материале групп из двух - трех слогов типа согласный гласный, включающий в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически похожие, но артикуляторно далекие звуки; акустически
39
и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.
3 задание. Исследование дифференциации слов квазимонимов.
Ребенку демонстрируется предметные картинки парами и предлагается указать на ту, которую называет логопед.
Инструкция: мы с тобой поиграем. Я называю картинки, а ты указывай.
К заданиюприлагается материал слов квазимонимов, содержащих: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки , артикуляторно и акустически близкие звуки : крыша -крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок – коробокю.
4 задание. Исследование дифференциации и восприятия звуков в словах. Инструкция: мы поиграем. Ты видишь картинки, я их называю, а ты
выбирай те, в которых ты услышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается указать картинки с заданным звуком.
Материал исследования - разнообразные картинки с изображениями предметов: шар, кошка, мышка, школа, камыши, шмель, вишня, жук, нож, пижама, пружина, пожарник, цапля, курица, палец, огурец, цирк, рукавица, чулок, очки, ключ, крючок, врач, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, рука.
40
5 задание. Исследование способности к элементарному звуковому анализу. Инструкция: я назову тебе слово, а ты назови звук, которй находится в
начале (конце) слова. Скажи, где находится звук ( д, ж, и т.д) - даются слова с нужным звуком в середине слова. Ребенок должен на слух определить, какой звук находится в начале, середине и конце слова.
Для игры предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С нужным звуком в середине слова. Подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.
6 задание. Исследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.
Инструкция: «Мы поиграем в «телефон» я произнесу слово, а ты скажи, я его произношу или нет». Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.
2.2 Обработка результатов исследования
Проведя анализ полученных результатов исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха, можно сделать вывод.
Диагностика 1. Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха.Дети 1 экспериментальной группы -4-х летние. Они не улавливают разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи, т.е. у них отмечается ослабленный слухового контроль; ощущают затруднения при воспроизведение слоговых сочетаний па-ба-па. У таких детей чувствуются затруднения при воспроизведении из-за неправильного восприятия слогов с противоположными звуками; дети экспериментальной группы не выделяют хорошо звук [с] из цепочки звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р]; не выделяют слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша];
41
не определяют наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука; испытывают затруднение при повторении в заданной последовательности 2 слогов [са-ша]; не уверенно показывают названные логопедом картинки, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков: кит и кот, кот и ком.
В целом каждый ребенок 1 экспериментальной группы по предложенным заданиям набрал от 1 до 5 баллов из 14 максимальных, что говорит о достаточно низком уровне состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей экспериментальной группы. Общая сумма баллов экспериментальной группы – 73.
Дети 2 экспериментальной группы -5-х летние более активно справились с предложенными заданиями. Но некоторых дети ощущают затруднения при воспроизведение слоговых сочетаний па-ба-па, им сложно определять разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи, сложно повторять в определенной последовательности 2 слога [са-ша]; Каждый ребенок набрал от 5 до 14 баллов, что говорит о хорошем уровне состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей данной группы. Общая сумма баллов второй группы –114.
Представим полученные результаты на рисунке 2.1.
42